Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем дисциплины и виды учебной работы




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

 

Приволжский филиал

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

Конституционное право

 

Учебно-методический комплекс

 

для студентов заочной формы обучения

 

направление подготовки 030900.62 – Юриспруденция

 

(квалификация «бакалавр»)

 

НИЖНИЙ НОВГОРОД

Автор:

Евдокимов С.В., к.ю.н., профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия

Трусов Н.А.., к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия

Разработка программы курса: Нудненко Л.А., зам. зав. кафедрой конституционного права Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор

 

 

Рецензенты:

Никифорова Е.А., к.ю.н., доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия

Каргин К.В., заведующий кафедрой конституционного и административного права Нижегородской правовой академии, к.ю.н., доцент

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»).

 

Одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин ПФ ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 6 от 26 декабря 2013 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом ПФ ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 5 от «27» февраля 2014 г.).

 

© ПФ ФГБОУВПО РАП, 2014.

© Евдокимов С.В., Трусов Н.А., 2014.


 

 

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ. 3

2. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 12

3. Тематический план дисциплины.. 13

4. ПРОГРАММА КУРСА.. 19

5. ПЛАНЫ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ.. 34

ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ.. 34

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 38

6. АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 87

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.. 89

8. ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.. 127

9. ЛИТЕРАТУРА.. 137

10.ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ. 139

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»).

Конституционное право является ведущей отраслью права Российской Федерации, что обусловлено значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они не касались, эта отрасль тем самым дает необходимые ориентиры, отражающие главное сущностное направление правового регулирования во всех сферах общественных отношений. Изучение бакалаврами конституционного права России является необходимой предпосылкой для последующего изучения других отраслей российского права.

Изучение данной дисциплины является способом приобретения студентами-юристами необходимых знаний, навыков, умений в области отечественного конституционного права – системообразующей отрасли национального права. Конституционные отношения определяют доминирующий характер системы права в большинстве стран мира. Только благодаря истинному утверждению общечеловеческих и национальных ценностей, заложенных в Конституции РФ, можно приблизиться к построению гражданского общества и правового государства. Непростой период становления конституционного права России после принятия Конституции 1993 года вобрал в себя всю историю конституционного развития нашей страны, отразил преемственность государственно-правовых институтов, эволюцию принципов функционирования государства, начиная от первых конституционных идей и заканчивая сложными юридическими конструкциями современных конституционно-правовых актов. За 18 лет действия Конституции РФ российская правовая система претерпела колоссальные изменения. «Именно Конституция стала системным юридическим выражением основных политических ценностей, которые определяют лицо новой и исторически преемственной России: права и свободы человека и гражданина, демократическое, федеративное, правовое и социальное государство, разделение властей, парламентаризм»[1]. Для каждого гражданина знать, а для юриста еще и глубоко понимать Конституцию своей страны – неписаная обязанность, определяющая уровень правосознания.

Впервые в истории России Основной закон приобрел качество реального, а не фиктивного, декларативного документа. Конституция и конституционное право определяют контуры правовой системы в целом, являются основанием для построения системы права. Именно поэтому конституционное право – основа правовых знаний, без которой не может быть высокопрофессионального специалиста любой юридической специализации. Надо заметить, что вопросы, изучаемые в рамках отрасли государственного права, выходят далеко за пределы исключительно государственной, политической сферы и влияют на состояние правового регулирования, казалось бы, далеких от конституционного права областей. Так, практика Конституционного Суда Российской Федерации как органа конституционного судебного контроля по толкованию Конституции, в частности, вопросов создания и деятельности негосударственных организаций, создает почву для развития гражданского общества; ряд постановлений по вопросам налогообложения определяет тенденции в развитии финансового и налогового права и т.д.

Традиционно относя конституционное право к числу публичных отраслей права, наука в настоящее время подчеркивает новый смысл терминов «публичность», «публичные интересы», «публичный порядок». Конституция 1993 года учредила незыблемый для любого цивилизованного государственно-устроенного общества принцип приоритета и непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, открыв для российских граждан возможности защищать свои права всеми доступными законными способами, включая международные органы и средства по защите прав человека. Утверждая либеральные ценности, Конституция осталась верна идее социальной ответственности, фиксируя ее в новом качестве принципа социального государства.

