Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примеры, методы и задачи СФ.

Предмет СФ:

значимость СФ определяется интеграцией России в международное банковское сообщество, финансовые рынки и рынки капитала. В настоящее время производится реформирование национальной СФ и приведение ее в соответствие с принятой международной практикой принципами.

СФ является общественной наукой и составной частью социально-экономической статистики.

Предметом СФ явл. количественная сторона и качественный анализ массовых общественных явлений и процессов, происходящих в финн ден отношениях на всех уровнях управления.

В СФ выдел сл крупные разделы:

1. Статистика госбюджета

2. Статистика кредита и денежного обращения

3. Статистика сберегательного дела

4. Статистика страхования

5. Статистика финансового рынка

6. Статистика финансов организации

Предмет СФ изучает деятельность финансовой системы, выраженной в денежной форме и опосредствующейся.

СФ: 1. Самостоятельная дисциплина, отрасль знаний – количественная сторона следующей массы явлений и процессов, происходящих в финн-кред системе и выражается в денежной форме…

2.

Задачи статистики финансов

· Изучение, количественный и качественный анализ финансовых / денежных потоков на государственном (федеральном, региональном, муниципальном) уровне = бюджетная статистика или статистика государственных финансов

· изучение финансового состояния предприятия, оценка их финансовой устойчивости и платежеспособности, повышение их конкурентоспособности, снижение их финансовой уязвимости и оптимизации уровня принимаемых ими финансовых и банковских рисков = статистика институциональных единиц нефинансового сектора и сектора домаших хозяйств

Методы*: группировки, средних величин, рядов распределения, индексирования, анализ рядов динамики, факторных и т д.

Задачи статистики финансов

1) изучение процессов денежного обращения = статистика денежного обращения, статистика ценных бумаг, биржевая статистика, валютная статистика

2) Изучение банковской системы и системы небанковских финансовых учреждений = банковская статистика

3) Разработка и совершенствование статистики процентных ставок, биржевой деятельности и деятельности финансовых посредников, теория рисков, развитие страховой статистики

Финансово-экономическая эффективность и доходность
Финансово-экономический результат.
Факторы финансово-экономического развития.
Система показателей статистики финансов и направления её совершенствования

           
     
 
 

 

 


Статистика финансов и СНС

СФ в своих исследованиях опирается на самостоятельные концепции определения и классификации. Достаточно долго она развивалась изолированно от СНС. Поскольку СНС является макроэкономической моделью описания состояния и развития экономики страны в целом в ней представлена характеристика всех этапов воспроизводства и взаимосвязь между ними. СНС дает возможность рассчитать важнейшие макроэкономические показатели – ВВП, ВНД, конечное потребление, валовое накопление, валовое сбережение, чистое кредитование, чистое заимствование. Поэтому Европа и Америка стали внедрять в снс отдельные приемы статистики финансов, что нашло отражение в международных стандартах по международному счетоводству. Но эта интеграция носила ограниченный характер и не представляет собой законченную систему. В настоящее время идет работа по отражению финансовых показателей в новой редакции CНC.

CНC исследует операции хозяйств субъектов с финансовыми инструментами, их влияние на отдельные секторы их влияние на экономику страны в целом, вклад в формирование ВВП и других макроэкономических показателей, а также состояние сектора финансовых учреждений. СНС изучает механизмы кредитования и заимствования, т е процессы перераспределения финансовых ресурсов между секторами экономики. Таким образом, между статистикой финансов и CНC существует тесная взаимосвязь и идет процесс дальнейшей интеграции СНС и разделов статистики финансов, имеющих макроэкономический характер, в частности статистика гос финансов, платежный баланс, статистика внешнего долга и др.

Однако, статистика финансов имеет и свою область изучения, которая выходит за рамки СНС. В частности система показателей и анализ различный аспектов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов секторов экономики, необходимых для принятия управленческих решений в области финансов.

Основные элементы статистики финансов. СНС.

Для характеристики финансовых аспектов СНС использует ряд показателей, классификаций и счетов. В СНС операции с финансовыми активами и обязательствами отграничены от операций с товарами и услугами и от операций с доходами. Операции по приобретению финансовых активов и принятию обязательств не включаются в ВВП, тем не менее, операции с товарами и услугами и операции с доходами влияют на изменение запасов финансовых активов и обязательств. Операции с финансовыми инструментами отражаются в финансовом счете составляемом для каждого институционального сектора экономики и экономики страны в целом.

