Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровень общенаучных навыков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

-----------------------------------

ФГБОУ ВО

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

КАФЕДРА ИНЖЕНЕРНОЙ ЭКОЛОГИИ

__________________________________________________________________________

 

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ НАВЫКИ СТУДЕНТА ВУЗА

 

 

Методические указания

К практическим работам

 

Для студентов, обучающихся

По направлениям 15.04.02 Технологические машины и оборудование; 15.04.03 Прикладная механика; 15.04.04 Автоматизация технологических процессов и производств; 18.04.01 Химическая технология; 18.04.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии; 19.04.01 Биотехнология; 19.04.02 Продукты питания из растительного сырья; 27.04.01 Стандартизация и метрология; 27.04.04 Управление в технических системах; 38.04.01 Экономика; 38.04.02 Менеджмент; 38.04.07 Товароведение; 38.04.08 Финансы и кредит

Всех форм обучения

 

ВОРОНЕЖ

2016

УДК 330.15

 

Общенаучные навыки студента вуза [Текст]: метод. указания к практическим работам / Воронеж. гос. ун-т инж. технол.; сост. Р. Н. Плотникова. – Воронеж: ВГУИТ, 2016. – 12 с.

 

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВО подготовки магистров по направлениям 15.04.02 Технологические машины и оборудование; 15.04.03 Прикладная механика; 15.04.04 Автоматизация технологических процессов и производств; 18.04.01 Химическая технология; 18.04.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии; 19.04.01 Биотехнология; 19.04.02 Продукты питания из растительного сырья; 27.04.01 Стандартизация и метрология; 27.04.04 Управление в технических системах; 38.04.01 Экономика; 38.04.02 Менеджмент; 38.04.07 Товароведение; 38.04.08 Финансы и кредит. Предназначены для формирования профессиональных компетенций.

Библиогр.: 3 назв.

 

Составитель доцент Р.Н. ПЛОТНИКОВА

 

Научный редактор профессор В.И. КОРЧАГИН

 

Рецензент доцент Л.А. ХАРИТОНОВА

(ВНУЦ ВВС Военно-воздушная академия)

 

 

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Воронежского государственного

университета инженерных технологий

 

 

  © Плотникова Р.Н., 2016 © ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий», 2016  

Оригинал-макет данного издания является собственностью Воронежского государственного университета инженерных технологий, его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия университета запрещается.


Цель работы – развитие способности адекватной оценки собственных общенаучных навыков и последующей оптимизации учебной и интеллектуальной деятельности

Задание

1. Проанализировать предложенный перечень общенаучных навыков, формируемых в процессе обучения.

2. Определить наиболее значимые для вас общенаучные навыки

3. Заполнить таблицу «Уровень общенаучных навыков», оценив каждый навык по пятибалльной шкале.

4. Определить средний балл по каждой группе общенаучных навыков.

5. Рассчитать средний балл по всем группам.

6. В соответствии с предложенным перечнем общенаучных навыков постройте схему факторов успешной деятельности студентов вуза

7. Представить свое видение, оформив в виде собственной схемы факторов успешной деятельности студентов вуза.

8. Пройдите on-line тестирование (стандартный тест на 40 вопросов) по оценке собственных интеллектуальных способностей по адресу http://mega-iq.com и сравните результат со средним баллом по всем группам с учетом соотношения

Баллы IQ Академическая оценка
   
   
   
  5+

 

ПЕРЕЧЕНЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА

ОБЩЕНУЧНЫХ НАВЫКОВ

Учебно-организационные умения и навыки. *Обеспечивают студенту планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной познавательной деятельности

Умения и навыки определения цели познавательной деятельности ( Умение самостоятельно ставить цели в ходе учебного процесса )

Умение осознавать важность целей при изучении различного учебного материала на лекциях и практических занятиях.

Умение ставить учебную задачу.

Умения и навыки планирования познавательной учебной деятельности ( Умение выбирать рациональные и оптимальные пути достижения поставленных целей )

Умение планировать свою самостоятельную работу на занятиях и дома

Умение осуществлять планировать на день, неделю, месяц, семестр, год, весь период обучения в вузе.

