Внедрение системного информационного комплекса
В офисе туристской компании 2.1. Этапы автоматизации работы офиса туристской компании Компьютерные системы, стремительно вытесняющие привычную для наших соотечественников “бумажную” информационную технологию, электронная почта, реализация турпродуктов в сети Интернет и заключение контрактов с помощью электронных подписей; телесовещания, электронные выставки и конференции, многочисленные справочно-поисковые службы, сетевые автоматизированные рабочие места – это лишь небольшой список тех возможностей, которые стали доступны российским туристским организациям с внедрением в их деятельность современных компьютерных и информационных технологий. Но лишь немногие из компаний сумели вовремя осознать и, тем более, использовать предоставившиеся им возможности, предпочитая старые, но проверенные методы принципиально новому способу ведения дел. И как результат – потеря доли рынка, снижение прибыли и даже угроза банкротства. А как часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда рядовые сотрудники организации на своих рабочих местах не имеют даже стареньких 286-х, в то время как в офисе руководителя простаивает неизвестно зачем приобретенный (чаще всего для показных и развлекательных целей) компьютер самой последней конфигурации с кучей “наворотов” к нему? Именно проблема автоматизации является на сегодня самым “больным” вопросом для большинства российских турфирм, что особенно заметно в условиях кризиса: не каждой фирме сейчас по средствам приобрести современный компьютер с необходимым пакетом лицензионных программ в области обеспечения туристской деятельности. Поэтому данная глава посвящена нахождению рационального подхода к информатизации предприятий российской индустрии туризма в условиях нехватки материальных, финансовых и квалифицированных трудовых ресурсов.
На первый взгляд, процесс внедрения компьютерных и информационных технологий в практику работы российских турфирм представляет собой цепочку простых взаимосвязанных действий: осознание потребности – выбор – покупка – установка – эксплуатация. Эта модель поведения, характерная как для организаций, так и для частных лиц, используется при внедрении относительно несложных технологий (например, при установке нового программного обеспечения и покупке справочной базы данных на компакт-диске). Внедрение же технически сложных и дорогостоящих ИТ является проектом (в самом широком понимании этого слова) и зависит от специфики самих ИПУ[1], а также от опыта проведения подобных мероприятий сотрудниками конкретной турфирмы. Именно в этом смысле этапы автоматизации деятельности туристской компании наиболее полно отражаются в процессе внедрения современной автоматизированной системы бронирования2 (см. Рис.2.1-1 и приложение 16). Осознание потребности |
Поиск и оценка информации |
Принятие окончательного решения | Планирование | |||||||||||||||||
Переговоры С поставщиками информационных услуг | Подключение, Установка и эксплуатация | Контроль изменений и анализ опыта | ||||||||||||||||||
Рис.2.1-1 Этапы автоматизации деятельности турфирм на примере АСБ
Процесс внедрения автоматизированной системы бронирования начинается с момента признания высшим менеджментом роли информации и информационных технологий в принятии решений для осуществления туристскими организациями своей финансово-хозяйственной деятельности. Иными словами, руководство компании должно четко осознавать необходимость автоматизации технологических процессов формирования, продвижения и реализации турпродукта, ведения документации и бухгалтерского учета и т.д. От того, насколько руководство турфирмы и остальные сотрудники понимают важность стоящей перед ними проблемы, в значительной степени зависит и весь дальнейший успех предстоящей кампании.
|
|
Перед тем как перейти к следующему этапу, необходимо сформулировать цели и задачи проекта для того, чтобы затем четко определить направления возможного усовершенствования. Для этого возможно использование широко применяемого в маркетинге метода коллективной экспертной оценки, позволяющего оценить относительную важность каждого из предлагаемых вариантов по стопроцентной шкале. Не менее часто используются и методы “Дельфи”, “Мозгового штурма”, “Адвоката дьявола”. Что касается целей внедрения современных систем бронирования, то самыми распространенными из них на сегодняшний момент являются:
· замена морально устаревших информационных систем;
· получение конкурентных преимуществ (снижение себестоимости турпродукта, сокращение времени на обработку заказов и т.д.);
· расширение ассортимента предлагаемых услуг и границ рынка сбыта;
· автоматизация работы с партнерами и филиалами;
· автоматизация внутрифирменных процессов и оптимизация управления;
· использование сравнительно недорогих рекламных возможностей (реклама в сети Internet).
