Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правительство Российской Федерации




Познакомиться с организацией и функциями Правительства как высшего органа исполнительной власти в России, возглавляющего систему органов исполнительной власти. Особенности конституционно-правового регулирования этой ветви власти обусловлены, прежде всего, формой правления, а именно характером взаимоотношений высших органов государственной власти – парламента, главы государства и правительства. Более того, надо заметить, что форма правления определяется именно на основании критерия политической ответственности правительства – либо перед парламентом, либо перед главой государства. Полупрезидентская (или смешанная) форма республики, существующая в Российской Федерации, с одной стороны, имеет формальные нормы о политической ответственности правительства перед парламентом, но с другой, реальное политическое действие этих норм нивелировано возможностью применения санкций в виде роспуска к самому парламенту, используемых главой государства, фактически и (но не юридически) возглавляющим исполнительную власть.

Во-первых, следует обратить внимание на противоречия формулировок статуса Правительства, содержащихся в Конституции РФ и в федеральном конституционном законе «О Правительстве РФ». Во-вторых, определяя сущность и назначение Правительства, нужно установить, перед кем оно несет ответственность, как формируется, как взаимодействует с главой государства и парламентом. Необходимо проанализировать процедуры выражения недоверия и отказа в доверии Правительству, их последствия.

Изучению подлежат вопросы о составе и структуре Правительства, порядке его деятельности (на основе изучения норм Регламента Правительства РФ), акты Правительства РФ.


 

Тема 13.

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации

 

Объектом изучения должны стать как общие принципы организации органов государственной власти в субъектах федерации, так и система государственной власти Нижегородской области.

Согласно части 1 статьи 77 Конституции РФ, система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Таким законом является федеральный закон от 6 октября 1999 года с изм. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Очень важно изучить правовые позиции и решения Конституционного Суда РФ по вопросам системы органов государственной власти субъектов федерации, так как эти позиции менялись во времени. В частности, нужно сравнить позиции, изложенные в решении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 года по вопросу о проверке конституционности порядка наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также в ряде более ранних решений, например, в решении от 18 января 1996 года, которым подтверждена конституционность получения мандата главы субъекта прямыми выборами.

Необходимо обратить внимание на принцип единства системы исполнительной власти, зафиксированный ч. 2 ст. 77 Конституции РФ: «В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации».

При изучении темы следует обратить внимание на процедуры федерального вмешательства в осуществление государственной власти субъектами федерации, а именно случаи и основания досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), предусмотренные статьей 19, и досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренного статьей 9 федерального закона от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Так, полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прекращаются досрочно в случаях отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации; либо отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях.

Роспуск представительного органа возможен высшим должностным лицом субъекта (он вправе принять такое решение) Российской Федерации или Президентом РФ.

Глава субъекта делает это в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения. Президент РФ может распустить представительный орган в двух случаях:

1. Нарушение законодательства, если были созданы препятствия для реализации закрепленных КРФ, ФКЗ и ФЗ полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, и не приняты меры после вынесения предупреждения Президентом РФ.

2. Недостижение согласия между Президентом РФ и законодательным органом субъекта РФ по поводу кандидатуры высшего должностного лица субъекта.

Тема 14.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...