Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

БПОУ «Чебоксарский медицинский колледж», г. Чебоксары

Обсуждаем проблемы современной биоэтики

На уроках философии в медицинском колледже

Трофимов А. В., преподаватель

БПОУ «Чебоксарский медицинский колледж», г. Чебоксары

Практический опыт здравоохранения со всей очевидностью показывает, что медицинская помощь не может быть полноценной, если самый высокопрофессиональный медицинский работник не обладает необходимыми морально-этическими качествами. Медицинская деонтология и биоэтика сегодня является не просто актуальной, но и серьезной, острой проблемой воспитания «медицинской морали» будущих врачей и медсестер.

Студенты-медики часто не осознают важность многих философских проблем своей будущей профессии. Но они имеют возможность обсудить наиболее острые философские проблемы современной медицины уже на первом курсе, изучая курс основы философии (тема «Философия и медицина: общие проблемы и ценности»). Ведь проблемы современной биоэтики требуют от медицинского работника осознания глубокой нравственной ответственности за принятые им решения.

Медицинский работник часто оказывается обладателем интимных сведений, получаемых от пациентов. И если доверительный откровенный разговор с врачом станет известным широкому кругу знакомых, то такой врач, разгласивший тайну пациента, навсегда потеряет у него авторитет и доверие.

В связи с достижениями в биологической и медицинской науке и внедрением новых медицинских технологий в XXI веке медицинский работник иногда вынужден принимать решения, противоречащие нормам классической медицинской этики. Для медсестры, работающей в специализированных учреждениях хирургического профиля, важно выработать этическую позицию к трансплантологии, которая породила множество сложных этических и правовых проблем, связанных с определением прав и обязанностей донора и его родственников, реципиента и медицинского работника.

Не менее важной является этический аспект эвтаназии. Сегодня под эвтаназией понимается преимущественно ускорение смерти неизлечимых больных, переживающих тяжелые страдания. Проблема эвтаназии затрагивается уже в «Клятве» Гиппократа, где идея умерщвления тяжело больных отвергается. Взгляд средневекового христианства на эту проблему также был строго однозначным: в вопросах жизни и смерти дано распоряжаться лишь Богу.

Аргументы сторонников эвтаназии таковы: человеку должно быть предоставлено право самоопределения, в том числе, право выбирать, продолжать ли ему жизнь или оборвать ее; человек имеет право освободить своих близких и всех, кто находится у его постели от тех забот, которые он им доставляет; лечение и содержание обреченных больных отвлекает значительные средства, которые, среди прочего, могли бы быть использованы в пользу тех, кому еще можно помочь.

Аргументы противников эвтаназии: эвтаназия, как со стороны больного, так и со стороны врача есть вмешательство в запретную для человека сферу (распоряжения жизнью и смертью), где их действия могут рассматриваться как убийство, либо самоубийство и пособничество ему; возможность диагностической и прогностической ошибки врача; возможность появление новых медикаментов и способов лечения; риск злоупотреблений со стороны медицинского персонала.

В законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» есть статья, в которой прописан запрет на эвтаназию. Активная и пассивная эвтаназия считаются преступлением и квалифицируются как умышленное убийство.

А как же быть с этическими проблемами искусственного аборта? Как врач решается на это? Ведь не многие из нас могли бы разрезать на кусочки ребенка. Акушер-гинеколог не может не задумываться об этических аспектах искусственного прерывания беременности, контрацепции и стерилизации, относящихся к современным формам медицинского вмешательства в репродуктивную функцию человека. Скажем, представляет ли аборт нарушение основного принципа медицинской этики - «не навреди»? Допустимо ли его проведение с этической точки зрения, которая может не совпадать с юридической? Как быть с религиозным аспектом проблемы? Ответы на эти и другие вопросы зависят от профессиональной подготовленности и нравственных принципов врача.

ЭКО - революционное достижение XX века. С религиозной точки зрения, которая традиционно формирует нормы морали - это вмешательство в процесс зарождения жизни, но с другой стороны - позволяет иметь долгожданного полноценного ребенка в бесплодном браке. Есть и другие этические аспекты современных репродуктивных технологий - искусственная инсеминация спермой донора или мужа; «суррогатное материнство», когда эмбрион, полученный от одной женщины, вынашивается другой женщиной.

