Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие стратегии развития муниципального образования, цели и тактика




Понятие стратегии развития муниципального образования, цели и тактика

1.2 Методика разработки стратегии развития муниципального образования

Основные этапы процесса разработки стратегии развития муниципального образования

2. Стратегия социально-экономического развития ЧЕРНОЗЕМЕЛЬского муниципального района

Социально-экономическое положение Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия

2.2 Основные проблемы социально-экономического развития муниципальных образований Черноземельского района РК

Система программных мероприятий и механизм реализации программы развития Черноземельского муниципального образования

. КОМПЛЕКС ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Перспективы эффективности мероприятий по развитию муниципального образования Черноземельского района

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Переход к рыночной экономике в России привел к изменению муниципального менеджмента, которые заключаются в том, что доказавшие свою результативность методы и приемы коммерческого менеджмента переносятся на практику муниципального управления.

В период становления новых экономических отношений, когда логика общего развития может быть определена весьма приблизительно, учет территориального многообразия - необходимое условие построения жизнеспособной социально-экономической системы. Исключение регионов из "исторического творчества" лишает процессы нового системообразования фундаментального фактора ускорения. Вместо прохождения переходного периода в максимально короткие сроки страна может находиться в неустойчивом состоянии неопределенно долгое время.

Осознавая актуальность современных социально-экономических проблем, органы местного самоуправления приходят к пониманию необходимости разработки стратегий, ориентированных на решение проблем занятости, экономического развития и обновления муниципального образования.

Мировая и российская практика показывает, что в качестве современной технологии муниципального управления, обеспечивающей долгосрочное и поступательное развитие территории, целесообразно использовать методы стратегического управления. Если раньше считалось, большой имеет лучшие шансы выиграть в конкурентной борьбе по сравнению с маленьким то теперь ясно, что преимущества возникают у более мобильного. Приспособление к быстрым изменениям среды, предугадывание их - залог успеха.

Следует заметить, в регионах еще плохо развита прогнозно-аналитическая и плановая проработка перспектив социально-экономического развития муниципальными образованиями на средне и долгосрочную перспективу. Проблемой, характеризующей состояние региональной политики является и то, что на протяжении всего периода рыночных реформ определяющую роль в сфере межрегиональных отношений играют ресурсы, а среди них финансовые регуляторы.

Стратегическое управления муниципальным образованием - это процесс управленческой деятельности органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.

Стратегия нацелена на лучшее использование имеющихся возможностей, предотвращение возможного негативного внешнего воздействия на муниципальное образование, на постоянное развитие.

Целью написания курсовой работы является изучение условий и перспектив экономического роста муниципального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:

изучение сущности и специфики стратегии муниципального образования;

рассмотрение основных методик разработки стратегии, используемых на практике;

характеристика этапов разработки стратегии;

анализ существующих стратегий развития на примере Черноземельского МО.

Объект исследования - стратегическое планирование как инструмент развития муниципального образования.

Предмет исследования - направления стратегического планирования в Черноземельском районе.

 


1. Теоретические аспекты развития муниципального образования

Понятие стратегии развития муниципального образования, цели и тактика

 

Одно из центральных мест в обеспечении социально-экономического развития муниципального образования занимает организация стратегического планирования, разработка и реализация собственной стратегии развития.

В настоящее время тема разработки стратегии стала очень актуальной не только среди консультантов, профессионально занимающихся такой работой, но и для руководителей городов, и регионов. Распространяющийся подход по оценке города как компании также является дополнительным аргументом в пользу необходимости внедрения элементов корпоративного управления органами власти. Рассматривая город как корпорацию, важным является понимание тенденций развития и оценка силы влияния внешней среды на его текущее состояние.

Разработанная стратегия развития позволяет определить готовность МО к реагированию на выявленные факторы влияния внешней среды и объединить ресурсы внутри муниципального образования. Кроме того, стратегия свидетельствует о способности МО вести планомерную работу и по привлечению внешних ресурсов для его развития.

Долгосрочная стратегия является базой для обоснованной разработки рациональной схемы территориального планирования, т.е. функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для общественных нужд, зон с особыми условиями использования территории и т.д. Схема территориального планирования служит основой рационального использования территории и ее устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития.