Эти, а также ряд других факторов позволяют говорить о конституционном праве как о базисе современного юридического образования. Роль данной дисциплины в системе подготовки специалиста с высшим юридическим образованием состоит в получении информации об устройстве, функционировании и тенденциях развития системы органов публичной власти современного российского государства, а также о принципах правового закрепления статуса человека и гражданина. Знания о конституционных механизмах устройства и функционирования публичной власти и принципов конституционно-правового регламентирования статуса человека и гражданина, а также институтов современного общества (общественных и религиозных объединений, политических партий, движений, профсоюзов и др.) способствуют формированию научного мировоззрения и профессионального правосознания, отражающих профессиональную пригодность будущих юристов. Кроме того, курс отечественного конституционного права является ступенью для последующего освоения других отраслевых дисциплин и условием системного подхода к изучению любых отраслей российского права.

 

Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция по курсу Конституционное право готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- нормотворческая;

- правоприменительная;

- правоохранительная;

- экспертно-консультационная;

- педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).

 

Изучение учебного курса «Конституционное право России» бакалаврами имеет целью формирование у бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для:

- осуществления нормотворческой и правоприменительной профессиональной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления;

- осуществления правозащитной деятельности в области прав и свобод человека и гражданина;

- осуществления экспертно-консультационной деятельности по вопросам Конституции РФ, основ конституционного строя, правового положения личности, федеративного устройства, организации и обеспечения функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России;

- преподавания основ конституционного права в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Задачами освоения дисциплины являются:

- получение информации об устройстве, функционировании и тенденциях развития системы органов публичной власти современного российского государства;

- изучение принципов и содержания правового закрепления статуса человека и гражданина;

- изучение конституционно-правового статуса институтов современного общества (общественных и религиозных объединений, политических партий, движений, профсоюзов и др.);

- формирование научного мировоззрения и профессионального правосознания, отражающих профессиональную пригодность будущих юристов.

 

Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция по курсу Конституционное право должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

нормотворческая деятельность:

- участие в подготовке нормативно-правовых актов;

- правоприменительная деятельность:

- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

- составление юридических документов;

правоохранительная деятельность:

- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

экспертно-консультационная деятельность:

- консультирование по вопросам права;

- осуществление правовой экспертизы документов;

педагогическая деятельность:

- преподавание правовых дисциплин;

- осуществление правового воспитания.

 

Изучивший курс Конституционного права бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК)[2]:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

 

Изучивший курс Конституционного права бакалавр должен обладать следующими профессиональными компетенциями ( ПК):

в нормотворческой деятельности:

- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

- в педагогической деятельности:

- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В результате освоения дисциплины бакалавр должен:

Знать:

ü общие категории и понятия конституционного права, а также специальную терминологию, применяемую в конституционно-правовом законодательстве;

ü источники конституционного права, их соотношение по юридической силе;

ü значение, особенности и содержание Конституции Российской Федерации, этапы ее развития;

ü значение и содержание основ конституционного строя Российской Федерации;

ü конституционные характеристики Российского Государства;

ü конституционные основы экономической, общественно-политической и духовно-культурной деятельности в Российской Федерации;

ü основы правового положения личности;

ü становление и развитие института гражданства Российской Федерации, содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

ü способы защиты прав и свобод личности;

ü федеративное устройство России, основные этапы его становления и развития;

ü принципы современного российского федерализма;

ü конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

ü конституционные основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Уметь:

ü обобщать полученные знания;

ü правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике;

ü правильно определять нормативный правовой акт, подлежащий применению к соответствующим конституционно-правовым отношениям;

ü анализировать нормативные правовые акты, регулирующие конституционно-правовые отношения, толковать правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования;

ü анализировать судебную практику Конституционного Суда Российской Федерации, применения в соответствующей правовой ситуации;

ü принимать правовые решения в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими конституционные отношения.

