Организация как открытая система
Генезис менеджмента 1. Факторы развития управленческой мысли 2. Периодизация менеджмента: А) Древний период Б) Индустриальный период В) Период систематизации Г) Информационный период 3. Перспективы развития менеджмента Литература: 1. Семёнова И.И. «История менеджмента» Москва 2006г. 2. Кузин Д. «Россия: новая парадигма управления» // Проблемы теории и практики управления 2010г. 8 номер С.18-30 Генезис менеджмента представляет собой последовательную смену этапов (периодов) развития управленческой мысли (зарождение, развитие и современное состояние) Генезис менеджмента, его историческое развитие, укрепляет знания, превращая их в убеждения. Убеждения в профессиональной деятельности менеджера позволяют быстрее принимать эффективные решения, позволяют достигать высшей ступени использования знаний. Факторы развития управленческой мысли Факторами развития объекта управления являются: 1. Прибыль 2. Ресурсы 3. Производительность 4. Производственная мощность 5. Структура деятельности 6. Новые технологии производства 7. Позиции в конкурентной борьбе 8. Качество продукции 9. Новая продукция 10. Имидж фирмы 11. Приращение капитала 12. Масштаб Факторы развития управления: 1. Эффективность 2. Изменение функций 3. Изменение концепции 4. Техническая вооруженность 5. Совершенствование персонала 6. Изменение целей и стратегии 7. Информационные технологии 8. Изменение организации 9. Механизмы мотивации 10. Новые методологии 11. Ресурсоемкость Основные тенденции развития менеджмента: 1. Профессионализация управления 2. Инновационный потенциал – обновление, поиск новых форм и методов управления 3. Ориентация на качество управления
4. Диверсификация менеджмента – гармонизация разнообразных форм, систем, механизмов и технологии управления Периодизация менеджмента А) Древний период развития управленческой мысли (9-7 тыс. лет. до н.э. – кон. XVIIIв.): 1. Древний Шумер – зафиксированный период зарождения письменности. Это революционное достижение привело к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», занятых торговыми операциями. 2. Древний Вавилон: 1) Хаммурапи (XVIIIв. до н.э.) – 1760 г. до н.э. – свод законов управления государством для регулирования многообразных общественных отношений между различными социальными группами населения. 2) Навуходоносор (682-605 до н.э.) – соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сферах производства и строительства. 3. Древняя Греция: 1) Сократ (470-399 до н.э.) – анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности, говорил о том общем, что составляет основу их труда: «Главная задача – поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний» 2) Платон (428-348 до н.э.) – говорил о необходимости специализации производственных процессов, сделал попытку разграничить функции органов управления. 4. Древний Рим: Катон Старший (234-149 до н.э.) – советовал владельцу земли «посмотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать». После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе. Советовалось также дать управляющему план работ на год 5. Средние века: Николо Макиавелли (1469-1527) – в работе «Государь» изложил принципы науки управления государством. Качества, необходимые руководителю: смелость; способность к точному расчету на основе научного прогноза; учет (но не абсолютизация) общественного мнения; умение управлять самим собой; принцип справедливости – не допускать ненависти и гнева со стороны своего народа по отношению к себе; развивать в себе умение пресекать в зародыше попытку мятежа. Главной движущей силой общ. Развития выступают материальный интерес и страх.
