Лекция 6. Технология лекционных занятий
План.
1. Требования к лекции, ее структура.
2. Типы лекций, их характеристика.
3. Приемы активизации познавательной деятельности студентов и управления их вниманием на лекции.
4. Подготовка преподавателя к лекции.
5. Анализ лекции, критерии оценки ее качества.
Литература:
1. Жиляев, А.А. Психологические особенности активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в ходе лекции // Инновации в образовании. - 2001. - № 2. – С.32 – 38.
2. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
3. Морева, Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.
4. Никитина Н.Н., Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов.– М.: Мастерство, 2002. – 288 с.
5.Практическая психология для преподавателей / М.К. Тутушкина [и др.] – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. – 328 с.
6. Таброско, Т.Н. Технологии профессионального образования: краткий курс лекций / Т.Н. Таброско. – Томск: Издательство ТГПУ, 2007. – 108 с.
1.Требования к лекции, ее структура. Лекция – (чтение) – это систематическое устное изложение материала. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а студенты активно его воспринимают. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации. Главный стержень лекции – научность, доказательность и аргументированность ее теоретических положений.
Основные требования к лекции: проблемность, внутренняя диалогичность; последовательность, систематичность; определенность, непротиворечивость; доказательность; единство вербального, абстрактного (математические модели и т.п.), образного (иллюстрации, рисунки, схемы и т.д.), эмоционального (позиция преподавателя) учебного материала.
Структура лекций в основном складывается из трех элементов. 1. Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план и задачи, перечисляется литература к лекции, показывается связь с предыдущим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы. 2. В основной части всесторонне раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления; дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, формулируется вывод. 3. В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются общие выводы, излагаются рекомендации по выполнению самостоятельной работы; даются ответы на вопросы.
При чтении лекции следует придерживаться следующих аксиом и правил.
1. Надо не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца лекции.
2. Лекция пишется и проводится не для преподавателя, а для студентов.
3. Хорошая лекция похожа на хороший спектакль со своей завязкой, развитием сюжета, кульминацией, развязкой.
Для реализации вышеперечисленных постулатов преподаватель по ходу чтения лекции акцентирует внимание на своей речи, способах восприятия информации студентами, на психологизации процесса обучения.
Устное изложение лекции представляет собой речевую трансформацию письменного текста. Лектор должен так излагать материал, чтобы слушатели:
- понимали информацию;
- успевали законспектировать воспринятую информацию на слух или визуально – и не механически, а осмыслено;
- имели возможность кратковременной разрядки во время «пика внимания».
Здесь на первый план выступают речевая культура, ораторское и педагогическое мастерство лектора.
Речевое оформление учебной информации подчиняется ряду следующих правил.
Нужно соблюдать нормативность, образность, выразительность речи, интонационные связи между отдельными частями фраз, обращенность к аудитории.
Не следует перегружать текст длинными предложениями, насыщенными научными терминами, создающими барьер непонимания; делать произвольные паузы, не обусловленные логикой содержания, или случайные логические ударения, а также использовать так называемую многоударность, при которой ключевыми становятся не только значимые, но и все служебные слова в определении понятия.
Предпочтительнее использование преподавателем разговорного темпа, когда выделяется главная мысль и студенты успевают записать ее, пока педагог дает разъяснения. Но не следует говорить на ходу – источник звука перемещается и слушателям трудно его уловить и следить за ним.
2.Типы лекций, их характеристика. В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают следующие типы лекций:
вводная лекция открывает лекционный курс по дисциплине, на этой лекции показывается значение предмета, его связь с другими предметами, роль в подготовке специалиста;
установочная – проводится тогда, когда педагог освещает вопросы подготовки к лабораторным и практическим занятиям;
текущая – читается систематически, в процессе изучения дисциплины;
обзорная – проводится при завершении изучения раздела, курса; основная задача – углубление в сознании студентов полученных знаний, проводится перед зачетами, экзаменами;
заключительная – завершает изучение раздела, курса.
