Обзорная лекция. Рифма и стихотворные размеры.
Конспект урока по литературе № 5 На прошлой лекции я уже говорила вам, что рифма – это повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк. В концевых словах стихотворных строк может совпадать разное количество звуков. В зависимости от этого различается рифма точная и неточная. Точная рифма: Евгений – гений; унисон – сон; морозы – розы. В данном случае – большинство совпадающих звуков, поэтому рифма точная. Неточная рифма: Оружие – обнаруживая; тоска – рассказ; тетрадь – сказать. В этих примерах звуки совпадают далеко не все, и такая рифма называется неточной. Иногда в стихотворении рифмуются не только отдельные слова, но и группы слов, то есть рифма встречается простая и составная (сложная). Простая рифма: Часть – власть; стена – струна; картина – корзина. Сложная рифма: Не раз глядела – не разглядела; с тополей – сто полей. В первом примере рифмуются отдельные слова – это простая рифма, во втором – группы слов, такая рифма называется составной или сложной. Одним из видов составной рифмы является каламбурная рифма: Область рифм – моя стихия. И легко пишу стихи я… Каламбурной рифмой пользовались и пользуются поэты для сочинения эпиграмм, сатирических и юмористических стихов: Дам вам всем по калачу, Но сперва поколочу… В зависимости от того, на какой слог падает ударение в слове, различают мужскую, женскую, дактилическую и гипердактилическую рифмы.
Мужская рифма – ударение падает на последний слог. Обозначается – а, б, в, г, д… Женская рифма – ударение падает на предпоследний слог. Обозначается – А, Б, В, Г, Д… Например: Забыв и рощу и свободу, Невольный чижик надо мной
Зерно клюёт и брызжет воду, И песнью тешится живой. (А. С. Пушкин). В этом четверостишии в первой и третьей строках ударение стоит на предпоследнем слоге, а во второй и четвёртой – на последнем. Значит, в первой и третьей строчках – женская рифма, во второй и четвёртой строчках – мужская рифма. Обозначается так: АбАб. Если ударение падает на третий слог от конца слова, то это дактилическая рифма. Обозначается – А’, Б’, В’, Г’, Д’… Например: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. (М. Ю. Лермонтов). Обозначается: А’Б’А’Б’.
Гипердактилическая рифма – ударение падает на четвёртый от конца слог: Обозначается – А’’, Б’’, В’’, Г’’, Д’’… Кроме того рифма бывает йотированная, усечённая и замещённая. Например: силы – милый, стройки – стойкий. Здесь нельзя не заметить, что звук й в конце слова пропадает. Эта рифма и называется йотированной. Бывает, что в рифмующихся словах в конце, в начале или в середине один звук пропадает, как бы усекается: Корят – горя, сутки – утки, ветер - веер. Это усечённая рифма.
Широко используется поэтами и замещённая рифма: пить – лить – жить – нить – шить… корец – конец – колец… обед – обет, луг – лук, род – рот… Из примеров видно, что в рифмующихся словах один звук замещается другим, и образуется совершенно новое слово. Причём, замещение происходит в начале, в середине и в конце слов.
Например: Говорят, нынче в моде седые волосы, И седеет бездумно молодость, И девчонка лет двадцати Может гордо седою пройти. (М. А. Румянцева).
Волосы – молодость: рифма простая, неточная, дактилическая. Двадцати – пройти: рифма простая, неточная, мужская. Обозначается: А’А’бб. Рифма перекрёстная, смежная и опоясывающая. Перекрёстная рифма – когда первая строчка рифмуется с третьей, а вторая – с четвёртой. Например:
Осень. Листья пожелтели, И цветочки отцвели. Птицы к югу улетели С дорогой моей земли. Обозначается так: АбАб Когда строки рифмуются не через одну, а рядом, это – смежная, или параллельная рифма. Например: Пылают кроны алым светом, И жёлтой мантией одеты, Стоят деревья в октябре, И вся природа – в янтаре. Обозначается так: ААбб Реже всего встречается опоясывающая рифма, когда рифмуются первая и четвёртая, вторая и третья строки.
Ромашек дивные букеты Пустились предо мною в пляс, Кружась, играя, веселясь, - Луга, как в шубы, в них одеты… Обозначается как – АббА.