Б) Индустриальный период развития управленческой мысли (1776-1890 гг.): 1. Адам Смит (1723-1790): 1) Проанализировал различные формы разделения труда. 2) Описал экономические преимущества, которые организации и общество получат в результате разделения труда. 3) Наибольший вклад в развитие представлений о государственном управлении. 2. Роберт Оуэн (1171-1858): 1) Идеи гуманизации управления производством, признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих. Забота о рабочих и служащих чрезвычайно выгодна для управленческого персонала и способствует выводу людей из состояния нищеты. 2) Предложил теорию идеального рабочего места. 3. Чарльз Бэббидж (1791-1871) Распознал потенциальные возможности специализации труда: разделение сложного задания на более простые, не требующие определенной последовательности выполнения операций. В книге «Экономика машин и промышленных предприятий» Бэббидж описал отдельные характеристики «положительного труда», причины и необходимость разделения физического и умственного труда. Он – автор трудов по теории функций, механизации счета в экономике. В 1833 г. разработал проект универсальной цифровой вычислительной машины – прообраза ЭВМ. Вклад древнего периода в теорию управления: · Дана классификация форм государственного управления; сделана попытка разграничить функции органов управления (Древний Вавилон) · Накоплен опыт управления государственным хозяйством (Древний Рим) · Дана характеристика управления как особой сферы деятельности (Н. Макиавели, Платон) Основные идеи древнего периода, используемые современным менеджментом: o Принцип единоначалия в управлении (Платон) o Централизация полномочий (Макиавели) Вклад индустриального периода: § Разделение труда и обоснование его экономических преимуществ (А. Смит) § Идеи гуманизации управления производством (Р. Оуэн) § Признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта работников (Р. Оуэн) § Разработка проекта аналитической машины (Ч. Бэббидж)
Основные идеи индустриального периода, используемые современным менеджментом: v Разделение труда в различных сферах деятельности человека v Использование техники для более оперативного принятия управленческих решений
В) Период систематизации управленческой мысли (1856-1950 гг.) Школа научного управления: - Фредерик Тейлор - Харрингтон Эмерсон - Генри Форд - Макс Вебер - Генри Гантт - Френк и Лилиан Гилбрет Фредериком Тейлором были сформулированы принципы научного управления (Тейлоризм) на основе анализа трудового процесса и расчленения его на отдельные операции: 1) Нормализация приемов и условий труда 2) Специализация функций производства 3) Отбор работников на основе научно-определенных признаков, их обучение и тренировка 4) Точные инструкции каждому работнику 5) Специальная подготовка работника 6) Отделение административной работы от исполнительской; введение института мастеров 7) Учет и контроль всех видов работ 8) Попытка обеспечить сотрудничество администрации и работников Принципы управления трудом рабочих: · Научный подход к выполнению каждого элемента работы · Научный подход к подбору, обучению и развитию рабочих · Кооперация с рабочими, обеспечивающая применение научного подхода · Заработная плата выплачивается человеку, а не месту, т.е. зависит от количественных показателей Харрингтон Эмерсон разработал комплексный системный подход к организации управления «12 принципов производительности»: 1) Точно поставленные цели 2) Здравый смысл в каждой работе (самое главное по Эмерсону) 3) Компетентная консультация 4) Дисциплина 5) Справедливое отношение к персоналу 6) Оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет 7) Диспетчирование (хорошо организованная диспетчерская служба) 8) Нормы и расписания (четкий план работы) 9) Нормализация условий деятельности работника 10) Нормирование операций 11) Написание стандартных инструкций 12) Вознаграждение за производительный труд Эмерсон впервые дал определение производительности:
Производительность – оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами. Генри Форд увидел новые принципы организации управления: 1) Максимум разделения труда 2) Специализация 3) Широкое применение высокопроизводительного оборудования и инструментальной оснастки 4) Расстановка оборудования по ходу технологического процесса 5) Механизация транспортных работ 6) Регламентированный ритм производства продукции Нововведения Г. Форда: · Внедрение конвейера на производстве · Установление 8-часового рабочего дня · Установление минимального уровня заработной платы · Создание социологической службы Макс Вебер разработал теорию «идеальной бюрократии», которая включает следующие принципы: 1) Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов 2) Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему 3) Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающих однородность обязанностей и скоординированность задач 4) Формальная обезличенность роли официального лица, позволяющая снизить эффект субъективных ошибок 5) Осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями, что защитит служащих от произвола начальства Генри Гантт предложил исходить в планировании не от достигнутого уровня, а научно обосновывать то, что нужно сделать. Предложения Г. Гантта: 1) От отдельных операций и движений он пришел к измерению производственного процесса в целом 2) Заметил, что причиной низкой производительности нередко бывает плохая организация 3) Предложил планировать и контролировать не только загрузку материалов