Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности выполнения этюдов на пленэре

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Новосибирский технологический институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Московский государственный университет дизайна и технологии»

(НТИ (филиал) «МГУДТ»)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к учебной практике «Пленэр»

Живопись

 

Направление подготовки: 072500 Дизайн

Профиль подготовки: Дизайн костюма

Квалификация (степень)

выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Факультет: Технологический

Кафедра: Технология и дизайн швейных изделий

Курс: 1

Разработчик:

ассистент __________________ Михайлов Д.В.

(подпись)

 

Новосибирск - 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….4

 

ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДОВ НА ПЛЕНЭРЕ……………………6

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ…………………………9

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ …………………………...14

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………15

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.……………..……………………………….15

 


ВВЕДЕНИЕ

Данное методическое указание, нацелено на то, что бы познакомить студентов с особенностями живописи в условиях пленэрной практики, а также с последовательностью выполнения учебных заданий.

Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры с целью возможно более полного воспроизведения её реального облика. Пленэр (франц. plein air, буквально — открытый воздух) в живописи, термин, означающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.

Учебная практика «Пленэр» является логическим продолжением процесса академического обучения живописи, рисунка и композиции. Для успешного прохождения практики студенты должны применить полученные знания и накопленный практический опыт. Перед практикой студентам следует прочитать соответствующую учебную литературу, а также проанализировать понравившиеся работы художников, выполненные на пленэре, обращая особое внимание на композицию, колорит, выразительные средства.

Целью пленэрной практики является дальнейшее совершенствование владения изобразительными средствами, развитие творческой активности, творческих способностей, художественных потребностей и инициативы студентов.

Задачи практики:

-формирование основ профессионально – художественного восприятия пейзажа;

-развитие пространственной ориентации и пространственного мышления, способности воспринимать натуру в трехмерном пространстве и изображать ее на двухмерной изобразительной плоскости;

-развитие зрительной памяти, целостного восприятия натуры с учетом общего тонального и цветового состояния освещенности.

По окончанию пленэрной практики студенты должны:

знать:

закономерности изображения различных условий погоды и освещения средствами живописи на пленэре, с использованием воздушной перспективы; принципы композиционной организация изобразительной плоскости; понятие колорита; приемы акварельной живописи на пленэре; приемы живописи масляными красками на пленэре; законы воздушной перспективы; понятие глубинности цвета; тональную связь планов в пленэрной живописи;

уметь:

цельно воспринимать объекты пейзажа и находить большие цветовые отношения в определенном тоновом и цветовом масштабе;

владеть:

методами живописного языка в условиях пленэра.

Пленэрная практика состоит из 2х блоков заданий:

Первый блок включает в себя задания, выполненные в группе под руководством преподавателя;

Второй блок включает задания, выполненные самостоятельно, без консультаций с преподавателем. В этот блок так же входит итоговое задание выполненное на формате А2. Тематика итогового задания озвучивается преподавателем в начале практики. Удачно выполненные этюды в дальнейшем, возможно, применять в итоговом задании, важным условием при этом, является осмысленная активная деятельность самого студента. Таким образом, студент, выполняя задания первого блока, должен постоянно пребывает в творческом поиске для итогового задания.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДОВ НА ПЛЕНЭРЕ

Главной формой обучения живописи на пленере является этюд с натуры. Данное обстоятельство обусловлено постоянно изменчивым природным освещением.

Этюд - произведение живописи вспомогательного характера и ограниченного размера, целиком выполненное с натуры. Этюды могут быть средством изучения природы, учебными упражнениями для художника, средством совершенствования его мастерства. Часто они служат материалом для подготовки картины, например, этюды отдельных мест, участков, деревьев, листвы и других деталей, интересующих живописца [1, с.104].

Начинать работу на пленэре нужно с небольших (15x20 см), краткосрочных (20—40 мин) этюдов с минимальным количеством изображаемых предметов и тонально-цветовых отношений, а также узко и четко поставленных задач. Краткосрочные, небольшие по размеру этюды носят тренировочный характер и рассчитаны на изучение студентами отдельных закономерностей живописи пейзажа, их комплексного взаимодействия. Делая краткосрочные этюды, студент должен приучить свой глаз достаточно точно брать живописные отношения, определять общий тон состояния природы, научиться чувствовать колористическую гармонию.