Умение выполнять план, исходя из своих индивидуальных особенностей и возможностей

Умение определять последовательность и продолжительность этапов своей умственной деятельности

Умение построить модель своей познавательной деятельности, программировать свои интеллектуальные действия

Умение корректировать этапы и способы интеллектуальных действий

Умения и навыки организации учебно-познавательной деятельности ( Навыки определения наиболее эффективных способов умственных действий )

Умение выявить свои интеллектуальные способности и особенности; оптимальные темпы и формы работы в различных областях интеллектуальной деятельности

Умение выявить собственный интеллектуальный потенциал и пути его раскрытия

Навык организации рабочего места

Умение создавать благоприятные для эффективной умственной работы психологические условия

Навыки выбора и организации режима умственной деятельности

Навыки организации самостоятельной учебной деятельности в домашних условиях

Навыки прогнозирования результатов познавательной деятельности

Умения и навыки самоконтроля и самооценки результатов интеллектуальной деятельности ( Навыки владения способами самоконтроля )

Умение проверить правильность своих теоретических знаний, достоверность и полноту изложения учебного материала, решения задачи

Прочность и регулярность навыков применения приемов самоконтроля

Понимание принципов и алгоритмов контрольно-оценочной деятельности

Понимание этапов оценки качества различных видов познавательной деятельности студентов вуза

Умение осуществлять многовариантные оценки результатов интеллектуальных действий

Учебно-интеллектуальные умения и навыки *Обеспечивают студенту четкую структуру содержания процесса постановки и решения задач познавательного процесса

Умения и навыки мыслительной деятельности ( Умения и навыки выполнения ряда основных мыслительных операций: - выделять главное и второстепенное; - применять законы формальной логики; - сопоставлять; - сравнивать; - обобщать; - устанавливать аналогии; - осуществлять анализ, синтез, дедукцию, индукцию, абстрагирование, конкретизацию; - классифицировать и систематизировать; - действовать по алгоритму; - находить противоречия )

Умение формулировать гипотезу, ставить проблему

Умение обозначать свое понимание / непонимание по любому вопросу

Умение рационально запоминать ( Навыки выбора и использования оптимального способа запоминания, сохранения и воспроизведения информации: - приемы смысловой обработки текстов; - классификация; - составление планов; - нахождение ассоциаций с уже известным материалом; - включение новой информации в общую систему знаний; - реконструкция материала; - повторение и воспроизведения )

Умение рационально отвечать на поставленный вопрос ( Умение грамотно сформулировать концепцию ответа и придерживаться ее во время ответа )

Умение аргументировать положения, выносимые в ответ

Навыки применения общих стратегий решения задач ( Умение понять суть задачи )

Умение видеть варианты решения задачи

Умение выбрать оптимальный вариант решения задачи из множества вариантов

Навыки прогнозирования ответа

Навыки аргументации решения

Навыки проверки решения задачи

Умение управлять вниманием ( Умение удерживать внимание )

Умение видеть факторы, способствующие усилению внимания

Умение выявлять причины собственной невнимательности и устранять их

Учебно-информационные навыки *Обеспечивают студенту нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач

Умение работать с разными источниками информации ( - анализ ощущений, восприятий, представлений; - анализ наблюдений; - анализ текста (художественного, учебного, научного); - навыки работы с классификаторами, каталогами (например, библиографическими каталогами, которые бывают алфавитными и тематическими), справочниками, словарями, справочно-правовыми системами )

Навыки эффективного чтения ( Навыки планирования работы с текстом статьи, книги )

Навыки быстрочтения (или скоростного чтения)

Навыки смыслового чтения;

Навыки выяснения непонятного из прочитанного;

Навыки ведения записи прочитанного: - заметки на полях (система маркировки текста в собственном (не библиотечном) источнике); - план (краткий или подробный перечень вопросов, раскрывающих логику текста); - выписки (всегда дословные, например, выписки цитат); - тезисы (краткие формулировки теоретических положений книги; - конспект (от лат. conspect – очерк, обзор) подробное и обстоятельное изложение материала книги;

Навык выбора способа чтения: - чтение-просмотр; - чтение-поиск или сканирование текста; - выборочное чтение; - полное, медленное чтение без анализа текста; - углубленное чтение; - динамичное чтение;

Умение задавать вопросы

Знание закономерностей чтения: например, любой текст содержит много (до 70%) избыточной информации, мы думаем быстрее, чем читаем, при быстром чтении понимание текста выше, чем при медленном и т.д.

Навыки применения методов изучения текста: - метод поэтапного осмысления текста; - метод «Обзор, Вопрос, Чтение, Изложение, Повторение»

Умения и навыки эффективного слушания ( Умение эффективно слушать доклады, лекции, выступления, реплики, вопросы )

Навыки «сворачивания и «разворачивания» информации ( Навыки создания осмысленного внутреннего образа сути текста и его логических линий с помощью приемов – графических систематизаторов (понятийных схем) )

Знание видов графических систематизаторов: - линейные последовательности (например, цепочка логических рассуждений); - иерархии (древовидная структура уровней или ступеней разного порядка); - сети (демонстрация нескольких различных типов связей между объектами и явлениями); - матрица (при сравнении по ряду показателей нескольких объектов лучше пользоваться матрицей); - блок-схема; - схема; - таблица; - интеллект-карта (или диаграмма связей — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем, удобная техника альтернативной записи, реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи)[

