II. Процесс изменения представления.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
6. От представления к сомнению.
Оставляя то же содержание, перейдите от нежелательного представления к сомнению, используя для этого одну или несколько из самых сильных субмодальностей, которые вы обнаружили в 4-м шаге. Например, если двумя самыми сильными субмодальностями были превращение кинофильма в фотографию, и близкой панорамы в отдаленную картинку в рамке, то пусть панорамный кинофильм замедлится, превращаясь в фотографию и в то же время удаляясь, пока не станет фотографией в рамке.
7. Изменение содержания.
Используйте какую-нибудь другую субмодальность и перейдите от содержания старого нежелательного представления к новому желательному представлению. Используйте любую известную субмодальность или любой постепенный аналоговый метод. Например, если сомнение – это колебание от одной картинки к другой, пусть колебание произойдет от старого содержания к новому. Или вы можете отодвинуть картинку со старым представлением на такое далекое расстояние, чтобы невозможно было разглядеть, что это, и тогда пусть она вернется на прежнее расстояние с изображением нового представления. Вы можете настолько усилить или уменьшить яркость старой картинки, что старое содержание станет невидимым, а затем пусть она вернется с новым содержанием.
8. От сомнения к представлению.
Оставляя новое содержание, перейдите от сомнения к представлению, делая в обратном направлении те же самые изменения в субмодальностях, которые вы произвели в 6-м шаге. Если перемещение картинки в правую сторону перевело старое представление в сомнение, то теперь переместите ее обратно влево, чтобы перевести новое содержание от сомнения к представлению. Если вы встретитесь с возражениями, отнеситесь к ним уважительно, соберите информацию и вернитесь к 5-му шагу, чтобы заново определить содержание нового представления.
III. Проверка.
9. Возможные способы проверки.
Терапевт может спросить:
«Как вы видите свое новое представление»?
Попросите клиента дать вам информацию о субмодальностях и проверьте, совпадает ли несловесное поведение клиента со словесным описанием. Когда новое представление установлено, старое представление, скорее всего, перейдет в субмодальности сомнения или неверия. Проверьте субмодальности старого представления и сравните их с субмодальностями сомнения (которые вы уже знаете), или с субмодальностями неверия, которые вы можете выявить, попросив человека подумать о чем-то, во что он совсем не верит.
Хорошая работа в НЛП состоит на 95% из сбора информации и на 5% из работы над изменением.
«Генеральная уборка»
Этот прием можно использовать, когда клиент хочет изменить какие-либо качества, представления или способы поведения. Хотя события жизни служат для человека источником ресурсов, одним из необходимых компонентов взросления является способность оставить прошлое позади и ориентироваться на будущее. Психология, опирающаяся на западную медицинскую модель, первоначально ориентировалась на «исправительные изменения». Обычно люди идут к врачу, когда они заболевают. Фрейд был врачом, и поэтому он задавал такие вопросы, как: «Что у вас не так? Что сломано? Как это можно починить?» И люди начали обращаться к психотерапевту, когда они «заболевали». Однако личностный рост также возможен и желателен, даже когда ничего не «сломано». На самом деле, по мере того, как люди взрослеют, они естественным образом меняются в положительную сторону. Это называется «генеративные изменения», и они являются важной частью современной психотерапии.
Этот формат моделирует присущую клиенту естественную стратегию изменения. Рано или поздно человек перерастает определенные способы поведения или представления. Смоделировав то, как естественно меняется субмодальная зашифровка этих представлений, можно стимулировать личностный рост. Выявляя и используя эти естественные процессы познания, можно их ускорить. Это дает человеку возможность более эффективно управлять процессом реализации своего потенциала. Прием «Генеральная уборка»
· ускоряет процесс личностного роста; · дает человеку возможность сделать свои ресурсы более реальными и доступными, следовательно получить больше власти и выбора.
Шаги «Генеральной уборки».
Часть I. 1. Выявите сегодняшнее представление о себе.
Клиент выбирает какое-то качество, представление или поведение, которое у него есть в данный момент, но он хочет его изменить. Пусть он выберет что-то конкретное. Выявите субмодальность этого существующего у него представления о себе.
2. Выявите устаревшие (уже не актуальное) представление о себе.
