Фильтрация данных в списке
Электронные таблицы ЕХСЕL Работа со списками Сортировка данных
Методические рекомендации для выполнения лабораторной работы для студентов всех специальностей, направлений подготовки и форм обучения
Ростов-на-Дону Составители: к.т.н., доцент О.В. Смирнова УДК 681.3
Подготовлено на кафедре «Вычислительные системы и информационная безопасность»
Методические рекомендации для выполнения лабораторных работ по теме «Электронные таблицы ЕХСЕL» / ДГТУ, Ростов-на-Дону, 2011, 21 с. Методические указания предназначены для проведения лабораторных работ по дисциплинам "Информатика", "Информационные технологии", "Информационные системы", "Прикладные пакеты в делопроизводстве" (для студентов всех специальностей и форм обучения). Содержит общие сведения об электронных таблицах, применение встроенных функций, решение некоторых задач. Лабораторные работы включает набор заданий, методические указания к ним и контрольные вопросы по изучаемой теме. Методические рекомендации могут быть использованы для самостоятельной работы. Печатается по решению методической совета факультета «Энергетика и системы коммуникаций». Цель занятия Изучение основ работы в среде MS Excel. Время 2 часа Учебные вопросы: 1. Создание списков и промежуточных итогов; 2. Автофильтр; 3. Использование встроенных функций. Порядок выполнения: Изучить теоретическую часть, на основе методических рекомендаций и контекстной помощи MS Excel выполнить и описать порядок выполнения следующих заданий. 1. Теоретическая часть Сортировка – упорядочение данных по возрастанию или убыванию.
Сортировка записей (строк списка) реализуется в Excel в соответствии с содержимым конкретных столбцов командой Данные / Сортировка... При сортировке по возрастанию текстовые данные упорядочиваются в алфавитном порядке, числа располагаются по возрастанию значений от минимального к максимальному, даты – в хронологическом порядке. Сортировка по убыванию происходит в обратном порядке. Пустые ячейки всегда располагаются в конце списка. В Excel можно реализовать многоуровневую сортировку. В трех строках ввода диалогового окна Сортировка диапазона последовательно задаются ключи сортировки – имена полей (столбцов), по которым сортируются данные. Порядок сортировки для каждого поля устанавливается переключателями по возрастанию или по убыванию. На каждом из следующих уровней сортировка применяется к группам записей (строк), имеющих одинаковые значения ключа для предыдущего уровня сортировки. Например, если первый уровень задает сортировку по номеру отдела, а второй – по фамилии, то сначала записи будут отсортированы по номеру отдела, а внутри каждого отдела – по фамилии сотрудника. Если на очередном уровне все записи имеют различные значения ключа сортировки, то организация следующих уровней сортировки становится бессмысленной. Сортировку по одному полю можно реализовать с помощью кнопок (по возрастанию) и (по убыванию) на панели Стандартная. При этом ключом сортировки является столбец с текущей ячейкой. Замечание. При сортировке меняется порядок следования записей. Если возникает необходимость часто возвращаться к первоначальной последовательности строк списка, то следует добавить в таблицу еще один столбец с порядковым номером записи и выполнять сортировку по этому полю. Фильтрация данных в списке Фильтрация позволяет находить и отбирать для обработки часть записей (строк), которые содержат определенное значение или отвечают определенным критериям. Остальные строки при этом скрыты.
