Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обзорная лекция. Рифма и стихотворные размеры.

Конспект урока по литературе № 5

На прошлой лекции я уже говорила вам, что рифма – это повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк. В концевых словах стихотворных строк может совпадать разное количество звуков. В зависимости от этого различается рифма точная и неточная.

Точная рифма:

Евгений – гений; унисон – сон; морозы – розы.

В данном случае – большинство совпадающих звуков, поэтому рифма точная.

Неточная рифма:

Оружие – обнаруживая; тоска – рассказ; тетрадь – сказать.

В этих примерах звуки совпадают далеко не все, и такая рифма называется неточной.

Иногда в стихотворении рифмуются не только отдельные слова, но и группы слов, то есть рифма встречается простая и составная (сложная).

Простая рифма:

Часть – власть; стена – струна; картина – корзина.

Сложная рифма:

Не раз глядела – не разглядела; с тополей – сто полей.

В первом примере рифмуются отдельные слова – это простая рифма, во втором – группы слов, такая рифма называется составной или сложной.

Одним из видов составной рифмы является каламбурная рифма:

Область рифм – моя стихия.

И легко пишу стихи я…

Каламбурной рифмой пользовались и пользуются поэты для сочинения эпиграмм, сатирических и юмористических стихов:

Дам вам всем по калачу,

Но сперва поколочу…

В зависимости от того, на какой слог падает ударение в слове, различают мужскую, женскую, дактилическую и гипердактилическую рифмы.

 

Мужская рифма – ударение падает на последний слог.

Обозначается – а, б, в, г, д…

Женская рифма – ударение падает на предпоследний слог.

Обозначается – А, Б, В, Г, Д…

Например:

Забыв и рощу и свободу,

Невольный чижик надо мной

Зерно клюёт и брызжет воду,

И песнью тешится живой.

(А. С. Пушкин).

В этом четверостишии в первой и третьей строках ударение стоит на предпоследнем слоге, а во второй и четвёртой – на последнем.

Значит, в первой и третьей строчках – женская рифма, во второй и четвёртой строчках – мужская рифма. Обозначается так: АбАб.

Если ударение падает на третий слог от конца слова, то это дактилическая рифма.

Обозначается – А’, Б’, В’, Г’, Д’…

Например:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

(М. Ю. Лермонтов).

Обозначается: А’Б’А’Б’.

 

Гипердактилическая рифма – ударение падает на четвёртый от конца слог:

Обозначается – А’’, Б’’, В’’, Г’’, Д’’…

Кроме того рифма бывает йотированная, усечённая и замещённая.

Например: силы – милый, стройки – стойкий.

Здесь нельзя не заметить, что звук й в конце слова пропадает. Эта рифма и называется йотированной.

Бывает, что в рифмующихся словах в конце, в начале или в середине один звук пропадает, как бы усекается:

Корят – горя, сутки – утки, ветер - веер.

Это усечённая рифма.

 

Широко используется поэтами и замещённая рифма:

пить – лить – жить – нить – шить…

корец – конец – колец…

обед – обет, луг – лук, род – рот…

Из примеров видно, что в рифмующихся словах один звук замещается другим, и образуется совершенно новое слово. Причём, замещение происходит в начале, в середине и в конце слов.

 

Например:

Говорят, нынче в моде седые волосы,

И седеет бездумно молодость,

И девчонка лет двадцати

Может гордо седою пройти.

(М. А. Румянцева).

 

Волосы – молодость: рифма простая, неточная, дактилическая.

Двадцати – пройти: рифма простая, неточная, мужская.

Обозначается: А’А’бб.

Рифма перекрёстная, смежная и опоясывающая.

Перекрёстная рифма – когда первая строчка рифмуется с третьей, а вторая – с четвёртой. Например:

Осень. Листья пожелтели,

И цветочки отцвели.

Птицы к югу улетели

С дорогой моей земли.

Обозначается так: АбАб

Когда строки рифмуются не через одну, а рядом, это – смежная, или параллельная рифма. Например:

Пылают кроны алым светом,

И жёлтой мантией одеты,

Стоят деревья в октябре,

И вся природа – в янтаре.

Обозначается так: ААбб

Реже всего встречается опоясывающая рифма, когда рифмуются первая и четвёртая, вторая и третья строки.

 

 

Ромашек дивные букеты

Пустились предо мною в пляс,

Кружась, играя, веселясь, -

Луга, как в шубы, в них одеты…

Обозначается как – АббА.