Наличие стратегии социально-экономического развития облегчает руководителям муниципального образования получение субсидий из самых различных источников, поскольку позволяет убедительно обосновать целевое расходование средств. Стратегия является весомым основанием для заявок местных властей на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из регионального и федерального бюджета, например, на реализацию целевых программ, адресных инвестиционных проектов.

Существование стратегии позволяет демонстрировать федеральному центру стремление использовать современные методы управления, к числу которых относится и долгосрочное планирование. Только долгосрочная стратегия социально-экономического развития позволяет согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических, архитектурно-планировочных и административно-правовых методов управления территорией.

Следует отметить, что муниципальные и региональные стратегии взаимосвязаны между собой, так как муниципальная стратегия составляется, опираясь на региональную, в результате скоординированных действий. Если данное условие не будет соблюдено, можно считать стратегию МО неэффективной. Этот абзац должен быть продолжением специфики.

Специфика стратегии муниципального образования заключается в возможности эффективного включения населения в процедуру определения приоритетов социально-экономического развития территории и формировании гражданского общества. Как свидетельствует практика, данный процесс приобретает форму гражданской экспертизы, общественных слушаний, мониторинга социального самочувствия населения, отражая стремление местных органов власти учитывать при разработке стратегии мнения людей о проблемах развития территории, на которой они проживают, и путей их решения. Это обстоятельство служит важным аргументом при оценке степени важности и необходимости разработки стратегии развития МО. Главным ориентиром при разработке стратегии является улучшение показателей качества жизни граждан.

 

Методика разработки стратегии развития муниципального образования

Методика и методология - это разные вещи. Методика - это совокупность методов проведения какой-либо работы, которая должна соответствовать ряду требований:

обеспечивать выполнение функции, для которой она создается;

не быть избыточной по составу и структуре;

обеспечивать выполнение функции с требуемой или максимальной эффективностью;

быть понятной специалистам соответствующей квалификации;

описывать хронологическое распределение подфункций обеспечивающих функциональность методики (то есть этапы и взаимосвязи между этапами);

описывать методы и технологии их применения по каждой подфункции;

однозначно характеризовать субъектов, обеспечивающих выполнение подфункций и описывать требования, предъявляемые к ним (описывать субъектный состав, необходимый для выполнения функции).

Методология разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования, наиболее приемлемая на современном этапе, строится на сочетании трех подходов:

•   экономико-математического подхода, предполагающего анализ существующих статистических данных о социально-экономическом развитии МО, планов и программ развития хозяйствующих субъектов, выявление тенденций и ограничений развития с использованием многопараметрических экономико-математических моделей;

•   социолого-коммуникативного подхода, предполагающего за счет социологических процедур получить недостающую информацию, обеспечить вовлечение в процесс сбора информации, выявления проблем и перспектив развития муниципального образования, выработку решений активной части сообщества и хозяйствующих субъектов;

•   сценарного подхода, предполагающего проведение качественного и количественного анализа возможных отклонений и альтернатив развития МО, определение наиболее вероятных сценариев его социально-экономического и пространственного развития, а также программы действий органов местного самоуправления, направленных на реализацию наиболее выгодных для муниципалитета сценариев развития и снижения рисков неблагоприятных сценариев.

Сочетание данных подходов позволяет учесть как объективные, так и субъективные факторы развития, преодолеть ограничения, связанные с задержкой предоставления, неполнотой и недостоверностью отдельных количественных данных и субъективностью качественных оценок. Что позволит в конечном итоге получить документ - «Стратегию социально-экономического развития МО», - который будет в полной мере отвечать сложившейся ситуации и принят субъектами муниципального сообщества, а также разработать программу действий администрации, позволяющую учитывать факторы неопределенности его развития и управлять рисками, обусловленными действием внешних сил.

Если первые два подхода в той или иной степени стали традиционными при разработке стратегии развития муниципальных образований в России, то сценарный подход часто реализуется в крайне упрощенном виде, что значительно снижает его полезность.

Фактически сценарный подход - не что иное, как вариант имитационного моделирования без применения жестких формализованных методов анализа. В частности, здесь не требуется увязывания всех гипотез в математическую модель. Многие необходимые оценки ситуации могут быть получены на уровне вербальных обобщений. Это делает работу по исследованию ситуации, сложившейся в том или ином конкретном образовании, более гибкой.

Выявление разветвлений и проработка возможных сценариев развития позволяет предвидеть возможные варианты развития событий, выстраивая систему снижения негативных последствий внешних решений и осуществлять шаги для принятия желательных для МО решений.