Заканчивается первый этап составлением плана основных работ по проекту автоматизации: определение последовательности действий, распределение их во времени и прочие операции, связанные с применением методов построения сетевых моделей, расчета критического пути, составления календарных планов и т.п.
Вторым основным этапом процесса автоматизации является поиск и анализ всей существующей информации о системах бронирования, представленных на российском рынке туристских информационных технологий, описанных в параграфе 1.3 “Анализ рынка систем информационного обеспечения деятельности туристских компаний”. Данный этап подчиняется общепринятым принципам и стандартам проведения маркетинговых исследований и включает в себя сбор и анализ всей информации о функционирующих на рынке системах, их разработчиках и участниках, условиях подключения и эксплуатации. Все ведущие системы бронирования имеют свои представительства в России, развитие же глобальной компьютерной сети Internet позволяет провести недорогие кабинетные исследования и обойтись без крупных денежных расходов, уложившись при поиске необходимой информации в достаточно сжатые сроки. Немало этому способствуют и сами разработчики - большинство из них предоставляют возможности на практике оценить все достоинства и недостатки предлагаемых продуктов посредством бесплатной работы в тренировочных системах и демонстрационных версиях, также бесплатно распространяемых среди потенциальных пользователей.
|
|
Кроме этого, на данном этапе необходимо принять решение относительно формы собственности на приобретаемую информационную систему. На сегодняшний день разработчики систем бронирования предлагают для турфирм следующие варианты:
1. создание индивидуальной системы (право владения, пользования и распоряжения);
2. приобретение прав пользования и распоряжения информационной системой, обслуживание которой производится разработчиком;
3. приобретение системы, разработанной для нескольких туристских фирм, обслуживание которой производится самим пользователем.
Наряду с очевидными плюсами создание индивидуальной системы требует много времени и обходится в десятки раз дороже, особенно, учитывая стоимость ее последующей модернизации. Третий же вариант предполагает наличие в штате высококвалифицированных программистов (уровень заработной платы которых не ниже 800$), что может себе позволить далеко не каждая турфирма. Оптимальным в российских условиях является второй вариант, по которому сегодня работает большинство туристских организаций: кроме приемлемой платы за установку и обслуживание, он предполагает бесплатное обновление эксплуатируемой системы и использование на льготных условиях дополнительных возможностей, предлагаемых ее разработчиками (размещение логотипа и рекламы фирмы на сервере разработчика, участие в электронных выставках и ярмарках, создание и поддержание собственной странички в Интернете и т.д.).
|
|
Завершающей “ступенькой” на втором этапе является отбор необходимой системы бронирования из числа альтернативных вариантов. Критерии выбора зависят от потребностей и возможностей фирмы. Наиболее распространенными требованиями при отборе той или иной системы бронирования являются ее стоимость, уровень сервиса (сопровождения), применимость на определенном рынке, оперативность выполняемых действий, функциональные возможности. Последние являются определяющим критерием при выборе, представляя собой совокупность технических требований, которым должна удовлетворять система бронирования мирового класса[2]. С учетом решения как первоочередных, так и перспективных задач, их можно разделить на пять основных групп:
1. Функциональные задачи, к которым, помимо основных выполняемых функций (реализация технологии автоматизированного бронирования услуг, предоставление подробной информации об участниках системы и их продуктах, ведение финансового учета, формирование отчетности и т.д.), относятся учет местных условий, возможность подключения к сети различных абонентов, совместимость с основными системами своего класса, функционирование в среде Windows и в сети Интернет.
