Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационно-методические материалы

Ф 27-019

Учреждение образования

“Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”

 

УТВЕРЖДАЮ Руководитель Объединения кафедр социально-гуманитарных наук (название факультета) ___________________ В.В.Карпинский «___» _______ 2012 г.  

Культура мировых цивилизаций

(название дисциплины)

 

Учебная программа для специальности:

(рабочий вариант)

 

1-37 01 06-01 “ Техническая эксплуатация автомобилей“

(код специальности) (наименование специальности)

1-36 01 04 “ Оборудование и технологии высокоэффективных

(код специальности) (наименование специальности)

процессов обработки материалов”

 

Факультет объединение кафедр социально-гуманитарных наук

(название факультета)

Кафедра культурологии

(название кафедры)

Курс 1

 

Семестр (семестры) 1, 2

 

Лекции 4 Экзамен -

(количество часов) (семестр)

 

Практические (семинарские)

занятия 4 Зачёт 1, 2

(количество часов) (семестр)

Лабораторные

занятия Курсовой проект (работа)

(количество часов) (семестр)

 

Всего аудиторных часов Форма получения высшего образования заочная

по дисциплине 8

(количество часов)

Всего часов

по дисциплине 72

(количество часов)

Составил(а) Соболевская О.А, канд. культурологии, доцент

(И.О.Фамилия, степень, звание)

 

20 12 г.


 

Рабочая программа составлена на основе учебной программы по курсу

(название типовой учебной программы (учебной программы),

“Культура мировых цивилизаций»

 

дата утверждения, регистрационный номер)

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры культурологии

(название кафедры)

 

«5» мая 20 12 г., протокол N° 5

Заведующий кафедрой

____________________ С.Л.Вилейко

(И.О.Фамилия)

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Методической комиссии Объединения кафедр социально-гуманитарных наук

 

«25» мая 20 12 г., протокол N° 3

Председатель

___________________ О.А.Соболевская

(И.О.Фамилия)

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Совета факультета Объединения кафедр социально-гуманитарных наук

(название факультета)

«16» мая 20 12 г., протокол N° 5

Учёный секретарь

____________________ С.З. Семерник

(И.О.Фамилия)

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цели и задачи учебной дисциплины

Целью учебной дисциплины «Культура мировых цивилизаций» является изучение общества и человека, взятых в их "культурном" бытии, их отношениях по поводу культуры, её возникновения, развития и изменения в будущем. Задачи курса «Культура мировых цивилизаций»: 1)Выявление базисных структур, которые формируют цивилизацию, обеспечивают сохранение и передачу социального опыта. 2) Исследование основных теоретических подходов к осмыслению феномена цивилизации. 3) Изучение факторов, которые оказывают расшатывающее воздействие на цивилизацию. 4) Исследование основных этапов и достижений отдельных цивилизаций в исторической ретроспективе.

 

Формы и методы обучения и воспитания

Использование современных инновационных образовательных технологий и систем, адекватных компетентностному подходу в подготовке выпускника вуза (вариативная управляемая самостоятельная работа студентов, информационные технологии, учебно-методические комплексы, электронные учебники, рейтинговая система обучения, тестовая система оценки уровня социально-личностных компетенций).

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Контролируемая самостоятельная работа студентов должна занимать до 20% учебного времени и осуществляться на основании усвоения основной и дополнительной литературы при использовании учебно-методического пособия по культурологии с последующим контролем качества подготовки при помощи выполнения тестовых заданий и самостоятельных работ.