В то же время оценка и проработка различных вариантов развития не является самоцелью. В итоге она предполагает формирование комплекса предложений по тем или иным действиям. Прежде всего, это управленческие решения и мероприятия руководства муниципалитета. С учетом того, что стратегия есть продукт деятельности всего сообщества МО, она должна являться координирующим началом для всех других его субъектов - бизнеса, общественных структур, а также служить ориентиром дл внешних контрагентов МО - органов государственной власти регионального и федерального уровня, инвесторов и т.д.

Принципиально важно при этом отметить, что сценарный подход позволяет выстроить систему приоритетности муниципальных программ, проектов и мероприятий.

В процессе разработки стратегии администрации приходится действовать в условиях принципиальной неопределенности и борьбы интересов.

Таким образом, сценарный подход позволяет видеть поле возможных вариантов развития событий, совершать упреждающие действия и минимизировать риски и негативные последствия воздействия внешних сил, а также создавать условия для извлечения максимальных выгод от реализации того или иного сценария.

 

Основные этапы процесса разработки стратегии развития муниципального образования

Очевидно, что в каждом муниципальном образовании, разрабатывающем или уже реализующем стратегию, существуют свои специфические причины, послужившие катализатором стратегической работы. Соответственно, в каждом МО проявляются особенности как в части организации работы, так и в части содержательной стороны разрабатываемых планов, даже с учетом того, что для большинства территорий присущи схожие проблемы. К общим проблемным вопросам можно отнести: уменьшение численности населения, изношенность объектов инфраструктуры, недостаточную собственную налоговую базу, недостаток инвестиционных ресурсов, отсутствие продуктивного диалога бизнес-власть и т. д.

Несмотря на индивидуальность и уникальность формируемых программ и мероприятий, в основном, рабочие группы всех муниципальных образований придерживаются одинаковой схемы работы - вне зависимости, привлекаются или нет сторонние эксперты к решению поставленной задачи:

Организационная часть:

·         определение основных целей, постановка задач,

·         формирование рабочей группы/групп,

Аналитическая часть:

·         проведение анализа социально-экономического положения МО,

·         оценка состояния предпринимательской среды, а этот этап не входит в предыдущий?

·         анализ внешнего окружения,

·         сводный анализ, что это такое?

Содержательная часть:

·         формулировка вариантов и сценариев развития,

·         выбор приоритетного варианта развития,

·         разработка программы действий, мероприятий, реализация стратегических программ.

Организационный этап.

Разработка стратегии - процесс политизированный, т.к. изначально предопределяет взаимодействие с различными течениями внутри МО. Даже в небольших МО, как правило, действуют несколько полюсов влияния. Соответственно, силу влияния и пути вовлечения всех конструктивных сил необходимо заранее определить и предусмотреть.

Важным моментом является определение состава рабочих групп. Необходимо соблюсти разумный баланс между внутренними экспертами (специалисты, руководители административных органов) и привлеченных экспертов (научные организации, консалтинговые фирмы и т.д.). Основным моментом, который желательно предусмотреть, является уравновешивающее влияние внутренних и внешних экспертов для достижения результатов при разумных затратах (и времени, и финансовых ресурсов).

Принимая во внимание высокую степень ответственности за конечные результаты работы, выбор специалистов и экспертов для участия в работе является основой успешности реализации наработанных впоследствии мероприятий и программ. Учитывая, что опыт взаимодействия муниципалитетов, особенно небольших МО, с организациями, предоставляющими услуги по разработке стратегии городов (научные организации, консалтинговые фирмы, преподаватели высших учебных заведений) еще явно недостаточен, особое внимание необходимо уделять их опыту работы, предоставляемым рекомендациям и расценкам на эти услуги.

Организация контроля за ходом работ. Несмотря на предполагаемый высокий статус главного координатора (глава муниципального образования) необходимо понимать, что наличие большого количества текущих задач может привести к задержке работ как по причине возникновения непредвиденных задержек в предоставлении информации, так и по причине недисциплинированности со стороны исполнителей. Соответственно, необходимо наладить дополнительный контроль путем задействования ресурсов заинтересованных организаций и объединений (общественные органы, горсовет депутатов и т.д.).

