Методы выработки новых идей и творческого решения проблем
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Источниками новых идей являются: - потребители; - товары конкурентов; - мнение торговых работников; - публикации правительства; - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Методами выработки идей являются: - целевые обсуждения; - “мозговая атака”; - инвентаризация “слабых мест”. Методами творческого решения проблем являются: - метод “мозговой атаки”; - метод “мозговой атаки наоборот”; - метод Гордона; - метод вопросника; - метод вмененных связей; - метод записной книжки; - эвристический метод; - научный метод; - метод стоимостного анализа; - метод матричных структур; - параметрический анализ и др. Методы творческого решения проблем стимулируют творческую инициативу и позволяют направить ее на выработку новых, нестандартных идей к решению проблем. Метод “мозговой атаки” представляет спонтанное генерирование участниками множества идей по поставленной проблеме. Участниками могут быть люди разных профессий, не допускаются к обсуждению признанные авторитеты, запрещается критиковать или высказывать отрицательные оценки. Метод “мозговой атаки наоборот” отличается от предыдущего метода тем, что все участники группы должны выявлять недостатки предлагаемых идей и предлагать пути их устранения. Метод Гордона предусматривает изложение ведущим концепции к решению проблемы и высказывание участниками своих идей по этому вопросу. Затем ведущий после уточнения исходной концепции вскрывает искомую проблему, а участники высказывают конкретные предложения и излагают свои идеи о том, как их реализовать. Метод вопросника основан на составлении в произвольной форме перечня вопросов, направленных на выявление возможностей улучшить конструкцию, дизайн, использование товара по другому назначению, его перекомпоновка, уменьшение и т.п. с целью выработки принципиально новых решений и поиска новых идей в заранее предусмотренной области.
Метод вмененных связей включает несколько шагов по выявлению всех входящих в проблему элементов, установлению всех взаимосвязей между этими элементами, описанию этих взаимосвязей в структурированном виде, анализу взаимосвязей с целью установления закономерностей и выявление новых идей, вытекающих из этих закономерностей. Метод записной книжки основан на фиксировании в специальной записной книжке, блокноте или тетради всех известных фактов, имеющих отношение к решению исследуемой проблемы и результатов обдумывания проблемы и возможных путей ее решения. На основе анализа к концу месяца составляется список самых лучших идей. При коллективном методе выработки идей все участники сдают свои собственные записи координатору, который сводит всю информацию воедино и составляет общий список идей, по которому проводится общее обсуждение. Эвристический метод основан на умении строить догадки, используя логические рассуждения, интуицию и прошлый опыт и предполагает выявление всех концепций, которые имеют отношение к изучаемому товару и выработки на их основе всех возможных комбинаций и идей. Научный метод предполагает сбор данных в ходе наблюдений или экспериментов и проверку на основании этих данных различных гипотез с целью выбора наилучшего из всех допустимых решений. Стоимостной анализ предполагает максимизацию выгоды для предпринимателя и предприятия. Метод матричных структур представляет собой метод систематизации поиска новых идей путем построения матрицы, столбцы которой соответствуют обсуждаемым вариантам товаров, а строки - рыночным показателям этих товаров (на какой круг потребителей рассчитан товар, где можно использовать, кто может использовать и т.п.).
Параметрический анализ предполагает два этапа: первый - идентификация параметров, второй - творческий синтез. Можно просто опросить потребителей о том, как они оценивают качество продукта. Для этого пригодны простые методы: рейтинг шкалы типа “хорошо - плохо” или выстраивание продуктов в ряд в зависимости от их качества. Метод имеет много недостатков, однако широко используется на практике. Психологические модели Психологические модели, разлагающие целое на компоненты, делят на компенсационные и не компенсационные. Первые предполагают, что плохая оценка одной характеристики может быть уравновешена хорошей оценкой другой характеристики. Методы второго вида отвергают это допущение. Большинство исследований восприятия основывается на линейно-компенсационном правиле. При этом исходят от двух компонентов - информации (автомобиль 1989г.) и оценки этой информации (это хорошо или плохо). Общая оценка получается в результате связи этих компонентов и суммирования результатов по всем характеристикам. Модель Розенберга исходит из того, что потребители оценивают продукты с точки зрения пригодности для удовлетворения своих потребностей. Она выражается формулой где Аj - субъективная пригодность продукта (отношение к продукту); Vi - важность мотива для потребителя; Iij - объективная оценка пригодности продукта j для удовлетворения мотива i; Проблемы: мотивы, важные для продукта, часто бывает трудно определить, высказывания опрашиваемых не дают указаний на то, какие характеристики продукта должны быть изменены. Моделей с идеальной точкой: где Qj - оценка потребителями марки j; Wk - важность характеристики k (k = 1,..., n); Bjk - оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей; Ik - идеальное значение характеристики k с точки зрения потребителей; r - параметр, определяющий при r = 1 постоянную, а при r = 2 убывающую граничную пользу. Другой вариант этого метода - измерение степени удовлетворения потребности. При этом выясняется, какая величина характеристики ожидается потребителями и какая величина была воспринята в реальности. По этим данным строятся два профиля, представленные на рис.2. Степень удовлетворения покупателей продуктом можно определить по степени соответствия профиля требований и реального профиля.
Жизненный цикл товара Рис. Жизненный цикл товара Одним из часто встречающихся вариантов является кривая с повторным циклом (рис.), вызванным мероприятиями по стимулированию сбыта, модернизации товара и т.п. Гребешковая разновидность (рис.) состоит из последовательного ряда циклов, порожденных открытием новых характеристик товара, новых способов его использования, появлением новых пользователей. Жизненный цикл товара: основные характеристики и типичные ответные реакции производителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|