Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы автозапуска вредоносных программ.

Практ. раб №1

Компьютерный вирус - это программа, способная создавать свои дубликаты (не обязательно совпадающие с оригиналом) и внедрять их в вычислительные сети и/или файлы, системные области компьютера и прочие выполняемые объекты. При этом дубликаты сохраняют способность к дальнейшему распространению. ( Основная черта компьютерного вируса - это способность к саморазмножению).

Условно жизненный цикл любого компьютерного вируса можно разделить на пять стадий:

  1. Проникновение на чужой компьютер
  2. Активация
  3. Поиск объектов для заражения
  4. Подготовка копий
  5. Внедрение копий

1) Путями проникновения вируса могут служить как мобильные носители, так и сетевые соединения - фактически, все каналы, по которым можно скопировать файл. Однако в отличие от червей, вирусы не используют сетевые ресурсы - заражение вирусом возможно, только если пользователь сам каким-либо образом его активировал. Например, скопировал или получил по почте зараженный файл и сам его запустил или просто открыл.

2) После проникновения следует активация вируса. Это может происходить несколькими путями и в соответствии с выбранным методом вирусы делятся на такие виды:

· Загрузочные вирусы заражают загрузочные сектора жестких дисков и мобильных носителей.

· Файловые вирусы - заражают файлы. Отдельно по типу среды обитания в этой группе также выделяют: Классические файловые вирусы - они различными способами внедряются в исполняемые файлы (внедряют свой вредоносный код или полностью их перезаписывают), создают файлы-двойники, свои копии в различных каталогах жесткого диска или используют особенности организации файловой системы, Макровирусы, которые написаны на внутреннем языке, так называемых макросах какого-либо приложения. Подавляющее большинство макровирусов используют макросы текстового редактора Microsoft Word, Скрипт-вирусы, написанные в виде скриптов для определенной командной оболочки.

Дополнительным отличием вирусов от других вредоносных программ служит их жесткая привязанность к операционной системе или программной оболочке, для которой каждый конкретный вирус был написан. Это означает, что вирус для Microsoft Windows не будет работать и заражать файлы на компьютере с другой установленной операционной системой, например Unix. Точно также макровирус для Microsoft Word 2003 скорее всего не будет работать в приложении Microsoft Excel 97.

Все виды проявлений вируса на компьютере можно разбить на три группы: явные, косвенные и скрытые. К первым относятся изменение настроек браузера, всплывающие сообщения и несанкционированный дозвон в Интернет. К косвенным можно отнести блокирование работы антивируса, доступа к сайтам антивирусных компаний, сбои в работе системы или других приложений, почтовые уведомления о рассылаемых Вами вирусах. Первое задание этой лабораторной работы посвящено изучению явных признаков на примере несанкционированного изменения настроек браузера.

При подготовке своих вирусных копий для маскировки от антивирусов могут применять такие технологии как: Шифрование - в этом случае вирус состоит из двух частей: сам вирус и шифратор.

Метаморфизм - при применении этого метода вирусные копии создаются путем замены некоторых команд на аналогичные, перестановки местами частей кода, вставки между ними дополнительных, обычно ничего не делающих команд.

Основные цели любого компьютерного вируса - это распространение на другие ресурсы компьютера и выполнение специальных действий при определенных событиях или действиях пользователя (например, 26 числа каждого четного месяца или при перезагрузке компьютера). Специальные действия нередко оказываются вредоносными.

Черви -В отличие от вирусов черви - это вполне самостоятельные программы. Главной их особенностью также является способность к саморазмножению, однако при этом они способны к самостоятельному распространению с использованием сетевых каналов. Для подчеркивания этого свойства иногда используют термин "сетевой червь". Червь (сетевой червь) - это вредоносная программа, распространяющаяся по сетевым каналам и способная к самостоятельному преодолению систем защиты компьютерных сетей, а также к созданию и дальнейшему распространению своих копий, не обязательно совпадающих с оригиналом.

Трояны или программы класса троянский конь, в отличие от вирусов и червей, не обязаны уметь размножаться. Это программы, написанные только с одной целью - нанести ущерб целевому компьютеру путем выполнения несанкционированных пользователем действий: кражи, порчи или удаления конфиденциальных данных, нарушения работоспособности компьютера или использования его ресурсов в неблаговидных целях. Троян (троянский конь) - программа, основной целью которой является вредоносное воздействие по отношению к компьютерной системе. Некоторые трояны способны к самостоятельному преодолению систем защиты компьютерной системы, с целью проникновения в нее. Однако в большинстве случаев они проникают на компьютеры вместе с вирусом либо червем - то есть такие трояны можно рассматривать как дополнительную вредоносную нагрузку, но не как самостоятельную программу. Нередко пользователи сами загружают троянские программы из Интернет.