Клиент выбирает какое-то качество, представление или поведение, которое у него было раньше, но на данный момент это к нему уже не относится. Это представление просто не является отражением того, кто он на сегодняшний день. Определите субмодальности этого представления.
Терапевт: «На этом шаге вспомните, как вы вели себя раньше. Когда вы думаете об этом сейчас, вы знаете, что вы вели себя так, но у вас такое ощущение, как будто это были не вы. Возможно, у вас было определенное представление. Есть ли такие представления, которые у вас были, когда вы были моложе? Например: «Все девочки – дуры». А теперь трудно поверить, что это было именно ваше представление».
3. Сравните и заметьте, чем отличаются эти представления.
Тщательно проанализируйте субмодальные отличия. Может быть образы этих двух представлений будут в разных местах, или они будут отличаться по размеру, яркости, расстоянию. Одно из них может представляться как фильм, а другое – как слайд. Одно представление может быть цветным, а другое – черно-белым. Пройдите по списку субмодальностей. Игнорируйте подобия. Замечайте отличия. Составьте подробный список отличий субмодальностей.[7]
Обратите особое внимание на ассоциацию и диссоциацию. Обычно в этой области вы обнаружите значительные отличия. Эти отличия существуют во всех модальностях. Проверьте каждую модальность отдельно.
· В ассоциированном зрительном воспоминании клиент видит то, что он видел в тот момент своими собственными глазами. А в диссоциированном он видит себя.
· В слуховой системе отличие между ассоциацией и диссоциацией определяется по тому, слышит ли он то, что он слышал во время события или он говорит об этом сам с собой (внутренний диалог).
· При кинестетической ассоциации он на самом деле чувствует, как будто все те телесные ощущения вернулись снова. При кинестетической диссоциации у него нет тех телесных ощущений, которые были в той ситуации. Он не может вернуть эти ощущения. Он больше не чувствует, что это его ощущения.
Не ожидайте, что все отличия будут дискретными (абсолютными). Вы обнаружите некоторые аналоговые различия.
Обратите внимание на место положения звуков. Насколько близко они звучат? Заметьте, движется ли звук, и если движется, то отдаляется ли он или приближается. Обратите внимание, насколько устойчиво это воспоминание. Если это фильм, то сколько он продолжается? Столько же, сколько и в жизни, или у него другая скорость?
Тщательный сбор информации является подготовкой к глубоким изменениям. Методически выявите структуру представления. Составьте список важных субмодальных отличий. Пусть клиент запишет их на листе бумаги, на одной стороне: «Это относится ко мне», на другой стороне: «Это уже не относится ко мне».
Часть II. 4. Используйте собранную информацию, чтобы создать двухрамочную систему для ускорения личностного роста.
Чтобы создать эту систему, сохраняйте субмодальности этих двух представлений, пока вы работаете с содержанием. Когда вы уберете содержание из этих представлений, останутся только субмодальности. Как будто это две «рамки». Одна из них «рамка из прошлого». Субмодальности этой рамки означают: «это уже ко мне не относится». Другая рамка – это «рамка сегодняшнего дня». Субмодальности этой рамки означают: «это относится ко мне».
Терапевт: «Хорошо. Таким образом, представление о том, какой вы на сегодняшний день находится справа, а о том, каким вы были в прошлом – слева. Первое – большое, второе – меньше. Первое – это фильм, второе – слайд. Первое – ассоциированное, а второе – диссоциированное. Начните с представления о прошлом, с того, что уже к вам не относится. Чтобы устранить содержание, усильте яркость. Сохраняйте остальные субмодальности неизмененными. Усиливайте яркость, пока представление не станет совершенно белым. Но субмодальности останутся».
Этот подход сработает, если у человека ведущая зрительная модальность. В слуховой системе полностью выключите звук или сделайте его таким громким, чтобы он превышал верхний порог слышимости, потом перейдите к новому представлению и снова вернитесь к нормальной громкости. Таким образом, вы создаете систему субмодальных рамок.
Терапевт работает в зрительной и слуховой модальности, потому что чувства являются реакцией.
5. Клиент выбирает десять старых способов поведения или представлений, которые ему больше не нужны. Затем, для каждого старого представления или поведения, он находит замену.