Дохнула осень трепетным дыханьем, Цветы и листья ветром опалила, Сплела венок, и людям подарила Своё тепло и ласку на прощанье… Обозначается как – АББА. Из параллельной рифмы можно сделать перекрёстную или опоясывающую и наоборот. Это происходит в процессе работы над стихотворением, когда автор выбирает, как наиболее поэтично и выразительно представить читателю своё творение. Об этом я уже говорила, но приведу ещё пример, отрывок из стихотворения Александра Блока: Май жестокий с белыми ночами! Вечный стук в ворота: выходи! Голубая дымка за плечами, Неизвестность, гибель впереди! Блок использовал перекрёстную рифму. Можно попробовать переставить строки, чтобы получилась смежная и опоясывающая рифма: Май жестокий с белыми ночами! Голубая дымка за плечами, Вечный стук в ворота: выходи! Неизвестность, гибель впереди! Это будет уже параллельная рифма.
Май жестокий с белыми ночами! Вечный стук в ворота: выходи! Неизвестность, гибель впереди! Голубая дымка за плечами. Это будет опоясывающая рифма. Но с тем способом расположения строк, который выбрал поэт, то есть с перекрёстной рифмой, стихотворение звучит выразительнее, а «переделанное» выглядит искусственно и не передаёт того настроения, которое поэт стремился вложить в эти строчки.
Стопа – это повторяющаяся группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных. Постоянное повторение этих групп слогов и определяет размер стиха. Наиболее распространёнными в русском стихосложении являются двухсложные и трёхсложные стопы. К двухсложным относятся ямб и хорей. Ямб – двухсложная стопа, в которой ударение падает на второй слог. Например:
Опять вы, гордые, восстали За независимость страны, И снова перед вами пали Самодержавные сыны… (М. Ю. Лермонтов). Эти строки написаны ямбом. Хорей – двухсложная стопа, в которой ударение падает на первый слог. Например: Вечер мглистый и ненастный… Чу, не жаворонка ль глас?.. Ты ли, утра гость прекрасный, В этот поздний, мёртвый час? (Ф. И. Тютчев). Эти строки написаны хореем. Дактиль – трёхсложная стопа, в которой ударение падает на первый, четвёртый, седьмой и т.д. слог. Например: Дикою, грозною ласкою полны, Бьют в наш корабль средиземные волны… (Е. А. Баратынский). Эти стихотворные строчки написаны дактилем. Амфибрахий – трёхсложная стопа, в которой ударение падает на второй, пятый, восьмой и т.д. слог. Например: Всегда у них тёплая хата, Хлеб выпечен, вкусен квасок… (Н. А. Некрасов). Эти стихотворные строки написаны амфибрахием.
Анапест – трёхсложная стопа, в которой ударение падает на третий, шестой, девятый и т. д. слог. Например: Меж высоких хлебов затерялося Небогатое наше село… (Н. А. Некрасов). Эти стихотворные строки написаны анапестом. К следующего занятию выполните, пожалуйста, задания: 1. Придумать рифмы к словам: тетрадь, задача, судьба, прибой, годы. Определить, какая это рифма. 2. Зарифмовать строчку: Пролетела стрекоза ----------------------------- 3. Придумать к словам рифму и определить, какая она: цветы, друзья, листочек, морской, почка. 4. Зарифмовать строки: Осень. Листья пожелтели Отцвели в саду цветы. --------------------------------- --------------------------------- 5. Определить, какая рифма использована в законченном четверостишии. 6. Подобрать по одному четверостишию из стихотворений любимых поэтов на разные виды рифмовки. 7. Придумать рифму к словам и определить её характер: Луна, друзья, след, тополя, птица… 8. Зарифмовать предлагаемые строки так, чтобы была использована перекрёстная, смежная и опоясывающая рифма: Мороз разрисовал окошко,
Сегодня холодно опять -------------------------------- -------------------------------- 9. Переписать в тетрадь несколько стихотворений разных поэтов, написанных ямбом и хореем. Определить в каждом стихотворении характер рифмы. 10. Переписать в тетрадь несколько стихотворений разных поэтов, написанных дактилем, амфибрахием и анапестом. Определить в каждом стихотворении характер рифмы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|