Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. ВВП в системе национальных счетов




 

Определение структуры и темпов развития экономики с 1990-х годов проводится статистическими органами России по методологии национального счетоводства на основе показателя ВВП. В его объем наряду с элементами, относящимися к производству товаров и услуг производственного характера, которые по применявшейся ранее советской статистикой методологии баланса народного хозяйства учитывались в показателе национального дохода, включаются так же услуги непроизводственного характера (для населения, финансовые, относящиеся к общему государственному управлению и др.

«Валовой внутренний продукт (ВВП) - один из важнейших показателей системы национальных счетов, который характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов и измеряет стоимость товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.

Во-первых, это показатель произведенного продукта, который представляет собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Это означает, что стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства (таких, как сырье, материалы, топливо, энергия, семена, корма, услуги грузового транспорта, оптовой торговли, коммерческие и финансовые услуги и т.п.), не входит в ВВП. В противном случае ВВП содержал бы повторный счет.

Во-вторых, ВВП - это внутренний продукт, потому что он произведен резидентами. К резидентам относятся все экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории данной страны. Это означает, что они занимаются производственной деятельностью или проживают на экономической территории страны длительное время (не менее одного года).»

«В СНС применяется группировка экономических единиц по секторам.

Сектор национальной экономики представляет собой совокупность институциональных единиц (т.е хозяйствующих субъектов), имеющихсходные цели, однородных с точки зрения выполняемых экономических функций и источников финансирования, что обуславливает их сходное экономическое поведение.

Выделяют следующие секторы национальной экономики:

национальные предприятия;

финансовые учреждения;

государственные учреждения;

некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства;

домашние хозяйства.»

«Экономическая территория страны - это территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. В отличие от географической территории она не включает территориальные анклавы других стран (посольства, военные базы и т.п.), но включает такие же анклавы данной страны, расположенные на территории других стран.

В-третьих, ВВП - это валовой продукт, потому что он исчислен до вычета потребления основного капитала. Потребление основного капитала представляет собой уменьшение его стоимости в течение отчетного периода в результате физического и морального износа и случайных повреждений, не носящих катастрофического характера.

Теоретически внутренний продукт должен определяться на чистой основе, т.е. за вычетом потребления основного капитала. Однако для определения потребления основного капитала в соответствии с принципами СНС требуются специальные расчеты на основе данных о восстановительной стоимости основных фондов, их сроке службы и износе по видам основных фондов. Амортизация по данным бухгалтерского учета не подходит для этой цели. Не все страны производят такие расчеты, а те, которые производят, используют различные методы. Таким образом, данные о ВВП болеедоступны и сравнимы между странами, и поэтому показатель ВВП получил более широкое распространение, чем чистый внутренний продукт (ЧВП).

Если бы экономика страны была закрытой (т.е. если бы не было связей с внешним миром), то ВВП равнялся бы сумме валовых доходов резидентов, полученных от производства. Однако все страны имеют связи с внешним миром, в той или иной форме получают доходы от других стран и выплачивают им часть своих доходов. Если принять во внимание эти потоки доходов, то можно получить показатель валового национального дохода. Ранее он назывался валовым национальным продуктом, что не совсем правильно отражало его сущность как совокупности первичных доходов, полученных резидентами в результате их участия в производстве и от собственности. Поэтому в СНС 1993 года рекомендуется называть его валовым национальным доходом (ВНД). Ниже показана взаимосвязь между показателями валового и чистого внутреннего продукта и валового и чистогонационального дохода (рис. 1).»

 

Рис 1. Взаимосвязь между показателями внутреннего продукта и национального дохода

«Измеряемые на макроуровне экономические процессы характеризуются следующими показателями.

Выпуск товаров и услуг (В) представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц-резидентов экономики в отчетном периоде и носящих рыночный и нерыночный характер.

Выпуск товаров и услуг в отраслевом разрезе исчисляется в основных ценах.

Промежуточное потребление (ПП) состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в отчетном периоде в процессе производства других товаров и услуг. Потребление основного капитала (амортизация) не входит в состав промежуточного потребления.

В состав промежуточного потребления включается отдельной позицией: потребление косвенно измеряемых услуг финансового посредничества (банков).

Теоретически услуги банков должны быть включены в промежуточное потребление тех отраслей, которые фактически потребляют эти услуги. Однако необходимая для такого расчета информация отсутствует. Поэтому для отражения использования услуг финансового посредничества введена условная отрасль, выпуск которой принимается равной нулю. Эта отрасль рассматривается как условный потребитель услуг финансового посредничества. Такой подход означает, что сумма валовой добавленной стоимости для экономики в целом уменьшается на величину выпуска услуг финансового посредничества.

Налоги на производство и импорт (НПИ) включают в себя налоги на продукты (НП) и другие налоги на производство (ДрНП):

 

НПИ = НП + ДрНП. (1.1)


Налоги на продукты (НП) - это налоги, которые напрямую зависят от стоимости произведенной продукции и оказанных услуг. К ним относятся: налоги на добавленную стоимость, акцизы, налоги, на импортируемые товары и услуги.