Он заменяет его на что-то реалистичное. Например, если старое представление: «Я плохой ученик», то клиент заменяет его на «Я способен учиться по-своему», а не на «Я блестящий ученик». Терапевт убеждается, что замена реалистична. Если ребенка учат бояться незнакомых людей, это может быть полезно. Однако, когда он становится взрослым, ему нужно знакомиться с новыми людьми. Страх перед незнакомыми людьми – это такое качество, которое стоит изменить. «Я отношусь к новым людям с интересом», – таким может быть более полезное представление о себе.
Терапевт: «Следующий шаг – это выбрать десять способов поведения или представлений, которые вам мешают, и вы хотели бы оставить их в прошлом. Они вам просто больше не нужны. Потом подумайте, чем вы замените эти десять способов поведения или представлений. То, что вы меняете, не обязательно должно быть чем-то значительным. Например, вы можете взять старый шаблон, вроде «я воспринимаю друзей, как нечто само собой разумеющееся» и поменять его на «я замечаю своих друзей и чувствую благодарность к ним». Составьте список из двух колонок. Все, что вы хотите оставить в прошлом, будет сопровождаться тем, на что вы хотите это заменить. Пусть ваше сознание участвует в этом. Оно хорошо знает, чего хочет».
Часть III.
6. Генеральная уборка.
Чтобы начать генеральную уборку сначала вызовите у клиента фокус внимания. Потом пусть он выберет первое представление, которое он хочет изменить, и перенесет субмодальности с «рамки сегодняшнего дня» на «рамку прошлого». Потом он выбирает желательное представление и меняет зашифровку субмодальностей на «рамку сегодняшнего дня».
а) Измените зашифровку нежелательного поведения или представления.
Терапевт: «Когда вы будете готовы, убедитесь, что рамка прошлого – рамка того, что больше к вам не относится – пустая и белая. Потом заметьте, что первое представление или поведение из тех, которые вы хотите изменить, все еще находится в рамке сегодняшнего дня. Медленно усиливайте яркость представления в рамке сегодняшнего дня, пока она не станет совсем белой. Затем перенесите его в рамку прошлого, хотя все там будет абсолютно белое и вы пока не можете видеть этого представления. Но, по мере того, как вы постепенно уменьшаете яркость до нормальной, вы начнете видеть, что представление, которое вы изменили, зашифровано теперь по-другому. Теперь оно зашифровано также как и другие представления из серии: «это больше ко мне не относится». Не меняя зашифровки, возьмите это представление и поместите его в прошлое вместе с другими вещами, которые вы уже переросли. Затем усиливайте яркость рамки прошлого до тех пор, пока она не станет снова белой».
б) Поместите желательное представление в «рамку сегодняшнего дня».
Клиент помещает в белую «рамку сегодняшнего дня» то представление, которое он хочет иметь. Он выбирает нечто, почти верное, но не совсем. Например, «Я учусь общаться более эффективно», а не «Я великолепный коммуникатор». Он сохраняет субмодальности неизменными и помещает в них новое содержание. После того, как он поместит новое представление в «рамку сегодняшнего дня», он уменьшает яркость до нормальной, чтобы новая зашифровка желательного представления стала видна. Затем он вынимает представление из рамки и помещает его на хранение, зашифрованное новым образом, вместе с другими представлениями верными на сегодняшний день.
Терапевт: «Как только вы это сделаете, я хочу чтобы вы взяли желательное представление и поместили его в рамку сегодняшнего дня, то есть то, что относится к вам на сегодняшний день. Конечно, вы не сможете сразу его увидеть, потому что в начале все будет белое. Но когда вы почувствуете, что оно уже там, начните уменьшать яркость, пока не увидите желательное представление, зашифрованное новым образом, точно так же, как то, что относится к вам на сегодняшний день. После этого, сохраняя новый образ зашифровки, поместите это представление вместе с теми, которые относятся к вам на сегодняшний день. Когда рамка сегодняшнего дня освободится, снова усиливайте яркость, пока все опять не станет белым. Таким образом, вы меняете одно на другое. Продолжайте работать с оставшимися девятью способами поведения из вашего списка, пока ваше подсознание не убедится, что то, что вам больше не нужно, вас больше не беспокоит. А то, что вам нужно будет становиться все более и более реальным, по мере того, как ваше подсознание учится проделывать этот процесс самостоятельно». Пусть подсознание подаст сигнал, когда оно завершило работать над первым способом поведения. Делайте по одному шагу за один раз, не торопитесь. Как только клиент поместит в прошлое то, что ему больше не нужно, пусть он заменит это на то, что желательно и реалистично. Потом проделайте второй раунд. Пусть подсознание пройдет через все десять пар, подавая сигнал каждый раз, когда оно завершит работу с очередной парой.