Навыки письменной работы ( Умения и навыки написания разных видов письменных работ: эссе, реферат, тезисы, конспект, статья, отчет )

Подготовка презентации средствами MS PowerPoint

Учебно-коммуникативные навыки * Позволяют студенту организовать сотрудничество с другими студентами и профессорско-преподавательским составом вуза, достигать взаимопонимания, организовать совместную деятельность со всеми участниками образовательного процесса

Умения и навыки владения монологической речью ( Умение правильно устно выражать свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач )

Навыки следования характерным параметрам монологической речи: ясность (точность мысли), логическая стройность и достаточная информативность, доказательность, а также выражение собственного отношения и оценки

Навыки применения форм монологической речи: - краткая форма используется при одобрении, возражении, удивлении, реакции в виде реплик, почти всегда органически включается в диалогическую речь и поэтому может рассматриваться и самостоятельно, внутри диалогической речи; - развернутое монологическое высказывание существует отдельно, как особая форма устного высказывания (сообщение, рассказ, доклад, изложение, реферирование).

Навыки активного слушания ( Навыки определения и устранения причин неэффективного слушания (высокая скорость умственной деятельности, избирательность внимания, «антипатия» к чужим мыслям, предвзятое слушание и др.) )

Навыки применения приемов эффективного слушания: - психологическая готовность, - умение выделять основные идеи услышанного, - умение учитывать психологические закономерности мышления, - концентрация на позитивном, - конспектирование, проговаривание внутренней речью, - умение задавать вопросы, не перебивать.

Навык диалога ( Навык конструктивного диалога в различных видах учебной деятельности: на лекции (диалог лектора и слушателя с помощью вопросов), на семинаре (диалог преподавателя и студента, студента и студента), на консультации (диалог студента и научного руководителя) )

Навык работы в полилоге ( Знание и навыки участия в различных формах полилога: - дискуссия; - диспут; - дебаты; - полемика )

Навыки работы в форме коллоквиума

Таблица

Уровень общенаучных навыков

Умения Балл
  Учебно-организационные умения  
  принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель  
  прогнозировать результаты работы  
  готовить рабочее место в соответствии с заданием  
  планировать ход выполнения задания  
  рационально выполнять задание  
  осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы  
  руководить работой группы или коллектива  
Средний балл по группе 3.5
  Учебно-коммуникативные умения  
  высказываться устно в виде пересказа  
  высказываться устно в виде рассказа  
  высказываться устно в виде тематического ответа  
  высказываться устно в виде характеристики  
  высказываться устно в виде сообщения или доклада  
  высказываться устно в виде аннотации текста  
  высказываться устно в виде рецензии ответа товарища  
  участвовать в учебном диалоге  
  включаться в коллективное обсуждение проблем  
Средний балл по группе 4.5
  Учебно-информационные умения  
  понимать и пересказывать прочитанное (после объяснения)  
  находить нужную информацию в учебной литературе  
  самостоятельно прорабатывать пункт или параграф  
  пользоваться иллюстративным и справочным материалом  
  выделять главное в тексте  
  составить план пункта или параграфа учебника  
  представить основное содержание текста в виде тезисов  
  конспектировать текст  
  составлять вопросы по тексту  
  работать со справочной и дополнительной литературой  
  усваивать информацию со слов преподавателя  
  усваивать информацию с помощью слайдов  
  усваивать информацию с помощью диска или аудио- записи  
  усваивать информацию с помощью телепередачи  
  усваивать информацию с помощью компьютера  
  усваивать информацию с помощью видеомагнитофона  
Средний балл по группе 4.5
Средний балл по всем группам 20.6

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Какие умения входят в состав учебно-организационных?

2. Дайте характеристику учебно-интеллектуальным умениям и навыкам.

3. Какие навыки относят к учебно-информационным?

4. Приведите примеры учебно-коммуникативных навыков.

5. Что такое монологическая речь?

6. Что подразумевается по навыками сворачивания и разворачивания информации?

7. Дайте характеристику графических систематизаторов.

8. С какой целью необходимо использовать графические систематизаторы?

9. Приведите примеры навыков эффективного чтения

10. Чему способствуют учебно-интеллектуальные навыки и умения?

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Резник, С. Л. Преподаватель ВУЗа: технологии и организация деятельности [Текст]: учеб. пособие для системы дополнительного образования – повышения квалификации преподавателей вузов (гриф УМО) / С. Д. Резник, О. А. Вдовина; под. ред. С. Д. Резник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 389 с.

Ибрагимов, Г. И. Теория обучения [Текст]: учеб. пособие / Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова, Т. М. Андрианова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – 384 с.

Татур, Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования [Электронный ресурс]: учеб.-методич. пособие / Ю. Г. Татур. – М. Логос, 2012. – 252 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/17368.


 

Учебное издание

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...