Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Сравнительный анализ танцевальной культуры регионов России.




2.1. Самобытность хореографического текста.

Одной из главных особенностей русского народного танца является то, что Россия очень большая страна, в которой климатические условия, географическое положение, трудовая деятельность сыграло очень важную роль в народном творчестве, культуре, танцевальном искусстве.

Танцевальное искусство в каждом регионе отличается свойственной только для этого региона манерой исполнения, лексикой, приемами, стилем исполнения, выразительностью положений рук, оригинальным рисунком.

Для определения самобытности хореографического текста предлагаю рассмотреть три области: Архангельскую, Воронежскую, Иркутскую и Кубанский край. Все эти субъекты находятся в разных краях большой страны, где климатические условия и трудовая деятельность сильно отличаются друг от друга. Архангельская область одна из самых северных областей России, с суровой природой, холодным прохладным летом, что заставляет жителей населяющих Архангельскую область, заниматься оленеводством, охотой, рыболовством, одеваться в теплую одежду. Все это накладывает отпечаток на танцевальное искусство, которое имеет общие черты с танцевальным искусством многих областей России, но отличается манерой исполнения движений, положением рук в танцах, бытующих в данной области.

С давних пор здесь распространенны хороводы. Манера исполнения очень спокойная, степенная. Пляски здесь так же очень спокойные. Характерны лаконичные движения, сдержанность, подкоторой скрывается темперамент. Танцующие переступают с ноги на ногу, не отрывая подошв от пола, как бы скользят, головы иногда слегка наклоняют. Пляску украшают размеренные движения рук. Плавность и строгость движений, медленный поворот головы вместе с корпусом характерны для девичих плясок. При исполнении дробей корпус остается неподвижным.

Пляски юношей отличаются большой подвижностью, свободой и энергичностью. Они много дробят, иногда в свой танец включают небольшие прыжки и подскоки. Реже встречаются присядки и хлопушки.

Заселение Кубанского края в силу исторических событий крестьянами Центральной России, жителями южнорусских народов, северных губерний, черноморскими, донскими и запорожскими казаками, военное воспитание и служба их вблизи от городских племен не могли не повлиять на хозяйственно - бытовой и жизненный уклад, обычаи, обряды, искусство и культуру, появление самобытных военных игр, танцевально искусства, которое отличается от искусства других областей России синтезом разносторонних танцевальных движений, характером и манерой исполнения, композицией и тематикой, вобрав в себя пластические мотивы украинцев, русских, горцев, привносят в них боевой дух и элементы гимнастики.

В танцах Кубанского края внутренняя сдержанность, мужественность, широта, лихость и ловкость мужчин сочетаются с удалью, веселостью, пластичностью и грациозностью женщин, непринужденная манера держаться сочетается с уверенностью. Здесь лихие скачки, рубки на клинках, высокие прыжки и движения на полу мужчин перебиваются замысловатой дробью, степенностью, необычайной легкостью поступи и движениями рук у женщин. Стойкость, смелость и мужество казаков сочетаются с задушевной грустью проводов или ожидание казачкой любимого из похода, в танцах - ее не легкая жизнь, связанная с воспитанием детей, выполнением работы по хозяйству, радостью встречи любимого из долгого похода.

Танцы Кубани имеют свои особенности в положении рук, в танцевальных движениях.

Воронежская область - одна из старейших областей на Руси. Ее территория являлась окраиной Рязанского княжества, но с XI века стало быстро заселяться русскими, в том числе и рязанцами. В XVI - XVII веках началось систематическое заселение края со строительства оборонительной черты на южных границах. На воронежском тучном черноземе, со степями, большими дубовыми лесами, небольшими речушками селились черкесы, выходцы с Украины служивые люди, потомки которых позднее были причислены к однодворцам. У них было много общего, но отличие зависело от того из каких мест они переселились. Каждый, кто осваивал новые земли, нес с собой культуру тех мест от куда переселялся. Переселенцы осваивали охотоводство, звероловство, народные промыслы, заимствовали друг у друга обычаи и обряды, одежду, быт и культуру. Не могли не скрашивать тяжелую жизнь праздниками, которые здесь справлялись, как и на всей Руси, по временам года, но имели свои отличительные черты. Праздники носили массовых характер и участвовали в них мужчины и женщины, парни и девушки, стараясь подражать взрослым, толпились дети.

На манеру танцев, исполняемых в Воронежской области, наряду с переселенцами из различных регионов особое влияние оказывают соседние области.

