Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ





ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

В составе организационной функции выделяются подфункции, например создание организации, установление структуры и штатной численности, распределение обязанностей между руководством, регламентация деятельности подразделений и работников, установление системы оплаты труда, режима работы и др. Содержанием организационной функции определяется назначение организационно-правовых документов – регламентировать деятельность организации во всех ее аспектах.

Одна из основных управленческих функций, реализуемых в деятельности учреждений, организаций, предприятий, фирм, — организация систем и процессов управления, т.е.:

создание организации, включая выбор ее организационно-правовой формы;

регистрация организации;

установление ее структуры;

определение штатной численности

регламентация деятельности структурных подразделений и работников;

формирование коллегиальных и совещательных органов управления;

регламентация деятельности аппарата управления;

лицензирование образовательной и медицинской деятельности;

установление режима работы;

организация труда работников и оценка труда работников;

реорганизация организации;

 

ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

К организационно-правовым документам относятся:

- устав организации;

- положение об организации;

- учредительный договор;

- положения о структурных подразделениях, коллегиальных и совещательных органах;

- регламент;

- структура и штатная численность;

- штатное расписание;

- инструкции по определенным направлениям деятельности;

- должностные инструкции работников;

- правила внутреннего трудового распорядка (положение о персонале) и др.

 

К первым и основным организационно-правовым документам относятся учредительные документы: устав или положение об организации, учредительный договор. Общие положения, определяющие наименования видов организационных документов и порядок их оформления, приведены в Гражданском кодексе РФ (гл.4, ч. I).



 

Организация, являющаяся юридическим лицом, "действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида" (ст.52 ГК РФ).

 

Организационно-правовые документы называются локальными актами

Локальный акт – это документ, который:

разрабатывается и принимается к исполнению администрацией и коллегиальным органом самоуправления в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами в рамках учреждения; содержит нормы трудового права; направлен на обеспечения функционирования и развития образовательного учреждения.

 

В процессе формирования нормативной основы функционирования дошкольного учреждения каждый руководитель в своей управленческой деятельности должен руководствоваться следующими документами организационной направленности:

1) решением вышестоящих организаций о создании дошкольного образовательного учреждения (приказ);

2) договором между Учредителем и образовательным учреждением (ст.11 Закона «Об образовании» №194-ФЗ);

3) свидетельством о государственной аккредитации государственного образовательного учреждения;

4) уставом учреждения (ст.13 Закона РФ «Об образовании» №194-ФЗ);

5) свидетельством о государственной регистрации (ст. 12 Закона РФ «Об образовании» №194-ФЗ, Федеральный закон «О государственной регистрации» №129-ФЗ);

6) лицензией на право ведения образовательной деятельности;

7) контрактом и свидетельством на право оперативного управления земельным участком и зданием (ст. 48, 51 ГК РФ);

8) свидетельством о присвоении ИНН (ст. 19 НК РФ);

9) свидетельством о регистрации территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ (ПРФ), Фонда социального страхования РФ (ФСС).

 

Правовой статус современного дошкольного образовательного учреждения определяют такие факторы, как:

- наличие прав юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, т.е. статус, подтвержденный документально свидетельством о государственной регистрации;

- наличие права на ведение образовательной деятельности;

- прохождения лицензирования, государственной аккредитации и аттестации.

 

Чтобы получить право осуществлять свои функции, дошкольное образовательное учреждение должно пройти регистрацию уполномоченным органом.

Процедура регистрации предоставляет право дошкольному образовательному учреждению статус юридического лица, необходимый для ведения самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивающей воспитательно-образовательный процесс, предусмотренный Уставом ДОУ.

В связи с новым Трудовым кодексом РФ разработка локальных документов и их оформление является одним из аспектов управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Локальные акты юридически обеспечивают упорядоченность всей деятельности учреждения, придают юридическую силу органам самоуправления и дают возможность развитию Управляющего коллектива.

В соответствии со ст. 8 ТК РФ руководитель вправе принимать локальные нормативные акты, в пределах своей компетенции, которые не противоречат законам или иным нормативно-правовым актам. Любой локальный нормативный акт, принимаемый в учреждении, подлежит правовой экспертизе.

 

При подготовке локальных актов соблюдаются требования, обеспечивающие юридическую силу документов. Состав документов, образующих в процессе деятельности ДОУ, определяется:

· его компетенцией и функциями;

· кругом управленческих действий;

· порядком разрешения вопросов (единоначальный или коллегиальный)

· характером взаимодействия между общеобразовательными учреждениями и другими организациями.

 

Документальную основу деятельности ДОУ составляют обязательные базовые документы, которые поступают от вышестоящих организаций.

В процессе документационного обеспечения управления дошкольным образовательным учреждением руководители должны использовать государственные и ведомственные нормативные акты, а также вновь издаваемые законодательные документы, отражающие специфику деятельности конкретного ДОУ.

 

Государственная политика в области образования отражена в ряде правовых документов, действующих на территории Российской Федерации. К ним относят:

· Конституция Российской Федерации;

· Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

· Закон РФ «Об образовании»;

· Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» от 13 января 1996 г. №12-ФЗ;

· Семейный кодекс РФ;

· Гражданский кодекс РФ;

· Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

· Закон РФ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» и другие, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

 

Федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории государства в отличие от нормативных актов субъектов, которые применяются только на их территории.

