Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Страховая культура концессий: проблема многоаспектности

Введение

 

У любого предприятия (коммерческой организации) основной внутренней целью является получение прибыли, зачастую в ущерб росту заработной платы рабочих и сотрудников. Государство же должно заботиться о росте благосостояния граждан, укреплении и развитии народного хозяйства. Таким образом, цели государства и бизнеса могут зачастую противоречить друг другу.

Для того чтобы разрешить это противоречие, в хозяйственной практике за рубежом используется концепция государственно-частного партнёрства (public-private partnership – РРР), которое представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.


Одна из особенностей современных концессий

 

В России концессии активно использовались как элемент экономической политики российского государства во второй половине XIX – первой трети ХХ века и показали высокую результативность. Использование концессий как формы государственно-частного партнёрства актуальны для России и сегодня.

Так почему же проблема становления и развития института концессии чрезвычайно актуальна в Российской Федерации именно сейчас, в начале XXI века?

Во-первых, в стране осуществляется поиск путей дальнейшего разгосударствления экономики. В частности, в условиях реформирования электроэнергетики, железнодорожного транспорта, коммунального хозяйства, других отраслей государство испытывает острую потребность в новых, научно обоснованных подходах к реформированию.

Во-вторых, являясь международно-признанной формой привлечения иностранных инвестиций в экономику, концессии потенциально могут стать стратегической основой притока капитала в Россию в целях реализации широкомасштабных, уникальных проектов по освоению минерально-сырьевых ресурсов, строительству магистральных трубопроводов, сооружению трансконтинентальных евразийских транспортных коридоров, других сверхкрупных промышленных и инфраструктурных объектов.

Для становления, эффективного функционирования и развития системы государственно-частного партнёрства, и в частности института концессии, необходимо принять следующие меры на государственном уровне:

1) разработать концепцию развития государственно-частного партнёрства, которая будет включать в себя цели, задачи, принципы, механизмы и инструменты;

2) создать чётко продуманную, научно обоснованную долгосрочную стратегию развития ГЧП, которая, в том числе, будет включать этапы развёртывания ГЧП;

3) принять пакет (именно, комплекс) законодательных актов, регулирующих ГЧП, на федеральном уровне;

4) создать надлежащую институциональную среду, и в частности специальный федеральный орган (например, Федеральное агентство по концессиям).

В заключении необходимо сказать, что ГЧП, и в частности институт концессии, является потенциальным инструментом социально-экономического развития государства и повышения конкурентоспособности РФ на глобальном уровне.

 

Необходимость и проблемы развития института концессии в РФ

 

В современном понимании государственно-частное партнёрство (ГЧП) – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации внутригосударственных и международных, крупномасштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности (разработка и добыча недр, нефте- и газотранспортировка, железнодорожный транспорт, атомная энергетика и т.д.) и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг (коммунальное хозяйство и т.д.).

Государственно-частное партнерство является одним из адекватных решений проблемы государственного управления в инфраструктурных отраслях. В конце 80-х – начале 90-х годов XX века ГЧП получило на Западе признание в качестве полноценной политической и экономической альтернативы приватизации. При этом основная проблема заключается в необходимости согласовать интересы двух основных институтов современного общества, т.е. института государства и института бизнеса. За государством остаётся ответственность перед обществом за уровень развития и масштабы инфраструктурного сектора, структуру и качество услуг, а также регулирующие, законодательные и контрольные функции. Бизнес же осуществляет практическую деятельность в сфере оказания услуг. Результатом этого партнёрства должно стать такое соединение упомянутых общественных институтов, которое обеспечивало бы наилучшее удовлетворение потребностей экономики и населения в качественных услугах инфраструктурных отраслей.

Формы ГЧП очень разнообразны. Более того, необходимо отметить, что возможны и практически реализуются самые различные комбинации базовых правовых и организационных принципов. Основными формами государственно-частного партнёрства являются следующие: концессии, контракты, соглашения о разделе продукции (СРП), договора аренды, договора лизинга, совместные предприятия (участие в капитале).

Рациональность в России

 

Рациональность – это осознание реального факта; переход от полагания реального к познанию реального.

«Иррациональность - это скорее нечто направленное категорически против разума, нечто, из чего проистекают патологические чувства и страсти, враждебность и слепой произвол» (К. Хюбнер)

Итак, поведение может быть либо рациональным, когда хозяйствующий субъект пытается максимизировать прибыль, либо иррациональным.

Принятие продуманных, просчитанных решений не всегда приводит к лучшему результату в силу ряда причин, вызванных постоянно происходящими в нашем мире отклонениями и культурными аспектами цивилизации, к которой относиться принимающий решение субъект. В различных ситуациях информация по объему и по сложности. В любом случае результаты осуществляемых действий неопределенны. Таким образом, масштабность, сложность и неопределённость информации влияют на принятие решений и на рациональный выбор.