Изменение финансовых активов:

1) монетарное золото и специальные права заимствования

2) наличные деньги и депозиты

3) ценные бумаги кроме акций

4) ссуды

5) акции и другие виды участия в капитале

6) страховые и технические резервы

7) прочие счета дебиторов и кредиторов

Итого: Всего изменений в активах

Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала:

1) чистое кредитование или чистое заимствовании

2).

3).

4).

5).

6).

7).совпад

Итог: всего изменений в обязательствах и чистой стоимости капитала

Баланс активов и пассивов. Национальные богатства.

Баланс активов и пассивов составляется на начало и конец периода

Баланс активов и пассивов

Активы:

1) нефинансовые активы

2) финансовые активы

Обязательства и чистая стоимость капитала:

3) финансовые обязательства

4) чистая стоимость капитала (1+2-3)

Балансирующей статьей в финансовом счете является чистая стоимость капитала. Этим он объединяет баланс активов и пассивов. Таким образом показатели финансовых активов и обязательств являются необходимым компонентом в СНС. В структуре СНС есть счета отражающие различные аспекты деятельности финансовых учреждений. Основная функция этого сектора экономики состоит в посредничестве между единицами, которые сберегают доход и единицами, которые его инвестируют в реальные активы. Составление этих счетов позволяет рассчитать размеры их посреднической деятельности их вклад в образование ВВП и их роль в процессе перераспределения финансовых ресурсов. Вместе с тем, эти счета в СНС не полностью отражают показатели банковской и кредитно денежной статистики.

Следующий элемент в статистике финансов СНС - это данные о доходах и расходах сектора государственного управления. В СНС сформулированы определения ограничивающие сектор гос управления от других секторов экономики, а также определение и классификации наиболее важных операций этого сектора с доходами и расходами. Доходы сектора гос управления делятся на первичные и вторичные. К первичным доходам относятся налоги на производство и импорт, доходы от собственности, прибыль полученная рыночными подразделениями органами гос управления. К вторым доходам относятся налоги на доходы и имущество, отчисления на социальные страхования, страховые возмещения, штрафы пени и др доходы. Основным источником данных для составления счетов гос управления является отчет государственного бюджета.

Операции по финансовому лизингу.

Статистика финансов связана с СНС по показателям финансового баланса. в СНС и платежном балансе применяются:

1) одинаковая регистрация операций по методу начисления, то есть в момент создания, преобразования, обмена, передачи или ликвидации экономической собственности

2) одинаковые пересчет операций в разные валюты или расчетные единицы

3) для пересчета балансовых статей используются рыночные курсы, в платежном балансе применяются классификация снс для отражения основных счетов, текущих операций и операций с капиталом и финансовыми инструментами

Однако платежный баланс содержит ряд показателей и классификаций, которые не предусмотрены в СНС. Например, в платежном балансе предусмотрены данные об иностранных инвестициях, об иностранных инвестициях в страну и из страны, данные о приросте золотовалютных резервов, данные о вывозе капитала.

Таким образом, существует взаимосвязь между статистикой финансов и СНС. Но в настоящее время нет их полной гармонизации и увязки.

Тема 3

Статистика государственных финансов

Статистика финансового сектора страны является инструментом для количественного и качественного анализа, отражающая явления и процессы, происходящие в сфере денежного обращения и в банковской системе. Результаты экономико-статистического анализа используются для формирования количественных ориентиров денежно-кредитной политики. В практике Российской статистики государственные финансы включают статистику бюджетов всех уровней.

Государственные внебюджетные фонды.

Сводный финансовый баланс

Важным разделом статистики государственных финансов является статистика государственного бюджета.

Задачами статистики госбюджета являются количественная характеристика основных его параметров

1) Общая величина доходов и расходов госбюджета

2) структура доходов и расходов госбюджета

3) рассмотреть источники финансирования бюджетного дефицита

4) рассчитать и проанализировать размер внутреннего и внешнего государственного долга

Законодательной базой для разработки государственного бюджета является бюджетный кодекс РФ. В соответствии с действующим порядком разработана единая методология составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении возложенное на МинФин РФ. Разработка бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией.

