Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологический климат в классе




Требования к выполнению и оформлению задания по психологии

(____ курс)

(Характеристика класса)

 

Для составления характеристики класса необходимо повторить теоретический материал по психологии общения, возрастной психологии, психологии учителя, принципов составления и проведения анкет, требований к проведению бесед и наблюдений. При выполнении задания необходимо придерживаться примерной схемы, которая приведена ниже. Каждый вывод должен быть обоснован и подтвержден конкретными примерами из наблюдений и бесед, данными анкетирования, классной документации.

Для анализа различных сторон жизни и деятельности класса рекомендуется использовать психологические методики, применение которых не требует профессионально-психологической подготовки и не оказывает психотравмирующего влияния на самочувствие школьников. Некоторые из рекомендуемых методик представлены в Приложении. Все проведенные студентами анкеты и сводные таблицы по ответам на них прилагаются к характеристике.

Объем выполненного задания (вместе с Приложениями) – не менее 10 машинописных листов.

 

Образец оформления характеристики

 

студента_____________, направление подготовки ____________________________ профиль подготовки______________________________________________________   Психолого-педагогическая характеристика 10 "Б" класса СОШ № 25 г. Уссурийска.

 

1. Структурные характеристики коллектива Подтверждающие данные
а) Общие сведения о классе. 10 "Б" класс был создан после слияния в прошлом году двух классов 9 "А" и 9 "Б"...  

 

Примерная схема психолого-педагогической характеристики

Классного коллектива

Общие сведения о классе.

История его формирования, его состав по возрасту и полу учащихся (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, количество второгодников, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т.д.).

Социальная характеристика семей учащихся.

Общая характеристика успеваемости класса, дисциплины, общественных поручений учащихся класса.

Мнение учителей-предметников о классе.

Методы исследования:

- беседа с учителями и учащимися,

- наблюдения на и вне уроков,

- изучение классного журнала, личных дел учащихся.

 

 

Направленность деятельности класса

Какие мотивы, потребности, интересы преобладают в жизни и делах класса (в учебной и внеучебной деятельности). Отношение класса к установленным правилам поведения в школе, их поддержка и выполнение.

Сложившиеся традиции класса.

Жизнь класса вне учебных занятий.

Участие класса в общешкольной жизни.

Методы исследования:

- беседа с учителями и учащимися,

- наблюдения на уроках и вне уроков,

- анкетирование (методика ЕЦО/единство ценностных ориентаций в сфере досуга / тест общей направленности деятельности класса, методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина и др.) (см. Приложение).

 

Организационная структура класса

Характеристика органов самоуправления в классе.

Закрепление обязанностей и ролей в классе.

Роль классного руководителя в организации жизни и деятельности класса. Личность классного руководителя (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.). Интенсивность общения с классом. Преобладающие формы общения (приказ, указания, инструкция, выговор, совет, просьба, похвала, информация).

Стиль классного руководства:

- авторитарный: "общение - дистанция", "общение - устрашение";

- демократический: "общение на основе общей увлеченности", "общение на основе дружеского расположения";

- либеральный: непоследовательный: "общение - заигрывание".

Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди школьников. Авторитет актива, его организационные умения. Психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив, Отношение ребят к выполнению своих поручений. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов при выполнении поручений.

Наличие неформальных вожаков и причины их влияния на класс.

Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса и школы, психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс.

Методы исследования:

- беседа с классным руководителем, активом;

- наблюдения на уроках и вне уроков;

- анкетирование (составить самостоятельно анкету, после проведения приложить к характеристике вместе со сводной таблицей ответов учащихся).

- методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина (см. Приложение).

 

Характеристика учебной деятельности класса

Отношение учащихся к учебе в целом и отдельным предметам. Наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса, всего коллектива. Взаимопомощь, ее формы и организация. Дисциплина класса при выполнении учебной и домашней работы. Отрицательные моменты в учебной деятельности (шпаргалки, подсказки, списывание).

Методы исследования:

- беседа с учителями, классным руководителем, учениками;

- наблюдения на уроках;

- изучение классного журнала, ученических тетрадей.

 

Особенности межличностных отношений в классе

Товарищество и дружба в классе.

Отношения мальчиков и девочек.

Краткая характеристика дружеских группировок в классе (предполагаемые мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, предполагаемые причины изоляции и отвержения отдельных ребят).

Методы исследования:

- наблюдения на уроках и вне уроков;

- беседа с классным руководителем, учениками;

- методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина;

- тест общей направленности деятельности личности (см. Приложение).

 

Психологический климат в классе

Преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность учащихся общением друг с другом и учителями.

Кому и в чем подражают в классе. Нравственные ценности школьников. Уровень сформированности доброты, терпимости друг к другу, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства.

Интеллектуальный климат в классе: Имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным вопросам? Насколько развиты критика и самокритика? Насколько быстро класс находит общий язык при решении общегрупповых задач? Какова общая интеллектуальная атмосфера класса?

Волевые качества класса (способен ли класс создавать напряжение всех духовных и физических сил для преодоления серьезных трудностей и препятствий? Ставит ли он перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению? Может ли класс напряженно работать над поставленной задачей и доводит ли дело до конца?)

Методы исследования:

- наблюдения на уроках и вне уроков;

- беседа с классным руководителем;

- карта-профиль оценки психологического климата группы;

- методика по изучению ценностных ориентаций группы (ЕЦО)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...