и оборудования, но и время, и резервы выполнения работ 4) Привел научное управление от статики к динамике: последовательно и систематически накапливал записи о ходе выполнения работ для их анализа Выводы Френка Гилбрета: 1) Разработал идею универсальности микродвижений и технологических процессов 2) Разработал методику изучения движений, привел их классификацию и сформулировал принципы экономии движений 3) Доказал эффективность использования определенных методов работы в проектировании технологического процесса Вклад Лилиан Гилбрет: Наука управления получила развитие от управления по заданию к формулированию целей организации – главный вывод Лилиан Гилбрет. Основные этапы развития управленческой мысли в России (1885-1920) 1) 1860-1870 гг. – разработка методики рационализации трудовых процессов (Московское высшее техническое училище)
2) 1911-1912 гг. – формирование концепции управления заводским хозяйством (проф. И. Семенов. Петербургский политехнический институт) 3) 20-е гг. ХХ века. Поиск новых форм и методов управления: I. Разработка концепции народнохозяйственного планирования (план ГОЭЛРО, Г.М. Кржижановский и др.) II. Организационно-технические концепции управления (А.А. Богданов, А.К. Гастев, А.А. Ерманский, Е.Ф. Розмирович) III. Социальные концепции управления (П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, С.Г. Струмилин) 4) 30-50-е гг. ХХ века – формирование и использование жесткой централизованной модели государственного управления Классическая (административная) школа управления (1920-50 гг.): - А. Файоль - Л. Х. Гулик - Л. Ф. Урвик - Р. С. Дейвис Принципы управления организацией в целом (Анри Файоль): 1. Разделение труда – специализация работ для эффективного использования труда работающего 2. Полномочия и ответственность – делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы 3. Дисциплина – выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины 4. Единоначалие – получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником 5. Единство действий – объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану 6. Подчиненность личных интересов общим – преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами 7. Вознаграждение – получение работниками справедливого вознаграждения за работу 8. Централизация – достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией 9. Скалярная цепь – передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд («цепь начальников») 10. Порядок – рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте 11. Справедливость – сочетание доброты и правосудия в управлении организацией 12. Стабильность персонала – установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу 13. Инициатива – поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ 14. Корпоративный дух – гармония интересов персонала и организации («в единении – сила») Основной вклад Файоля в теорию управления состоит в разработке функций управления:
Руководство – направляющая, организующая, регулирующая, стимулирующая деятельность руководителя. Руководство предполагает правовое воздействие руководителя на коллектив на основе власти вверенной ему. Принципы управления Л. Гулика – Л. Урвика: 1. Планирование 2. Организация 3. Комплектование штата 4. Руководство 5. Координация 6. Отчетность 7. Составление бюджета Основные функции высшего менеджмента Ральфа Дейвиса: 1. Наиболее органические функции менеджмента в любой компании – планирование, организация, контроль 2. Потребность в «профессиональных» менеджерах, которые стремились бы к пониманию всех аспектов управления, особенно аспекта лидерства и взаимоотношений организации со средой, в которой она функционирует 3. Наличие взаимоотношений между организациями и обществом, т.е. социальная ответственность предприятий Школа человеческих отношений (1930-50-е гг.) - М.П. Фоллет - Э. Мэйо - Ч. Бернард - А. Х. Маслоу - Д. Мак Клеланд Школа человеческих отношений зародилась в ответ на неспособность двух предыдущих школ менеджмента полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Выводы М.П. Фоллет: 1. На передний план в функционировании организаций вышел человеческий фактор 2. Организация – это социальная система, состоящая из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение 3. Управленческий персонал начал активно искать способы повышения степени удовлетворенности служащих от работы и их морального духа 4. Рекомендации по использованию приемов управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе 5. Если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности Принципы научного управления в теории Элтона Мэйо. «Хоторнский эффект» 1. Социальные и психологические потребности человека точно так же эффективны в качестве стимулов, как деньги 2. Социально-психологическое взаимодействие в рабочей группе так же важно, как и организация выполняемой работы 3. Руководители должны ориентироваться в первую очередь на людей «Высокая заработная плата рабочих – самый выгодный экономический принцип» Э. Мэйо (1880-1949) Вклад Честера Бернарда заключается в том, что все организации он разделил на формальные и неформальные. Основные функции администратора (менеджера) по Ч. Бернарду: 1) Поддержание взаимосвязей в организации с помощью организационной структуры, ответственных и способных кадров 2) Формирование и определение общих целей 3) Обеспечение эффективного функционирования всех важнейших участков Вклад Авраама Маслоу и Дэвида Мак Клелланда заключается в разработке теории мотивации.