В Excel для отбора данных списка (реализации запроса к базе данных) используются Автофильтр и Расширенный фильтр. Расширенный фильтр применяется, если в отборе участвуют более двух критериев (условий поиска), или если при сравнении используются результаты вычислений. Для установки Автофильтра следует, находясь в пределах списка, выполнить команду Данные / Фильтр / Автофильтр Метки (заголовки) столбцов преобразуются в раскрывающиеся списки (кнопки - стрелки), в которых можно задавать нужные критерии для поиска данных. В раскрывающемся списке выводятся все значения, встречающиеся в столбце, и дополнительные опции: Все, Первые 10, Условие, Пустые или Непустые. При выборе конкретного значения или опций Все, Пустые (Непустые) на экран выводятся соответствующие записи списка. Опция Первые 10 предоставляет возможность выбрать необходимое число (по умолчанию 10) записей, содержащих наибольшие или наименьшие значения в поле фильтра. Предварительно список должен быть отсортирован по этому полю. Опция Условие позволяет в диалоговом окне Пользовательский автофильтр указать для одного столбца один или два критерия отбора, объединив их (И – для случая, когда оба условия должны выполняться одновременно, ИЛИ – для случая, когда достаточно выполнение хотя бы одного из условий). Например, для поиска сотрудников, родившихся до 49 года, используется условие для поля Дата рождения меньше 01.01.49 А если нас интересуют сотрудники, родившиеся с 49 по 78 год, условие будет таким: больше или равно 01.01.49 И меньше 01.01.79 В условиях поиска для текстовых полей можно задавать символы шаблона: * для указания любой последовательности символов, ? для представления любого одного символа. Например, для отбора номеров телефонов АТС-66 следует задавать 66-* Для выбора поиска номера телефона, если Вы сомневаетесь в одной из цифр 6?-26-76 Сброс одного из фильтров осуществляется выбором опции Все раскрывающегося списка этого фильтра. Отмена режима фильтрации (без уничтожения фильтров) реализуется командой Данные / Фильтр / Показать все
Удаление фильтров (т.е. отключение Автофильтра) производится командой Данные / Фильтр / Автофильтр Формирование итогов Подведение различных итогов – один из способов обработки списка. Для получения итоговой информации в Excel используется команда Данные/Итоги…, которая позволяет применить одну из итоговых функций к некоторому полю или полям. При этом итоги могут быть сформированы не только ко всему списку, но и к отдельным группам записей, имеющих одинаковые значения по одному из полей. Перед выполнением команды Итоги список должен быть отсортирован по тому полю, по которому предусматривается группирование записей. После сортировки можно подвести итоги по списку в целом и итоги по группам записей. Команда Данные/Итоги… вызывает диалоговое окно Промежуточные итоги, содержащее три поля ввода. В поле ввода При каждом изменении в указывается (выбирается из раскрывающегося списка) то поле, по которому группируются записи для получения промежуточных итогов. В списке поля ввода Операция выбирается функция, вычисляющая итоги. Для подведения итогов по числовым полям используются следующие функции: Сумма (по умолчанию), Среднее, Максимум, Минимум, Произведение, Кол-во чисел и функции, вычисляющие отклонение от среднего. Для подведения итогов по нечисловым полям используется по умолчанию операция Кол-во значений, вычисляющая количество записей. В поле ввода Добавить итоги по выделяются (левой кнопкой мыши) столбцы, по которым подводятся итоги. Диалоговое окно Промежуточные итоги содержит три флажка. Флажок Заменить текущие итоги разрешает обновление данных. Для сохранения текущих итогов и добавления новых следует снять этот флажок. Установка флажка Конец страницы между группами приводит к вставке разделителя страниц перед каждой группой данных. Вследствие этого каждая группа с промежуточными итогами будет распечатываться на отдельной странице. При установке флажка Итоги под данными строки промежуточных итогов и общих итогов помещаются под соответствующими данными, а при снятии флажка – над ними.
Кнопка Убрать все диалогового окна позволяет удалить все итоги из текущего списка. Кроме итоговых строк, команда Данные/Итоги… формирует так называемую структуру, которая соответствует группировке данных для вычисления промежуточных и общих итогов. Структура документа – это средство, которое позволяет управлять сокрытием или выводом на экран частей рабочего листа. Слева от таблицы с итогами располагаются символы структуры – кнопки “+” и “-“. Кнопка “-” (символ сокрытия деталей) позволяет скрыть группу данных. Кнопка “+” (символ показа деталей), которая появляется после сокрытия данных, позволяет их восстановить.