В зависимости от способа проведения выделяют следующие типы лекций:
информационная (традиционная) лекция – содержание передается непосредственно в готовом виде;
проблемная;
-лекция–визуализация;
-лекция вдвоем (бинарная);
-лекция пресс–конференция;
-лекция с заранее запланированными ошибками (провокация);
-лекция–консультация.
Остановимся на краткой характеристике данных типов лекций.
Проблемная лекция основана не на передаче готовой информации, а на получении студентами новых знаний и умений через самостоятельный поиск и преодоление трудностей при решении проблемы. Процесс разрешения проблемы на лекции реализуется в трех фазах:
а) создание проблемной ситуации;
б) формирование нескольких гипотез или путей решения;
в) проверка решения и систематизация полученной информации.
Лекция-дискуссия (лекция-обсуждение) проводится по следующей схеме. Первые 45 минут студенты задают преподавателю вопросы по изученному дома лекционному материалу, вместе с преподавателем обсуждают учебный материал. Во второй половине лекции идет объяснение нового материала, прослеживаются связи с изученными ранее вопросами, характеризуются источники, содержание изучаемого материала, и дается задание на следующее занятие. Эта разновидность лекции носит демократичный характер, так как преподаватель и студенты совместно решают проблемные задачи, лектор психологически не доминирует над аудиторией, выступая то в роли консультанта, то в роли лектора. Данный тип лекции требует высокой подготовленности студентов, поэтому может применяться в конце лекционного курса, либо у старшекурсников, владеющих навыками учебной работы.
Комплексная лекция (лекция-панель, лекция вдвоем) представляет собой совокупность высказываний разных специалистов по предложенной теме. Такая лекция проводится высококвалифицированными специалистами в какой-либо области в виде обмена мнениями. Эти лекции эффективнее всего использовать в системе повышения квалификации специалистов; при выдаче и обсуждении курсовых и дипломных работ и проектов: при чтении курсов на стаже наук (например, математические методы в инженерных расчетах, химии, экономике и т.п.). Также ее можно использовать на 5-м курсе в цикле обзорных лекций перед государственным экзаменом. Лекция-панель трудна для исполнения в психологическом плане: преподаватели должны быть психологически и личностно совместимы, у них должен быть «общий фонд мыслей», оба должны владеть коммуникативными умениями, способностями к импровизации, быстротой реакции, эрудицией. Но если два преподавателя принимают и одобряют друг друга, то и студенты примут подобную форму лекции
Письменная программированная лекция требует использования множительной техники. Студентам заранее выдается текст лекции (в виде тезисов, опорных конспектов, схем, таблиц, программ, какой-либо другой информации), на занятии эта лекция-полуфабрикат комментируется и дополняется преподавателем, обсуждаются цифровые данные, обобщается самое существенное и намечаются направления самостоятельной работы студентов. Такая лекция идет в диалоговом режиме, обеспечивающем психологический комфорт учения. Кроме того, сокращается время на сообщение информации до 20 %.. Однако подготовка такой лекции требует большой предварительной работы, в частности, знакомства с опорным конспектированием.
Лекция-визуализация состоит в перекодировании учебной информации по теме лекции в визуальную форму - чертеж, схему, рисунок, опорный конспект, конспект-схему и т.п. Чтение лекции-визуализации сводится к связному и развернутому комментированию преподавателем этих визуальных материалов. Причем, визуализация может быть не только зрительной, но и слуховой, обонятельной, осязательной и пр. Например, по звуку работающего двигателя идентифицировать неисправность или по запаху определить состав химического соединения. Вид наглядности (натуральная, макетная, изобразительная, символическая) выбирается в зависимости от содержания учебного материала. Лекцию-визуализацию лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину. Отметим, что лекция-визуализация может быть использована фрагментарно, например, 45 минут идет лекция по типу визуализации, а продолжение по типу информации.