Поведенческая (бихевиористская) школа (с 1950 г.): - Д. Мак Грегор - Ф. Герцберг - Р. Лайкерт - К. Арджирис Основная цель поведенческой школы – повышение эффективности деятельности организации за счет повышения эффективности использования человеческих ресурсов Основные выводы поведенческой школы: 1. Необходимо создавать психологический климат, содействующий раскрытию способностей работников организации 2. Установление ответственности каждого работника как обязательного условия успешного менеджмента 3. Установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах 4. Соблюдение этических норм, честность и доверие к персоналу 5. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности деятельности как отдельного работника, так и организации в целом
Г) Информационный период управленческой мысли Информационный период в теории менеджмента характеризуется разработкой и реализацией подходов в менеджменте. Выделены четыре подхода: - количественный (теория принятия решений) - системный - ситуационный - процессный Количественный подход (1950-60-е гг.): - К. Черчмен - Л. Арноф - Д. Форрестер - Д. Вудворд Вклад количественного подхода в развитии теории управления: 1. Применение научных методов анализа функционирования производственных систем и решение проблем управления с применением математического аппарата решения задач, компьютерной техники и информационных систем 2. Разработка методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организации 3. Создание алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др. 4. Разработка количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений Системный подход (1950-е гг.) - Л. Берталанфи - Р. Акофф - А. Слоан - Р. Скотт - П. Дюпон Система – это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, обладающих свойствами образовывать и поддерживать целостность своего существования в окружающей среде. Систему характеризуют: · Элементы · Связи · Внешнее окружение (среда) · Границы Элементы – наименьшая часть системы, внутренняя структура которой может не учитываться при рассмотрении системы в целом. Среда – вся совокупность объектов, существующих вне или за границами системы, но взаимосвязанных с её элементами и с ней в целом. Граница – различие внешних и внутренних связей элементов системы, которые определяют её целостность и отграниченность от среды. Связи – разнообразие взаимодействия и зависимости элементов, определяющие их существование, место и роль в системе. Берталанфи разделил все возможные системы на открытые и закрытые.
Организация как открытая система
Системный подход – это: 1. Рассмотрение организации как целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого. 2. Рассмотрение организации как совокупности взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. 3. Не набор каких-либо руководящих принципов, а способ мышления при изучении проблем в организации и управлении ими. Ситуационный подход (1960-70-е гг.) - П. Друкер - У. Марч - Р. Томпсон - Г. Деннисон - П. Лоренс - Д. Лорш Основные положения ситуационного подхода: 1) Ситуационный подход не отвергает достижения других подходов и школ менеджмента, но для эффективного достижения целей организации приемы, которыми пользуется руководитель, могут значительно варьировать. 2) Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. 3) Менеджер должен хорошо владеть средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. 4) Менеджер должен уметь предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия применения конкретной концепции или методики. 5) Менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять наиболее важные факторы в данной ситуации и вероятный эффект от изменения переменных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|