Аналитический этап

Основной трудностью, встречающейся на данном этапе, является сложность сбора необходимой информации. Так как, для обеспечения полноты и достоверности оценки социально-экономического положения города, требуется получить информацию не только от официальных органов (статистика, финансовые и экономические службы администрации и т.п.), но и от предприятий, работающих на территории МО. Понимание того, каким образом и в каких направлениях будет развиваться бизнес, какая поддержка ему будет необходима, является одним из ключевых факторов успешности и реализуемости муниципальной стратегии. Соответственно, ключевыми вопросами являются персональный состав рабочих групп и подход к сбору информации. Естественно, что получение информации не должно носить характер административного давления на предприятия, а основываться на принципах взаимной открытости и цивилизованного диалога сторон.

Однако необходимо также понимать, что скорость получения информации от предприятий также весьма невысока. Таким образом, необходимо очень тщательно подготовить систему сбора необходимых данных и обеспечить ему поддержку на уровне главы территории.

Для того, чтобы определиться с направлениями развития необходимо провести тщательную оценку всех секторов экономики, чтобы определить какие из них могут стать наиболее привлекательными. Для этого используют следующие критерии оценки:

•   привлекательность сектора (потенциал роста, производительность труда, отраслевые риски);

•   возможные развития на территории МО устойчивых конкурентных преимуществ (наличие материальных ресурсов, кадров, необходимой инфраструктуры и т.д.)

Оценка стратегии с качественной точки зрения заключается в целостности и ее внутренней согласованности (системности), а также обоснованности и соответствии реальной ситуации. Количественные результаты проявляются в фактическом состоянии социально-экономического положения МО, что находит свое подтверждение в данных статистической отчетности.

Содержательный этап

Наиболее существенным ограничительным моментом на этапе определения вариантов и сценариев развития является скорость принятия решений ответственными лицами - как правило, руководители и специалисты администраций - от которых зависит дальнейшая работа. Очевидно, что при рассмотрении предлагаемых рабочими группами вариантов и сценариев развития возникает проблема выбора между оптимистичными и пессимистичными сценариями развития событий. Соответственно, определение оптимального для МО варианта становится большой проблемой для всех участников работы.

Тем более, что последствия и дальнейшая ответственность, в основном, перекладывается на главу МО. Для соблюдения баланса между степенью обоснованности выбора и временем, необходимым для этого, предлагается разработать запасные сценарии для предлагаемых вариантов развития событий. Обеспечивая пути отступления, рабочие группы прорабатывают, таким образом, большее количество вариантов и предлагают комплексные предложения для принятия решений.

Важным для последующей реализации стратегии является разработка и принятие исполнителями конкретных программ и мероприятий стратегического развития. Необходимо на этом этапе четко осознавать приоритеты и ориентиры муниципального развития. Такой подход обеспечивает баланс между потребностями и ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципалитета для реализации предложенных мероприятий.

Дополнительным фактором, обеспечивающим принятие сбалансированного решения, является участие в обсуждении и выборе вариантов развития широких слоев общественности путем периодических публикаций в средствах массовой информации (печатных и электронных) сообщений о стадии работ и приглашения к участию в работе групп, разрабатывающих стратегию развития.

Стратегия развития МО представляет собой принятые органами власти на долгосрочную перспективу генеральные цели, направления, принципы и методы действий· органов управления МО в экономической и социальной сфере. А вот это сущность. Первый параграф. Эта стратегия должна иметь комплексный характер, то есть основываться на учете всех субъектов хозяйствования на территории МО и интересов населения.

Вместе с тем в рамках общей стратегии развития МО представляется целесообразным выделение ряда условий (частных стратегий развития):

) корпоративные стратегии или стратегии развития различных субъектов хозяйствования, включая стратегии развития предприятий, банков,

страховых компаний и т. д.;

2)стратегии развития административных районов города;

3) стратегии развития различных политических сил, действующих на территории данного города;

) система стратегических интересов различных групп населения Муниципального образования.

В процессе разработки общей стратегии развития МО должна решаться достаточно сложная задача согласования и объединения названных частных стратегий развития. От соблюдения всех основных правил и последовательности действий зависит результативность стратегии развития, позиционирование МО на уровне региона, страны в целом.

муниципальный экономический стратегия

 


2. Стратегия социально-экономического развития ЧЕРНОЗЕМЕЛЬского муниципального района

 

2.1 Социально-экономическое положение Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия

 

Территория Черноземельского района Республики Калмыкия расположена в восточной зоне республики, которая характеризуется специфическими агроклиматическими условиями и почвенным покровом. Общая площадь территории района составляет 1420013 га, или 18,7% территории республики.