 

Дохнула осень трепетным дыханьем,

Цветы и листья ветром опалила,

Сплела венок, и людям подарила

Своё тепло и ласку на прощанье…

Обозначается как – АББА.

Из параллельной рифмы можно сделать перекрёстную или опоясывающую и наоборот. Это происходит в процессе работы над стихотворением, когда автор выбирает, как наиболее поэтично и выразительно представить читателю своё творение. Об этом я уже говорила, но приведу ещё пример, отрывок из стихотворения Александра Блока:

Май жестокий с белыми ночами!

Вечный стук в ворота: выходи!

Голубая дымка за плечами,

Неизвестность, гибель впереди!

Блок использовал перекрёстную рифму. Можно попробовать переставить строки, чтобы получилась смежная и опоясывающая рифма:

Май жестокий с белыми ночами!

Голубая дымка за плечами,

Вечный стук в ворота: выходи!

Неизвестность, гибель впереди!

Это будет уже параллельная рифма.

 

Май жестокий с белыми ночами!

Вечный стук в ворота: выходи!

Неизвестность, гибель впереди!

Голубая дымка за плечами.

Это будет опоясывающая рифма.

Но с тем способом расположения строк, который выбрал поэт, то есть с перекрёстной рифмой, стихотворение звучит выразительнее, а «переделанное» выглядит искусственно и не передаёт того настроения, которое поэт стремился вложить в эти строчки.

 

Стопа – это повторяющаяся группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных. Постоянное повторение этих групп слогов и определяет размер стиха.

Наиболее распространёнными в русском стихосложении являются двухсложные и трёхсложные стопы. К двухсложным относятся ямб и хорей. Ямб – двухсложная стопа, в которой ударение падает на второй слог. Например:

Опять вы, гордые, восстали

За независимость страны,

И снова перед вами пали

Самодержавные сыны…

(М. Ю. Лермонтов).

Эти строки написаны ямбом.

Хорей – двухсложная стопа, в которой ударение падает на первый слог. Например:

Вечер мглистый и ненастный…

Чу, не жаворонка ль глас?..

Ты ли, утра гость прекрасный,

В этот поздний, мёртвый час?

(Ф. И. Тютчев).

Эти строки написаны хореем.

Дактиль – трёхсложная стопа, в которой ударение падает на первый, четвёртый, седьмой и т.д. слог. Например:

Дикою, грозною ласкою полны,

Бьют в наш корабль средиземные волны…

(Е. А. Баратынский).

Эти стихотворные строчки написаны дактилем.

Амфибрахий – трёхсложная стопа, в которой ударение падает на второй, пятый, восьмой и т.д. слог. Например:

Всегда у них тёплая хата,

Хлеб выпечен, вкусен квасок…

(Н. А. Некрасов).

Эти стихотворные строки написаны амфибрахием.

 

Анапест – трёхсложная стопа, в которой ударение падает на третий, шестой, девятый и т. д. слог. Например:

Меж высоких хлебов затерялося

Небогатое наше село…

(Н. А. Некрасов).

Эти стихотворные строки написаны анапестом.

К следующего занятию выполните, пожалуйста, задания:

1. Придумать рифмы к словам: тетрадь, задача, судьба, прибой, годы. Определить, какая это рифма.

2. Зарифмовать строчку:

Пролетела стрекоза

-----------------------------

3. Придумать к словам рифму и определить, какая она: цветы, друзья, листочек, морской, почка.

4. Зарифмовать строки:

Осень. Листья пожелтели

Отцвели в саду цветы.

---------------------------------

---------------------------------

5. Определить, какая рифма использована в законченном четверостишии.

6. Подобрать по одному четверостишию из стихотворений любимых поэтов на разные виды рифмовки.

7. Придумать рифму к словам и определить её характер:

Луна, друзья, след, тополя, птица…

8. Зарифмовать предлагаемые строки так, чтобы была использована перекрёстная, смежная и опоясывающая рифма:

Мороз разрисовал окошко,

Сегодня холодно опять

--------------------------------

--------------------------------

9. Переписать в тетрадь несколько стихотворений разных поэтов, написанных ямбом и хореем. Определить в каждом стихотворении характер рифмы.

10. Переписать в тетрадь несколько стихотворений разных поэтов, написанных дактилем, амфибрахием и анапестом. Определить в каждом стихотворении характер рифмы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...