Упражнение 5. Качели «Детство — взрослость»
КОНЦЕПЦИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПО А. МАСЛОУ И К. РОДЖЕРСУ Основоположником «мотивационного», направления является американский исследователь А.Маслоу. А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации: 1) физиологический (потребности в еде, сне); 2) потребности в безопасности (потребность в квартире; работе) 3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи; 4) уровень самооценки (потребность в самоактуализации, компетенции, достоинстве); 5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т.д.). Наиболее важным для человека является потребности в самоактуализации, но они выступают на передний план тогда, когда вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка — все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Концепция самоактуализации Маслоу волнующа и нова, потому что она заставляет человека обращать взор на то, чем он может быть, и, следовательно, придает его жизни интерес и цель.
Маслоу сделал предположение, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его. Его собственные исследования привели к заключению, что побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые — как правило, одаренные — люди достигают ее (меньше, чем 1% всего населения по оценке Маслоу). Комплексом Ионы характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию. К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения. Последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, — сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Очевидно и то, что большинство людей имеют сильную тенденцию сохранять специфические привычки, то есть придерживаться старого стиля поведения. Реализация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ Можно выделить следующие основные черты, присущие самоактуализирующимся людям: 1) Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния предрассудков и стереотипов.
2) Принятие себя и других такими, какими они есть, отсутствие искусственных защитных форм поведения.
3) Естественность поведения и простота.
4) Жизненная задача, или миссия.
5) Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстраненности по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженным воздействиям извне.
6) Независимость от окружения. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны.
7) Такие люди находят каждый раз что-то новое в уже известном. Отличаются свежестью восприятия. Отличаются богатством эмоциональных реакций.
8) Отличаются чувством общности с человечеством в целом.
9) Учатся у других. Отличаются дружелюбием и уважением к другим людям.
10) Ведут себя нравственно. Очень тонко чувствуют добро и зло. Имеют обостренное чувство справедливости, тонко чувствуют неправду и фальшь.
11) «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.
12) Высокий уровень креативности, который не зависит от того, чем занимается данный человек, а проявляется во всех аспектах жизни. Упражнение 1. «Список» Цель: реорганизация стереотипов поведения в семье, формирование у родителя установки на саморазвитие, само актуализацию. Методика проведения: 1. Родители должны внести в список всех людей, о которых они должны заботиться, то есть тех, за которых несут ответственность. Психолог должен обратить внимание, включили ли они в этот список самих себя, и если да,то каким по счёту; а также сказать, что, забыв о себе, они взваливают на себя непосильную ношу заботы о других. Если включили, то спросите, уделяли ли они себе столько же заботы и внимания, сколько отдавали другим людям. Нужно предложить родителям принять решение заботиться о себе, о своём внутреннем «Я». 2. Затем каждый должен написать ответ на следующий вопрос: «В чём состоят мои обязанности по отношению ко мне самому?». После этого написать ответ на вопрос: «В чём состоят мои обязанности по отношению к ребёнку?»И, наконец, написать ответ на вопрос: «В чём состоят обязанности моего ребёнка по отношению ко мне?» 3. Сравнить ответы. Имеют ли они двусторонние обязанности? 4. Групповая дискуссия на тему: «Проблемы ребёнка — проблемы родителя». Упражнение 2. Игра «Похвалилки»
Цель: отработка навыка демонстрации поддержки, повышение самооценки ребёнка. Ребёнку предлагают рассказать о том, как он однажды что-то здорово сделал или совершил какой-то поступок. На обдумывание даётся несколько минут. Рассказ следует начинать словами: «Однажды я…» Родители слушают и высказываются словами: «Я рада…» или «Мне приятно…» Ребёнку задают вопрос: нравится ли ему такая похвала? В заключении подводят итоги. Психолог: «Легко ли хвалить? Часто ли вы хвалите своих детей? Можно ли «перехвалить» своего ребёнка при существующем дефиците времени для общения?»
Упражнение 3. «Коршун» Цель: определение позиции родителя как позиции защиты ребёнка, развитие чувства безопасности у детей. Звучит весёлая музыка. Родители — «домики» — стоят произвольно. Дети — «цыплята» — бегают,веселятся. Психолог — «коршун» — спит. Когда «коршун» выходит на охоту — «цыплята» прячутся в «домики». Игра повторяется 3-4 раза. Упражнение 4. «Грань» Цель: обучение саморегуляции в межличностных отношениях, умению совершать обдуманные поступки. «Совершая отдельные поступки, мы не всегда умеем находить границу «нормативного» поведения, ту черту, за пределами которой находятся конфликты, кризисы и т. п. Поэтому важным умением человека является умение остановиться в нужный момент». Упражнение может проводиться в парах и тройках. Участникам даются одинаковые по площади куски пленки. Их задача — максимально растянуть пленку и не разорвать её. Важна согласованность действий участников, «чувствование» грани, за которой может произойти разрыв. Упражнение 5. Качели «Детство — взрослость» Цели: развитие способности к децентрации, навыков координации совместных действий. Комната условно разбивается на две части. Посередине комнаты проводится черта. Психолог: «Представьте качели. Вы садитесь на них. Когда качели поднимаются, вы оказываетесь в мире взрослых, когда опускаются, вы возвращаетесь в мир детства. В мире детства вы можете дурачиться, капризничать и т. п., в мире взрослых нужно вести себя «по-взрослому». По команде «Вверх» вы должны переместиться вправо, а если прозвучала команда «Вниз» — переместиться влево, т. е. побывать то в детстве, то во взрослой жизни». Обсуждение упражнения: «Кем быть легче — взрослым или ребенком? Почему?»Своим мнением делятся и взрослые и дети.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|