ЗАДАЧА 1. РАСЧЕТ ЗАРПЛАТЫ Дан список сотрудников предприятия с указанием их табельных номеров, должности, номера отдела. Необходимо произвести расчет зарплаты с указанием итоговой информации по всему предприятию в целом и по отделам. Рассмотрим упрощенный вариант задачи расчета зарплаты, когда все начисления уже произведены, а удержания состоят только из подоходного налога, исчисляемого как 12% от суммы начислений. Этап 1. С о з д а н и е т а б л и ц ы р а с ч е т а з а р п л а т ы Таблица расчета зарплаты представляет собой (рис.1) список – базу данных Excel. Для создания списка используйте технологию, описанную в разделе 1: 1. Введите в ячейки B2: H2 заголовки столбцов: Ф.И.О., Таб.номер, Отдел, Должность, Начислено, Удержано, К выдаче. 2. Отрегулируйте ширину столбцов в соответствии с введенными заголовками. Обведите строку заголовков рамками. 3. Так как в простейшем случае удержания составляют 12% от начисленного, введите в ячейку G3 формулу =F3 * 12% 4. Сумма к выдаче в ячейке H3 будет равна разности начислений и удержаний: =F3 - G3 5. Присвойте рабочему листу содержательное имя, например Зарплата вместо Лист1 и удалите лишние листы. 6. Сохраните текущее состояние таблицы в личной папке в файле с именем salary.xls.
· Рис.1. Таблица для расчета зарплаты
Этап 2. В в о д д а н н ы х в т а б л и ц у Для ввода данных в созданную таблицу – список следует воспользоваться Формой (см. раздел 1.): 1. Выделите любую ячейку заголовка таблицы (B2:H2). 2. Выберите пункт меню Данные/ Форма… 3. В открывшемся диалоговом окне Зарплата(по имени рабочего листа), нажимая кнопку Добавить, внесите данные об очередном сотруднике: его фамилию и инициалы, табельный номер, номер отдела, должность и начисленную сумму. Записи добавляются в конец таблицы. Доступ к вычисляемым полям Удержано и К выдаче блокирован. 4. После ввода последней записи нажмите кнопку Закрыть. Этап 3. Р е д а к т и р о в а н и е т а б л и ц ы Добавление новых записей осуществляется в конец таблицы. Для этого, находясь в пределах списка, выполните п.п.2-4 этапа 2. Для внесения исправлений в записи списка также используется форма. Предположим, что сотрудникам 2 отдела, зарплата которых менее 1000 р., повысили ее. Для этого: 1. Вызовите окно диалога формы командой Данные / Форма… 2. Нажмите кнопку Критерии. При этом поля формы очистятся, а название кнопки Критерии заменится на Правка. 3. Перейдите с помощью клавиши Таb в поле Отдел и укажите номер отдела – 2, а в поле Начислено задайте условие <1000. 4. Нажмите клавишу Enter или кнопку Правка для возврата в режим просмотра и редактирования данных. 5. Теперь в форме отображаются только необходимые записи (сотрудники 2 отдела, получающие менее 1000 р.). Листая их с помощью кнопок Назад и Далее, внесите исправления в поле Начислено. 6. Закройте форму, нажав кнопку Закрыть. Для удаления записи из списка сначала ее нужно найти (см. п.п.1-4), а затем удалить, нажав кнопку Удалить. Этап 4. В ы б о р д а н н ы х и з т а б л и ц ы р а с ч е т а за р п л а т ы При обработке данных таблицы расчета зарплаты может возникнуть необходимость отбора данных, имеющих определенное значение или удовлетворяющих определенным условиям, то есть организации разнообразных запросов. Предположим, что необходимо выделить из таблицы записи о сотрудниках 3 отдела с зарплатой ниже 1000 р. с целью возможности ее повышения. Эта задача уже решалась для сотрудников 2 отдела на этапе 3 с помощью формы. Теперь для выбора данных из таблицы можно воспользоваться автофильтром. Для этого: 1. Выполните команду Данные / Фильтр / Автофильтр В ячейках заголовков столбцов появятся кнопки-стрелки списков фильтров. 2. Для отбора сотрудников 3 отдела нажмите кнопку со стрелкой в поле Отдел и в списке фильтра выберите 3. 3. Для наложения условия на зарплату (менее 1000 р.) нажмите кнопку со стрелкой в поле Начислено и выберите строку Условие. 4. В диалоговом окне Пользовательский автофильтр укажите условие <1000 и нажмите кнопку OK. После всех этих действий на экран будет выведена часть таблицы расчета зарплаты с необходимыми сведениями. 5. Перемещаясь по выделенным записям сотрудников 3 отдела, внесите исправления в поле Начислено. 