Помимо таких «внешних» факторов для хозяйствующего субъекта огромное значение играют и его «внутренние» ментальные особенности.

Примеры из истории различных цивилизаций древности и современных культур:

- шумерская цивилизация, которая создала рациональную систему поливного земледелия, превратила богатые земли в солончаки, что и привело это общество к краху;

- в цивилизации викингов рациональным считалось всё свое богатство не вкладывать в дальнейший экономический рост и передавать его по наследству, а закапывать в землю, чтобы откопать в следующей жизни;

- в "западной" цивилизации рационально выполнять работу хорошо, потому, что это нравственный, религиозный долг и дело чести; запад - это цивилизация, «которая знает цену всего и не знает ценности ничего

- в "восточной" же цивилизации рационально выполнять работу хорошо, так как она поручена кем-то.

Следовательно, выделяются несколько основных критериев в сфере принятия хозяйственных решений:

а) отношение населения к «расчетливости»

б) отношение к ответственности и независимости: «каждый отвечает сам за себя, либо круговая порука, когда один решение принимает, а другой за него отвечает.

в) что преобладает в цивилизации в отношении цели: ее формирование или её достижение

г) роль человека в достижении поставленной цели. Все зависит от самого человека, от его поступков и действий (человек хозяин своей жизни), или все будет так как должно быть (судьба).

д) какие цели превалируют: долгосрочные или краткосрочные.

Итак, Россия: восток, запад или наследие варягов?

Чтобы не говорили, Россия являлась, и являться великим государством. Поэтому роль государства не только в хозяйственной жизни, но и во всех других сферах всегда была доминирующей. Во все времена индивидуальное начало в каждом отдельном человеке подавлялось, и в первую очередь приходилось делать то, что было велено свыше. В этих условиях сложилось отношение к богатству как к некому вознаграждению за преданность, вероятность которого не равна ста процентам. То есть богатство приходило внезапно со стороны государства, либо вообще не приходило. Улучшение своей жизни русский человек связывает с утопическим прыжком в лучшее будущее, радикальными общественными изменениями, везением, заботой государства.

Еще одна важная особенность российской ментальности – это принятие решений, связанных с краткосрочным периодом. В условиях, когда невозможно быть уверенным в завтрашнем дне, который может принести как положительное, так и отрицательное, жить сегодняшним днем становится “рациональной” формой поведения людей.

С 1991 года наша экономика переживает «переходный период». Прежние экономические институты были разрушены, а новые еще не сформированы до конца. Постсоветский человек столкнулся с огромной по масштабу, новой, а значит, непонятной и сложной информацией. Таким образом, принимать рациональные решения нелегко, а ведь еще существуют и внутренние факторы.

Сейчас можно выделить несколько основных особенностей российских хозяйствующих субъектов. Прежде всего, это ориентация на общее мнение, затем жизнерадостность, природное желание действовать, вера в удачу.

Государства всегда неявно обладало правом отчуждения собственности, что определяло высокие риски экономической деятельности и узкий горизонт планирования действий экономических агентов. В таких условиях создать своё предприятие, выжить в такой нестабильной среде – целое искусство.

Важно помнить еще и о бессознательной мотивации решений, обусловленных рутинами, укоренившимися правилами поведения.

Таким образом, целесообразно говорить о некой российской рациональности, смешении, основанном на интуиции и послушании восточного поведения и продуманного и расчетливого западного менталитета. Это, в свою очередь, позволит сформировать модель российского экономического человека, который, не просто извлекал бы прибыль, а делал бы это в духе традиций российского общества, делал бы это красиво. И постепенно экономическая культура, основанная на нравственности, объединится с экономической культурой, основанной на расчетливости, возможно, это и станет новой ступенью развития экономических отношений.

 

Страховая культура концессий: проблема многоаспектности

 

В настоящее время проблемам страхования уделяется большое внимание со стороны специалистов разных областей научного знания. В фокусе научного интереса оказывается кризис современного российского страхования и «низкая страховая культура населения» как одна из его причин. При этом рассматривается только один аспект проблемы: страховая культура населения. На наш взгляд же, нельзя бесконечно сваливать вину на «низкую страховую культуру населения». Надобно, по совету великого баснописца, и «на себя оборотиться», чтобы понять, почему, например, растерял своих клиентов нынешний Росгосстрах и почему результаты его работы плюс результаты других страховщиков не дотягивают до уровня 1990 г.

В дискурсе кризиса российского страхования, актуализируется проблема определения страховой культуры. Только ли это принятый у исследователей уровень осознания населением потребности в страховании как механизме регуляции экономических рисков? Только ли к населению применим термин «страховая культура»? По всей видимости, нет. Так, директорам многих страховых компаний до сих пор не пришло осознание того, что, для того чтобы люди пошли страховаться, они (для начала) должны узнать о возможных экономических выгодах для себя, и рассказать об этом им должна сама страховая компания и только она (поскольку это прежде всего в ее интересах). Так стоит ли так негативно оценивать страховую культуру населения, если даже страховые компании не в состоянии понять что нужно людям, чтобы они шли страховаться? И это при том, что термин «страховая культура» в настоящее время просто неотделим от следующего за ним существительного «населения» и предшествующего ему прилагательного «низкая». Стало быть, следует расширить данное понятие.