Здесь для танцев характерно свободное движение рук то вправо, то влево, при этом руки согнуты в локтях на уровне груди. Женщины прищелкивают пальцами, мужчины, исполнив хлопки в ладоши, резко с акцентом раскрывают руки в стороны. В плясках мужчины и женщины весело, в такт музыке подкрикивают «э - эх - эх», «о - оо - ох», коротко - «эх - ой - ой». Иногда пляски сопровождаются игрой на губах: «Люп, люп, люп, ды, ды».

Танцевальная культура Сибири складывалась на основе общерусской народной хореографии, т.к. население Сибири составляют переселенцы из Европейской части России. Сюда ссылались на каторгу, сюда уходили на промыслы и, следовательно, приносили с собой свою культуру, обычаи, обряды, традиции. Под воздействием климатических условий (морозная зима, жаркое лето), изменение быта, уклада жизни создалась своя неповторимая танцевальная культура, которая имеет только ей присущие особенности. Наиболее характерными для Сибири были хороводные пляски. Отличительной чертой хороводов являлась широта и мягкость движения рук, их положения в паре, когда исполнители стоят вполоборота лицом друг к другу с откинутымикорпусами. Танцующие высоко поднимают колени (особенно мужчины), как бы вытаскивают ногу из снега. Особая походка с носка на каблук или, наоборот, с каблука на всю стопу, но более «тяжелая». В исполнении хороводов движений не так много, но они оригинальны и подчеркивают особенность бытовых условий. Прыжки отсутствуют, присядки и положение «воротца» встречаются редко. Развитию широких движений и рисунков, требующих пространство, не способствовала теснота помещений. Зато очень развиты «дроби». Развитию дробных движений ни чего не мешало, и даже появились сольные пляски «дробки», «дробушки». Дроби составляли и основу парных переплясов, которые называются «немушки».

Типичным в Сибирских танцах являются кружение с чужими партнерами и возврат к своим. Закинуты кверху головы, особенно у мужчин. Сопровождаются танцы обычно прекрасными старинными песнями и частушками.

 

2.2. Формы и содержание регионального номера.

Форма и содержание танцевальных номеров не менее разнообразна и увлекательна чем лексическое и манерное исполнение номера.

Так, например, в Архангельской области с давних пор распространены хороводы двух видов. В одних участники становятся в круг и движутся по кругу; к ним относятся такие хороводы, как «мы капустоньку пололи», «Обойду ли я вокруг города», «Что не нов монастырь становится». Назывались такие хороводы «круг», «кружочки», «кружки». Другие хороводы не круговые, разборные на пары, назывались «косой столб», «застенок»; среди таких хороводов «Вниз по морю», «Из-под дуба». Не круговое построение - это ряды, движущиеся в одном направлении или наступающие один на другой, колонна расходящихся пар, описывающих восьмерку, зигзагообразные движения цепи.

Хороводы имели свои фигуры, которые носили областные названия. Так круг называется «шина», «улитка», «змейка», «кривуля». Здесь часто говорят, что хороводы не водят, а ходят. Отсюда и названия «Ходичи», «Ходецы», «Ходючи». Их называли медленными хороводами и торжественными шествиями.

Игровые хороводы, бытующие здесь бывают двух видов: круговые с солистками, разыгрывающими сюжет песни в середине круга, и не круговые, в которых участники разбиваются на пары. Вначале они движутся колонной друг за другом, выписывая восьмерку, затем выпрямляются в одну линию, и каждая парасамостоятельно разыгрывает сюжет песни. Этот вид хороводов характерен и широко распространен на Севере. Еще эти хороводы называют «игрища». К ним относится «Розочка алая», «Черничек», «Просо» и т.д.

Веселые хороводы «Корзиночка», «Змейка», «Капустка». В хороводах участвовала только толстая молодежь, девушки и парни. Замужние женщины и женатые мужчины являлись только зрителями. Характерным для хороводов Архангельской области является то, что они никогда не соединялись с пляской, хотя пляска здесь также была распространена (она могла быть сольной и массовой). К таким пляскам относится «Восьмерка», «Девятка» или «Восьмерка тройками», пляска «Рогульками», «Перепляс Топтуша» и др.

Для кадрилей Архангельской области характерно приглашение юношами девушек на танец. Встречаются кадрили, где на танец приглашает девушка. Кадрили исполняют по фигурам, которые, как и в большинстве кадрилей разных областей России, имели свои названия, специфические для Архангельской области. Например фигура «шеен» здесь называется «шиной», звездочку называют «колесом» и т.д.