Переключатель
Иногда люди испытывают навязчивое побуждение делать нежелательные для них вещи: переживать тяжелые воспоминания, представлять себе разные ужасы, причинять вред своему здоровью, обижать близких людей и т.п. Эти формы поведения возникают обычно как реакции на подсознательные стимулы, не воспринимаемые сознательно. Переключатель ¾ это способ использования таких стимулов, чтобы побудить человека двигаться в новом направлении.
Переключатель состоит из трех основных элементов:
1. Выбор ключевого представления, из которого производится переключение (ключевым представлением называется стимул, запускающий нежелательное поведение).
2. Разработка желательного представления самого себя, в которое производится переключение (желательным представлением самого себя называется стимул, вызывающий способности и качества, желательные в ситуации, где проявляется навязчивое побуждение).
3. Использование изменений в ведущих субмодальностях, чтобы связать оба предыдущих стимула (ведущими называются те субмодальности, изменение которых оказывает наибольшее влияние на реакцию клиента).
Когда эти два стимула связаны, ключевое представление, которое вело к нежелательному поведению, автоматически ведет теперь к желательному представлению самого себя. Таким образом, переключатель ¾ это метод перестройки психических навыков. Когда у людей есть выбор, они, естественно, предпочитают перейти от чего-нибудь неприятного к чему-нибудь привлекательному; переключатель направляет подсознание от неприятного ключевого представления к привлекательному представлению самого себя: «отсюда ¾ туда». Поскольку переключатель не просто заменяет одно поведение другим, а создает новое направление, он по своей природе экологичен: клиент может приспособиться к разнообразным и меняющимся ситуациям, порождая столько разных видов поведения, сколько требуется. Переключатель эффективно действует, потому что содержит в себе не только надежный механизм, прежде вызывавший нежелательную реакцию, но и желательное для клиента представление самого себя в качестве сильной мотивации. После переключения клиент по-прежнему испытывает побуждение, но теперь это побуждение в желательном для него направлении. Когда подсознание движется в определенном направлении, поведение, как правило, следует за ним. Ричард Бендлер называет переключатель «самой мощной техникой из всех, какие я применял».
Шаги переключателя
1. Выясните проблему или ограничение.
Терапевт: «Какую привычку (поведение, реакцию) вы хотите изменить?…»
2. Соберите информацию: выявите, что вызывает нежелательное поведение.
а) Какой внешний стимул запускает этот процесс?
Терапевт: «Допустим, что я поменялся бы с вами местами так, что мне надо знать, как проделать это поведение, от которого вы хотите избавиться. Как бы я узнал, когда его начать?»
б) Какой процесс приводит от внешнего стимула к нежелательному поведению? Каково ключевое представление, запускающее в конечном счете нежелательное поведение? Каковы ведущие субмодальности и как они изменяются; как они усиливают реакцию клиента на ключевое представление?
Терапевт: «Научите меня, как проделать это поведение… Что на самом деле происходит как раз перед началом поведения?… Говорю ли я с самим собой?… Вспоминаю ли я о чем-нибудь или представляю себе что-то?… Что происходит дальше?… Вижу ли я какой-нибудь образ?… Что не дает мне уйти от него?… Становится ли он больше?… ближе?… ярче?… Как он усиливается?…» 3. Проверьте вашу гипотезу.
Когда, как вы полагаете, вы достаточно знаете, когда и каким образом происходит процесс, вызывающий нежелательное поведение клиента, спросите себя: «Могу ли я научиться таким же образом испытывать ограничения клиента?» Если вы не можете повторить этот процесс с тем же результатом, соберите дополнительную информацию; вероятно ваш клиент делает что-то, чего вы еще не знаете.