Требования к компетентности (согласно образовательного стандарта специальности)

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

- Знать: 1) сущность феномена цивилизации; 2) основные подходы к осмыслению феномена цивилизации; 3) источники культурного развития цивилизаций и социальных общностей; 4) основные этапы исторического развития мировых цивилизаций;

уметь: 1) анализировать и учитывать в ходе самоопределения основные формы создания и восприятия культурных образцов в рамках различных цивилизаций; 2) анализировать особенности межкультурных коммуникаций между представителями различных цивилизаций и учитывать их при решении социальных и профессиональных задач; 3) характеризовать основные тенденции развития современной цивилизации

владеть навыками: _1) оценки многообразия мировых цивилизаций; 2) анализа исторического многообразия текстов культуры; 3) адаптации в условиях мультикультурной ситуации; 4) использования полученных знаний при оценке актуального культурного процесса в мире и в Республике Беларусь. ____________

Распределение общих и аудиторных часов по семестрам

В соответствие с учебным планом на изучение учебной дисциплины отводится 72 часов, из них аудиторных – 8 часов, управляемая (контролируемая) самостоятельная работа студента – 0 часов. Распределение аудиторного времени следующее:

лекции – 4 часа;

практические занятия – _________ часов;

лабораторные занятия – _________ часов;

семинары – 4 часа.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

№ п/п Наименование раздела, темы дисциплины Содержание в соответствии с типовой учебной программой (учебной программой)
1. Понятие «цивилизация» и основные подходы к её осмыслению. Смысловое поле цивилизации. Происхождение термина “цимвилизация”. Соотношение дефиниций “цивилизация” и “культура”. Тропологический, культурно-исторический и технократический подходы к осмыслению понятия “цивилизация”. Локально-исторический подход к интерпретации понятия «цивилизация». Историко-стадиальный подход к рассмотрению цивилизации.
2. Зарождение цивилизации. Первичный тип цивилизаций. Культура бесписьменных народов первобытной общественной формации (аборигены Австралии, некоторые народы Океании, часть племён Африки и Южной Америки). Протоцивилизации. Специфика культурного сообщества современных стран Тропической Африки. Роль мировых религий в достраивании духовных универсальных начал местных культур. «Африканизм» сегодня. Проблема синтеза культурных элементов.
3. Культура древних цивилизаций. Многообразие древних культур. Особенности социально-экономического и политического уст­ройства древневосточных обществ. Власть и собственность. Иерархия и ранги. Ритуалы, обряды и церемонии как социально-интегрирующие факторы. Власть и знание. Открытие письменности. Роль традиции в древних культурах. Мифологическая картина мира. Соотношение сакрального и профанного в древнем мире. Влияние мифо-религиозных взглядов на регламентацию повседневности. Возник­новение феномена философии и мировых религий. Культуры древнего Египта и Междуречья, Палестины,древней Индии, Китая, Японская культура. Специфика культуры арабо-мусульманского мира.
4. Античная цивилизация.   Истоки античной культуры. Инновационный характер античной культуры. Полис как основа греческой культуры. Открытость и состязательность политический жизни. Публичное право. Частная собственность. Понятия гражданской доблести и частной жизни. Конкуренция и равенство. Нормативные требования простоты в быту и образе жизни. Появление нового типа мышления. Умопостигаемость "космоса". Открытость культов. Становление античной рациональности и зарождение философии. Зарождение феномена науки. Театр. Красота человека в искусстве. Культура древнего Рима. Эволюция частной собственности. Гражданские идеалы Древнего Рима. Письменная фиксация правовых норм. Социальные функции религии. Эволюция понятия личности. Личность в искусстве Древнего Рима.  