2. Требования к режиму функционирования, который должен допускать возможность ввода, приема, передачи и обработки любой информации, а также круглосуточный режим работы и недопустимость длительной блокировки системы вследствие информационных перегрузок, возможность подключения новых и отключения старых, уже установленных, периферийных устройств без нарушения работы сети; информирование участников системы об изменении ее состава и обеспечение целостности и надежности передаваемых и хранимых данных. Кроме этого, система должна соответствовать одному из следующих типов – “гибкому”, предполагающему предоставление пользователям возможностей самостоятельно, без обращения к разработчикам, изменять форматы хранимых данных, формы документов, “горячие” клавиши; или “жесткому”, при котором внесение изменений потребует обязательного обращения к программистам (как показывает практика, более половины пользователей “гибких” систем не использует широкий круг предоставляемых им возможностей, ограничиваясь только стандартным набором функций).
3. Возможность дальнейшего развития и модернизации системы, что должно предусматриваться ее архитектурным решением. Пропускная способность системы должна быть достаточной с точки зрения количества подключенных сетевых ресурсов, разнообразия используемых технологий и протоколов соединения, а используемое оборудование должно обеспечивать переход на высокоскоростные технологии следующего поколения при минимальных затратах. Кроме этого, система должна поддерживать все стандартные интерфейсы и интегрировать различные виды информации (аудио, видео, текст и т.д.). Метод же подключения конкретного пользователя должен определяться индивидуально, исходя из его формы (туроператор, турагент, объект размещения и т.д.), а также требований производительности, стоимости и места расположения абонента.
|
|
4. Надежность. Используемое в системе программно-аппаратное решение должно гарантировать сохранность данных и программного обеспечения при отказах отдельных технических средств системы или аварийном отключении электропитания, а также быстрое восстановление системы в случае отказов за счет применения автоматических средств контроля работоспособности.
5. Конфиденциальность и внешние коммуникации, а именно: обеспечение идентификации связывающихся абонентов системы и защиты передаваемой по каналам связи информации, управление разграничением доступа; автоматический контроль нарушения правил доступа в систему (сбор информации о попытках несанкционированного доступа), организация удаленного доступа через средства телекоммуникаций и наличие интерфейсов выхода в основные GDS, а также взаимодействие с отечественными и зарубежными специализированными базами и банками данных.
Для правильной оценки вариантов и выбора системы, удовлетворяющей всем предъявленным в ходе отбора требованиям, на данном этапе возможно применение методов функционально-стоимостного анализа, потребительской оценки, а также метода определения конкурентоспособности ИПУ по техническим и экономическим показателям.
Окончательное решение по вопросу автоматизации принимается после расчета показателей эффективности внедрения информационной системы на объекте (см. Главу 3 настоящей дипломной работы) и оценки рисков, с которыми турфирма может столкнуться в ходе ее эксплуатации. Кроме типичных рисков, сопровождающих нормальную коммерческую деятельность всех туристских компаний (политические, страновые, коммерческие, инфляционные, валютные и т.д.), при внедрении и эксплуатации автоматизированных систем бронирования, несмотря на заверения их разработчиков, пользователям приходится сталкиваться со следующими наиболее распространенными в этой среде рисками:
· технические – несовместимость программного обеспечения, плохое качество связи по модему и ее отсутствие (особенно характерно для регионов), опасность заражения вирусами, потеря кодов доступа в систему;
· информационные – отсутствие необходимой информации, неактуальность данных, содержащихся в системе, дублирование информации, возможность доступа к конфиденциальным сведениям посторонних лиц (например, хакеров), потеря и порча информации, завышенные цены;
· риск неплатежа за оказанные услуги со стороны партнеров и аннуляции забронированных услуг по вине несвоевременного прохождения платежей;
· риск банкротства разработчика, обслуживающего систему, невыполнение им данных пользователю обязательств;
· риск долгой адаптации персонала к особенностям работы в АСБ.