Для начала разберемся с этимологией. Страховая культура, является, прежде всего, разновидностью культуры экономической, которая, в свою очередь, основывается на определении культуры как таковой. Культура как совокупность норм и правил поведения людей в обществе при рассмотрении данного вопроса интересует нас косвенно, поэтому следует перейти к определению культуры экономической, которая представляет собой способ взаимодействия экономического сознания (как отражения экономических отношений и познания экономических законов) и экономического мышления (как отражения включенности в экономическую деятельность), регулирующий участие индивидов и социальных групп в экономической деятельности и степень их самореализации в тех или иных типах экономического поведения.

А определение «страховой культуры» в данном случае можно сформулировать следующим образом: способ взаимодействия страхового сознания (как отражения страховых отношений) и страхового мышления (как отражения включенности в страховую деятельность), регулирующий участие индивидов и социальных групп в страховой деятельности, степень их вовлеченности в страховое поведение. При этом, индивидами и социальными группами могут быть как население (потенциальные или реальные потребители страховых услуг), так и страховщики, с разницей в том, что их страховое мышление и страховое сознание имеют разную направленность.

Какие же можно выделить критерии для характеристики страховой культуры страховщиков? Она представляет собой, прежде всего, осознание управленческим аппаратом компании необходимости в проведении следующей организационной политики:

1. Изучение мнения клиентов компании о качестве предоставляемых им страховых услуг – периодические социологические опросы. Этой проблеме следует уделить особое внимание. В городе Магнитогорск на протяжении уже 15 лет на страховом рынке существует компания ОАО СКМ (Страховая компания металлургов), которая находится под покровительством ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». За все 15 лет своего существования в ней не сформировалось службы маркетинга и подобные социологические опросы никогда не проводились. Лишь в ноябре 2007 года нами было проведено социологическое исследование на тему: «Оценка результатов внедрения индивидуального добровольного медицинского страхования в цеха комбината» (программа существует 3 года), результаты которого поразили руководство своей правдивостью. В результате исследования выявилось много жалоб к компании. При ответе на вопрос «как вы относитесь к страховой компании СКМ в целом?» большинство (43,3%) ответили, что «вообще не интересуются работой страховых организаций и СКМ в частности», из них застрахованных в СКМ респондентов на 10% больше, чем не застрахованных. Это дало стимул к размышлению о качестве страховых услуг дирекции компании (что объективно может привести к развитию страхового сознания и мышления, а значит и страховой культуре). Но самым важным для нас как исследователей был вопрос о том, нужны ли подобные социологические опросы. Большинство респондентов (61,5%) ответили «да, обратная связь необходима», 14,5% затруднились ответить и 24% предпочли вариант ответа «нет, сомневаюсь, что что-то изменится». Этот вариант ответа можно рассматривать как пример низкой страховой культуры страховщиков по двум причинам: во-первых, 24% респондентов им не верят, во-вторых, такой ответ может быть связан с отсутствием в прошлом подобных опросов (население полагает, что раз так долго их мнением никто не интересовался, то и сейчас его не услышат).

2. Ответственный подход к кадровой политике при отборе сотрудников, в чьи обязанности входит ежедневный контакт с клиентами страховой компании. Помимо наличия страховой грамотности, они должны быть воспитанными, тактичными, «приятными в общении людьми», чтобы клиент ощутил позитивный настрой на сотрудничество с компанией.

3. Активная PR-деятельность (для повышения уровня страховой культуры населения). Возможно проведение бесплатных разъясняющих тренингов в организациях с большой численностью штата – при предварительной договоренности с административным аппаратом организации – партнера.

4. Строгий отбор страховых агентов, которые должны обладать следующими обязательными качествами: умение общаться с людьми разных социальных слоев, разного возраста и пола; грамотность (зачастую у агентов отсутствует не только страховая, но и обычная культура). Меньший штат, но качественных агентов, позволит страховой компании, увеличив зарплату, повысить статус данной непрестижной профессии и остаться в прибыли, поскольку положительный имидж компании, который создадут грамотные агенты, быстро распространится на большой объем потенциальных потребителей страховых услуг (этот эффект можно назвать «нас советуют друзьям»).

Если рассмотреть вышеперечисленные критерии страховой культуры страховщиков в качестве приоритетных направлений корректировки их деятельности и продолжать заниматься изучением этой проблемы, то, скорее всего, в ближайшие семь – десять лет термин «низкая страховая культура населения» выйдет из научного оборота.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...