Поскольку главная цель написания троянов - это производство несанкционированных действий, они классифицируются по типу вредоносной нагрузки:

· Клавиатурные шпионы, постоянно находясь в оперативной памяти, записывают все данные, поступающие от клавиатуры с целью последующей их передачи своему автору.

· Похитители паролей предназначены для кражи паролей путем поиска на зараженном компьютере специальных файлов, которые их содержат.

· Утилиты скрытого удаленного управления - это трояны, которые обеспечивают несанкционированный удаленный контроль над инфицированным компьютером. Перечень действий, которые позволяет выполнять тот или иной троян, определяется его функциональностью, заложенной автором. Обычно это возможность скрыто загружать, отсылать, запускать или уничтожать файлы. Такие трояны могут быть использованы как для получения конфиденциальной информации, так и для запуска вирусов, уничтожения данных.

· Анонимные SMTP-сервера и прокси-сервера - такие трояны на зараженном компьютере организовывают несанкционированную отправку электронной почты, что часто используется для рассылки спама.

· Утилиты дозвона в скрытом от пользователя режиме инициируют подключение к платным сервисам Интернет.

· Модификаторы настроек браузера меняют стартовую страницу в браузере, страницу поиска или еще какие-либо настройки, открывают дополнительные окна, имитируют нажатия на рекламные баннеры и т. п.

· Логические бомбы характеризуются способностью при срабатывании заложенных в них условий (в конкретный день, время суток, определенное действие пользователя или команды извне) выполнять какое-либо действие, например, удаление файлов.

Способы автозапуска вредоносных программ.

Автозагрузка в меню Пуск - наиболее известный источник файлов автозапуска - это папка Автозагрузка в меню Программы, доступном при нажатии кнопки Пуск. Ярлыки, находящиеся в этой папке соответствуют запускаемым программам. Собственно имя запускаемого файла, можно определить через свойства ярлыка. Однако в связи с тем, что папка Автозагрузка известна большинству пользователей, вредоносные программы редко используют ее для автозапуска, предпочитая менее заметные способы.

Системный реестр Windows. В последнее время стандартным способом настройки автозапуска для большинства программ является использование специальных ключей реестра Windows. Системный реестр Windows - это основное хранилище большинства настроек операционной системы и многих приложений. Для доступа к системному реестру используется системная утилита regedit.exe, расположенная в папке операционной системы.