Задача кратковременного этюда - уловить мимолётное состояние природы. Не списывать с натуры, а писать, изучая и анализируя: какой цвет доминирует, как он действует на окраску предметов, внешне изменяя их, и как все сочетается в колористическом единстве, подчиняясь общему рефлексу [2, с.37].

Кратковременный этюд, как вид работы, ориентирован на развитие целостного восприятия, выражающегося в умении жертвовать деталями ради сохранения выразительности большой формы, что предполагает некоторую обобщённость изображения. Однако, при этом, необходимо стремиться к тому, чтобы работа смотрелась завершённо, несмотря на отсутствие подробной моделировки формы.

В краткосрочном этюде важным представляется умение быстро «схватить» форму модели, её конструктивную сущность, увидеть цветовые и тоновые особенности.

Постепенно увеличивая размер (30x20см) и длительность исполнения (1,5-3 ч) этюда, начинающий художник подходит к решению таких задач, как композиция, линейная и световоздушная перспективы. Научившись решать на определенном уровне эти задачи, можно перейти к этюдам, выполненным в два-три сеанса, где, не забывая полученные знания, пробовать ставить перед собой более творческие задачи, а также изучать технические приемы, рефлексы, объемы предметов и т.д.

Перед началом работы надо постараться мысленно представить этюд законченным, колористически цельным и подумать, как лучше определить отношения основных цветовых масс.

Студент должен научиться воспринимать тон и цвет разных частей этюда во взаимодействии с соседними участками пейзажа. Это заставит художника строить этюд на отношениях, а не оценивать цвета отдельных предметов в натуре и изолированно переносить их в этюд. Задача студента - научиться не раскраске, а в пределах данного холста обнаружить порядок, особую нерасторжимую связь, когда каждый цвет и тон зависят от «соседа» [4, с.39].

Временные рамки определяют выбор техники исполнения: за небольшой промежуток времени, обходясь оптимальным количеством средств выражения, наиболее выразительно передать живописно-пластические характеристики натуры, техника «алла-прима» отвечает всем этим требованиям.

Особенностью техники «алла-прима», является то, что работа ведётся по-сырому, часто в один слой. Этапность, в подобной технике письма, практически отсутствует. По рисунку, выполненному часто сразу кистью, прокладываются цветовые пятна, максимально приближенные по цветовым и тоновым, пластическим характеристикам к окончательному результату. Каждый элемент в изображении доводится сразу до желаемого состояния. Работа в технике «алла-прима» может вестись акварелью или масляными красками.

Характерными особенностями работ, выполненных в технике «алла-прима» акварелью, являются некоторая эскизность, сочность, свежесть, выразительность цвета, быстрота в исполнении и, хорошая сохранность во времени.

При выполнении работы масляными красками в технике «алла-прима» подмалёвок может и отсутствовать, при этом живопись ведётся сразу в полную силу цвета и тона, то есть в прямом цвете. Если же подмалёвок как этап присутствует, то после его выполнения, сразу же по-сырому выполняется следующая прописка, которая ведётся более корпусно. Для выразительности выявления формы, пространства целесообразно использовать разность фактур.

Таким образом, работа на пленэре подразумевает под собой, выполнение кратковременных этюдов в техники «алла-прима» с помощью масляных красок или акварелью.

Следует выделить ряд общих недостатков в работе студентов, которые встречаются с первых же дней на пленэре.

-случайность выбора мотива;

-неопределенность композиционного построения по отношению к формату;

-дисгармония основных соотношений в композиции листа: неба, земли и воды;

-шаблонность в применении одного технического приема (работа по сырому или по сухому);

-незавершенность работы с натуры на первом плане и излишняя детализация дальнего плана, константное решение второстепенных деталей на краях этюда;

-отсутствие доминирующего цвета в этюде, изолированность цвета предмета от окружающей среды;

-при работе акварелью чрезмерное употребление воды (размывы тона), перенасыщение цветовых отношений, много открытого цвета, взятого без учёта освещения световоздушной среды (отсюда в летних этюдах- ядовитая зелень и ложное расцвечивание теней желтоватыми и фиолетовыми пятнами, отсутствие теплохолодности на изображаемых предметах). [3]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...