Психологический климат в классе
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Требования к выполнению и оформлению задания по психологии (____ курс) (Характеристика класса)
Для составления характеристики класса необходимо повторить теоретический материал по психологии общения, возрастной психологии, психологии учителя, принципов составления и проведения анкет, требований к проведению бесед и наблюдений. При выполнении задания необходимо придерживаться примерной схемы, которая приведена ниже. Каждый вывод должен быть обоснован и подтвержден конкретными примерами из наблюдений и бесед, данными анкетирования, классной документации. Для анализа различных сторон жизни и деятельности класса рекомендуется использовать психологические методики, применение которых не требует профессионально-психологической подготовки и не оказывает психотравмирующего влияния на самочувствие школьников. Некоторые из рекомендуемых методик представлены в Приложении. Все проведенные студентами анкеты и сводные таблицы по ответам на них прилагаются к характеристике. Объем выполненного задания (вместе с Приложениями) – не менее 10 машинописных листов.
Образец оформления характеристики
Примерная схема психолого-педагогической характеристики Классного коллектива Общие сведения о классе.
История его формирования, его состав по возрасту и полу учащихся (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, количество второгодников, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т.д.). Социальная характеристика семей учащихся. Общая характеристика успеваемости класса, дисциплины, общественных поручений учащихся класса. Мнение учителей-предметников о классе. Методы исследования: - беседа с учителями и учащимися, - наблюдения на и вне уроков, - изучение классного журнала, личных дел учащихся.
Направленность деятельности класса Какие мотивы, потребности, интересы преобладают в жизни и делах класса (в учебной и внеучебной деятельности). Отношение класса к установленным правилам поведения в школе, их поддержка и выполнение. Сложившиеся традиции класса. Жизнь класса вне учебных занятий. Участие класса в общешкольной жизни. Методы исследования: - беседа с учителями и учащимися, - наблюдения на уроках и вне уроков, - анкетирование (методика ЕЦО/единство ценностных ориентаций в сфере досуга / тест общей направленности деятельности класса, методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина и др.) (см. Приложение).
Организационная структура класса Характеристика органов самоуправления в классе. Закрепление обязанностей и ролей в классе. Роль классного руководителя в организации жизни и деятельности класса. Личность классного руководителя (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.). Интенсивность общения с классом. Преобладающие формы общения (приказ, указания, инструкция, выговор, совет, просьба, похвала, информация). Стиль классного руководства: - авторитарный: "общение - дистанция", "общение - устрашение"; - демократический: "общение на основе общей увлеченности", "общение на основе дружеского расположения";
- либеральный: непоследовательный: "общение - заигрывание". Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди школьников. Авторитет актива, его организационные умения. Психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив, Отношение ребят к выполнению своих поручений. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов при выполнении поручений. Наличие неформальных вожаков и причины их влияния на класс. Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса и школы, психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс. Методы исследования: - беседа с классным руководителем, активом; - наблюдения на уроках и вне уроков; - анкетирование (составить самостоятельно анкету, после проведения приложить к характеристике вместе со сводной таблицей ответов учащихся). - методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина (см. Приложение).
Характеристика учебной деятельности класса Отношение учащихся к учебе в целом и отдельным предметам. Наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса, всего коллектива. Взаимопомощь, ее формы и организация. Дисциплина класса при выполнении учебной и домашней работы. Отрицательные моменты в учебной деятельности (шпаргалки, подсказки, списывание). Методы исследования: - беседа с учителями, классным руководителем, учениками; - наблюдения на уроках; - изучение классного журнала, ученических тетрадей.
Особенности межличностных отношений в классе Товарищество и дружба в классе. Отношения мальчиков и девочек. Краткая характеристика дружеских группировок в классе (предполагаемые мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, предполагаемые причины изоляции и отвержения отдельных ребят). Методы исследования: - наблюдения на уроках и вне уроков; - беседа с классным руководителем, учениками; - методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина;
- тест общей направленности деятельности личности (см. Приложение).
Психологический климат в классе Преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность учащихся общением друг с другом и учителями. Кому и в чем подражают в классе. Нравственные ценности школьников. Уровень сформированности доброты, терпимости друг к другу, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства. Интеллектуальный климат в классе: Имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным вопросам? Насколько развиты критика и самокритика? Насколько быстро класс находит общий язык при решении общегрупповых задач? Какова общая интеллектуальная атмосфера класса? Волевые качества класса (способен ли класс создавать напряжение всех духовных и физических сил для преодоления серьезных трудностей и препятствий? Ставит ли он перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению? Может ли класс напряженно работать над поставленной задачей и доводит ли дело до конца?) Методы исследования: - наблюдения на уроках и вне уроков; - беседа с классным руководителем; - карта-профиль оценки психологического климата группы; - методика по изучению ценностных ориентаций группы (ЕЦО)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|