Владеть (быть в состоянии продемонстрировать):

общекультурные компетенции:

ü способность осознавать значимость конституционных ценностей для государства и общества;

ü способность развивать свой интеллектуальный уровень, осознавать социальную значимость своей будущей профессии;

ü способность к самостоятельному обучению методам исследования, в том числе методу формально-юридического анализа, методу сравнительно-правового анализа, системному методу работы с нормативным материалом; правилом юридической техники;

ü соблюдать принципы этики юриста;

ü способность анализировать современные конституционно значимые проблемы и процессы;

ü способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

профессиональные компетенции:

ü способность использовать теоретические знания о конституционно-правовых нормах и отношениях на практике, в том числе в экспертно-консультационной деятельности;

ü определять коллизионные нормы конституционного права, предлагать эффективные способы преодоления коллизий;

ü способность оценивать правовые явления с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации, компетентно аргументировать свою позицию;

ü восполнять пробелы конституционно-правового регулирования путем применения аналогии права и закона;

ü выделять основные проблемы в регулировании конституционно-правовых отношений, моделировать пути и способы их разрешения;

ü разрабатывать проекты нормативных и правоприменительных актов по вопросам конституционного права;

ü демонстрировать знание решений Конституционного Суда Российской Федерации и навыки их интерпретации и применения в соответствующей правовой ситуации;

ü способность преподавать основы конституционного права на необходимом теоретическом и методическом уровне.

 

Необходимой предпосылкой изучения курса отечественного конституционного права являются знания по теории государства и права, истории государства и права России, философии, политологии и социологии. Не меньшее значение придается в ходе учебного процесса и положениям, содержащимся в теории государства и права, административном праве, муниципальном праве, теории государственного управления, других социальных науках, которые изучаются одновременно с курсом конституционного права.

 

Базовыми учебными дисциплинами для изучения конституционного права России являются:

 

№ п/п Наименование дисциплины Знания, необходимые для изучения дисциплины
  История государства и права России Типы российской государственности, этапы развития Конституции, конституционный процесс 1988-1993 гг.
  История государства и права зарубежных стран История нового времени и эпоха буржуазно-демократических революций в Великобритании, Франции и других европейских странах. История конституционализма в США. Принятие Конституции США.
  Теория государства и права Понятие нормы права, отрасли права, правоотношения. Правовой статус личности. Теория прав и свобод человека и гражданина. Понятие и виды государственных органов. Теория разделения властей.
  Правоохранительные органы Судебная система России. Виды органов исполнительной власти. Государственные органы с особым статусом.
  Философия Учения о государстве и праве мыслителей античности и нового времени

 

Межпредметные связи. Полученные при изучении дисциплины знания и навыки будут использованы при изучении административного, муниципального, финансового, земельного, экологического, трудового и других отраслей права. В силу фундаментального характера отрасли нормы конституционного права, имея принципиальный характер, лежат в основе правового регулирования всех отраслей российского права.

 

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
заочная, 3 года, на базе высшего неюридич. заочная, 3 года, на базе среднего профессион. заочная, 4 года, на базе среднего полного
Зачетные единицы [3] – общая трудоемкость   10 з.е. – 360 ч. 10 з.е. – 360 ч. 10 з.е. – 360 ч.
Всего аудиторных занятий из них:      
Лекции 12: 1 сем – 6 2 сем – 6 10: 1 сем – 10 6: 0 сем – 6
Семинарские (практические) занятия 2: 1 сем – 2 2: 2 сем – 2 4: 1 сем – 14 2 сем – 8
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС        
Контрольные задания (количество) 1 во втором семестре 1 во втором семестре 1 в первом семестре / 1 во втором семестре
Курсовые работы по выбору (количество) 1 во втором семестре 1 во втором семестре  
  Форма итогового контроля   Экзамен

3. Тематический план дисциплины

Тематический план изучения дисциплины

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...