4. Пусть клиент выработает желательное представление самого себя.
Терапевт: «Какие новые выборы и способности вы хотели бы иметь в этой ситуации?… Если бы вы больше не реагировали по-старому, что бы это для вас означало ¾ какие новые свойства или качества у вас были бы?… Я не хочу, чтобы вы мне это сказали словами; я хочу, чтобы вы ответили на мой вопрос, просто представив себя в новом виде… изменяя и настраивая этот образ до тех пор, пока он не станет в точности подходящим, пока он в самом деле не станет привлекать вас».
Вот некоторые важные элементы желательного представления самого себя:
· Оно диссоциировано; · Оно означает качества, характеристики и способности, а не конкретные формы поведения; · Оно находится в той же модальности, что и ключевое представление.
5. Проверьте субмодальности на желательном представлении самого себя.
Исследуйте и проверьте, как две ведущие субмодальности (шаг 2, б) влияют на привлекательность желательного представления для клиента. Например (в зрительной системе представления):
Терапевт: «Что происходит, когда этот образ самого себя приближается к вам?… а что, когда он удаляется от вас?… В каком месте он больше всего привлекает вас?… Что происходит, когда он становится более тусклым?… более ярким?…» и т.д.
Выясните, каким образом эти субмодальности усиливают или ослабляют привлекательность для клиента желательного представления самого себя; в какой конфигурации оно наиболее привлекательно, а в какой наименее привлекательно.
6. Обзор собранной информации.
а) Каким образом две ведущие субмодальности изменяются, усиливая или ослабляя реакцию клиента на ключевое представление?
б) Каким образом изменение тех же двух субмодальностей может усиливать или ослаблять привлекательность желательного представления самого себя?
7.Переключатель.
Свяжите ключевое представление с желательным представлением самого себя.
Пользуясь теми же двумя ведущими субмодальностями:
а) Сформулируйте, как вызвать вначале интенсивную реакцию на ключевое представление, а затем снизить эту реакцию до минимума.
б) Сформулируйте, как вызвать вначале привлекательность желаемого представления самого себя в минимальной степени, а затем усилить эту реакцию до максимальной привлекательности.
в) Спроектируйте переключатель таким образом, чтобы описанные выше а) и б) произошли одновременно. Пусть клиент быстро сделает переключатель 5 раз лишь в одном направлении – но не туда и обратно.
Так же, как в примере шага 7, предположим, что на шаге 2 вы установили, что ключевое представление – это неприятный образ, возникающий в определенных ситуациях. Реакция усиливается по мере того, как этот образ становится все больше и ярче. Предположим далее, что на шаге 5 вы обнаружили, что когда желательное представление самого себя уменьшается и темнеет, оно становится менее привлекательным, а когда оно увеличивается до натуральных размеров и делается ярче, оно становится очень привлекательным. Вследствие этого, ключевое представление сначала будет большим и ярким, а затем сожмется и потемнеет до исчезновения (шаг 7, а), между тем как желательное представление самого себя будет сначала маленьким и темным, а затем быстро станет ярче и вырастет до естественного размера (шаг 7, б).
Терапевт: «Когда вы делаете переключение, этот неприятный образ вначале будет большим и ярким. Ваш желательный образ самого себя будет где-то в той же картине маленьким и темным. Он будет быстро расти и становиться ярче, перекрывая первый (ключевой) образ, который в то же время будет тускнеть и сжиматься, пока не исчезнет, быстрее, чем вы успели бы сказать «переключатель». После каждого повторения освободите поле обзора или откройте глаза и оглянитесь вокруг. Затем вернитесь внутрь себя и проделайте это снова, начав с большого яркого (ключевого) образа и с маленького темного (желательного) образа самого себя. Проделайте это 5 раз. В конце каждого повторения обязательно освободите поле зрения или откройте глаза, так, чтобы переключение делалось только в одном направлении. Вы сделали это достаточно быстро? Каждый раз это должно занимать у вас одну или две секунды».
8. Проверка.