6. Отмените режим фильтрации командой Данные / Фильтр / Показать все Упражнение 11.1. Выделите из таблицы расчета зарплаты записи об инженерах 3 отдела. Упражнение 11.2. Выделите из таблицы записи о сотрудниках 1 отдела, у которых сумма к выдаче находится в пределах от 1000 р. до 1500 р. Замечание. После выполнения упражнений отмените режим фильтрации (см. п. 6) или удалите фильтры командой Данные / Фильтр / Автофильтр Этап 5. С о р т и р о в к а т а б л и ц ы р а с ч е т а з а р п л а т ы Так как предприятие имеет несколько отделов, удобнее работать со списком, в котором записи отсортированы по отделам, а в пределах одного отдела по ФИО сотрудников. 1. Выполните команду Данные / Сортировка… 2. В открывшемся диалоговом окнеСортировка диапазона в двух полях ввода задайте или выберите из списка ключи сортировки: Отдел, а затем Ф.И.О. Установите порядок сортировки в обоих случаях – по возрастанию. Упражнение 1. Отсортируйте список по двум ключам: Отдел, Начислено. Установите для поля Начислено порядок сортировки по убыванию. Упражнение 2. Отсортируйте список по трем ключам: а) Отдел, Должность, Ф.И.О.; б) Отдел, Должность, Таб. номер. Указание к решению. Для выполнения упражнений 11.3, 11.4. трижды скопируйте рабочий лист Зарплата. Назовите новые листы, например, Сортировка 1, Сортировка 2 и Сортировка 3. Этап 6. П о л у ч е н и е в е д о м о с т и Ведомость на зарплату (рис.2) должна включать все данные таблицы расчета зарплаты за исключением должности сотрудников и итоговую информацию: – суммы начисления, удержания и выдаваемой на руки суммы по каждому отделу и в целом по предприятию, – среднюю зарплату (начисление) по каждому отделу и в целом по предприятию. Для получения итоговой информации выполните следующие шаги: 1. Скопируйте рабочий лист Зарплата и присвойте новому листу другое имя, например, Ведомость. 2. В ячейку C1 введите название таблицы Ведомость.
· Рис. 2. Итоговая ведомость 3. Для сокрытия столбца Должность выделите любую его ячейку и выполните команду Формат/Столбец /Скрыть 4. Записи таблицы должны быть отсортированы по отделам. Если список не отсортирован, выполните сортировку по полю Отдел (этап 5). 5. Выделите одну из ячеек списка и выполните команду Данные / Итоги… 6. В открывшемся диалоговом окне Промежуточные итоги выполните следующие действия: · Раскройте список в поле ввода При каждом изменении в и выберите то поле, по которому группируются записи для получения итогов. Таким полем в поставленной задаче является поле Отдел, т.к. все итоги подводятся по отделам. · В поле ввода Операция по умолчанию будет выбрана функция Сумма. · В поле ввода Добавить итоги по выберите элементы, по которым подводятся итоги: Начислено, Удержано и К выдаче. При помощи полосы прокрутки раскрывающегося списка пройдите по всем его элементам и проверьте, что другие элементы не помечены. · Оставьте отметки для флажка Заменить текущие итоги и для флажка Итоги под данными. · Нажмите кнопку ОК. 7. На экране появятся строки с промежуточными итогами для каждой группы записей и общий итог. Обратите внимание на кнопки, которые появились слева от таблицы. Кнопки с цифрами 1,2 и 3 обеспечивают степень детализации показа данных в таблице: кнопка 3 – вся таблица с промежуточными итогами и общим итогом; кнопка 2 – только итоги: промежуточные и общий; кнопка 1 – только общий итог. Той же цели служат и кнопки со знаками «+» и «–». Нажмите на каждую из кнопок и посмотрите, как свернулась структурная схема слева. После этого разверните весь список со всеми итогами, нажав кнопку 3. 8. Добавьте в таблицу итоговые строки по вычислению среднего значения по полю Начислено: · Выполните команду Данные/Итоги… · В поле ввода При каждом изменении в оставьте то же значение Отдел. · В поле ввода Операция выберите элемент Среднее. · В поле ввода Добавить итоги по уберите отметку с элементов Удержано и К выдаче. · Для сохранения старых промежуточных итогов уберите отметку с флажка Заменить текущие итоги. Это позволит добавлять новые итоговые строки к уже имеющимся. · Нажмите кнопку ОК. На экране появились новые итоговые строки, добавилась кнопка с номером 4 и изменилась структурная схема детализации. 