Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патология, вызванная удовлетворением




Опыт последних лет со всей наглядностью продемонстрировал нам, чтоматериальное изобилие (то есть удовлетворение потребностей низших уровней)может послужить предпосылкой возникновения таких патологических явлений какскука, эгоизм, чувство элитарности, чувство "заслуженного" превосходства,приостановка личностного роста. Очевидно, что пребывание на низших уровняхмотивационной жизни, жизнь, посвященная удовлетворению потребностейматериального плана, не может надолго удовлетворить человека. Однако в настоящее время мы сталкиваемся с проявлениями еще одногокласса патологических феноменов, также, по всей видимости, вызванныхизобилием, только на этот раз изобилием психологическим. Речь идет обизобилии любви и уважения. Неиссякаемая преданность, обожание, восхищение,беспрекословное выполнение всех желаний человека приводят его к тому, что онначинает воспринимать любовь и уважение как должное, чувствует себя центромвселенной, а всех окружающих ѕ своими слугами, обязанными восхвалять каждыйего поступок, прислушиваться к каждому его слову, удовлетворять малейшую егоприхоть, жертвовать собой во имя его интересов и целей. Этот феномен пока еще нов для нас. Мы мало что знаем о нем, во всякомслучае он еще не стал предметом научного рассмотрения. Пока мы можем лишьстроить догадки и предположения касательно его, и эти догадки базируются нанаших клинических наблюдениях и на постепенно распространяющемся средипедагогов и детских психологов мнении о том, что сбалансированный подход квоспитанию ребенка предполагает не только удовлетворение всех егопотребностей, но и разумную долю твердости, жесткости, фрустрации,дисциплины и ограничений. Иначе говоря, имеет смысл уточнить нашу концепциюбазового удовлетворения, потому что существует опасность отождествлениябазового удовлетворения с разнузданной, неограниченной свободой, чрезмернойопекой, протекционизмом, политикой потакания и вседозволенности. Любовь иуважение к ребенку должны сочетаться, по меньшей мереѕс любовью и уважениемродителя к самому себе как к представителю взрослой части человечества. Мыне должны забывать, что ребенок ѕ это человек, но важно также, что этомаленький, незрелый человек. Он неразумен в отношении очень многих вещей, ав отношении некоторых просто бестолков. Можно также предположить, что базовое удовлетворение лежит в основеособой разновидности патологии, которую я называю метапатологией (314) икоторая проявляется в таких феноменах как утрата ценностей, утрата смыслажизни, утрата желания и воли к самореализации. Многие психологигуманистического и экзистенциального направлений придерживаются мнения ѕхотя и не подкрепленного пока убедительными эмпирическими данными, ѕ чтополное удовлетворение базовых потребностей не может автоматически разрешитьпроблемы идентичности, построения ценностной системы, жизненногопредназначения, смысла жизни. По меньшей мере, для некоторых людей иособенно для людей молодых, разрешение этих проблем становится серьезнойжизненной задачей, никак не связанной с проблемой удовлетворения базовыхпотребностей. И наконец, я снова хочу обратить ваше внимание на те явления, которыепока не получили должного научного объяснения, но которые со всейочевидностью свидетельствуют о том, что человек никогда не бывает всецелоудовлетворен (291). Мне хочется напомнить о существовании тенденции,внутренне связанной с этими явлениями, выражающейся в том, что человексклонен слишком быстро привыкать к хорошему, склонен воспринимать его какнечто само собой разумеющееся, недооценивать его или даже пренебрежительноотноситься к нему. Даже высшие наслаждения для очень большой части населенияѕ я, к сожалению, не могу привести точного процентного соотношения ѕстановятся чем-то обыденным и скучным (483); в таких случаях лишь депривацияпотребности, лишь фрустрация, угроза или даже трагедия смогут помочьчеловеку по достоинству оценить эти блага. Таким людям, особенно если ониотличаются слабой энергетикой, пониженной способностью к высшимпереживаниям, если они не умеют наслаждаться жизнью, радоватьсяпредоставляемым ею благам, порой просто необходимо получить тяжелый урокутраты, чтобы в полной мере оценить то, чего они лишились.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ ВЫСШИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Не отказываясь от выдвинутой нами закономерности, согласно которойвозникновение высших потребностей непосредственно связано с удовлетворениемпотребностей нижних уровней, мы, тем не менее, не можем обойти своимвниманием один лежащий на поверхности феномен. Мы говорим здесь о том, что,однажды возникнув в сознании человека, эти более высокие потребности, асоответственно и более высокие ценности уже мало зависят от степениудовлетворения низших потребностей, то есть обретают функциональнуюавтономию. Зачастую люди, достигшие высших уровней мотивационной жизни,презрительно относятся к низшим потребностям, удовлетворение которых дало имвозможность жить "высокой жизнью", отвергают их значение и влияние с той жеубежденностью, с какой дети отказываются от ценностей своих отцов, с той жестыдливостью, которая заставляет хорошо образованных детей иммигрантовсторониться своих неотесанных предков.

ГЛАВА 11

САМОАКТУАЛИЗИРОВАННЫЕ ЛЮДИ:ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

ОТ АВТОРА

Исследование, о котором пойдет речь в этой главе, во многом необычно.Оно не планировалось так, как обычно планируются научные исследования, ононе было продиктовано каким-то социальным заказом, я провел его из чистоголюбопытства, желая разрешить те нравственные, этические и научные проблемы,которые волновали меня в ту пору. Мне хотелось открыть нечто новое для себя,я вовсе не думал удивить мир или доказать что-то своим недругам. Однако совершенно неожиданно для меня результаты этого исследованияоказались столь впечатляющими, содержали в себе столько информации, что ясчитаю необходимым рассказать о нем, даже несмотря на все егометодологические изъяны. Есть еще одно соображение, которое заставляет меня вынести на судобщественности результаты этого сугубо приватного исследования. Мнедумается, что проблема психологического здоровья настолько актуальна сейчас,что любые предположения, любые гипотезы, любые данные, даже самые спорные,могут иметь огромную эвристическую ценность. В принципе, такого родаисследования очень сложны, сложны именно потому, что исследователю в этойобласти особенно сложно избежать влияния своих собственных взглядов,предубеждений и заблуждений. Но если и дальше ждать абсолютно точных,надежных, достоверных данных, то мы рискуем никогда не сдвинуться с мертвойточки. Я убежден, что нам не остается ничего другого, как безбоязненношагнуть в неизвестность, в полную темноту и на ощупь брести в ней, избираято одно, то другое направление, пока в конце концов впереди не забрезжитсвет. У нас есть только один выбор ѕ либо тащиться, либо бездействовать,отказаться от исследования проблемы. Убедив себя подобными аргументами, явыношу на суд читателя результаты своего исследования, питая надежду, чтоони прольют некоторый свет на поставленную проблему, и приношу всенеобходимые извинения тем, кто озабочен в первую очередь проблемамивалидно-сти, надежности или репрезентативности.

МЕТОД ОТБОРА ИСПЫТУЕМЫХ

Я отбирал испытуемых из числа своих знакомых и друзей, а также изобщественных деятелей и исторических персонажей. Кроме того, я провелскрининговое исследование на трех тысячах студентов колледжа, но только одиниз них стал моим испытуемым, и еще десяток студентов или около того я отнеск разряду потенциальных испытуемых ("растущие личности"). Исходя из этого, я вынужден был заключить, что самоактуализация в томвиде, в каком она обнаруживается у людей старшего возраста, для молодых,развивающихся людей в нашем обществе, практически невозможна. В соответствии с этим заключением, я несколько упростил задачу исовместно с Е. Раскиным и Д. Фридманом начал искать среди студентов колледжаотносительно здоровых людей. Мы определили для себя, что отберем 1%студентов этого колледжа, отличающихся особым здоровьем. Через два года мыбыли вынуждены прервать наше исследование, но, даже не будучи завершенным,оно позволило нам получить большое количество данных, ценных для клиническойпрактики. Мне бы хотелось привести в качестве примера идеального испытуемогокакого-нибудь героя литературного произведения, но мне так и не удалосьнайти среди них героя нашего времени и нашей культуры (и этот факт сам посебе наводит на размышления). Исходное клиническое определение самоактуализированной личности, набазе которого мы отбирали испытуемых, состояло из позитивного и негативногокритериев. В качестве негативного критерия мы избрали отсутствие неврозов,психозов, психопатических черт характера, а также выраженных невротическихили психопатических тенденций. Каждый случай психосоматического заболеванияисследовался нами отдельно ѕ подробно и тщательно. Всегда, когда это быловозможно, мы использовали тест Роршаха, но очень скоро поняли, что он большеподходит для выявления скрытой психопатологии, чем для диагностики здоровья.В качестве позитивного критерия мы приняли наличие признаковсамоактуализации ѕ этот набор симптомов до сих пор точно не определен. Всамом общем виде мы определяли самоактуализированного человека какиндивидуума, сумевшего реализовать свои таланты, способности, потенции.Самоактуализированный человек постоянно находится в процессе самовоплощения,глядя на него, хочется вспомнить призыв Ницше: "Так стань же тем, кем можешьстать!". Эти люди развивают или развили потенции, заложенные в их природе(148, 160, 347, 398), и идиосинкратические, и общевидовые потенции. Позитивный критерий предполагает не только удовлетворенность базовыхпотребностей (в безопасности, принадлежности, любви, уважении исамоуважении), но и удовлетворение потребностей когнитивного уровня ѕпотребности в познании и понимании, а иногда и способность человекаподчиниться им. Другими словами, все отобранные нами испытуемые не толькобыли уверенными в себе, добрыми, благожелательными, уважаемыми людьми, ониобладали глубоко личными философскими, религиозными и аксиологическимиубеждениями. Мы пока не знаем, является ли базовое удовлетворениедостаточным условием самоактуализации, или оно не более чем ее необходимаяпредпосылка. В целом технику отбора, использованную нами, можно определить припомощи математического термина итерация, то есть многократное повторениеодной и той же операции. Предварительно мы опробовали эту технику приисследовании таких личностных синдромов, как самооценка и тревожность (см.Приложение В). В ходе беседы с испытуемыми мы спрашивали их, как онипонимают самоактуализацию, и таким образом собрали множество субъективных,житейских определений исследуемого нами синдрома. Затем мы сопоставили этиопределения и вывели более точное, но все же еще не научное определение, приэтом мы попытались избавиться от всех логических и фактическихнесоответствий, которыми грешат житейские определения (это предварительноеисследование мы называем лексикографической стадией исследования). На основе уточненного житейского определения мы отобрали первые двегруппы испытуемых, соответственно с высоким и низким показателямисамоактуализации. Мы всесторонне обследовали этих людей, и на основерезультатов нашего клинического исследования уточнили первоначальноеопределение самоактуализации, получив, таким образом, клиническоеопределение синдрома. Опираясь на новое определение, мы произвели повторныйотбор испытуемых, получив новую группу высокоактуализированных людей, вкоторую вошли несколько человек, первоначально отвергнутых нами. Эту группумы вновь обследовали с помощью клинических методов, присовокупив к нимнесколько экспериментальных методов, и это позволило нам еще тоньшеопределить искомое понятие, модифицировать, уточнить и расширить его сугубоклиническое определение. На основе этого нового определения еще раз былаотобрана группа испытуемых, и вся процедура повторилась вновь. Такимобразом, первоначально расплывчатое, ненаучное, народное пониманиесамоактуализации становилось все более и более четким, все болееоперациональным, а следовательно, и более научным. Разумеется, процесс коррекции определения не был столь гладким, как этоможет показаться на первый взгляд. Нам постоянно приходилось вносить те илииные поправки, вызванные соображениями как теоретического, так ипрактического характера. Так, например, мы довольно скоро обнаружили, чтожитейское определение самоактуализации предъявляет чрезмерно высокие,слишком нереалистичные требования к человеку. Поэтому мы перестали сгорячаотвергать испытуемых, которых хотя бы с небольшой натяжкой можно былоотнести к разряду самоактулизированных личностей, у которых обнаруживалисьлишь отдельные, незначительные изъяны и недостатки, или, говоря другимисловами, мы поняли, что совершенство не может быть критериемсамоактуализации, так как совершенных людей, по-видимому, просто несуществует. Другая проблема заключалась в том, что далеко не во всех случаях намудавалось получить необходимую для клинического исследования полную ивсеобъемлющую информацию о человеке. Некоторые из испытуемых, узнав о целиисследования, приходили в замешательство, смущались, становились скованнымиили же поднимали нас на смех и отказывались участвовать в эксперименте. Учтяэтот негативный опыт, мы стали обследовать своих испытуемых, особеннопожилых людей, косвенными методами, а честно говоря ѕ методамиполупартизанскими. Только молодых людей мы изучали непосредственно. Поскольку нашими испытуемыми были конкретные живые люди, имена которыхмы не вправе называть, то мы не смогли соблюсти два требования из тех, чтообычно предъявляются к научному исследованию, а именно: воспроизводимостьисследования и доступность данных, на основе которых делаются заключения.Эти изъяны отчасти скомпенсированы тем фактом, что в число наших"испытуемых" попали много широко известных людей и исторических личностей,кроме того, мы провели дополнительное исследование на молодых людях и детях,и эти данные могут быть обнародованы. В результате предварительного исследования нами были отобраны четырекатегории испытуемых: А. Образцы самоактуализированной личности: семь очевидных и дваусловных примера самоактуализации (наши современники; обследованыклинически); В. Два очевидных примера самоактуализации из живших в прошлом людей(Линкольн в последние годы его жизни и Томас Джефферсон); С. Семь очень условных примеров самоактуализации известных людей иисторических личностей (Эйнштейн, Элеонора Рузвельт, Джейн Адаме, УильямДжеме, Щвейцер, Олдос Хаксли и Спиноза); D. Примеры частичной самоактуализации: пять человек из числа нашихсовременников, которые лишь частично соответствуют критериямсамоактуализации, однако мы сочли возможным использовать их в нашемисследовании. Потенциальные или предположительные примеры самоактуализации (примеры, использованные и исследованные другими учеными): Карвер,Юджин Дебс, Томас Эйкинс, Фриц Крейслер, Г"те, Пабло Касальс, Мартин Бубер,Данило Дольчи, Артур Морган, Джон Ките, Дэйвид Хилберт, АртуЗи, ДайсэцуСудзуки, Эдлай Стивенсон, Шолом-Алейхем, Роберт Браунинг, Ральф УолдЭмерсон, Фредерик Дуглас, Иозеф Шумпетер, Боб Бенчли, Ида Тарбелл, ГарриетТабмен, Джордж Вашингтон, Карл Мюнзингер, Иозеф Гайдн, Камиль Писсарро,Эдвард Байбринг, Джордж Уильям Рассел, Пьер Ренуар, Генри Уодсуорт Лонфелло,Петр Кропоткин, Джон Альтгельд, Томас Мор, Эдуар Беллами, БенджаминФранклин, Джон Маир, Уолт Уитмен.34
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...