Теоретические основы развития инновационной деятельности в регионах РФ
Стр 1 из 3Следующая ⇒
Переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития рассматривается Правительством РФ в качестве стратегического направления социально-экономического развития. Это направление позволит резко расширить конкурентный потенциал национальной экономики путем наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста. Инновационный тип развития предполагает диверсификацию экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к «отраслям знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 г. – 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - не менее 2,0-3 процентных пунктов (2006 г. – 1,3). Привлекательность инновационных проектов для бизнеса следует обеспечить эффективной системой защиты прав собственности, включая интеллектуальную собственность, и созданием развитого рынка венчурного капитала. Развитие научного потенциала предполагает активизацию исследований и разработок фундаментального и прикладного характера. Внутренние затраты на исследования и разработки в соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной МЭРТ, должны достигнуть в перспективе объема, составляющего 3,5-4% ВВП (2006 г. – 1% ВВП). В соответствии с Концепцией Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, разработанной Министерством регионального развития Российской Федерации, Национальная инновационная система (НИС) Российской Федерации в качестве непременного условия своего развития предполагает создание на территории страны зон инновационного развития, в которых концентрируются мобильные высококвалифицированные кадры, для нормальной жизни и работы которых должна быть создана комфортная среда. К тому же ключевым фактором развития НИС становится доступность рынков информации и финансов, а потому – плотность контактов, коммуникационная близость центров принятия решений. Таким образом, развитие российской НИС должно осуществляться на базе региональных модулей, что требует федерального вмешательства в региональное развитие, в том числе необходима:
· разработка и реализация программ развития закрытых территориальных образований, их эффективной интеграции в экономическую и социальную жизнь территорий, в которых они расположены с уровнем бюджетной обеспеченности населения ЗАТО не ниже достигнутого в 2005 году; · государственная поддержка наукоградов, число которых достигло в Российской Федерации семи, а также размещение по территории России центров трансферта технологий; · определение мест размещения в регионах Российской Федерации высших учебных заведений, выполняющих функцию исследовательских университетов, проводящих фундаментальные исследования на приоритетные для государства направления развития науки и технологий и обеспечивающие интеграцию научной и образовательной деятельности. Данные образовательные учреждения («системообразующие» и «общенациональные» университеты) должны размещаться в первую очередь в регионах, выполняющих функцию опорных («локомотивов роста») для России и оказывающих наибольшее мультипликативное влияние на другие регионы. Естественно, что при отборе данных регионов должен учитываться образовательный и инновационный потенциал территорий; · определение параметров федеральной поддержки региональных программ по созданию своих модулей НИС (развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности - технопарков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов).
· создание на территории Российской Федерации особых экономических зон (технико-внедренческих и промышленно-производственных). Особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве. Такой подход требует реализации стратегий одновременно в четырехнаправлениях. Первое направление – обеспечение использования глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта, аграрного сектора: обеспечение стабильности энергетического снабжения крупнейших мировых потребителей энергоресурсов в рамках реализации стратегических международных проектов с участием иностранных субъектов; использование транспортного (транзитного) потенциала российской экономики, замыкание грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры; реализация аграрного потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутренних рынках продукции животноводства. Второе направление – формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках: достижение и поддержание лидерства в научных исследованиях и технологиях по ряду приоритетных направлений (нанотехнологии, ядерная энергетика, авиация, судостроение, космос, программное обеспечение); встраивание в глобальный оборот высокотехнологичной продукции и технологий на основе лидерства по приоритетным направлениям; специализация на оказании интеллектуальных услуг в области фундаментальных и прикладных научных исследований и профессионального образования.
Третье направление – структурная диверсификация экономики на основе повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и «экономики знаний»: улучшение условий предпринимательской деятельности и создание благоприятного инвестиционного климата; создание механизмов обеспечения инновационной активности компаний; формирование и развитие национальной финансовой инфраструктуры, ориентированной на эффективное долгосрочное финансирование инвестиций, рост капитализации компаний, снижение инвестиционных рисков и издержек инвесторов, трансформацию сбережений населения в инвестиции в отечественную экономику; развитие производственной инфраструктуры, включая ее транспортную, энергетическую и информационную составляющие. Четвертое направление – развитие демократии и обеспечение защиты прав и свобод личности, создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека. развитие системы институтов, обеспечивающих равную и эффективную защиту конституционных прав и свобод личности и экономических свобод, включая совершенствование судебной системы; формирование структур и механизмов гражданского общества, развитие форм общественного контроля за деятельностью государства и бизнеса; обеспечение доступности качественных услуг образования и здравоохранения; обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, повышение доступности жилья; развитие культуры, сохранение и умножение культурных и духовных ценностей российского народа. Только реализовав формулу развития «демократия – человек – технологии» и воплотив ее в повседневную практику жизни общества, Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|