Потребительское поведение студентов
В рамках дисциплины «Экономическая социология» было проведено исследования среди студентов Российского Государственного Педагогического Университета имени А.И. Герцена. В исследовании принимали участие 15 студентов второго курса факультета социальных наук направления социология. Целью исследования являлось изучение потребительского поведения студентов. На протяжении 30 дней студенты вели личные анонимные потребительские дневники, в которые ежедневно вносили все свои доходы и расходы. Из 15 респондентов 7 (46.7%) проживают с родителями, 5 (33.3%) – в общежитии, 1 (6.7%) в арендуемом жилье, 2 (13.3%) проживают с романтическим партнёром. Расходы в потребительских дневниках подразделялись на 10 основных категорий: продукты питания, алкоголь, табак, транспорт, медицинские товары и услуги, одежда, предметы личной гигиены и косметика, обучение, досуг, бытовые раходы. Каждая из категорий, в свою очередь, подразделялась на несколько более узких направлений. Блок «доходы» в потребительских дневниках подразделялся на 5 категорий: самостоятельный заработок, подарочные деньги, материальное обеспечение от родителей, спонсор (сожитель, друг/подруга и т.д.), помощь ближнего (посещение заведений за счет другого человека). Ниже представлена диаграмма расходов студентов в процентах от общей суммы, составившей 345596 рублей.
Из данной диаграммы видно, что наибольшее количество денег студентами было потрачено на продукты питания. Теперь рассмотрим эту категорию расходов подробнее. Для этого приведём ещё одну диаграмму, показывающую более подробную картину потребительской корзины студентов. На данной диаграмме показаны процентные доли расходов на разные группы продуктов питания от общей суммы, потраченной студентами на еду (общая сумма расходов на продукты питания составила 83585 рублей).
Данная диаграмма наглядно показывает потребительские предпочтения респондентов в категории продуктов питания. Однако на диаграмме представлены суммы денег, потраченные всеми студентами, вне зависимости от того, проживают они с родителями или самостоятельно. В процессе исследования было установлено, что расходы студентов, проживающих с родителями, отличаются от расходов студентов, проживающих отдельно от родителей. Чтобы проиллюстрировать упомянутые отличия, ниже представим ещё две диаграммы. Одну показывающую расходы на продукты питания студентов, проживающих с родителями (всего было потрачено 5692 рубля), другую показывающую расходы на продукты питания студентов, проживающих отдельно от родителей (всего было потрачено 77893 рубля).
Как можно заметить, студенты, проживающие отдельно от родителей, тратят гораздо больше денег на крупы, мясные и рыбные продукты, когда у студентов, проживающих с родителями, на первое место выходит сладкое, молочные продукты и фастфуд. Это легко объяснить. Студенты, проживающие самостоятельно, вынуждены сами покупать все продукты питания. Студенты, проживающие с родителями, как правило, тратят деньги на различные снеки, а покупку серьёзного питания берут на себя их родители. Отсюда и вытекает разница в расходах. Теперь перейдём от расходов к доходам. Ниже представлена диаграмма, иллюстрирующая общую картину доходов респондентов (общее количество доходов составило 311929 рублей).
Как видно на диаграмме, основной источник доходов студентов – это материальная помощь родителей. Теперь рассмотрим по отдельности доходы студентов, проживающих с родителями и самостоятельно. Для этого вновь приведём две диаграммы и сравним показатели.
Как видно на диаграммах, материальная помощь родителей является основным источником дохода студентов, вне зависимости от формы проживания. Самостоятельный заработок в обоих случаях присутствует, хотя в случаи самостоятельного проживания он несколько больше, но в любом случаи он невелик. Схожее исследование уже проводилось в РГПУ им. А.И. Герцена. В 2014 году студенты второго курса факультета социальных наук направления социология так же в течение месяца вели потребительские дневники. Результаты исследования 2015 года, с поправкой на инфляцию, оказались практически идентичными результатам 2014 года. Различия, безусловно, присутствуют, но они весьма незначительны. Например, в этом году меньше респондентов покупали мясные продукты (53% студентов совершили покупку в этом году, 60% – в прошлом), рыбные продукты напротив – стали более популярны (40% в этом году против 30% в прошлом). Небольшая разница есть в каждой графе. Самые ощутимые изменения коснулись табачных изделий. В этом году табак покупали 53 % студентов, в прошлом – 25%. В целом же цифры за текущий и прошедший год примерно одинаковы, что позволяет сделать вывод: ухудшение экономической ситуации ы стране не слишком сильно коснулось студентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|