5. Европейская цивилизация в эпоху Средневековья.   Генезис западноевропейской культуры. Средневековая культура как синтез античных и варварских начал. Христианство как фактор социокультурной интеграции в раннем Средневековье. Теоцентризм. Символизм и аллегоризм мышления. Специфика хронотопа. Ценности раннего средневековья. Основные типы культуры Средневекового Запада. Рыцарство и куртуазность. Создание светской городской культуры. Университетская учёность как альтернатива церковной системе образования. Особенности развития науки. Схоластика как метод познания. Быт и нравы средневекового общества. Средневековая литература как отражение эпохи. Эволюция стилевых направлений
6. Европейская цивилизация в эпоху Ренессанса.     Происхождение термина «Возрождение». Проблема определения хронологических и географических рамок Европейского Ренессанса. Возрождение как промежуточная эпоха: сосуществование античных идеалов и средневекового мышления. Формирование социальной базы ренессансной культуры. Начало культуры Возрождения как обращение к античному идеалу. Феномен имитации в науке, искус­стве, политике. Особенности ренессансной ментальности. Утопия как стиль мышления гуманистов. Титаны Ренессанса. Ренессансная модель мира. Пантеизм. Формирование предпосылок опытного изучения природы. Человек в искусстве. Мировоззренческие предпосылки Реформационного движения. Протестантская концепция человека. Особенности Северного Возрождения. Завершение процесса "внутренней колонизации" европейской культуры. Эпоха великих географических открытий. Идеология европоцентризма.
7. Западная цивилизация в эпоху Нового времени. Своеобразие эпохи Нового времени. Сциентизм как мировоззренческая ориентация. Трансформация представлений о Боге и месте религии в жизни человека. Апология разума в культуре Нового времени. Феномен Просвещения. Концепция естественных прав человека и автономии личности. Идеал человека. Рациональное и эмоциональное в искусстве. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Позитивные ценности буржуазной эпохи. Эволюция емьи и быта. Становление массовой культуры. Индивидуализация. Процессы культурного формообразования: романтизм, натурализм, критический реализм, импрессионизм. Развитие идей человека, среды, нравов в искусстве Европы XIX века. Культурный перелом эпохи на рубеже XIX – XX веков. Культура декаденса.
8. Западная и восточная цивилизации в ХХ – начале ХХI века. Глобальный характер процессов модернизации и вестернизации в XX веке. Судьба национальных культур в ХХI веке. Кризис идеалов гуманизма и рационализма. Распад системы ценностей классической европейской культуры. Феномен тоталитаризма и манипулирования сознанием в XX ве­ке, культура и идеология. Тенденции развития массового общества в XX веке. Постмодернизм как констатация начала перехода европейской культуры в новое качественное состояние. Проблемы современной техногенной цивилизации и её перспективы. Человек и природа в ХХ веке. Возникновение экологической культуры. Философия искусства ХХ века. Отражение идеалов постмодерна в художественном творчестве. Становление информационного общества. Проекты будущего.
9. Региональные цивилизации. Понятие региональной цивилизации. Доминирующее начало, сформировавшее региональную цивилизацию: природно-географическая среда, социокультурные факторы. Особенности синтезных типов культуры. Доминантное культурное ядро (культура конкретного народа, религия). Подверженность сильным перекрёстным влияниям. Многоликость политических форм организации. Значение процессов культурной ассимиляции. Дальневосточная, Латиноамериканская, Североамериканская цивилизация ХХ в. Африканская тропическая протоцивилизация. Российская срединная евразийская цивилизация.