Для того чтобы эффективно препятствовать возможному воздействию описанных ситуаций или хотя бы уменьшить их отрицательные последствия, турфирме необходимо определить, проанализировать, оценить и разработать мероприятия по снижению уровня рисков еще на стадии принятия решения по автоматизации своей деятельности. Для этого могут быть использованы методы экспертной оценки, теории вероятности, математической статистики и др.
Четвертый этап – планирование – начинается с определения потребностей компании в ресурсах, требующихся для внедрения системы. Для этого необходимо совершить ряд следующих действий:
а) Поиск и определение источников финансирования программы. Ими могут быть собственные денежные ресурсы компании (прибыль, фондовые отчисления), резервы инвесторов, заемные средства, бюджетные ассигнования, лизинг и т.д.
б) Анализ обеспеченности техническим оборудованием. Любая современная система бронирования подразумевает наличие, как минимум, 486 процессора и 8Mb оперативной памяти (минимальные требования к функционированию Windows) для клиентского программного обеспечения и Pentium 200, 64Mb и 2Gb памяти на жестком диске для серверного обеспечения, а также модема и периферийных устройств - принтера, сканера. Оптимальным же на апрель 1999 года считается следующий вариант: для клиентского обеспечения – AMD K6 II 333МГц, 32Mb оперативной памяти и 3,2Gb памяти на жестком диске; для серверного обеспечения - AMD K6 II 333МГц, 128Mb, не менее 6,4Gb памяти на жестком диске, внешний модем U.S. Robotics Courier 33,6.
в) Определение потребности в трудовых ресурсах, включая разработку должностных инструкций, выделение имеющихся или найм дополнительных сотрудников, распределение полномочий и ответственности.
г) Выделение места для работы (кабинета, рабочего стола и т.д.).
Заканчивается этап планирования оценкой затрат, предстоящих в ходе проекта, их распределением по статьям (составлением бюджета) и во времени. Основными затратами туристкой организации при внедрении автоматизированной системы бронирования являются следующие:
· затраты на техническое обеспечение проекта (выделение или приобретение специального оборудования, компьютеров, оргтехники);
· затраты на обучение персонала, поиск и найм дополнительных работников;
· затраты на подключение к системе, обслуживание, модернизацию;
· затраты, связанные с заключением договоров с поставщиками туруслуг, агентами, финансовыми организациями;
· затраты, связанные с получением информации (особенно это относится к данным, предоставляемым различными фирмами на коммерческой основе);
· прочие затраты, связанные с внедрением и эксплуатацией АСБ.
Только после определения необходимых ресурсов и утверждения бюджета реализуемого проекта можно переходить к следующему, пятому, этапу. Данный этап представляет наибольшую трудность для туристской компании и включает в себя несколько моментов:
1. Поиск организации, предоставляющей услуги по подключению к системе и ее сервисному обслуживанию (установка необходимого оборудования и ПО, обучение персонала, последующая модернизация и т.д.). Как показало проведенное исследование, количество таких организаций (операторов) невелико, поскольку на практике обслуживание системы производится или самим разработчиком, или его представителем.
2. Установление контакта и проведение переговоров. На данном этапе решаются как основные (перечень и стоимость услуг, порядок бронирования и реализации услуг, сроки и порядок расчетов, обязанности и ответственность сторон), так и дополнительные вопросы, требующие принятия каких-то отдельных решений (например, по возможности реализации для корпоративных клиентов турфирмы специального набора услуг).
3. Подписание договора с оператором на подключение и обслуживание АСБ[3] (после внесения всех поправок), и, если требуется, дополнительных соглашений.