Лекция с заранее запланированными ошибками (метод контрольного изложения) учит студентов оперативно анализировать информацию, выступать в роли экспертов, оппонентов, учит выискивать неточную информацию. Подготовка преподавателя к такой лекции сводится к тому, чтобы заложить в лекцию определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера и тщательно их замаскировать. На отдельном листке (для себя) надо выписать эти ошибки, чтобы в конце занятия по этому списку сверить найденные студентами ошибки, не упустив ни одной. Студенты должны по ходу лекции фиксировать ошибки (а для этого надо вести конспект и внимательно слушать). На разбор ошибок отводится 10-15 минут. Число заложенных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, от уровня подготовленности слушателей и от стиля взаимоотношений преподавателя со студентами. Лекция с запланированными ошибками выполняет не только обучающие функции, но еще и служит формой контроля: выявляет уровень предшествующей подготовки по предмету и уровень ориентации в материале, степень владения им. На таких лекциях при одинаковом объеме работы и за одинаковый период времени у студентов наблюдается меньшая утомляемость, так как нагрузка распределяется на разные органы и во многом снимается сопутствующей эмоциональной разрядкой. Преподаватель же должен быть готов к тому, что ему укажут на ошибки, о которых он даже не подозревает: возможны невольно допущенные речевые, поведенческие или другие ошибки.
Лекция-конференция (лекция-обсуждение, лекция-дискуссия, метод персонифицированного изложения) предназначена для студентов с высоким уровнем обученности, почти специалистов. Цель такой лекции подвести итоги в конце раздела или курса. Для ее проведения необходимо накануне объявить тему лекции и попросить студентов подготовить вопросы в письменной форме. В начале лекции преподаватель за 4-6 минут сортирует эти вопросы по смысловому содержанию и отвечает на вопросы в виде связного раскрытия темы, а в конце дает итоговую оценку вопросов как отражение знаний и интересов студентов. Наиболее интересные вопросы можно включить в экзаменационные билеты.
3.Приемы активизации познавательной деятельности студентов и управления их вниманием на лекции. В основной части лекции достаточно эффективными являются следующие приемы активизации познавательной деятельности студентов:
логико–композиционные (инверсия (наоборот), контрастное сопоставление, «интригующее» начало, прерывистое изложение тезиса, экспрессивное заключение);
психолого–педагогические (привлекательная форма объявления лекции, проблематизация ее содержания, вопросно–ответный ход рассуждений, рассмотрение проблемных ситуаций, опора на неопровержимые факты и убедительные примеры, использование литературных образов и цитат);
аудиовизуальные (использование структурно–логических схем, таблиц, графиков, кинофрагментов, картин, плакатов, аудио – и видеозаписей, материализованных моделей изучаемых объектов);
речевые (использование разносторонней лексики, художественность изложения, интонационная выразительность и пр.).
Приемы управления вниманием студентов в ходе лекции:
1. Голосовые приемы. Для того, чтобы активизировать внимание аудитории, достаточно усилить речь или изменить тон. После восстановления внимания – возвратиться к нормальному тону, т.к. резкое и длительное повышение голоса может быть расценено как свидетельство нервозности преподавателя. Иногда используется и обратный прием – понижение голоса до шепота. Восстановить внимание можно изменением темпа речи, особенно его замедлением, а также «укрупнением» речи, т.е. увеличением значительности слов и фраз путем произношения «вразрядку», сохраняя при этом логическую стойкость фразы.
2. Пауза. Рассчитанная и умело выдержанная пауза в середине лекции способна оказать «гипнотизирующее» воздействие, сосредотачивая внимание аудитории на наиболее важной для усвоения информации.
3. Жест и движение. Указывающий жест, движение в сторону аудитории помогают сосредоточить внимание, особенно в сочетании с другими приемами. Вместе с тем шаг назад, от аудитории, дает определенную разрядку, воспринимается как определенная информационно–смысловая пауза.
4. Вопросы, которыми прерывается речь, также активизируют внимание, заставляя размышлять над аспектами обсуждаемой проблемы вместе с преподавателем.
5. Обращение к аудитории, повторяемое время от времени, способствует переключению и удержанию внимания.