Одной из важных является проблема медицинской генетикой. Ее роль в медицине неуклонно возрастает. Специфика возникающих в связи с этим этических проблем определяется следующими факторами: медицинская генетика раскрывает процессы и явления, имеющие наследственный характер, поэтому она неизбежно касается не только самого пациента, но и многих из тех, кто находится с ним в родственных отношениях, его предков и потомков; таким образом, круг вовлеченных и заинтересованных лиц значительно расширяется; генетика делает возможной диагностику наследственных патологий, которые сегодня не имеют эффективных методов лечения, поэтому она ставит перед человеком не только этические, но и экзистенциальные проблемы: жизнь в осознании обреченности на проявление генетически запрограммированной болезни, сознательное уклонение от продолжение рода, которому будет передан «груз» патологических генов и т.п.; генетика открывает способы вносить изменения в генетические структуры человека, как в целях устранения наследственных патологий, так и в целях программирования определенных свойств будущего человека.

Крайним проявлением этого аспекта является разработка методов клонирования – создания генетических копий живых существ. Тем самым, человек вторгается в те сферы, где научное и техническое мышление выходит далеко за пределы, освоенные моральным сознанием.

Существуют этические проблемы и в психиатрии. В практике оказания психиатрической помощи возникает большое количество многоплановых проблем, которые нередко носят не только этический, но и общефилософский характер. Прежде всего, здесь следует учитывать отсутствие общепринятых критериев нормы душевного здоровья человека. Основой постановки и решения этических проблем в психиатрии является мотив уважения к достоинству человеческой личности. В данном случае он проявляется в виде устранения любых проявлений дискриминации по отношению к душевнобольным. Это, в свою очередь, требует решения проблемы принудительного оказания психиатрической помощи, в частности, помещения в стационар. Во многих случаях врачу-психиатру приходится оперировать достаточно изменчивыми и весьма многочисленными факторами в постановке диагноза и выборе стратегии лечения, что накладывает на него особую ответственность.

Особый аспект проблемы – применение психиатрических средств в немедицинских целях. Оно имеет место, в частности в виде недобровольной госпитализации в психиатрическую больницу при отсутствии клинических оснований как рычаг политического давления. В России наиболее ярким примером этого является официальное объявление П. Я. Чаадаева «сумасшедшим» после опубликования им первого «Философического письма». В СССР (и ряде других стран) подобная практика по отношению к «диссидентам», инакомыслящим приобрела достаточно широкие масштабы. Очевидно, что единое моральное требование по отношению к психиатрической практике: она должна служить исключительно терапевтическим целям.

Этические проблемы, возникающие в связи с таким заболеванием как СПИД (ВИЧ), существенно отличаются от многих из тех, что были рассмотрены выше. Наряду с обычными требованиями медицинской этики, предъявляемыми к ВИЧ-инфицированным, здесь приходится учитывать ряд специфических моментов. Так, естественный страх перед неизлечимой болезнью порождает спидофобию как феномен массового сознания, провоцируя тем самым неадекватное поведение как самих больных СПИДом, так и по отношению к ним со стороны общества – нередки проявления остракизма в самых мрачных, насильственных формах. Этиология СПИДа, как правило, связана с интимными сторонами жизни людей, а также с такими формами девиантного поведения, как злоупотребление наркотиками, что предъявляет особые этико-правовые требования к диагностике СПИДа.

Таким образом, этические коллизии, возникающие в медицинской практике, как было показано выше, весьма многообразны. Часто их разрешение не может быть подведено под определенные типические принципы. Поэтому наряду с теми общими моральными установками и программами, которые пытается вырабатывать биоэтика, большое значение приобретает духовная культура врача как основание этической корректности действий, предпринимаемых им в каждом конкретном случае. Наша задача - заложить основы деонтологически и психологически грамотного мышления и поведения медицинского работника, его нравственного самосознания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...