4. Заключение договора с провайдером на подключение и абонентское обслуживание в глобальной сети Интернет. При выборе провайдера необходимо руководствоваться следующими основными критериями:
· репутация провайдера на рынке услуг Интернет;
· скорость связи с сервером (ping) – определяет, насколько быстро приходит от сервера ответ на любой запрос с компьютера. Чем меньше задержка, тем лучше: связь считается хорошей, если задержка составляет менее 200 миллисекунд;
· длина пути – количество промежуточных компьютеров (роутеров), через которые проходят любые данные, прежде чем попасть с компьютера на сервер (и обратно). Желательно, чтобы и этот параметр был минимальным, так как чем длиннее путь, тем больше вероятность того, что один из роутеров по пути будет перегружен и скорость связи снизится;
· скорость обмена данными – количество килобит, передающихся за секунду с сервера на компьютер. Минимальным считается параметр 4,4, максимальное же значение зависит от типа модема и от уровня загрузки сети;
· коэффициент потери пакетов – показывает, сколько процентов данных, посылаемых компьютером на сервер, теряется на просторах Интернет. Поскольку данные не доходят, они автоматически пересылаются повторно – хотя потерь и не происходит, на это тратится время. Поэтому, чем меньше коэффициент, тем лучше;
· стоимость услуг – средства, затраченные на подключение и пользование услугами провайдера. Рассчитываются, исходя из потребности пользователя в Интернете (количества часов в месяц): минимальная потребность – 5-7 часов, умеренная – 25-30 часов, из которых 5часов – в ночное или иное льготное время, а также потребность в неограниченном доступе. Исходя из этого, определяются и тарифные планы – фиксированная или почасовая оплата, неограниченный доступ;
· качество модемной связи – в большей мере зависит от конкретной АТС, с которой звонит пользователь.
Наиболее популярными московскими провайдерами на сегодняшний день являются Cityline, MTU Inform, Demos, Zenon NSP. Результаты тестирования качества предоставляемых ими услуг и некоторые технические характеристики приведены в приложении 18.
5. Заключение договора с банком оператора на открытие и обслуживание транзитного счета - для быстрого получения и автоматического отслеживания платежей, а также, при желании, для оплаты услуг, не покидая офиса.
Процедура переговоров длительна по времени – в зависимости от объемов и качества согласуемых вопросов, а также от степени занятости ответственных за переговоры лиц, она подчас занимает целый месяц.
После подписания всех необходимых соглашений процесс внедрения системы бронирования, а вместе с ней – и новых информационных технологий, начинает двигаться к своему завершению: в течение двух-трех дней провайдер произведет подключение к сети Интернет, а оператор услуг установит в офисе компании, наладит и произведет тестирование необходимого для работы в системе оборудования и программного обеспечения, параллельно проведя обучение сотрудников и, при желании, оказав помощь во внесении в систему первых данных (характерно для туроператоров).
После этого, как и полагается в любой компании, использующей в своей повседневной работе приемы маркетинга, необходим анализ полученного в ходе осуществления проекта опыта, а также контроль и управление происходящими в результате автоматизации изменениями.
При правильном осуществлении всех перечисленных этапов внедрения информационных технологий, а также при удачном стечении обстоятельств, экономический эффект от автоматизации не замедлит сказаться уже в течение двух-трех последующих после завершения проекта месяцев.
2.2. Перспективные направления развития российских информационных
технологий в сфере туризма: системный комплекс компании “Алеан” и
Туристская операционная система
Как уже ранее упоминалось, наиболее перспективным направлением развития информационных технологий на российском рынке туризма в ближайшие годы является создание и внедрение систем, использующих неограниченные возможности всемирной компьютерной сети Интернет. Предпочтение на рынке отдается туристским информационным системам, сочетающим возможности автоматизированного создания и реализации туристского продукта наряду с компьютерным бронированием и резервированием туристских услуг. Как правило, подобные системы построены на основе современных компьютерных технологий, функционируют в сети Internet, используя схему “клиент – сервер”, поддерживают работу в среде Windows и учитывают особенности национального туристического рынка. Многие из систем доступны как для простых частных пользователей, так и для юридических лиц (туристских компаний и их корпоративных клиентов).