Пр.раб.№2 Антивирусная защита компьютерных систем. Политика безопасности
Все знают, что для защиты от вредоносных программ нужно использовать антивирусы. Но в то же время нередко можно услышать о случаях проникновения вирусов на защищенные антивирусом компьютеры. В каждом конкретном случае причины, по которым антивирус не справился со своей задачей, могут быть разные, например: · Антивирус был отключен пользователем · Антивирусные базы были слишком старые · Были установлены слабые настройки защиты · Вирус использовал технологию заражения, против которой у антивируса не было средств защиты · Вирус попал на компьютер раньше, чем был установлен антивирус, и смог обезвредить антивирусное средство · Это был новый вирус, для которого еще не были выпущены антивирусные базы Но в целом можно сделать вывод, что просто наличия установленного антивируса может оказаться недостаточно для полноценной защиты, и что нужно использовать дополнительные методы. Ну а если антивирус на компьютере не установлен, то без дополнительных методов защиты и вовсе не обойтись. Если взглянуть, на приведенные для примера причины пропуска вируса антивирусом, можно увидеть, что первые три причины связаны с неправильным использованием антивируса, следующие три - с недостатками самого антивируса и работой производителя антивируса. Соответственно и методы защиты делятся на два типа - организационные и технические 1. Организационные методы направлены в первую очередь на пользователя компьютера. Их цель состоит в том, чтобы изменить поведение пользователя, так как часто вредоносные программы попадают на компьютер из-за необдуманных действий пользователя. Простейший пример организационного метода - разработка правил работы за компьютером, которые должны соблюдать все пользователи. 2. Технические методы, наоборот, направлены на изменения в компьютерной системе. Большинство технических методов состоит в использовании дополнительных средств защиты, которые расширяют и дополняют возможности антивирусных программ. Такими средствами защиты могут быть:
  • Брандмауэры - программы, защищающие от атак по сети
  • Средства борьбы со спамом
  • Исправления, устраняющие "дыры" в операционной системе, через которые могут проникать вирусы
Ниже все перечисленные методы рассмотрены подробнее. Организационные методы Правила работы за компьютером Как уже говорилось, самым простым примером организационных методов защиты от вирусов является выработка и соблюдение определенных правил обработки информации. Причем правила тоже можно условно разделить на две категории:
  • Правила обработки информации
  • Правила использования программ
К первой группе правил могут относиться, например, такие:
  • Не открывать почтовые сообщения от незнакомых отправителей
  • Проверять сменные накопители (компакт-диски, flash-накопители) на наличие вирусов перед использованием
  • Проверять на наличие вирусов файлы, загружаемые из Интернет
  • Работая в Интернет, не соглашаться на непрошенные предложения загрузить файл или установить программу
Общим местом всех таких правил являются два принципа:
  • Использовать только те программы и файлы, которым доверяешь, происхождение которых известно
  • Все данные, поступающие из внешних источников - с внешних носителей или по сети - тщательно проверять
Вторая группа правил, обычно включает:
  • Следить за тем, чтобы программы, обеспечивающие защиту, были постоянно запущены, и чтобы функции защиты были активированы
  • Регулярно обновлять антивирусные базы
  • Регулярно устанавливать исправления операционной системы и часто используемых программ
  • Не менять настройки по умолчанию программ, обеспечивающих защиту, без необходимости и полного понимания сути изменений
Здесь также можно проследить два общих принципа:
  • Использовать наиболее актуальные версии защитных программ - поскольку способы проникновения и активации вредоносных программ постоянно совершенствуются, разработчики защитных программ постоянно добавляют новые технологии защиты и пополняют базы известных вредоносных программ и атак.
  • Не мешать антивирусным и другим защитным программам выполнять свои функции - очень часто пользователи считают, что защитные программы неоправданно замедляют работу компьютера, и стремятся за счет безопасности повысить производительность. В результате значительно увеличиваются шансы на заражение компьютера вирусом
Политика безопасности На домашнем компьютере пользователь сам устанавливает себе правила, которым он считает нужным следовать. По мере накопления знаний о работе компьютера и о вредоносных программах, он может сознательно менять настройки защиты или принимать решение об опасности тех или иных файлов и программ. В большой организации все сложнее. Поэтому в каждой организации правила работы с компьютером должны быть общими для всех сотрудников и утверждены официально. Обычно, документ, содержащий эти правила называется инструкцией пользователя. Кроме основных правил, перечисленных выше, он должен обязательно включать информацию о том, куда должен обращаться пользователь при возникновении ситуации, требующей вмешательства специалиста. При этом инструкция пользователя в большинстве случаев содержит только правила, ограничивающие его действия. Правила использования программ в инструкцию могут входить только в самом ограниченном виде. Поскольку большинство пользователей недостаточно компетентны в вопросах безопасности, они не должны, а часто и не могут менять настройки средств защиты и как-то влиять на их работу. Но если не пользователи, то кто-то другой все-таки должен отвечать за настройку средств защиты и за управление ими. Обычно это специально назначенный сотрудник или группа сотрудников, которые сосредоточены на выполнении одной задачи - обеспечении безопасной работы сети. Выбор параметров защиты осуществляется не на усмотрение ответственных сотрудников, а в соответствии со специальным документом - политикой безопасности. В этом документе написано, какую опасность несут вредоносные программы и как от них нужно защищаться. В частности, политика безопасности должна давать ответы на такие вопросы:
  • Какие компьютеры должны быть защищены антивирусами и другими программами
  • Какие объекты должны проверяться антивирусом - нужно ли проверять заархивированные файлы, сетевые диски, входящие и исходящие почтовые сообщения и т. д.
  • Какие действия должен выполнять антивирус при обнаружении зараженного объекта - поскольку обычные пользователи не всегда могут правильно решить, что делать с инфицированным файлом, антивирус должен выполнять действия автоматически, не спрашивая пользователя.
Технические методы. Исправления. Как уже известно, вирусы нередко проникают на компьютеры через уязвимости ("дыры") в операционной системе или установленных программах. Для того, чтобы не дать вирусам возможности использовать уязвимость, операционную систему и программное обеспечение нужно обновлять. Производители, как правило, раньше вирусописателей узнают о "дырах" в своих программах и заблаговременно выпускают для них исправления. Некоторые компании выпускают исправления время от времени, по мере обнаружения уязвимостей. Другие компании выпускают исправления на регулярной основе, например, компания Microsoft выпускает исправления каждый второй вторник месяца. Для загрузки и установки обновлений в большинстве программ и систем есть встроенные средства. Например, в Windows XP имеется специальный компонент Автоматическое обновление, параметры работы которого настраиваются в окне Свойства системы, доступном через панель управления (см. рисунок 2). Рис. 2. Настройки автоматического обновления Windows XP C помощью этого компонента можно автоматически загружать исправления для операционной системы Windows XP, а также для Internet Explorer, Outlook Express и некоторые исправления для Microsoft Office по мере их появления. Кроме проверки, все ли выпущенные исправления установлены, программа также обнаруживает слабые места в настройках операционной системы, такие как пустые или слабые пароли, открытые на запись папки общего доступа и др. Подобные слабые настройки также могут использоваться вирусами для распространения, в частности через папки общего доступа по локальной сети. Хотя большинство вредоносных программ используют уязвимости в продуктах Microsoft, существует немало и таких, которые эксплуатируют дыры в программах других производителей. Особенно это касается широко распространенных программ обмена сообщениями, браузеров и почтовых клиентов. Поэтому мало просто установить браузер, отличный от Internet Explorer, его тоже нужно обновлять по мере выхода исправления. Чаще всего, в подобных программах есть встроенные средства обновления, но для подстраховки нелишним будет следить за новостями на веб-сайтах, посвященных вопросам безопасности. Информация обо всех критических уязвимостях и исправлениях к ним обязательно попадает в новостную ленту. Пр.раб.№3,4 Брандмауэры. Средства защиты от нежелательной корреспонденции Для того чтобы удаленно воспользоваться уязвимостью в программном обеспечении или операционной системе, нужно установить соединение и передать специально сформированный пакет данных. Следовательно можно защититься от таких попыток проникновения и заражения, путем запрета определенных соединений. Задачу контроля соединений успешно решают программы-брандмауэры. Брандмауэр - это программа, которая следит за сетевыми соединениями и принимает решение о разрешении или запрещении новых соединений на основании заданного набора правил. Правило брандмауэра как правило задается несколькими атрибутами: · Приложение - определяет программу к которой относится правило, так что одни и те же действия могут быть разрешены одним программам и запрещены другим. Например, получать и отправлять почту разумно разрешить только программе - почтовому клиенту · Протокол - определяет протокол, используемый для передачи данных. Обычно можно выбрать между двумя протоколами TCP и UDP · Адреса - определяет, для соединений с каких адресов или на какие адреса будет действовать правило · Порт - задает номера портов, на которые распространяется правило · Направление - позволяет отдельно контролировать входящие и исходящие соединения · Действие - определяет реакцию на обнаружение соединения, соответствующего остальным параметрам. Реакция может быть - разрешить, запретить или спросить у пользователя Один из аспектов применения брандмауэров для защиты от вредоносных программ состоит в контроле исходящих соединений. Многие троянские программы, да и черви, после выполнения вредоносной функции стремиться подать сигнал автору вируса. Например, троянская программа, ворующая пароли, будет пытаться переслать все найденные пароли на определенный сайт или почтовый адрес. Для того чтобы воспрепятствовать этому, можно настроить брандмауэр на блокирование всех неизвестных соединений: разрешить только соединения от доверенных программ, таких как используемый браузер, почтовый клиент, программа мгновенного обмена сообщений, а все остальные соединения запретить. В таком случае, вредоносная программа, даже попав на компьютер незамеченной, не сможет причинить реального ущерба. Некоторые вредоносные