Глава VI. Копинг — стратегии поведения
Конфликтологи выделяют три шкалы, содержащие утверждения, отражающие основы преодоления конфликтных ситуациях в трех плоскостях копинг-стратегии поведения: · в поведенческой сфере (8 вариантов поведенческих стратегий); · в когнитивной сфере (10 вариантов когнитивных стратегий); · в эмоциональной сфере (8 вариантов эмоциональных стратегий). Виды копинг-стратегий поведения распределяются по трем основным группам с учетом степени их адаптивных возможностей: · адаптивные; · относительно адаптивные; · неадаптивные. К адаптивным вариантам копинг-стратегии поведения в поведенческой сфере относятся сотрудничество, обращение и альтруизм. Эти проявления отражают такое поведение личности, при котором она вступает в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее людям для преодоления трудностей. В когнитивной сфере адаптивными вариантами являются проблемный анализ, установка собственной ценности, сознание самообладания. Это формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций. В эмоциональной сфере вариантами являются протест, оптимизм, отражающие эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной ситуации. К неадаптивным вариантам копинг-стратегий поведения относятся: · в поведенческой среде — активное избегание, отступление, которые предполагают поведение, обуславливающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, изоляцию, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблемы;
· в когнитивной сфере это смирение, растерянность, диссимиляция, игнорирование — пассивные формы поведения отказом от преодоления трудностей из-за неверия в собственные силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей; · в эмоциональной сфере это подавление эмоций, покорность, самообвинение, агрессивность — варианты поведения, характеризующиеся подавленным состоянием безнадежности, покорности, переживание злости и возложение вины на себя и других. К относительно адаптивным вариантам копинг-стратегии поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления, относятся: · в поведенческой сфере — компенсация, отвлечение, конструктивность — формы поведения, характеризующиеся стремлением к временному отказу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, с помощью исполнения своих заветных желаний; · в когнитивной сфере — относительность, придача смысла, религиозность — формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолении, на веру в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами; · в эмоциональной сфере — эмоциональная разгрузка, пассивная кооперация — поведение, которое направлено на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам. Ниже предлагается текст опросника (модифицированной инструкции) для выявления у исследуемых их копинг-стратегий поведения. Это те варианты копинг-стратегий индивидуального поведения, с помощью которых исследуемые разрешают трудности, выходят из конфликтных ситуаций и защищаются в этих ситуациях.
Модифицированная инструкция копинг-стратегий поведения. I. В поведенческой сфере. П-1. Отвлечение. «Я погружаюсь в любимое дело, стараюсь забыть о своих проблемах». П-2. Альтруизм. «Я стараюсь помочь людям, и в заботах о них забываю свои горести». П-3. Активное избегание. «Стараюсь не думать, всячески избегаю думать о своих неприятностях». П-4. Компенсация. «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды, теле-,видео-,аудеотехники и т.п.). П-5. Конструктивная активность. «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление своей давней мечты». П-6. Отступление. «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой». П-7. Сотрудничество. «Я использую сотрудничество со значимыми для меня людьми в целях преодоления трудностей» П-8. Обращение. «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом». II. В когнитивной сфере. К-1. Игнорирование. «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем эти трудности» К-2. Смирение. «Говорю себе: это судьба, с этим нужно смириться». К-3. Диссимуляция. «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо». К-4. Сохранение апломба. «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего истинного состояния». К-5. Проблемный анализ. «Я старюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось». К-6. Относительность. «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои — это пустяк». К-7. Религиозность. «Если что-то случиться, то так угодно Богу». К-8. Растерянность. «Я не знаю, что делать, и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей». К-9. Придавание смысла. «Я придаю своим трудностям особой смысл, преодолевая их, я совершенствую себя». К-10. Установление собственной цены. «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться с ними не более сложными, как это происходило ранее». III. В эмоциональной сфере. Э-1. Протест. «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую». Э-2. Эмоциональная разгрузка. «Я впадаю в отчаянье, я рыдаю и плачу».
Э-3. Подавление эмоций. «Я подавляю эмоции и прячу их в себе». Э-4. Оптимизм. «Я всегда уверен, что выход из трудной ситуации есть всегда, и ищу его». Э-5. Пассивная кооперация. «Я доверяю преодоление трудностей другим людям, которых готовы помочь мне». Э-6. Покорность. «Я впадаю в состояние безнадежности». Э-7. Самообвинение. «Я считаю себя виновным в происходящем и потому получаю по заслугам». Э-8. Агрессивность. «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным, так как не в состоянии решить проблему». Таким образом, подводя итог сказанному о копинг-стратегиях поведения в конфликтной ситуации, хотелось бы отметить, во-первых, связь копинг-стратегий со стилями поведения личности во внешнем конфликте, во-вторых, копинг-стратегии поведения является основой психологических защит в конфликтной ситуации, в-третьих, коринг-стратегии во многом зависят от основных психологических типов личности. Следует также отметить, сто методика применения копинг-стратегий помогает исследовать психологические и социальные особенности личности в конфликтных ситуациях, особенности, которые важны при решении, при нахождении выхода из конфликтной ситуации. Эта методика позволяет решить многие психологические проблемы студентов, позволяет разобраться в себе и помогает изменить свое поведение, свои действия и свои мотивации во многих трудных ситуациях. Данные методики могут пригодиться не только самим исследуемым, но и преподавателям, работающими со студентами, для более свободного установления контакта с обучаемыми, для предупреждения спорных ситуаций, часто возникающих в парадигме преподаватель-студент, а также для того, чтобы эти спорные ситуации не переросли в конфликт. Методика позволяет и самим студентам поразмышлять над отношениями друг с другом и, как следствие этого, устанавливать более глубокие дружеские связи, улучшает сам процесс коммуникации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|