Из отечественных АИС, представленных в последнее время на рынке туристских информационных технологий, включая функционирующие в Интернете туристские сервера (см. п.1.3), обращают на себя внимание две системы, речь о которых пойдет ниже – системный комплекс компании “Алеан” (СКА) и совместный проект “Туристская операционная система” (ТОС) компании “Сообщество Финансовых Телекоммуникаций” и журнала “Туризм. Проблемы. Практика. Перспективы” при поддержке Московской Ассоциации туристских агентств (МАТА).
ТОС - совокупность технических решений, базирующихся на современных компьютерных технологиях и отраслевых соглашениях, позволяющих использовать эти технологии в реальном бизнесе на всех этапах производственного процесса, начиная от маркетинга и завершая обучением персонала. Основной ее целью является создание в России цивилизованного, технологичного, эффективного рынка туристских услуг. Полную реализацию всех элементов ТОС планируется завершить к 2003 году, хотя отдельные компоненты уже воплощены в жизнь и успешно работают.
Главная идея системы заключается в переносе всех деловых процедур профессиональных участников туристского рынка на единую технологическую и организационную платформу, ядром которой является информационный центр, выполняющий следующие функции: обеспечение документарного взаимодействия между участниками сделки, хранение документооборота участников (в случае возникновения спорных ситуаций хранимая в центре информация об истории сделки априори считается эталонной) и стандартизация их взаимодействия.
Как предполагается, такая централизованная схема построения Туристской операционной системы позволит успешно решать следующие организационно-технические вопросы:
1. обеспечение достоверности маркетинговой информации;
2. поддержка эквивалентности электронных документов и бумажных аналогов, в смысле наследования юридической силы. Разработаны договора между участниками системы, декларирующие признание правовой силы электронного документооборота.
3. организационная и техническая поддержка процедур передачи ответственности на всех этапах взаимодействия;
4. организация расчетов между участниками системы и процедур электронной коммерции “агент – клиент”.
Основным элементом ТОС является система бронирования туров или ТИС (Туристская информационная система), представляющая собой интернет-сервер, первой и основной задачей которого является предоставление как профессионалам турбизнеса, так и туристам максимума полезной информации. Второй задачей ТИС является продвижение технологий электронной коммерции, т.е. предоставление участникам туристического рынка возможности вести бизнес максимально оперативно и корректно, опираясь на новейшие компьютерные технологии. В частности, система резервирования ТИС, которая находится на сервере, используется не только для поиска путевок, но и для взаимодействия туроператоров и турагентов, позволяя агентам проводить on-line бронирования и предоставляя операторам все возможности для оперативной обработки этих бронирований (см. Приложение 19).
Участником ТИС может стать любая компания, которая выставляет свои турпродукты на продажу, а так же пользуется системой ТИС для оформления заказа и резервирования туристских услуг у других компаний-участников системы (см. Табл. 2.2-1).
Табл. 2.2-1 Типы участников Туристской информационной системы
Тип | Описание |
Информационный провайдер | Компания, пока не имеющая технических ресурсов для обеспечения актуальной работы с ТИС. В этом случае персонал ТИС вводит турпакеты компании в систему от ее имени, а принципы дальнейшего взаимодействия огова-риваются после того, как достигается положительный эко-номический эффект |
Корпоративный оператор | Компания, использующая ТИС для работы со своими агентами (клиентами). Весь процесс взаимодействия меж-ду корпоративным оператором и его агентом скрыт от глаз посторонних, т.е. в этом случае ТИС работает как "внутренняя" система взаимодействия |
Оператор | Компания, представляющая информацию о своих турпаке-тах всем желающим. При необходимости оператор может ограничить доступность турпакетов, например, указать, что один турпакет может видеть только участник ТИС - агент, а другой турпакет - любой посетитель сервера ТИС |
Агент | Отличается от оператора только тем, что введенные им турпакеты доступны для чтения всем посетителям сервера ТИС |
Корпоративный агент | Компания, подключаемая к системе самим оператором (по аналогу частной системы резервирования) |
Для того, чтобы стать участником ТИС, необходимо отправить заявку по адресу tis@tos.ru. Условия работы зависят от предполагаемой формы участия и объемов информации, представляемой турфирмой, и того, каким образом эта информация вводится в систему и обновляется. Базовая цена контракта - 200$, после подключения даются 2 месяца бесплатного режима, а потом в зависимости от числа бронирований турпакетов включается плата за трафик (примерно 1-2 доллара за оформленный турпакет). Для клиентов типа “Информационный провайдер” участие в системе бесплатно, а оплата услуг зависит от количества туристов “приведенных” через ТИС.
