Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация как открытая система

Генезис менеджмента

1. Факторы развития управленческой мысли

2. Периодизация менеджмента:

А) Древний период

Б) Индустриальный период

В) Период систематизации

Г) Информационный период

3. Перспективы развития менеджмента

Литература:

1. Семёнова И.И. «История менеджмента» Москва 2006г.

2. Кузин Д. «Россия: новая парадигма управления» // Проблемы теории и практики управления 2010г. 8 номер С.18-30

Генезис менеджмента представляет собой последовательную смену этапов (периодов) развития управленческой мысли (зарождение, развитие и современное состояние)

Генезис менеджмента, его историческое развитие, укрепляет знания, превращая их в убеждения. Убеждения в профессиональной деятельности менеджера позволяют быстрее принимать эффективные решения, позволяют достигать высшей ступени использования знаний.

Факторы развития управленческой мысли

Факторами развития объекта управления являются:

1. Прибыль

2. Ресурсы

3. Производительность

4. Производственная мощность

5. Структура деятельности

6. Новые технологии производства

7. Позиции в конкурентной борьбе

8. Качество продукции

9. Новая продукция

10. Имидж фирмы

11. Приращение капитала

12. Масштаб

Факторы развития управления:

1. Эффективность

2. Изменение функций

3. Изменение концепции

4. Техническая вооруженность

5. Совершенствование персонала

6. Изменение целей и стратегии

7. Информационные технологии

8. Изменение организации

9. Механизмы мотивации

10. Новые методологии

11. Ресурсоемкость

Основные тенденции развития менеджмента:

1. Профессионализация управления

2. Инновационный потенциал – обновление, поиск новых форм и методов управления

3. Ориентация на качество управления

4. Диверсификация менеджмента – гармонизация разнообразных форм, систем, механизмов и технологии управления

Периодизация менеджмента

А) Древний период развития управленческой мысли (9-7 тыс. лет. до н.э. – кон. XVIIIв.):

1. Древний Шумер – зафиксированный период зарождения письменности. Это революционное достижение привело к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», занятых торговыми операциями.

2. Древний Вавилон:

1) Хаммурапи (XVIIIв. до н.э.) – 1760 г. до н.э. – свод законов управления государством для регулирования многообразных общественных отношений между различными социальными группами населения.

2) Навуходоносор (682-605 до н.э.) – соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сферах производства и строительства.

3. Древняя Греция:

1) Сократ (470-399 до н.э.) – анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности, говорил о том общем, что составляет основу их труда: «Главная задача – поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний»

2) Платон (428-348 до н.э.) – говорил о необходимости специализации производственных процессов, сделал попытку разграничить функции органов управления.

4. Древний Рим:

Катон Старший (234-149 до н.э.) – советовал владельцу земли «посмотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать». После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе. Советовалось также дать управляющему план работ на год

5. Средние века:

Николо Макиавелли (1469-1527) – в работе «Государь» изложил принципы науки управления государством. Качества, необходимые руководителю: смелость; способность к точному расчету на основе научного прогноза; учет (но не абсолютизация) общественного мнения; умение управлять самим собой; принцип справедливости – не допускать ненависти и гнева со стороны своего народа по отношению к себе; развивать в себе умение пресекать в зародыше попытку мятежа. Главной движущей силой общ. Развития выступают материальный интерес и страх.

 

Б) Индустриальный период развития управленческой мысли (1776-1890 гг.):

1. Адам Смит (1723-1790):

1) Проанализировал различные формы разделения труда.

2) Описал экономические преимущества, которые организации и общество получат в результате разделения труда.

3) Наибольший вклад в развитие представлений о государственном управлении.

2. Роберт Оуэн (1171-1858):

1) Идеи гуманизации управления производством, признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих. Забота о рабочих и служащих чрезвычайно выгодна для управленческого персонала и способствует выводу людей из состояния нищеты.

2) Предложил теорию идеального рабочего места.