Основные параграфы федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ определяется:

1) ВВП или валовой региональный продукт

2) Темпы роста или снижения ВВП или ВРП

3) Индекс потребительских цен

4) средний обменный курс рубля по отношению к доллару и евро

Статистика государственных финансов

Задачи: 1) анализ операций производимых подсекторами сектора государственного управления. Указанные операции подлежат исключению при свободе денных, чтобы не удваивать потоки по операциям

2) соответствие структуры отчетности об исполнении бюджета с экономическими признаками операций, перегруппировка статей баланса

3) оценка данных на основе метода начисления, подсчет дебиторской и кредиторской задолженности на основе сопоставления учета по кассовому методу и методу начислений

 

 

Предмет и задачи статистики государственного бюджета

 
 

 

 


-характеристика структуры доходов и расходов

-анализ сбалансированности бюджета (дефицит/профицит)

-учет по операциям со средствами Стабилизационного Фонда РФ (резервный фонд и фонд бедующих поколений)

-отражение поступлений средств от заимствований и расходов на обслуживание и погашение государственного и муниципального долга

-изучение связи доходов госбюджета с важнейшими макроэкономическими показателями

-прогнозирование доходов и расходов госбюджета

Основные статьи и классификации доходов и расходов гос бюджета в РФ

Налоговые доходы:

· налоги на прибыль, доходы

· налоги и взносы на социальные нужды

· налоги на товары (работы и услуги) реализуемые на территории РФ

· налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

· налоги на совокупный доход

· налоги на имущество

· налоги сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

· государственная пошлина

· задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

Неналоговые доходы:

· доходы от внешнеэкономической деятельности

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

· платежи при пользовании материальными ресурсами

· доходы от оказания платных услуг и компенсации государства

· доходы от продажи материальных и нематериальных активов

· административные платежи и сборы

· штрафы, санкции, возмещение ущерба

· доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет

· возврат остатков субсидий. субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет

· прочие

Безвозмездные поступления:

· от нерезидентов

· от др бюджетов бюджетной системы РФ

· от государственных (муниципальных) организаций

· от негосударственных организаций

· от наднациональных организаций

· прочие

Разделы классификации расходов:

1. Общегосударственные вопросы

2. Национальная оборона

3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

4. Национальная экономика

5. ЖКХ

6. Охрана окружающей среды

7. Образование

8. Культура, кинематография, СМИ

9. Здравоохранение, физическая культура, спорт

10. Социальная политика

11. Межбюджетные трансферты

Расходы – уменьшение чистой стоимости активов в результате операций.

Классификация расходов:

· экономческая – разграничивает текущие и капитальные расходы, позволяет оценить влияние государства на процесс расширенного воспроизводства

· функциональная – разграничивает целевые направления финансирования государственной деятельности в соответствии с основными функциями государства

· перекрестная – экономическая и функциональная+ преобретение нефинансовых активов

Экономическая классификация расходов:
- оплата труда работников (21)
- использование Т и У (22)
- потребление основного капитала (23)
- проценты (24)
- субсидии (25)
- гаранты (26)
- соц пособия (27)
- другие расходы (28)

Классификация по функциям органов государственного управления (КФОГУ) – функциональная

Совокупные доходы (7):

1) государственные службы общего назначения (701)

2) оборона (702)

3) общественный порядок и безопасность (703)

4) экономические вопросы (704)

5) охрана окружающей среды (705)

6) ЖКУ (706)

7) Здравоохранение (707)

8) отдых культура и религия (708)

9) образование (709)

10)социальная защита (710)

Показатели структуры и динамики госбюджета

1) темпы роста убыли ВВП, доходов и расходов бюджета

2) уровень инфляции, темп роста цен

3) отношение доходов бюджета к ВВП характеризует перераспределительные процессы в стране посредством государственного вмешательства

4) доля доходов разных уровней, доходов консолидированного бюджета, используется при решении проблем бюджетного выравнивания

5) отношение сумм налоговых поступлений к ВВП – налогоемкость ВВП

6) отношение налоговых доходов к численности населения используется в качестве косвенной оценки уровня жизни населения

7) доля неполученных налоговых доходов в общем объеме налоговых доходов выполняет контрольную функцию

8) функциональная структура расходов

9) отношение доходов бюджета к доходов – коэффициент покрытия расходов доходами

10)соотношение дефицита бюджета и ВВП – принято нормальным не более 3%

11)сальдо доходов (за вычетом расходов) эквивалент изменения чистой стоимости активов влияния операций с финансовыми и нефинансовыми активами и обязательствами

Статистическое изучение государственного долга

Госдолг бывает внешний и внутренний

- определяет экономические отношения государства как заемщика с её кредиторами касательно перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта на условиях возврата, срочности и оплаты

- представляет собой совокупность дефицитов бюджетов за определенный период времени

Основные показатели. характеризующие государственный долг

· отношение объема государственного долга к объему ВВП

· отношение объема государственного долга к объему государственного бюджета

· показатели динамики объема государственного долга

· структура государственного долга

· отношение дисконтированной стоимости государственного долга к экспорту, в % (используется для оценки долгосрочной платежеспособности – оценка внешнего долга)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...