Население района проживает на территории восьми сельских муниципальных образований, на которой расположено 32 населенных пункта: районный центр п. Комсомольский, 7 поселков и 24 фермы. Всего проживает населения, по сведениям Госкомстата РК, по состоянию на 1.01.2010 года 13144 человек. Плотность населения составляет 0,93 чел. на кв. км. По национальному составу основную часть населения составляют калмыки (58,6 %), русские (12,7 %), даргинцы (9,6 %), аварцы (7,8 %), всего на территории района проживают представители 43 различных национальностей.

Основная часть территории района используется для сельскохозяйственного производства, что обусловлено почвенными и климатическими условиями. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 1312134 га, из них 264423 га используются сельскохозяйственными производственными кооперативами, 211471 га - муниципальными унитарными предприятиями, 56709 га - акционерными обществами, 354541 га - крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Основными производственными отраслями, обеспечивающими занятость населения на селе и производство продукции сельского хозяйства, являются овцеводство шерстно-мясного направления, скотоводство мясного направления, коневодство. Вспомогательной отраслью, обеспечивающей животноводство кормами, является кормопроизводство на орошаемых участках и лиманных сенокосах.

Сельскохозяйственная отрасль экономики представлена 9 сельскохозяйственными предприятиями, в том числе 4 муниципальными унитарными предприятиями, 2 акционерными обществами и 3 сельскохозяйственными производственными кооперативами.

В районе производится добыча нефти и газа 3 предприятиями нефтедобывающей промышленности.

В системе образования есть 9 общеобразовательных учреждений, Комсомольская гимназия им. Б. Басангова, 6 ДОУ и 2 учреждения дополнительного образования (ДДТ, ДЮСШ).

Население района обслуживает центральная районная больница, 1 участковая больница, 2 офиса врачебной практики, 4 фельдшерско-акушерских пунктов.

В районе действуют районный и 8 сельских домов культуры, центральная и детская библиотеки, 8 сельских библиотек, 2 детские музыкальные школы. В РДК, СДК функционируют 78 клубных формирований с привлечением детей и подростков, рабочей молодежи, людей старшего поколения.

Под влияние демографических процессов численность трудовых ресурсов увеличилась на 1.01.12 г. на 2,3 % по сравнению с 2010 годом и достигла 8292 чел. Численность занятых составила 5444 человек. Численность экономически активного населения Черноземельского района составила 8876 человек. За 2011 год численность обратившихся в Черноземельский районный центр занятости населения составила 1068 человек.

В рамках программы по «Реализации мер по поддержке рынка труда Республики Калмыкия» в 2011 году общий объем финансирования составил 15025,3 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета - 14273,8 тыс. руб., из республиканского бюджета - 751,5 тыс. руб.

В организации общественных работ для трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения, безработных граждан и граждан, ищущих работу приняли участие 513 чел., созданы временные рабочие места, заключены 26 договоров на общую сумму 9444,2 тыс. руб., в том числе средства субвенций из федерального бюджета 8971,8 тыс. руб., средства республиканского бюджета - 472,4 тыс. руб.

Главным направлением стабилизации социальной сферы является создание реального рынка труда и оказания содействия занятости населения. Уровень зарегистрированной безработицы от экономически активного населения на 1 января 2012 года составил 3,6 %. Абсолютная численность официально зарегистрированных безработных сократилось по сравнению с аналогичным 2010 годом на 34 человек или на 9,5 % и составила 325 человек..

Основным источником доходов населения является заработная плата, пенсии, государственные пособия и выплаты.

Объем денежных доходов населения с 2012 г увеличился на 49,5 % и составил в 2011 году 625,08 млн. руб. Денежные расходы в 2011 году по сравнению с 2010 годом выросли на 10,3 % и составили 331,17 млн. руб. За 2011 год доход в среднем на душу населения в месяц составил 4872 руб., среднемесячная заработная плата составила 10499,9 руб.

За 2011 год общая сумма доходов, поступивших в консолидированный бюджет Черноземельского районного муниципального образования, составила 247140,1 тыс. руб., что на 41,9 % больше уровня поступлений 2011 года. В общей величине доходов налоговые и неналоговые доходы района увеличились по сравнению с 2011 годом на 118318,4 тыс. руб. или в 1,4 раза и составили 130541,5 тыс. руб.