3. Чарльз Бэббидж (1791-1871)

Распознал потенциальные возможности специализации труда: разделение сложного задания на более простые, не требующие определенной последовательности выполнения операций. В книге «Экономика машин и промышленных предприятий» Бэббидж описал отдельные характеристики «положительного труда», причины и необходимость разделения физического и умственного труда. Он – автор трудов по теории функций, механизации счета в экономике. В 1833 г. разработал проект универсальной цифровой вычислительной машины – прообраза ЭВМ.

Вклад древнего периода в теорию управления:

· Дана классификация форм государственного управления; сделана попытка разграничить функции органов управления (Древний Вавилон)

· Накоплен опыт управления государственным хозяйством (Древний Рим)

· Дана характеристика управления как особой сферы деятельности (Н. Макиавели, Платон)

Основные идеи древнего периода, используемые современным менеджментом:

o Принцип единоначалия в управлении (Платон)

o Централизация полномочий (Макиавели)

Вклад индустриального периода:

§ Разделение труда и обоснование его экономических преимуществ (А. Смит)

§ Идеи гуманизации управления производством (Р. Оуэн)

§ Признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта работников (Р. Оуэн)

§ Разработка проекта аналитической машины (Ч. Бэббидж)

Основные идеи индустриального периода, используемые современным менеджментом:

v Разделение труда в различных сферах деятельности человека

v Использование техники для более оперативного принятия управленческих решений

 

 

В) Период систематизации управленческой мысли (1856-1950 гг.)

Школа научного управления:

- Фредерик Тейлор

- Харрингтон Эмерсон

- Генри Форд

- Макс Вебер

- Генри Гантт

- Френк и Лилиан Гилбрет

Фредериком Тейлором были сформулированы принципы научного управления (Тейлоризм) на основе анализа трудового процесса и расчленения его на отдельные операции:

1) Нормализация приемов и условий труда

2) Специализация функций производства

3) Отбор работников на основе научно-определенных признаков, их обучение и тренировка

4) Точные инструкции каждому работнику

5) Специальная подготовка работника

6) Отделение административной работы от исполнительской; введение института мастеров

7) Учет и контроль всех видов работ

8) Попытка обеспечить сотрудничество администрации и работников

Принципы управления трудом рабочих:

· Научный подход к выполнению каждого элемента работы

· Научный подход к подбору, обучению и развитию рабочих

· Кооперация с рабочими, обеспечивающая применение научного подхода

· Заработная плата выплачивается человеку, а не месту, т.е. зависит от количественных показателей

Харрингтон Эмерсон разработал комплексный системный подход к организации управления

«12 принципов производительности»:

1) Точно поставленные цели

2) Здравый смысл в каждой работе (самое главное по Эмерсону)

3) Компетентная консультация

4) Дисциплина

5) Справедливое отношение к персоналу

6) Оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет

7) Диспетчирование (хорошо организованная диспетчерская служба)

8) Нормы и расписания (четкий план работы)

9) Нормализация условий деятельности работника

10) Нормирование операций

11) Написание стандартных инструкций

12) Вознаграждение за производительный труд

Эмерсон впервые дал определение производительности:

Производительность – оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами.

Генри Форд увидел новые принципы организации управления:

1) Максимум разделения труда

2) Специализация

3) Широкое применение высокопроизводительного оборудования и инструментальной оснастки

4) Расстановка оборудования по ходу технологического процесса

5) Механизация транспортных работ

6) Регламентированный ритм производства продукции

Нововведения Г. Форда:

· Внедрение конвейера на производстве

· Установление 8-часового рабочего дня

· Установление минимального уровня заработной платы

· Создание социологической службы

Макс Вебер разработал теорию «идеальной бюрократии», которая включает следующие принципы:

1) Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов

2) Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему

3) Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающих однородность обязанностей и скоординированность задач

4) Формальная обезличенность роли официального лица, позволяющая снизить эффект субъективных ошибок

5) Осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями, что защитит служащих от произвола начальства

Генри Гантт предложил исходить в планировании не от достигнутого уровня, а научно обосновывать то, что нужно сделать. Предложения Г. Гантта:

1) От отдельных операций и движений он пришел к измерению производственного процесса в целом

2) Заметил, что причиной низкой производительности нередко бывает плохая организация

3) Предложил планировать и контролировать не только загрузку материалов и оборудования, но и время, и резервы выполнения работ

4) Привел научное управление от статики к динамике: последовательно и систематически накапливал записи о ходе выполнения работ для их анализа

Выводы Френка Гилбрета:

1) Разработал идею универсальности микродвижений и технологических процессов

2) Разработал методику изучения движений, привел их классификацию и сформулировал принципы экономии движений

3) Доказал эффективность использования определенных методов работы в проектировании технологического процесса

Вклад Лилиан Гилбрет:

Наука управления получила развитие от управления по заданию к формулированию целей организации – главный вывод Лилиан Гилбрет.

Основные этапы развития управленческой мысли в России (1885-1920)

1) 1860-1870 гг. – разработка методики рационализации трудовых процессов (Московское высшее техническое училище)

2) 1911-1912 гг. – формирование концепции управления заводским хозяйством (проф. И. Семенов. Петербургский политехнический институт)

3) 20-е гг. ХХ века. Поиск новых форм и методов управления:

I. Разработка концепции народнохозяйственного планирования (план ГОЭЛРО, Г.М. Кржижановский и др.)

II. Организационно-технические концепции управления (А.А. Богданов, А.К. Гастев, А.А. Ерманский, Е.Ф. Розмирович)

III. Социальные концепции управления (П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, С.Г. Струмилин)

4) 30-50-е гг. ХХ века – формирование и использование жесткой централизованной модели государственного управления

Классическая (административная) школа управления (1920-50 гг.):

- А. Файоль

- Л. Х. Гулик

- Л. Ф. Урвик

- Р. С. Дейвис

Принципы управления организацией в целом (Анри Файоль):

1. Разделение труда – специализация работ для эффективного использования труда работающего

2. Полномочия и ответственность – делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы

3. Дисциплина – выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины

4. Единоначалие – получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником

5. Единство действий – объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану

6. Подчиненность личных интересов общим – преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами

7. Вознаграждение – получение работниками справедливого вознаграждения за работу

8. Централизация – достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией

9. Скалярная цепь – передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд («цепь начальников»)

10. Порядок – рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте

11. Справедливость – сочетание доброты и правосудия в управлении организацией

12. Стабильность персонала – установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу

13. Инициатива – поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ

14. Корпоративный дух – гармония интересов персонала и организации («в единении – сила»)

Основной вклад Файоля в теорию управления состоит в разработке функций управления:

 

Руководство – направляющая, организующая, регулирующая, стимулирующая деятельность руководителя. Руководство предполагает правовое воздействие руководителя на коллектив на основе власти вверенной ему.

Принципы управления Л. Гулика – Л. Урвика:

1. Планирование

2. Организация

3. Комплектование штата

4. Руководство

5. Координация

6. Отчетность

7. Составление бюджета

Основные функции высшего менеджмента Ральфа Дейвиса:

1. Наиболее органические функции менеджмента в любой компании – планирование, организация, контроль

2. Потребность в «профессиональных» менеджерах, которые стремились бы к пониманию всех аспектов управления, особенно аспекта лидерства и взаимоотношений организации со средой, в которой она функционирует

3. Наличие взаимоотношений между организациями и обществом, т.е. социальная ответственность предприятий

Школа человеческих отношений (1930-50-е гг.)

- М.П. Фоллет

- Э. Мэйо

- Ч. Бернард

- А. Х. Маслоу

- Д. Мак Клеланд

Школа человеческих отношений зародилась в ответ на неспособность двух предыдущих школ менеджмента полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации.