Другой существенной частью проекта ТОС является единая маркетинговая система, именуемая “Технологией инициативной рекламы”. Суть этой технологии проста: сначала эффект от рекламы - потом оплата этого эффекта. Это по-своему революционный подход, поскольку классический вариант рекламы предполагает, что компания оплачивает рекламу и ждет адекватного экономического эффекта, которого зачастую не бывает. На сегодняшний день в базе данных системы зарегистрировано более 300 предложений от 40 фирм, и каждую неделю количество участников этого проекта увеличивается на 2-3 компании.
“ТИС Навигатор” - составная часть ТОС, устанавливаемая в офисе туристской компании и позволяющая самостоятельно собирать турпакеты в подшивки и каталоги, проводить предварительную калькуляцию стоимости, регистрировать заказы, печатать прайс-листы, путевки и заявки, выставлять свои предложения на сервере ТИС. Стоимость “ТИС Навигатора” – 70$. В случае отказа от системы в течение двух недель с момента ее приобретения клиенту возвращаются деньги.
Важным направлением Туристской операционной системы является виртуальный дискуссионный клуб – “площадка” для общения и обмена новостями, позволяющая разработчикам ТОС быть все время в курсе событий и продвигать туристский рынок к информационной открытости.
Одна из насущных проблем туристских компаний - расчеты с контрагентами и гарантии сделок. В этом направлении в рамках ТОС развивается проект “Туристский клиринговый центр”, который будет выступать финансовым гарантом по сделкам профессиональных участников туррынка. На сегодняшний день разработана финансовая технология, позволяющая выполнять мгновенное подтверждение сделки в случае платежеспособности участника, причем обеим сторонам сделки будет гарантированно исполнение всех штрафных обязательств в том случае, если сделка по той или иной причине сорвется. Для создания такого центра необходимо плотное взаимодействие с банковскими и страховыми организациями, поэтому в настоящее время ведутся переговоры с представителями обеих сторон. Предполагается, что клиринговый центр не будет брать на себя поддержку прямых расчетов своих участников, тем самым, с одной стороны, оставаясь в рамках легитимности, а с другой стороны, гарантируя участникам полную конфиденциальность их финансовых потоков.
Одним из самых узких мест отечественного туристского бизнеса является организация чартерных перевозок, так как именно на этом этапе возникают самые драматические риски, и подчас, заключая чартерный контракт, фирма, сама того не зная, подписывает себе “смертный приговор”. Поэтому МАТА начала создание так называемой “Чартерной биржи”, основной задачей которой является создание торговой системы, позволяющей держателям чартеров или блоков-мест координировать свои предложения с реальным покупательным спросом.
В этой системе все заявители чартерных программ будут выставлять на продажу лоты - борта самолетов. По результатам предварительных заявок от покупателей лоты, которые привлекут клиентуру и будут признаны обеспеченными спросом, останутся в системе для продажи, остальные же будут автоматически сниматься. Естественно, что чартерная биржа должна обладать механизмом, обеспечивающим надежность клиентских заявок, поэтому, так же как и на других биржах, покупатель будет включен в общую систему ответственности за исполнение сделки. Ввод этой системы в эксплуатацию намечен на осень 1999 года.