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

 

 

Номер раздела, темы, занятия     Название раздела,темы, занятия; перечень изучаемых вопросов     Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) Литература Формы контроля знаний  
лекции практические (семинарские) занятия лабораторные занятия управляемая самостоятельная работа студентов  
 
 
                   
  Понятие «цивилизация» и основные подходы к её осмыслению. Смысловое поле цивилизации. Тропологиче-ский, культурно-исторический и технократический подходы к осмыслению феномена цивилизции.   -     Мультимедийная презентация № 6, 12, 16, 17, 21, 22 Опрос  
  Зарождение цивилизации.Первичный тип цивилизаций. Культура бесписьменных народов первобытной общественной формации (аборигены Австралии, Океании, Африки и Южной Америки). Протоцивилизации. Специфика культурного сообщества современных стран Тропической Африки. Роль мировых религий в развитии местных культур.   -   - Мультимедийная презентация № 8, 12, 15-17, 21, 22 Опрос  
  Культура древних цивилизаций.Древний Восток как стадия социально-исторического развития человечества.Религия и мифология. Письменность, литература, просвещение, наука. Искусство цивилизаций Древней Месопотамии и Египта. Особенности древнеиндийской цивилизации. Джайнизм, буддизм и индуизм в индийской культуры. Индийская наука и литература. Религиозно-философские воззрения, наука и искусство Древнего Китая. Влияние ислама на формирование арабской культуры. Коран. Литература и искусство ислама.         Мультимедийная презентация, учебный фильм № 8, 12, 15-17, 21, 22 Опрос, контроль-ная работа  
  Античная цивилизация. Философы Античности о культуре. Периодизация и значение античной цивилизации. Идеал человека в античном мире. Полис как феномен древнегреческой культуры. Римский патриотизм. Наука и образование. Театр и литература. Искусство Античности.         Мультимедийная презентация, учебный фильм № 2, 8, 12-14, 16, 17, 21, 22 Опрос, тест  
          - -        

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

№ п/п Перечень
1. Бацилли, П.М. Место Ренессанса в истории культуры / П.М. Бацилли. – Сб., 1996.
2. Боннар, А. Греческая цивилизация / А. Боннар. – М.: Искусство, 1993. – Т. 1-3.
3. Бродель, Ф. Время мира / Ф. Бродель. – М.: Прогресс, 1992. – Т. 1-3.
4. Виппер, Р.Ю. История Нового времени / Р.Ю. Виппер. – М.: Че Ро, 1999.
5. Всемирная история новейшего времени: Уч. пос: в 2-х ч. / Л.А. Колоцей, М.Я. Колоцей, М.В. Мартён, И.Д. Бельская. – Гродно: УО “Гродненский государственный университет”, 2002.
6. Вульф, Л. Изборетая Восточную Евопу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения / Л. Вульф. – М.: Новое литературное обозрение, 2010.
7. Гуревич, А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А.Я. Гуревич. – М., 1990.
8. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева.– М., 1968-1989. - Вып. 1-3.
9. Зезина, М.Р. История русской культуры / М.Р. Зезина, Л.В. Кошман, В.С. Шульгин. – М., 1990.
10. История новейшего времени стран Европы и Америки, 1945-2000 / Л.С. Белоусов, И.В. Григорьева, М.И. Орлова и др. / под ред. Е.Ф. Язькова. – М.: Простор, 2001.
11. Каппелер, А. Росія як поліетнічна імперія: виникнення, історія, розпад / А. Каппелер. – Львів: Вид-во украінського католицького університету, 2005.
12. Кравченко, Л.И. Культурология / Л.И. Кравченко. – М., 2000.
13. Кузищин, Н. История Древней Греции / Н. Кузищин. – М.: Высшая школа, 1986.
14. Кузищин, Н. История Древнего Рима / Н. Кузищин. – М.: Высшая школа, 1986.
15. Культура древних цивилизаций / под ред. Т.А. Елшиной. – Кострома. 1987.
16. Культурология. Теория и история культуры / под общ. ред. В. Космача и А. Русецкого. – Витебск, 2001.
17. Культурология: Учебник для студентов технических вузов / колл. авт. под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 1999.
18. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. – М.: Прогресс, Прогресс-академия, 1992.
19. Любимов, Л.О. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии / Л.О. Любимов. – М., 1996.
20. Пономарёв, М.В. Новая и новейшая история стран Европы и Америки / М.В. Пономарёв. – М.: Владос, 2000. – Ч. 1-3.
21. Сапронов, П.А. Культурология: Курс лекций по истории культуры / П.А. Сапронов. – СПб., 1998.
22.. Скворцова, Е.М. Теория и история культуры / Е.М. Скворцова. – М.: Юнити, 1999.
23. Хейзинга, Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / Й. Хейзинга. – М.: Айрис Пресс, 2004.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...