Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 2. Судебная власть, понятие, признаки, функции и форма ее осуществления. Ее соотношение и взаимодействие с законодательной и исполнительной властью

Цель и задачи освоения дисциплины

 

Курс «Судебная власть и правосудие в РФ» раскрывает общие понятия судебной власти, правосудия, организации судебной системы в РФ, а также проблемы статуса судей. Обозначаются основные этапы развития российской судебной системы, раскрываются демократические основы (принципы) правосудия, структура судебной системы РФ, а также вопросы правового статуса судей и представителей народа, привлекаемых к осуществлению правосудия.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина входит в профессиональный цикл вариативную часть ООП бакалавриата.

Дисциплина адресована бакалаврам 2 года обучения

Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению дисциплин:

Уголовный процесс,

Арбитражный, гражданский процесс,

Международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции,

Организация адвокатуры и адвокатская деятельность,

А также курсов специализации и курсов по выбору.

в цикле профессионального; базовой и вариативной части ООП.

 

Программа дисциплины построена блочно-модульно.

Предмет, метод, система, источники, основные этапы становления власти в России. Судебная власть, понятие, признаки, функции и форма ее осуществления. Ее соотношение и взаимодействие с законодательной и исполнительной властью. Судебная система в РФ: понятие, признаки, структура. Понятие «принципы правосудия». Система принципов, ее признаки. Система судов общей юрисдикции в РФ. Понятие «звено судебной системы». Мировая юстиция в РФ. Районные городские суды - основное звено Федеральных судов общей юрисдикции. Верховные суды Республик, краевые, областные суды автономной области, автономных округов, городов Федерального значения как суды среднего звена. Верховный Суд РФ как высший орган по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских дел об административных правонарушений. Система арбитражных судов РФ. Конституционный суд РФ, Конституционные (уставные) суды субъекта РФ. Правовой статус судей, арбитражных заседателей, присяжных заседателей. Органы судейского сообщества. Европейский суд по правам человека. Органы обеспечивающие деятельность судов.

Компетенции обучающегося, формируемые

В результате освоения дисциплины

(ОК-1) осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;

(ПК-2) способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

(ПК-5) способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

(ПК-6) способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

(ПК-9) способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

(ПК-10) способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: теоретические представления по проблемным вопросам, связанными с формами реализации судебной власти в Российской Федерации.

Уметь: анализировать положения не только Конституции РФ, но и актов следующего уровня этой системы законодательства, таких как: Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ». Он наиболее полно характеризует судебную систему России

Владеть: практическими навыками.

 

Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа (2 з.ед).

Бакалавриат (очное отделение)

 

  № п/п   Разделы, темы дисциплины Виды учебной работы (в часах)   Формируемые компетенции (код) Всего компетенций
Л. Пр. Сам. раб.         N…  
  лекции семинары                  
1. Тема 1         ОК-1          
2. Тема 2         ПК-6 ПК-10        
3. Тема 3         ПК-10          
4. Тема 4         ПК-10          
5. Тема 5         ПК-9 ПК-6        
6. Тема 6         ПК-6          
7. Тема 7         ОК-1 ПК-6        
8. Тема 8         ПК-10          
9. Тема 9         ПК-2          
10. Тема 10         ПК-6          
  Тема 11         ОК-1 ПК-10        
12. Тема 12         ПК-9 ПК-6        
13. Тема 13         ПК-2          
14. Тема 14         ПК-9 ПК-2        
  Итог:                    

Форма промежуточной аттестации – зачет.

Содержание курса лекционных занятий

 

Лекция 1. Предмет, метод, система, источники, основные этапы становления власти в России

Знание о предмете и методах курса «Судебная власть» дают представление о том, что изучается в рамках данного курса, и каким образом это изучение происходит. Познав предмет и методы дисциплины, студент должен ответить на два главных вопроса: что он должен знать в рамках курса, и как эти знания приобрести. Под источниками мы понимаем то, откуда черпаем информацию о предмете. В зависимости от характера содержащейся информации, источники классифицируются по различным основаниям. История становления судебной власти в России представляется как длительный процесс эволюционных и революционных преобразований, целью которых является построение в России самостоятельной и независимой судебной власти, «предоставление русскому народу суда правового, милостивого, равного для всех и скорого». В этом многотрудном пути следует выделить основные этапы, с которыми связываются кардинальные перемены в отечественном судоустройстве и судопроизводстве.

 

Лекция 2. Судебная власть, понятие, признаки, функции и форма ее осуществления. Ее соотношение и взаимодействие с законодательной и исполнительной властью

 

Глобальным достижением человечества является признание и реализация принципа разделения властей как средства обеспечения свободы личности. Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделений властей, не имеет Конституции, - находим во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Судебная власть приобретает черты самостоятельной ветви власти, если она обладает полномочиями влиять в присущих ей формах на законодательную и исполнительную власти, сдерживать их злоупотребление в рамках Конституционных требований. Будучи элементом в механизме сдержек и противовесов, судебная власть становиться полноправной и полноценной с законодательной и исполнительной властями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...