Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация средств восстановления спортивной работоспособности.

Вопрос 66. Основы рационального питания спортсменов.

Питание – выполняет роль энергоообразования в организме при физических нагрузках, а, следовательно, это и средство быстрейшего его восстановления.

В питании спортсмена в определенном соотношении должны находиться белки, жиры, углеводы, питание должно быть сбалансировано. БЖУ 1:1:4.

Количество и калорийность пищи должны полностью удовлетворять запросам организма, которые обеспечивают нормальную регуляцию функций ссылаясь на индивидуальные особенности вида спорта, вес спортсмена, конкретный режим тренировочной нагрузки.

Для быстрейшего восстановления в тренировочных циклах с большими нагрузками, и особенно в период соревнований необходимо увеличивать калорийность питания на 5 -10% и количество приема жидкости на 0,5-1л (по сравнению с нормативами).

В восстановительный период важно поступление в организм с пищей достаточного количества белков как основного источника пластического обеспечения органов и тканей. Не менее 50-60% белкового состава пищи должны составить полноценные животные белки (мясо, рыба, печень, творог, сыр, молоко). В ближайшие после нагрузки часы рыбу и мясо лучше добавлять отварными для облегчения усвоения.

Жиры и углеводы – важные источники энергии и поэтому их рациональное количество и соотношение имеют большое значение для нормального течения восстановительных процессов.

Для повышения запасов гликогена в печени и мышцах очень важно обогатить диету спортсмена углеводами в ближайшие после нагрузки 24-48 ч., они должны составить не менее 60% суточной калорийности.

Не меньшее значение для быстрейшего восстановления организма после физических нагрузок имеет его насыщение минеральными веществами, главным образом кальцием, фосфором, натрием, магнием, железом.

Эти вещества играют важную роль в регуляции процессов обмена в мышцах, головном мозге, миокарде, в образовании ферментов и витаминов, усвоением организмом белков, транспортировке кислорода, укреплении костной ткани.

 

Морфофункциональные особенности женского организма и их учет в процессе занятий физическими упражнениями.

Организм женщин отличается от организма мужчин строением тела и особенностями его главных биологических функций. Отличиями физического развития есть объем и масса органов и тканей.

Так у женщин более высокая скорость и ловкость движений мелких мышечных групп, женщины лучше выполняют пластичные упражнения, упражнения которые требуют грации.

Работоспособность спортсменок, развитие выносливости обусловлено, в первую очередь, их аэробной производительностью, определяющейся развитием и состоянием функциональной системы дыхания (органы внешнего дыхания, кровообращения, дыхательную функцию крови, механизмы, обеспечивающие тканевое дыхание с их сложной нервной и гуморальной регуляцией).

- у женщин более короткая длина тела, туловище более короче, плечи уже, таз шире, грудная клетка имеет меньший объем, следовательно объем легких меньше

- мышечная масса у женщин на 10% меньше, чем у мужчин; 32-35% от общего веса

- сердце меньше, чем у мужчин

- жировая ткань - 10 % больше (в норме 22-28%)

- костная ткань – 12-14%

- более низкая мышечная сила, скорость, но высокая гибкость, подвижность в суставах

- более низкий показатель МПК

- основной отличительный признак – овариально-менструальный цикл.

При занятиях физическими упражнениями также необходимо учитывать фазы менструального цикла:

Постменструальная и постовуляторная фазы – наибольшая общая и специальная работоспособность женщин-спортсменок

Предменструальная и менструальная фазы цикла – минимальная работоспособность.

Овуляторная – низкая работоспособность.

 

Характеристика физиологических факторов, определяющих проявления лов кости и гибкости.

Гибкость и Ловкость – это координационные способности.

Ловкость (координация и точность движений) – это способность быстро корректировать программу двигательных действий (находчиво, своевременно и рационально решать двигательную задачу). Проявление ловкости зависит от особенности нервных процессов (способности ЦНС к предугадыванию складывающихся ситуаций, умения тонко различать и управлять временными и пространственными характеристиками движений, способности создания в процессе деятельности новых двигательных комбинаций, умение тонко корректировать разными мышцами). Ловкость наиболее ярко проявляется в сложно-координационных и ситуационных видах спорта (гимнастика, спортивные игры)

Например: метание мяча в цель, в корзину.

Гибкость – это способность выполнять движения с наибольшей амплитудой. Уровень качества обусловлен морфофункциональными свойствами опорно-двигательного аппарата (функциональные возможности мышц и связок (густота мышц, эластичного связочного аппарата, состояние межпозвоночных дисков), нервная регуляция, состояние суставных поверхностей и др.)

Виды гибкости:

- анатомическая (подвижность в суставах, определяется рентгеновским методом)

- активную (во время произвольных движений)

- пассивную (при растяжении мышц с участием внешних сил)

- резервная

Гибкость улучшается при разогревании мышц и ухудшается при холоде. Минимальная утром и максимума достигает в середине дня, высшая у детей и женщин.

Тест. Например: наклоны вперед и ладони до пола.

 

Классификация средств восстановления спортивной работоспособности.

Педагогические средства – рациональное сочетание и последовательность нагрузок; правильное сочетание нагрузки и отдыха; переключение на другие виды мышечной деятельности, рациональное построение вводной и заключительной части.

Медико-биологические – повышение защитно-приспособительных свойств организма; устойчивость к различным неблагоприятным факторам среды и стрессовым ситуациям, быстрейшее снятие общего и локального утомления.

Психические – направлены на снятие нервно-психологического напряжения (индивидуальный подход тренера к спортсмену; учет совместимости партнеров в команде), средства направленные на регуляцию психических состояний (гипноз, внушение, психорегуляция тренировки).

Медицинские средства классифицируются по разным признакам – по направленности и механизму действия, по времени и условиям использования.

Физические средства восстановления:

естественные (солнце, воздух, вода) и не реформированные (с использованием спец. аппаратуры):

гидровоздействующие (души, ванны, бани), массажи, токи различной частоты и напряжения, тепло- и светолечение и т.д.

Различают средства экстренного восстановления, текущего и профилактического.

 

Классификация допингов и их патологическое влияние на организм человека:

Допингом являются вещества, которые искусственно повышают физическую работоспособность и относятся к запрещенным средствам.

Допинги определяются в биологических жидкостях организма. Они оказывают возбуждающее действие на ЦНС, снижают охранительное торможение, создают ложное чувство повышенных возможностей и отсутствия утомления. Допинги подавляют естетственные физиологические реакции. После кратковременного нарушения функций за счет допингов наступает их угнетение и снижение работоспособности. Почти все известные стимуляторы обладают побочным действием. Повторные дозы применения могут привести к развитию зависимости (наркомании).

Запрещенные допинговые препараты:

  1. психостимуляторы – фенамин, агнитол, сиднофен
  2. симпатомиметичные амины – мезатон, изадрин, агнитол (симптомиметики)
  3. стимуляторы ЦНС – кофеин, стрихнин, агнитол
  4. наркотические обезболивающие: героин, морфин,
  5. анаболии – тестостерон, ретанол,ретаболил
  6. диуретики – агнитол, канкреон
  7. женские гормональные контрацептивы – логест
  8. пептидные и гликопротеиновые гормоны и их аналоги – соматотропин, кортикотропин, еритрополетин

Запрещенные методы:

- кровяной допинг – переливание крови за несколько дней – повышение физической работоспособности

- фальсификация анализов которые могут изменить состав мочи.

Группы веществ запрещенных или с ограничением: Алкоголь, анестетики в виде мазей или инъекций, кортикостероиды с разрешением мед.комиссии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...