9. Можно улучшить внешний вид таблицы, выполнив ее форматирование. Попробуйте воспользоваться Автоформатом. Для этого выполните команду Формат/Автоформат… и выберите один из вариантов форматирования. В окне просмотра для каждого варианта можно увидеть образец формата. Перед форматированием списка выделите одну из ячеек списка, тогда весь список будет выбран автоматически. Чтобы отформатировать только часть списка, ее следует выделить. 10. Чтобы убрать все итоги, выделите любую ячейку списка, выполните команду Данные/Итоги… и в диалоговом окне Промежуточные итоги нажмите кнопку Убрать все. 11. Для отображения скрытых столбцов используйте команду Формат/Столбец /Показать Упражнение 3. На отдельном листе получите таблицу кадрового состава предприятия с указанием общего числа сотрудников и их количества в каждом отделе. Указание к решению. Скопируйте рабочий лист Зарплата, назовите новый лист, например, Кадры. Отсортируйте таблицу по полям Отдел, Должность и Таб.номер (см. упр. 11.4 б)). Скройте столбцы Начислено, Удержано и К выдаче. Подсчитате количество сотрудников в каждом отделе и в целом на предприятии, используя функцию Кол-во чисел. Упражнение 4. На отдельном листе получите таблицу, сгруппированную по должностям сотрудников с указанием номеров отделов. Этап 7. З а щ и т а д а н н ы х В ведомости на зарплату (рис.2) необходимо защитить от изменения заголовок таблицы и заголовки столбцов, столбцы Удержано и К выдаче, а также скрыть формулы в последних столбцах. Для этого: 1. Если лист Ведомость был защищен, снимите с него защиту командой Сервис /Защита /Снять защиту листа… 2. Выделите столбцы B: F, содержимое которых может меняться. Выполните команду Формат/Ячейки… и во вкладке Защита сбросьте флажок Защищаемая ячейка. 3. Выделите столбцы G: H, формулы в которых должны быть скрыты. Выполните команду Формат/Ячейки… и во вкладке Защита установите флажки Защищаемая ячейка и Скрыть формулы. 4. Выделите строки 1 и 2, которые должны быть защищены. Выполните команду Формат/Ячейки… и во вкладке Защита установите флажок Защищаемая ячейка. 5. Выполните команду Сервис/Защита /Защитить лист… Упражнение 5. Обеспечить защиту данных листа Кадры, полученного при выполнении упражнения 4. ЗАДАЧА 2. СБЫТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ Даны сведения об отпуске готовой продукции со склада: Код изделия, Наименование изделия, Покупатель, Дата отпуска, Количество, подлежащее отпуску, Количество отпущенное, Цена за единицу, Сумма. Примерный вид таблицы сбыта продукции приведен на рисунке 3.
· Рис.3. Таблица сбыта готовой продукции Упражнение 12.1.Заполните таблицу, используя Форму для ввода и редактирования данных. Столбец Сумма является вычисляемым полем. Упражнение 6. Выполните сортировку по следующим полям: а) по дате отпуска и сумме отпущенного; б) по наименованию и дате отпуска; в) по покупателю и дате отпуска; г) по покупателю и сумме отпущенного. Упражнение 7. Выполните фильтрацию по следующим критериям: а) для определенной даты получить список отпущенной продукции; б) получить список продукции, отпущенной за конкретный период; в) получить сведения об отпуске продукции конкретного наименования; г) получить список изделий, отпущенных на сумму более 10 000 руб.; д) получить список полностью отпущенных изделий; е) получить список изделий, отпуск которых еще не производился. Упражнение 8.Подготовьте итоговые документы следующего вида (каждый документ оформлять на новом листе): а) получить итоговые суммы для каждого наименования отпущенных изделий и в целом по складу; б) получить итоговые данные по количеству отпущенных изделий и сумме отпущенного на каждую дату; в) для каждого покупателя сформировать на отдельном листе накладную на отпуск, скрыв столбец Покупатель и подведя итоговую сумму. Указание к решению. В последнем упражнении, прежде чем копировать список на новый лист, выполните фильтрацию данных, выбрав только те, которые относятся к конкретному покупателю. Контрольные вопросы 1 Сортировка данных? 2 Автофильтр? 3 Списки данных? 4 Что такое поле-фильтр, как его задать, как использовать? 5 Создание промежуточных итогов?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|