 

Дошкольное образовательное учреждение издает следующие локальные акты, регламентирующие его деятельность они издаются на основании Устава, в котором закреплен список локальных актов, отражают структуру управления ДОУ и особенности функционирования:

Устав;

договор с Учредителем;

приказы и распоряжения заведующего;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Коллективный договор;

Положение об оплате труда и стимулирующих выплатах;

Положение о Совете ДОУ;

Положение о педагогическом совете;

Положение об Общем собрании работников;

Положение о порядке приема и отчисления воспитанников;

Положение об оказании платных образовательных услуг;

Положение об организации групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста;

Положение о группах специального назначения;

Инструкции по охране труда;

Должностные инструкции;

Режим работы ДОУ

трудовой договор;

договор ДОУ о сотрудничестве с родителями (законными представителями);

Положение о Попечительском совете;

Инструкция об охране жизни и здоровья детей;

штатное расписание.

 

Устав организации – правовой акт, определяющий порядок образования, компетенцию, структуру, функции, задачи, права предприятия, организации или учреждения.

 

Типовая структура текста устава государственного учреждения (пример 1) закреплена в "Унифицированной системе организационно-распорядительной документации".

 

Структура текста устава негосударственной организации отличается от структуры текста устава государственного учреждения. Устав негосударственного предприятия содержит дополнительные разделы, в которых отражается специфика его организации и деятельности.

 

В Гражданском кодексе РФ дан перечень обязательных сведений, которые должны быть отражены в уставе организаций с различной организационно-правовой формой.

 

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» каждое дошкольное образовательное учреждение должно иметь свой Устав, который регламентирует все основные стороны деятельности конкретного учреждения и является одним из документов, позволяющим ему получить регистрацию юридического лица.

Учреждения, которые уже созданы, разрабатывают и применяют положения Устава самостоятельно. Для вновь открывающихся дошкольных учреждений Устав разрабатывается Учредителем.

В статье 13 Закона РФ «Об образовании» подробно определены позиции, которые должны быть в обязательном порядке закреплены в Уставе, вытекающие из Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, а также полномочия, дополнительно переданные учреждению Учредителем. Утвержденный Советом педагогов, Устав ДОУ вместе с другими документами направляется в регистрирующий орган, где выдается свидетельство о государственной регистрации.

В связи с выходом новой законодательной базы, новыми требованиями и положениями Трудового Закона РФ, изменением статуса учреждения руководитель обязан внести изменения и дополнения в Устав и оформить его в установленном законом порядке. Все дополнения и изменения к Уставу:

- являются его неотъемлемой частью;

- оформляются отдельными документами, которые утверждаются на собрании трудового коллектива или заседании Совета педагогов ДОУ;

- оформляются выпиской из протокола собрания;

- подаются на подпись Учредителем дошкольного учреждения и подшиваются к основному тексту Устава.

 

Структура Устава:

1. Общие положения (наименование учреждения полное и сокращенное; сведения об Учредителе, адрес; права юридического лица, отношения с собственником имущества его местонахождение)

2. Цели и предмет деятельности (в соответствии с законом РФ Об образовании предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования, задачи..)

3. Имущество и финансы

4. Организация деятельности

5. Организация образовательного процесса

6. Права и обязанности

7. Компетенция учредителя

8. Управление ДОУ

9. Права и обязанности участников образовательного процесса

10. Локальные акты

11. Крупные сделки;

12. Трудовые отношения

13. Реорганизация, изменение типа и ликвидация учреждения

 

Учредительный договор

Основополагающим локальным актом, разработанным на основании Закона «Об образовании» (ст. 11 п. 3 от 10.07.92) и «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», и отражающим взаимоотношения ДОУ с Учредителем, является «Учредительный договор».

Договор разграничивает компетенцию, обязанности, права, определяет взаимные обязательства сторон (Учредителя и дошкольного учреждения), их ответственность за выполнение этих обязательств в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья; обеспечение их интеллектуального, физического и личностного развитии; осуществление коррекции в развитии ребенка.

С момента регистрации в установленном законом порядке образовательное учреждение получает статус юридического лица и право осуществлять самостоятельную деятельность различной направленности.

 

Коллективный договор

Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор вступает в силу с момента его заключения и может заключаться сроком от 1 до 3 лет.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

- производственно-экономические отношения;

- охрана труда, решение социально-бытовых вопросов;

- разрешение трудовых споров, конфликтов;

- гарантии и условия работы совете педагогов;

-срок выполнения и формы контроля за выполнением коллективного договора;

- приложения к коллективному договору.

Изменения и дополнения в течение срока действия договора производятся только по взаимному согласию сторон в порядке определенном в коллективном договоре или на основании ст. 15 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» в редакции Федерального закона от 24.11.95 №186 – ФЗ, а также с участием представителей коллегиальных органов родительской общественности (Родительского комитета, Попечительского совета). При разногласии между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора, в течение трех месяцев со дня начала переговоров, стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Стороны имеют право продлить срок действия Договора сроком не более трех лет. Контроль выполнения Коллективного договора осуществляется представителями сторон, его подписавшими, или уполномоченными представителями соответствующих органов Минтруда РФ.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.