Другие налоги на производство (ДрНП) - это налоги, связанные с использованием факторов производства (труда, земли, капитала), а также платежи за лицензию и разрешение заниматься какой-либо деятельностью или другие обязательные платежи. Они не включают любые налоги на прибыль или иные доходы, получаемые предприятием. К другим налогам на производство относятся: налог на имущество предприятий, отчисления в дорожные фонды (кроме налога на горюче-смазочные материалы), плата за использование природных ресурсов, налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда, налог на землю, лицензионные и гербовые сборы и др.

Чистые налоги на продукты и импорт (ЧНПИ):

ЧНПИ = НПИ - Сп. (1.2)

 

Термин «чистые» означает, что налоги показаны за вычетом соответствующих субсидий.

Субсидии на продукты (Сп) - это текущие некомпенсируемые выплаты из государственного бюджета предприятиям при условии производства ими определенного вида товаров или услуг.

Валовая добавленная стоимость (ВДС) - вновь созданная стоимость в процессе производства продуктов и услуг. Стоимость, добавленная к стоимости потребленных в этом процессе продуктов и услуг. Определяется по отраслям экономики как разность между стоимостью выпуска товаров и услуг (показатель счета производства в СНС) и промежуточным потреблением.

В целом по экономике сумма ВДС отраслей составляет валовой внутренний продукт.

Термин «валовая» указывает на то, что показатель включает потребленную в процессе производства стоимость основного капитала.

В системе национальных счетов показатель валовой добавленной стоимости оценивается как в текущих рыночных ценах, т.е. фактически используемых в операциях (она включает торгово-транспортные наценки, налоги на производство и импорт и не включает субсидии на производство и импорт), так и в основных ценах, т.е. ценах без налогов на продукты, но включающих субсидии на продукты.

Если выпуск оценен в основных ценах, то ВДС также исчисляется в основных ценах:

ВДС в основных ценах = В - ПП (включая косвенно измеряемые услуги финансового посредничества) (1.3)

 

Валовая добавленная стоимость в рыночных ценах будет равна сумме валовой добавленной стоимости в основных ценах и чистых (за вычетом субсидий) налогов на продукты:

ВДС в рыночных ценах = ВДС в основных ценах + ЧНП в текущих ценах (1.4)

 

где ЧИП = (НП - Сп) - чистые налоги на продукты;

НП - налоги на продукты;

Сп- субсидии на продукты.

Показатель ВДС называется валовой добавленной стоимостью, так как из него не исключены расходы на потребление основного капитала (ПОК). Если из значения ВДС исключить расходы на потребление основного капитала, то можно будет исчислить показатель чистой добавленной стоимости (ЧДС).». «На основе ВВП рассчитываются показатели национальных счетов, широко используемые в экономической теории и статистике. Система национальных сетов связывает воедино важнейшие экономические показатели - объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. Национальное счетоводство - комплексная система понятий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.»

Следует обратить внимание и на ограничения показателя ВВП как универсального показателя размера экономики. Несмотря на то, что ВВП является главным показателем, на основе которого проводятся международные сравнения и характеризуется размер экономики той или иной страны мира, необходимо понимать, что размер экономики и ВВП, ею создаваемый - понятия не равнозначные. Так, ВВП не охватывает такие операции, как:

промежуточный продукт;

операции производственного характера, которые нельзя учесть (бартерные сделки, неучтенный продукт домохозяйств, неучтенная теневая экономика и т.д.), - непроизводственные операции (трансфертные платежи);

финансово-кредитные операции (кроме чистых доходов, например в виде процентов).

Основные недостатки этого показателя заключаются в том, что он:

1) усредненный (если у одного человека два автомобиля, а у другого ни одного, то в среднем каждый имеет по одному автомобилю);

) не учитывает многие качественные характеристики уровня благосостояния (две страны, имеющие одинаковую величину ВВП на душу населения, могут иметь разные: уровень образования, продолжительность жизни, уровень заболеваемости и смертности, уровень преступности и др.);

) игнорирует разную покупательную способность доллара в разных странах (на 1 доллар в США и, например, в Индии можно купить разное количество товаров);

) не учитывает негативных последствий экономического роста (степень загрязнения окружающей среды, зашумленности, загазованности и т.п.).

В связи с этим, по ВВП нельзя судить о размерах таких секторов экономики, как финансово-кредитная система, рынок ценных бумаг, государственный бюджет и т.д. Так как эти сектора перераспределяют созданный ВВП, считается, что учет их операций не обязателен. А ведь в развитых экономиках данные сектора концентрируют огромные объемы капитала.

«Другим недостатком показателя ВВП как показателя, выражающего стратегию социально-экономического развития государства, является то, что он не отражает негативных последствий научно-технической революции и экономического роста, а главное - качество жизни, уровень благосостояния, которые, как показывает мировой опыт, растут медленнее, чем ВВП. Именно повышение качества жизни и уровня благосостояния большинства населения должны выражать суть как стратегии, так и тактики социально-экономического развития страны.»


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...