Убедительный способ проверки состоит в создании ситуации, прежде вызывавшей у клиента нежелательное поведение. Если, например, это поведение происходило, когда кто-нибудь над ним смеялся, то после переключения начните смеяться над ним и посмотрите, как он на это реагирует. Если создание такой ситуации на практике затруднительно, вы можете выполнить проверку, вызвав ключевое представление. Если переключение успешно, то клиент воспримет ключевое представление иначе, и вследствие этого его реакция будет иной. Например, ключевое представление может рассеяться, его может быть трудно обнаружить, оно может смениться желательным представлением самого себя или измениться как-нибудь иначе. Все происшедшие при переключении изменения отразятся на физиологии клиента.
Терапевт: «Теперь обратите внимание, что происходит, когда вы думаете об этом старом образе».
Если во время проверки все еще присутствует старая реакция, выясните, что вы пропустили, или что еще можете сделать для того, чтобы переключение подействовало. Затем вернитесь назад и выполните переключение снова.
Источники материалов
1. «Предпосылки НЛП» – материалы взяты из работ Steps to an Ecology of Mind; G.Bateson; Ballentine Books, New York, 1972, A Framework for Excellence: A Resource Manual for NLP, C.Bretto; Grinder, DeLozier, and Assoc., Capitola, California, 1988, и из личных разговоров с Джоном Гриндером. Под редакцией Р.В.Коннера. Перевод А.И.Фета.
2. «Эриксонианские речевые обороты» – материал взят из главы Preview of Patterns книги Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton Erickson, M.D., Volume I, R.Bandler & J.Grinder; Meta Publications, Cupertino, California, 1975. Перевод А.И.Фета.
3. «Разновидности двойной связки» – статьи из American Journal of Clinical Hypnosis, January, 1975, № 17, pp. 143-157; Milton H. Erickson, M.D. Перевод А.И.Фета.
4. «Лечение множественных травматических переживаний» – материал взят из книги Heart of the Mind, C. & S. Andreas; Real People Press, Moab, Utah, 1989. Переработан и отредактирован Р.В.Коннером. Перевод Ю.И.Зыряновой. 5. «Преимпринтинг» – материал взят из книги Heart of the Mind, C. & S. Andreas; Real People Press, Moab, Utah, 1989. Переработан и отредактирован Р.В.Коннером. Перевод Ю.И.Зыряновой.
6. «Новое представление о себе» – материал взят из главы 7 книги Using Your Brain for a Change, R.Bandler; Real People Press, Moab, Utah, 1985. Перевод А.И.Фета. 7. «Генеральная уборка» – идеи взяты из главы 5 книги Time For a Change, R.Bandler; Meta Publications, Capitola, California 1993. Переработан и отредактирован Р.В.Коннером. Перевод Ю.И.Зыряновой.
8. «Переключатель» – идеи взяты из книг Using Your Brain for a Change, R.Bandler; Real People Press, Moab, Utah, 1985, Change Your Mind and Keep the Change C. & S. Andreas; Real People Press, Moab, Utah, 1987, Heart of the Mind, C. & S. Andreas; Real People Press, Moab, Utah, 1989. Автор текста Р.В.Коннер. Перевод А.И.Фета.
[1] Нуль по Фаренгейту – 17,8°С. – Прим. перев. [2] Не следует (лат.) Выражение означает непоследовательность в рассуждении. – Прим. перев. [3] Превращение чего-либо во внутреннее переживание. – Прим. перев. [4] 186,5 см. – Прим. перев. [5] 99,8 кг. – Прим. перев. [6] 77,1 кг. – Прим. перев. [7] Если терапевту трудно получить от клиента конкретную информацию, он продолжает спрашивать: «А как вы об этом узнаете? Как вы это определили?» Все субмодальные отличия можно определить, собрав конкретную информацию. Когда у человека есть какое-то представление о себе, это означает, что противоположное представление, по его мнению, неверно. Например, если человек считает себя глупым, это означает, что он не считает себя умным. Как он узнает, какое из двух представлений он считает верным? Не давайте клиенту сбиваться с пути. Если терапевт спрашивает человека, какая из картинок больше, а какая –меньше, а клиент начинает рассказывать о детстве, то терапевт говорит: «Это не та информация, которая мне нужна. Посмотрите на одну картинку, посмотрите на другую. И скажите мне, какая из них больше, а какая – меньше».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|