Наибольшую долю собственных налоговых и неналоговых доходов Черноземельского района составляет налог на доходы физических лиц (см. Таблицу 1).


Таблица 1. Поступление налогов в Черноземельском р-не

  2011 г 2012 г
НДФЛ 8656,7 38164,9
Налог на имущетво физ лиц 995,3 1391,2
Земельный налог 519,6 608,3

 

По состоянию на 1 января 2012 года налог на доходы физических лиц исполнен в сумме 44 525,7 тыс. руб. (бюджет муниципального района - 38 164,9 тыс. руб., бюджеты поселений - 6 360,8 тыс. руб.). В сравнении с 2011 годом поступления по данному виду налога увеличились на 8656,7 тыс. руб. или на 24,1 %.

Налог на имущество физических лиц на 1 января 2012 года поступил в сумме 1391,2 тыс. руб. или 99 % от плановой годовой суммы. В результате переоценки объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности, налог на имущество возрос на 396 тыс. руб. или 39,8 % по сравнению с 2011 годом. Земельный налог исполнен в сумме 608,3 тыс. руб.

За 2011 год в консолидированном бюджете Черноземельского района доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составили 75782,4 тыс. руб. при плане 71024 тыс. руб. или 106,7 % от годового плана. Поступления по доходам, получаемые в виде арендной платы за земельные участки на 1 января 2012 года составляют в сумме 75580,7 тыс. руб. или 106,7 % от годового плана.

Сложившаяся структура доходной части бюджета характерна для сельскохозяйственного района, где основным источником доходов являются земельные ресурсы. Увеличение поступлений арендной платы в бюджет является следствием планомерной работы по упорядочению использования земельных ресурсов, вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых земель, а также взысканием недоимки за 2010 год.

Наибольший объем поступлений в бюджет поселений осуществляется за счет платежей от сдачи в аренду земель от следующих предприятий: «Калмтатнефть», «КТК-Р», ООО «ЛУКОЙЛ Волгоград нефтегаз».

По расходам консолидированный бюджет Черноземельского района за 2011 год исполнен на 217586,3 тыс. руб., что на 30610,8 тыс. руб. или на 16,4 % выше уровня 2010 года.

Исполнение бюджета районного муниципального образования имеет социальную направленность. Так, в структуре расходов 161836 тыс. рублей или 74,4 % от общей суммы расходов направлено на социально-культурную сферу.

В структуре расходов наибольший удельный вес имеют расходы на финансирование системы образования района. За 2011 год на образование было направлено 94521,6 тыс. руб., что составляет 43,4 % всех бюджетных расходов. На содержание учреждений здравоохранения, культуры и спорта было использовано 48563,8 тыс. руб. бюджетных средств или 22,3 % в структуре расходов.

Профицит бюджета Черноземельского районного муниципального образования РК составляет 29553,7 тыс. руб. Бюджетная обеспеченность района - 60 %.

В течение последних лет положение в агропромышленном комплексе Черноземельского района сохраняет тенденцию стабильного роста численности поголовья животных, увеличения производства продукции, повышения рентабельности сельскохозяйственного производства. Такая динамика прослеживается во всех категориях хозяйств, всех форм собственности. Идет успешная реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК». По данным на 1 января 2012 года во всех категориях хозяйств имелось 31317 гол. КРС, 496413 гол овец и коз, 123 гол. свиней, 1212 гол. лошадей, 7178 гол. птицы всех видов. В сравнении с уровнем 2010 года прирост поголовья составляет по КРС - 34,6 %, по овцам и козам - 5,1 %.

В районе 9 сельхозпредприятий с различной формой собственности, занимающихся разведением и выращиванием сельскохозяйственных животных. Наряду с сельхозпредприятиями производят сельхозпродукцию крестьянские (фермерские) хозяйства, которых в районе насчитывается 175 единиц, личные подсобные хозяйства, которых на 01.01.2012 года - насчитывается 540 единиц.

На территории Черноземельского района добычей нефти занимается ООО УК «Калмнефть», ОАО «Лукойлнижневолжскнефть», ОАО «Калмтатнефть». В 2011 году объем добычи нефти составил 128,5 млн. руб. В 2012 году ожидается увеличение добычи нефти до 150 тыс. тонн. Другие отрасли промышленности на территории района развиты слабо и представлены предприятиями пищевой промышленности: хлебзаводом и хлебопекарнями Черноземельского районного потребительского общества, минипекарнями субъектов малого предпринимательства.