Выводы М.П. Фоллет:

1. На передний план в функционировании организаций вышел человеческий фактор

2. Организация – это социальная система, состоящая из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение

3. Управленческий персонал начал активно искать способы повышения степени удовлетворенности служащих от работы и их морального духа

4. Рекомендации по использованию приемов управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе

5. Если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности

Принципы научного управления в теории Элтона Мэйо. «Хоторнский эффект»

1. Социальные и психологические потребности человека точно так же эффективны в качестве стимулов, как деньги

2. Социально-психологическое взаимодействие в рабочей группе так же важно, как и организация выполняемой работы

3. Руководители должны ориентироваться в первую очередь на людей

«Высокая заработная плата рабочих – самый выгодный экономический принцип» Э. Мэйо (1880-1949)

Вклад Честера Бернарда заключается в том, что все организации он разделил на формальные и неформальные.

Основные функции администратора (менеджера) по Ч. Бернарду:

1) Поддержание взаимосвязей в организации с помощью организационной структуры, ответственных и способных кадров

2) Формирование и определение общих целей

3) Обеспечение эффективного функционирования всех важнейших участков

Вклад Авраама Маслоу и Дэвида Мак Клелланда заключается в разработке теории мотивации.

 

Поведенческая (бихевиористская) школа (с 1950 г.):

- Д. Мак Грегор

- Ф. Герцберг

- Р. Лайкерт

- К. Арджирис

Основная цель поведенческой школы – повышение эффективности деятельности организации за счет повышения эффективности использования человеческих ресурсов

Основные выводы поведенческой школы:

1. Необходимо создавать психологический климат, содействующий раскрытию способностей работников организации

2. Установление ответственности каждого работника как обязательного условия успешного менеджмента

3. Установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах

4. Соблюдение этических норм, честность и доверие к персоналу

5. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности деятельности как отдельного работника, так и организации в целом

 

Г) Информационный период управленческой мысли

Информационный период в теории менеджмента характеризуется разработкой и реализацией подходов в менеджменте. Выделены четыре подхода:

- количественный (теория принятия решений)

- системный

- ситуационный

- процессный

Количественный подход (1950-60-е гг.):

- К. Черчмен

- Л. Арноф

- Д. Форрестер

- Д. Вудворд

Вклад количественного подхода в развитии теории управления:

1. Применение научных методов анализа функционирования производственных систем и решение проблем управления с применением математического аппарата решения задач, компьютерной техники и информационных систем

2. Разработка методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организации

3. Создание алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др.

4. Разработка количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений

Системный подход (1950-е гг.)

- Л. Берталанфи

- Р. Акофф

- А. Слоан

- Р. Скотт

- П. Дюпон

Система – это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, обладающих свойствами образовывать и поддерживать целостность своего существования в окружающей среде.

Систему характеризуют:

· Элементы

· Связи

· Внешнее окружение (среда)

· Границы

Элементы – наименьшая часть системы, внутренняя структура которой может не учитываться при рассмотрении системы в целом.

Среда – вся совокупность объектов, существующих вне или за границами системы, но взаимосвязанных с её элементами и с ней в целом.

Граница – различие внешних и внутренних связей элементов системы, которые определяют её целостность и отграниченность от среды.

Связи – разнообразие взаимодействия и зависимости элементов, определяющие их существование, место и роль в системе.

Берталанфи разделил все возможные системы на открытые и закрытые.

 

 


Организация как открытая система

 

 


Системный подход – это:

1. Рассмотрение организации как целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого.

2. Рассмотрение организации как совокупности взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

3. Не набор каких-либо руководящих принципов, а способ мышления при изучении проблем в организации и управлении ими.

Ситуационный подход (1960-70-е гг.)

- П. Друкер

- У. Марч

- Р. Томпсон

- Г. Деннисон

- П. Лоренс

- Д. Лорш

Основные положения ситуационного подхода:

1) Ситуационный подход не отвергает достижения других подходов и школ менеджмента, но для эффективного достижения целей организации приемы, которыми пользуется руководитель, могут значительно варьировать.

2) Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

3) Менеджер должен хорошо владеть средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность.

4) Менеджер должен уметь предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия применения конкретной концепции или методики.

5) Менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять наиболее важные факторы в данной ситуации и вероятный эффект от изменения переменных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...