Другой информационный проект в рамках ТОС касается непосредственного обучения работников туристской индустрии нормам и стандартам, принятым в международной практике. Для этого совместно с фондом “Travel and Tourism Programme Russia” разрабатывается проект “Центра дистанционного обучения”, суть которого состоит в следующем: любой сотрудник туристской компании или иной организации, имеющей отношение к индустрии туризма, может в течение определенного срока (от 3 до 6 месяцев) заочно окончить курсы повышения квалификации. В качестве учебных пособий будут выступать видеокассеты с курсами, мультимедийные компакт-диски и семинары в сети Интернет. После завершения первого этапа обучения “студенты” сдают экзамены и получают сертификат об окончании курсов. Планируется выдача трех типов сертификатов: бронзового, серебряного и золотого. Те студенты, которые сдадут экзамены на золотой сертификат, получат право на один месяц бесплатной стажировки в ведущих европейских турфирмах, для остальных же студентов такая стажировка будет платной.
Также в настоящее время в рамках проекта ТОС уже действуют следующие службы: “Бюллетень путешественника” (12 канальный факс-сервер, выполняющий оперативную рассылку информационных и рекламных материалов по 5000 предприятиям и 2500 турфирмам), “Рассылка” (экспресс-рассылка факс-сервером рекламных страниц туристских компаний), “Бюллетень путешественника Pro” (информация о продуктах участников бюллетеня), “Бюллетень путешественника - туристам” (информация по разделам: туры, билеты, разное), “Бюллетень путешественника - направлении” (тематический бюллетень, рассылаемый по предприятиям и турфирмам).
Чем дальше продвигается проект ТОС, тем сильнее его участники осознают, как много еще предстоит сделать: нужны совместные усилия всех передовых представителей турбизнеса, профессионалов банковского дела, страхования, компьютерных технологий и других отраслей, чтобы в итоге создать систему технологий и рыночных соглашений, которая станет катализатором развития отечественного турбизнеса. Кроме того, результат такой деятельности позволит создавать аналогичные системы на других рынках и направлениях, что, безусловно, будет способствовать процессам экономического подъема России.
СКА (Системный Комплекс Алеан) – ориентированная на внутренний туризм система, функционирующая в сети Internet и позволяющая российским участникам рынка туристских услуг получить доступ к большим информационным базам данных, сократить время на поиск нужной информации и бронирование необходимых услуг, расширить собственную клиентскую сеть.
На начало весенне-летнего сезона 1999 года СКА, разработанный российской компанией “Алеан”, предлагает своим клиентам - в основном это юридические лица - уже готовую агентскую (сбытовую) сеть в 26 городах России, среди которых - Ялта, Сочи, Анапа. Пользователями системы являются такие известные туроператоры, как “РВБ тур”, “Роза Ветров”, “Солвекс”, “Кенеш”, Ассоциация путешественников. Разработчики системы не останавливаются на достигнутом, активно работая над внедрением своих продуктов непосредственно в офисах участников туристского рынка.
СКА состоит из двух основных систем: информационно-поисковой системы ISS (ИПС) и системы бронирования и продаж AIT (СБП).
ИПС – система, обеспечивающая доступ по сети Интернет к информации об услугах, предоставляемых участниками российского туристического рынка. Любой пользователь, посетивший сервер компании “Алеан” (адрес: www.alean.ru), может подробно ознакомиться с иллюстрированным описанием стран, регионов и объектов размещения, осуществив поиск по определяющим критериям: регион (страна, город) и тип объекта размещения (санаторий, гостиница, пансионат и т.д.). Информация о ценах, условиях продажи и дополнительных услугах, получаемых при приобретении путевки, предоставляется продавцом (туроператором или самим объектом размещения), самостоятельный же поиск и бронирование необходимого пакета услуг рядовым пользователем в системе не предусмотрены.
Недостатки ИПС, заметные при первом посещении сервера в
|
|
12 |