6. Неожиданное прерывание начатой мысли и возвращение к ней спустя определенное время. Данный прием способствует генерированию интереса студентов в направлении ее завершения.
7. Наглядные средства, обладая собственной научно–познавательной значимостью, является эффективным способом переключения внимания за счет варьирования различных модальностей (например, смена слухового восприятия – зрительным).
8. Диалог. Его применение оправдано, если имеется достаточно времени и можно перейти к совместному обсуждению с обучающимися рассматриваемого вопроса.
9. Юмор является одним из наиболее эффективных средств психологической разрядки.
4. Подготовка преподавателя к лекции. Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов [4] в подготовке к лекции выделяют следующие группы условий:
разработка содержания структуры лекции;
оптимальное распределение времени по каждому вопросу лекции, обеспечение лекции дидактическими средствами обучения;
профессионализм преподавателя, читающего лекцию;
наличие у преподавателя навыков анализа и самоанализа результатов проделанной работы.
Алгоритм подготовки преподавателя к лекции:
*0 обозначить тему лекции;
*1 составить рабочий план (он помогает осознать свое понимание темы);
*2 проработать литературу в соответствии со своим рабочим планом, результатом чего становится создание рабочего конспекта;
*3 по рабочему конспекту составляется предметный план лекции, который включает в себя: четкое название темы, опорные понятия и термины, план лекции; каждый пункт плана может быть представлен тезисно;
*4 составить текст лекции; лучше не пользоваться текстом лекции непосредственно на занятии;
*5 составить подвижный план, который можно и нужно использовать на лекции. Такой план определяет основную и дополнительную информацию и, следовательно, позволяет при необходимости легко варьировать материал.
При чтении лекции преподаватель должен, прежде всего, выражать свою позицию, свое отношение к изучаемому материалу и дисциплине в целом. Лекцию нельзя диктовать, лучше вести изложение материала в разговорном темпе, выделяя главные мысли для записи. Преподаватель должен чувствовать настроение, уровень внимания, реакцию студентов на читаемый материал. Именно это создает обратную связь и позволяет преподавателю корректировать учебный процесс.
*6
*7 5. Анализ лекции, критерии оценки ее качества.
Анализ лекции осуществляется по трем направлениям:
как вида деятельности преподавателя. Здесь учитываются содержание и структура этой деятельности, функционирование познавательных, эмоциональных процессов, использование различных способов управления поведением студентов;
как вида деятельности студентов: выявление уровня мотивации, интереса и динамики их проявления, определение психического состояния студентов;
как совместной деятельности преподавателя и студентов: контакт, отношения между преподавателем и студентами, согласованность активности, взаимопонимание и т.д.
Критерии оценки качества лекции таковы:
-Содержание лекции. Реализации принципа научности, соответствие содержания материала современному уровню развития научных знаний по данной проблеме. Система приемов для активизации познавательной активности студентов на лекции. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. Широта используемой информации, наличие задания для самостоятельной работы.
-Методика чтения лекции. Структура и логика изложения материала, следование плану, доступность разъяснения основных понятий, доказательность и аргументированность. Приемы установления обратной связи. Механизм подведения итогов лекции.
-Руководство работой студентов. Наличие приемов привлечения внимания. Обучение студентов навыкам конспектирования материала. Создание комфортной обстановки.
-Лекторские данные преподавателя: знание и свободное изложение материала, эмоциональность, выразительность и культура речи, внешний вид преподавателя, умение устанавливать контакт с аудиторией.
-Результативность лекции: информационная ценность лекции, воспитательный аспект, достижение целей лекции.
Итак, лекция выступает основной формой сообщения нового учебного материала. В учебном процессе колледжа могут использоваться разнообразные виды лекций и формы их проведения. Для активизации учебно – познавательной деятельности студентов и управления их вниманием на лекции преподаватель использует различные методы и приемы. Существует четкий алгоритм, следуя которому преподаватель может эффективно подготовиться к лекции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: