Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное состояние антидопингового воспитания юных легкоатлетов

Р.Г.Гильфанов – тренер преподаватель по легкой атлетике МБОУ ДО ДЮСШ «Лидер», г.Азнакаево, Республика Татарстан

С того времени когда легкоатлеты национальной сборной были временно отстранены от соревнований, проходящих под эгидой Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF)прошло уже больше года. Специалисты и тренеры всех уровней и просто любители легкой атлетики с грустью и тревогой наблюдали, как прошли XXXI Олимпийские игры в Бразилии без участия российских спортсменов. Каждый из них в душе надеялся на скорое восстановление членства ВФЛА в IAAF. Однако этого не произошло, более того,допинговые скандалы продолжаются и наносят серьезный ущерб развитию отечественной легкой атлетики.

Единственным положительным итогом этих допинг – скандалов можно считать то,что мы в принципе признали наличие этой проблемы.Наибольшее количество дисквалифицированных легкоатлетов (17%) – это россияне, на втором месте – Индия(11.4%), на третьей позиции – представители Кении – 6.9%. Далее по списку идут Турция (6.9%), Марокко (5.2%), Украина (4.6%) и т.д. Эта статистика свидетельствует о том, что данная проблема не является сугубо российской, скорее она общемировая. [1]

Тенденция недавних допинг-скандалов – появление информаторов Всемирного Антидопингового агентства нового типа, которые не «убежали» за границу после своих громких заявлений,как бывший глава РУСАДА Родченков или легкоатлетка Степанова, а находится в России и никуда уезжать не собирается[2]. Речь идет об Андрее Дмитриеве, который в интервью с тем же Зеппельтом выступил с новой порцией разоблачений российской легкой атлетики. И это накануне приезда рабочей группы ИААФ, на повестке дня которой стоял единственный вопрос – восстановление членства ВФЛА. Нетрудно было догадаться, каковы будут выводы комиссии и итоги заседания совета IAAF, которое прошло недавно в Монако. Итоги неутешительные: российским легкоатлетам еще долго не придется выступать на международных соревнованиях, восстановление членства ВФЛА в ИААФ возможно в ноябре при выполнении следующих ключевых условий[3]:Во-первых, ВФЛА обязана работать в соответствии с кодексом Всемирного Антидопингового агентства (WADA) и антидопинговыми правилами IAAF. Во-вторых,IAAF и Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) должны осуществлять деятельность по борьбе с допингом на территории России эффективно и без вмешательств. В-третьих, допуск российских спортсменов к соревнованиям не должен ставить под угрозу проведение этих стартов.

Слабым утешением может служить разрешение IAAF выступать россиянам на соревнованиях на основании индивидуальных заявок в качестве нейтральных спортсменов и сделанное советом IAAF исключение для спортсменов не старше 15 лет, позволяющее выступать юным легкоатлетам на международных соревнованиях. На сегодняшний день примерно 62 российских легкоатлета входят в пул, которые тестируют на допинг зарубежные антидопинговые организации [4].А что собственно делать остальным, оставшимся за бортом тестирования спортсменам, не говоря уже о юниорах, молодежи?.. Как справедливо отмечает известный спортсмен и тренер С.Епишин: «Каждый месяц отстранения от соревнования – это огромный удар, теряется мотивация спортсменов, они не понимают, к чему готовиться, к каким целям идут…» [5].

Бывший руководитель ВФЛА Балахничев в 2014г., касаясь проблемы употребления допинга российскими легкоатлетами справедливо заметил, что: «…проблема находится не наверху, а идет с самых низов, с детско-юношеских спортивных школ. Излишняя мотивация приводит к тому, что порой тренеру проще дать таблетку, чем оказывать квалифицированную помощь спортсменам в ходе его роста…» [6]

Еще в 2011 году известная фигуристка Ирина Роднина в беседе с главой РУСАДА Никитой Камаевым выступила с громким заявлением о том, что допинг уже пришел и в детско-юношеский спорт[7]. Сам Н.Камаев подчеркивал, что в Европе проблеме допинга в детском спорте уделяется пристальное внимание. Существует статистика относительно процента детей, которые принимают допинг, соотношение по видам спорта, по возрасту, полу и т.д. За рубежом существует устойчивое выражение «допинговое поведение», изучение которого подразумевает анализ факторов, которые приводят к применению допинга: психологические проблемы в семье, взаимоотношения со сверстниками, самооценка и т.д.[8]. В России этой проблеме до настоящего времени и, чего уж там греха таить до сих пор не уделяется должного внимания, хотя многие специалисты [6;8] признают, что в детско-юношеском спорте слишком много времени уделяется тренировочной работе и слишком мало – воспитательной и образовательной. Поскольку детские соревнования по легкой атлетике в большинстве случаев, является уменьшенной копией взрослых, вряд ли стоит ожидать, что здесь нет серьезных проблем[9], в том числе и с применением допинга. На этом уровне отсутствует допинг-контроль спортсменов, что позволяет некоторым недобросовестным тренерам не опасаться быть «пойманными за руку». При этом зачастую ребенок даже не знает,какие препараты он употребляет, поскольку тренер обладает непоколебимым авторитетом. Весьма показательная ситуация описана автором, когда уже в 14-15 лет подростки на вопрос «Что они ждут от занятий спортом?» отвечают: «Славы,денег», а на вопрос: «Что можно сделать ради победы?» говорят: «Все, что угодно: и обмануть, и применить допинг»[8]. Это позволяет автору сделать вывод о том, что начинать образовательную работу с детьми надо с более раннего возраста: 9-11 лет. Допинг в детском спорте тем и опасен, что, несмотря на угрозу для здоровья, молодые спортсмены согласны на любые жертвы ради победы. В то же время, употребляя запрещенные препараты, молодые спортсмены лишают себя возможности улучшения своих спортивных результатов, поскольку после прохождения официального допинг-контроля все эти махинации становятся достоянием общественности.

Краткий анализ проблемы употребления запрещенных веществ в детской легкой атлетике показывает, что недостатка внимания со стороны специалистов в этой области, подчеркивающих необходимость разработки и внедрения образовательных антидопинговых программ не было [6;7;8;10],однако практических шагов в этом направлении было сделано явно недостаточно.

Ряд авторов [1][11] ввели понятие «антидопингового обеспечения спортивной деятельности», эффективная модель которого должна состоять как минимум из 5 компонентов:

1.Нормативно-правовой

2.Научно-исследовательский

3.Информационный

4.Образовательный

5.Контрольный (в том числе допинг-контроль)

В современных условиях наиболее доступным и наименее дорогостоящим способом борьбы с употребление допинга является антидопинговое образование. В настоящее время существует ряд информационно-образовательных программ, направленных на профилактику и борьбу с применением допинга в детско-юношеском спорте [12;13;14;15;]

Авторы методики, внедренной в Смоленской ГАФКСТ [16] отмечают положительную динамику при оценке проблемы употребления допинга. Так на вопрос о том, «подает ли спортсмен, уличенный в применении допинга, плохой пример для молодежи» 63% обучающихся студентов ответили положительно, в то время как до начала обучения только 33% склонялись к подобному ответу. По мнению многих специалистов [6;8;13;15] эту работу надо начинать еще раньше, с чем трудно не согласиться. На базе СДЮСШОР № 10 г.Волгограда было проведено анкетирование (13-15 лет) учебно-тренировочных групп. [11] Большинство юных спортсменов (78%) слышали о допинге. Отрицательно относятся к данному явлению 56% опрошенных. На вопрос, какие факторы могут побудить Вас использовать допинговые препараты, 44% указали на отсутствие таковых. На взгляд автора, данный возраст является благоприятным для начала формирования у юных спортсменов системы знаний антидопинговой направленности.

Необходимо уже сейчас вносить изменения в Программы тренировок юных легкоатлетов, касающиеся антидопингового воспитания. В теоретическую часть содержания программ обязательно должны включаться вопросы применения допинга в спорте, и круг этих вопросов должен неуклонно расширяться от групп начальной подготовки до учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования. Примерный перечень рассматриваемых в теоретической части вопросов должен выглядеть следующим образом:

1.Что такое допинг?

2.Влияние допинга на организм человека. Последствия применения допинга.

3.Разрешенные и запрещенные вещества. Список запрещенных веществ ВАДА.

4.Организации, занимающиеся антидопинговым контролем в России и мире (РУСАДА,ВАДА)

5.Биологический паспорт спортсмена. Что такое допинговое тестирование спортсмена. Правила его проведения.

6.Нормативно-правовые аспекты борьбы с допингом. Дисквалификация. Единые меры наказания спортсменов за употребление допинга.

7.Преднамеренное и непреднамеренное использование допинговых веществ.

Кроме этого, более акцентированный подход в воспитательной работе должен применяться в формате последовательного формирования устойчивого неприятия употребления запрещенных веществ и культивирования принципов честной игры «фэйр –плэй» в соревнованиях различного уровня. Надо объяснять детям, что применение допинга – это особый вид мошенничества, нарушающего принципы равенства и справедливости в спорте. Не должны оставаться в стороне от этой работы и родители, чья информированность в вопросах применения допинга зачастую не сильно отличается от уровня самих детей.

 

Литература

[1] Н.Ю.Петров, И.А.Фатьянов. Проектирование основных компонентов модели антидопингового сопровождения подготовки легкоатлетов// Ученые записки Университета им. Лесгафта. – 2016. - №10(140) – стр.132-138.

[2]Спорт-экспресс.[Электронный ресурс]/Режим доступа:www.sport-express.ru/athletics/reviews/chem -dmitriev-pomog-rossiyskoy-legkoy-atletike-1089275/ (Дата обращения – 25.02.2017г)

[3]Россия-сегодня.[Электронный ресурс].Режим доступа: russian.rt.com/sport/article/35669/-rusada-vfla-legkoatlety/ (Дата обращения – 25.02.2017г.)

[4]Спорт-экспресс.[Электронный ресурс].Режим доступа: www.sport-express.ru/athletics/reviews/ne-voshel-v-pul-testirovaniya-i-menya-uvolili-kak-v-rossii-umiraet-legkaya-atletika-1086160/ (Дата обращения – 25.02.2017г.)

[5]Спорт-экспресс.[Электронный ресурс]. Режим доступа:www.sport-express.ru//athletics/news/ sergey-epishin-obvineniya-dmitrieva-goloslovny-no-s-etim-budet-razbiratsia-sud-1089501/ (Дата обращения – 25.02.2017г)

[6]Известия[Электронный ресурс].Режим доступа: izvestia.ru/news/573997/ (Дата обращения – 25.02.2017г.)

[7] Допинг уже пришел и в детско-юношеские спортивные школы// www.tverlife.ru/news/41764.html/ (Дата обращения – 25.02.2017г.)

[8]Никита Камаев. Бороться с допингом – значит спасать будущее спорта Риа-новости.[Электронный ресурс] Режим доступа:http://ria.ru/fcp/interview/20110701/396041952.htlm/ (Дата обращения -25.02.2017г)

[9]Р.Г.Гильфанов. Актуальные проблемы детской легкой атлетики на этапах начальной подготовки.Педсовет. [ Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.org./articles/article/view/id219670/ (Дата обращения – 25.02.2017)

[10]В.Л.Мутко. В каждом ДЮСШ должны быть образовательные антидопинговые программы. Стадион.[Электронный ресурс]Режим доступа:http://stadium.ru/news/60340/(Дата обращения – 25.02.2017г.)

[11]Н.Ю.Петров. Проблема применения допинга в легкоатлетическом спорте на современном этапе его развития. Вузы России [Электронный ресурс]Режим доступа: vuzirossii.ru/36-1-0-4784/ Дата обращения – 25.02.2017г.)

[12]В.А.Антипов. Первичная профилактика наркомании и применения допинга в спорте: образовательная программа для учащихся ДЮСШ,СДЮСШОР, колледжей и училищ олимпийского резерва, спортивных классов общеобразовательных школ/ под общ.ред.С.П.Евсеева, Д.В.Черкашина.-СПб., -2012-32с.

[13]К.А.Бадрак. Первичная педагогическая профилактика нарушений антидопинговых правил среди спортсменов: автореф.дис..канд.пед.наук. – СПб., - 2012-21с.

[14]В.Н.Сергеев. Изменение отношения юных спортсменов к употреблению допинга как результат проведения антидопинговых мероприятий олимпийской направленности//Успехи современной науки.- 2016. – т.2.,№6 – с.113-116.

[15]Ф.Н.Солдатенков. Формирование ценностных ориентаций антидопинговой направленности в образовательном процессе студентов ВУЗа физической культуры: автореф. дис.. канд. пед. Наук.-Смоленск,2011 – 26с.

[16]Ф.Н.Солдатенков. Современное состояние антидопингового движения и возможности его развития в рамках физкультурно-спортивного образования//Научно-теоретический журнал «Ученые записки», - №2(60) – 2010г. – с.112-115.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...