Оборот розничной торговли по всем каналам реализации за 2011 год превысил аналогичный период 2010 года на 14 % и составил 164854,6 тыс. руб. В сфере торговли осуществляют деятельность 9 магазинов Черноземельского райпо, Комсомольское ПО, ГУП «Фарммедтех», аптека №11, СПК племзавод «Первомайский». Кроме того, торгово-коммерческой деятельностью занимаются предприниматели, обеспечивающие удовлетворение спроса населения района в потребительских товарах.

Платные услуги на территории района предоставляются предприятиями и организациями различных форм собственности.

На территории Черноземельского района функционируют 3 предприятия по оказанию жилищно-коммунальных услуг: МУП «Комсомольское МПОКХ», МУП «Ачинеровское МОКХ», МУП «Энергетик».

Особое внимание в районе уделяется состоянию объектов социальной сферы. Произведен капитальный ремонт молодежного центра в п. Нарын-Худук.. В рамках программы «Социальное развитие села» по объекту водоснабжение п. Кумской профинансировано строительство 2-го спускового комплекса, приобретен каркасный кинотеатр на базе КАМАЗ.

Администрацией Прикумского сельского муниципального образования выполнены работы по рекультивации земель площадью 9,5 га.

В рамках региональной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов» в 2012 году отремонтировано 4 многоквартирных домов. ПО ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» на строительство и приобретение жилья предусмотрено софинансирование из федерального бюджета в сумме 10392 тыс. руб., РЦП "Развитие мясного скотоводства в РК на 2009-2012 г" на строительство, реконструкцию репродуктивных мясных фермах и строительство откормочных комплексов КРС     - 6750 тыс. руб.

По направлению «Строительство откормочных комплексов КРС, реконструкцию и модернизацию типовых существующих животноводческих ферм по откормочные комплексы КРС» в 2013 году планируется ввод 2 откормочных комплексов КРС СПК «Первомайский», в 2013 запланировано строительство откормочно - нагульных площадок на 100 скотомест в 2 КФХ, в 2014 г. - 2 объекта.

За последние 4 года сдано под ключ 62 квартиры. В 2011 году введено 17 квартир и пристроек площадью 1660,3 кв.м.

 

Основные проблемы социально-экономического развития муниципальных образований Черноземельского района РК

 

Анализ современного социально-экономического положения муниципальных образований Черноземельского района показывает, что на территории района существуют проблемы занятости населения, безработицы, отсутствие водоснабжения в п. Сарул, Нарын-Худук, отсутствие дорог с твердым покрытием, требуют реконструкции объекты социальной сферы.

Основным стратегическим приоритетом социально-экономического развития Черноземельского района является обеспечение эффективной занятости и существенного роста реальных доходов населения, формирование благоприятной хозяйственно-предпринимательской, социокультурной и экологической среды для его устойчивого воспроизводства.

Реализация стратегического приоритета повышения уровня и качества жизни социально-территориальной общности должна вестись по ряду сопряженных направлений:

рост реальных доходов, как в негосударственном секторе экономики, так и в бюджетной сфере, формирование на территории района новых (в том числе и высокооплачиваемых, требующих высококвалифицированного труда) рабочих мест;

существенная активизация жилищного строительства, повышение качества существующего жилищного фонда за счет опережающего развития соответствующей инфраструктуры;

решение проблемы устойчивого, соответствующего современным нормативам, водоснабжения населенных пунктов района;

повышения транспортной доступности и инфраструктурной обустроенности периферийных территорий района;

повышения адресности реализуемых мер господдержки социально незащищенных слоев населения с учетом специфики района;

Основные направления Программы ориентированы на среднесрочный период и направлены на улучшение инвестиционного климата, создание благоприятных условий для развития предпринимательства, дальнейшего развития ЛПХ, развития переработки сельскохозяйственной продукции на территории муниципальных образований.

Особенно болезненно проблемы переходного периода сказались на сельской молодежи. Очень много молодых семей не имеют жилья. Основной проблемой молодежной политики является объединение молодежи и подростков, развитие у них целеустремленности, самосовершенствования, в связи с чем необходимо создание и открытие молодежных центров, стадионов с целью дать каждому реальные шансы испытать свои возможности н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...