программы не пытаются активно пересылать данные, а пассивно ожидают соединения на каком-то из портов. Если входящие соединения разрешены, то автор вредоносной программы сможет через некоторое время обратиться на этот порт и забрать нужную ему информацию или же передать вредоносной программе новые команды. Чтобы этого не произошло, брандмауэр должен быть настроен на запрет входящих соединений либо на все порты вообще, либо на все, кроме фиксированного перечня портов, используемых известными программами или операционной системой. Из популярных операционных систем, встроенный брандмауэр имеется в Windows XP. Окно настройки его параметров можно вызвать из панели управления (см. рисунок 3). Рис. 3. - Встроенный брандмауэр Windows XP SP2 Средства защиты от нежелательной корреспонденции Из уже пройденного материала известно, что одной из наиболее многочисленных групп вредоносных программ являются почтовые черви. Также известно, что львиную долю почтовых червей составляют так называемые пассивные черви, принцип действия которых заключается в попытке обмануть пользователя и заставить его запустить зараженный файл. Схема обмана очень проста: зараженное червем письмо должно быть похожим на письма, часто встречающиеся в обычной почте:
  • Письма от друзей со смешным текстом или картинкой
  • Письма от почтового сервера, о том что какое-то из сообщений не может быть доставлено
  • Письма от провайдера с информацией об изменениях в составе услуг
  • Письма от производителей защитных программ с информацией о новых угрозах и способах защиты от них и другие подобные письма
При рассылке зараженных писем, червь составляет их текст по заданному автором вируса шаблону и таким образом все зараженные этим червем письма будут похожи. Следовательно, проблема состоит в том, чтобы защитить пользователя от определенного рода нежелательных писем, похожих друг на друга. Практически аналогичным образом формулируется и проблема защиты от спама - нежелательной почты рекламного характера. И для решения этой проблемы есть специальные средства - антиспамовые фильтры, которые можно применять и для защиты от почтовых червей. Для фильтрации нежелательной почты в антиспамовых фильтрах применяется несколько методов:
  • Черные и белые списки адресов. Черный список - это список тех адресов, письма с которых фильтр отбраковывает сразу, не применяя других методов. В этот список нужно заносить адреса, если с них постоянно приходят ненужные или, хуже того, зараженные письма. Белый список, наоборот - список адресов хорошо известных пользователю людей или организаций, которые передают только полезную информацию. Антиспамовый фильтр можно настроить так, что будут приниматься только письма от адресатов из белого списка
  • Базы данных образцов спама. Как и антивирус, антиспамовый фильтр может использовать базу данных образцов нежелательных писем для удаления писем, соответствующих образцам
  • Самообучение. Антиспамовые фильтры можно "обучать", указывая вручную, какие письма являются нормальными, а какие нежелательными. Через некоторое время антиспамовый фильтр начинает с большой достоверностью самостоятельно определять нежелательные письма по их похожести на предыдущий спам и непохожести на предыдущие нормальные письма
  • Анализ служебных заголовков. В письме в относительно скрытой форме хранится служебная информация о том, с какого сервера было доставлено письмо, какой адресат является реальным отправителем и др. Используя эту информацию антиспамовый фильтр также может решать, является письмо спамом или нет. Например, некоторые почтовые сервера, часто использующиеся для рассылки спама, заносятся в специальные общедоступные черные списки, и если письмо было доставлено с такого сервера, вполне вероятно, что это спам. Другой вариант проверки - запросить у почтового сервера, действительно ли существует адресат, указанный в письме как отправитель. Если такого адресата не существует, значит письмо скорее всего является нежелательным
Использование антиспамовых фильтров помогает защититься и от некоторых почтовых червей. Самое очевидное применение - это при получении первого зараженного письма (в отсутствие антивируса это можно определить по косвенным признакам) отметить его как нежелательное и в дальнейшем все другие зараженные письма будут заблокированы фильтром. Более того, почтовые черви известны тем, что имеют большое количество модификаций, незначительно отличающихся друг от друга. Поэтому антиспамовый фильтр может помочь и в борьбе с новыми модификациями известных вирусов с самого начала эпидемии. В этом смысле антиспамовый фильтр даже эффективнее антивируса, т. к. чтобы антивирус обнаружил новую модификацию необходимо дождаться обновления антивирусных баз. Заключение Все вышеперечисленные средства, так или иначе, могут помочь в борьбе с вирусами, но ни одно из них полностью проблему не решает. Далеко не все вирусы распространяются путем атак на сетевые службы и могут быть заблокированы брандмауэрами. Многие вредоносные программы не имеют никакого отношения к электронной почте, а значит антиспамовые фильтры против них бессильны. Какими бы ни были организационные меры, люди их применяющие могут ошибаться.
Поэтому самыми эффективными средствами защиты от вирусов были и остаются специальные программы, способные распознавать и обезвреживать вирусы в файлах, письмах и других объектах. Такие программы называются антивирусами и для того, чтобы построить действительно надежную антивирусную защиту, использовать их нужно обязательно.

Пр.раб.№5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...