Сочетание танцевальных движений и разных национальностей является спецификой кубанских танцев, которые проявляются в плясках «На горе калина», «Ночка», «Молодичка», «Варшавянка», переплясах, одним из которых является «Улица на улицу», в танцах - импровизациях «Гопак», «Казачок», «Барыня», в парно -массовых бытовых танцах «Метелица», «Галоп», «Орлица», в

различных хороводах и плясках, кадрилях, которые насчитывали от двух до пяти - шести фигур и исполнялись с достоинством, уважительным отношением молодых казаков к девушкам. Если юмор, шутка имели место в быту, на праздниках, гуляниях, то в кадрилях - не допускались. Композиционное построение кадрили могло быть линейным и круговым.

Особое место занимают польки, имеющие самобытное название, композиционное построение и музыкальное сопровождение. Среди них полька «Катя», или полька в два бока, полька «Бабочка» и др.

Самым доступным видом танцевального творчества в Воронежской области были хороводы, получившие название по песням, под которые они водились. Были эти хороводы двух видов. Первые - это те, которые исполнялись в медленном темпе -ходовые. К таким можно отнести «Ой, цветочки мои лазоревые», «Уж мы сеяли, сеяли ленок». Вторые - это те, которые исполнялись в быстром темпе под песни «Сухота», «У ворот гусли вдарили», и назывались они — плясовые.

Рисунки хороводов самые разнообразные - линия переходит в круг, из круга в змейку, змейка - в воротца и т.д.

Наибольшее распространение в Воронежской области получили квадратные хороводы, которые особенно любила молодежь. В этих хороводах все исполнители, стояли линиями по квадрату, видели друг друга, что давало возможность молодым парням и девчатам приглядеться друг к другу, чтобы пригласить потом на пляску, которая начиналась сразу после хоровода. Пляска в Воронежской области исполнялась, как правило, под частушку, которая здесь является одним из ведущих жанров. Самой популярной пляской является «Матаня». И несмотря на то, что название этой пляски можно встретить во многих областях России, с запада на восток от Брянщины до Сибири, с севера на юг от Архангельской до Белгородской области, воронежский вариант, естественно, отличается своеобразной манерой и характером исполнения.

Танцы Иркутской области отличались тем, что носят малую форму: тройки, пятерки, шестерки, восьмерки, каждая из которых сохраняет одну и ту же мелодию и композиционное построение. Малое количество участников в танцах зависело от самой жизни (в Сибири были не очень большие города, села или деревни, как в России, в заимки, состоявшие иногда из нескольких домов и находившиеся на расстоянии десятков километров друг от друга). Их название зачастую происходят от названия села. Например, «Восьмера» села Ухар, «Шестера» села Романова и т.д. Некоторые танцы исполняли только девушки, т.к. мужчины уходили на охоту. Были и парные танцы, где участвовали и девушки и юноши.

Наиболее характерными для Сибири были хороводы и пляски, отдельные фигуры которых напоминают кадриль, но в то же время они оригинальны и самобытны, встречаются Лансье, «ланце», Кадрили, или, как их здесь называют, «кадрелы».

Кроме вышеназванных в Сибири бытуют такие танцы, как «Звездочка», «Крест», «Ялань» (поляна), «Подгорка», «Полька с подпыром» и т.д. Среди хороводов, которые имели малую форму -«Маленькие хороводы», как их здесь называют, можно назвать «Метелицу», «Вдоль по улице метелица метет», «Веночек». Хороводы которые водились и игрались под песни: «Венчик мой венчик», «Китай - город», «Стоит девушка хорошенька», «Спелю, стелю подушечку» и др.

Заключение

Народный танец не музейное искусство прошлого, он не представляет собой что-то неизменное, застывшее. Все его виды-хороводы, пляски, переплясы - бытуют в народе, но они не застыли в своем развитии. Мы наблюдаем, как изменяется содержание танцев, видим, как они творчески перерабатываются и дополняются народом. Все эти дополнения и видоизменения отражают сдвиги, происходящие в социальной, бытовой и культурной жизни нашего общества.

Со временем целый ряд элементов перерождается, одни отмирают, другие возникают. Танец обогащается новыми движениями, обогащается его лексика. В нем появляются новые, как простые, так и сложные по технике исполнения движения. Но, к сожалению, очень часто происходит засорения русского народного танца чужеродными формальными схематическими движениями, акробатическими трюками.

Для сохранения чистоты областных особенностей языка необходимо как можно больше обращаться к традиционным литературным источникам, смотреть видеоматериал. Желательно все областные особенности сохранять в чистом виде, не смешивать с другими областями. Характерные черты оставлять традиционными.

Богатое традиционное наследие русского народа надо бережно хранить и творчески развивать. Но прежде чем развивать наследие, необходимо его знать, изучать. Региональные особенностирусского народного танца надо учить, поскольку многие его по -настоящему его не знают. Лишь тогда будет возможно, все богатство и разнообразие красок русского народного танца, создать правдивые высокохудожественные образы русского человека.

Приложение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...