Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мероприятия, направленные на совершенствование ВЭД в Республики Башкортостан

Мероприятия, направленные на совершенствование ВЭД в Республики Башкортостан

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Современная цивилизация вступает в новую эпоху - эпоху постиндустриального или информационного общества, которое характеризуется глобализацией и возрастанием роли трансграничных потоков товаров, услуг, капитала, технологии, информации, рабочей силы, пространственной и институциональной интеграцией рынков. В этих условиях мирохозяйственные связи являются ключевым фактором прогресса национальной экономики в целом и экономики отдельного региона.

В настоящее время экономика России переживает трансформационный период. С учетом мировых тенденций успешное осуществление рыночных преобразований, а также стабилизация и рост экономики на национальном уровне и на уровне отдельных субъектов немыслимы без интеграции в мировое сообщество. В связи с этим исключительно важной для РФ становится выработка методов и направлений оптимального включения экономики отдельного региона в мировое хозяйство с учетом внешнеэкономической политики государства

В ходе рыночных преобразований регионы РФ получили широкие полномочия в реализации собственных интересов на мировых рынках, однако, большинство из них оказалось недостаточно подготовленными к представлению региональных интересов в международном сотрудничестве. Поскольку сегодня во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) основной акцент делается на торговые операции - экспорт ресурсов и торгово-посредническую деятельность, - то зачастую активная ВЭД на региональном уровне вместо положительного воздействия на экономику приводит к разрыву межрегиональных связей внутри государства, что чревато дестабилизацией экономики России в целом. В связи с этим актуальность приобретает выработка такого набора форм, методов и направлений регулирования региональной ВЭД, которые бы наиболее эффективно способствовали стабилизации и росту экономики.

Особую актуальность данному исследованию придает изучение процесса включения в мирохозяйственные связи приграничного региона (Ростовской области), благоприятного для развития ВЭД, исходя из его специализации, экспортного потенциала и выгодного экономико географического положения, и на этой основе разработка таких организационных способов включения в мирохозяйственные связи, которые бы максимально способствовали развитию самого региона и при этом не противоречили общегосударственной внешнеэкономической политике.

Предметом исследования являются направления, формы и способы организации внешнеэкономической деятельности для целей экономического развития региона, а также пути разрешения противоречий, возникающих в процессе включения хозяйствующего субъекта в мирохозяйственные связи.

 


Глава 1. Сущность, формы и условия развития ВЭД на региональном уровне

 

1.1 Внешнеэкономическая деятельность в экономике региона

 

Развитие современной России предполагает активное включение в меж-страновое общение на всех уровнях вертикали государственного устройства. Стратегическим фактором стабилизации и роста экономики Российской Федерации на ближайшую перспективу является структурная перестройка всей национальной экономики, нацеленная на активную интеграцию в мировое пространство на основе перераспределения полномочий в сфере внешнеэкономической деятельности на уровень субъектов РФ

Процесс структурной перестройки национальной экономики должен иметь целью формирование, прежде всего, на уровне отдельных регионов наиболее эффективных и конкурентоспособных хозяйствующих субъектов как на внутреннем, так и на мировом рынках

Эффективная интеграция в мировое хозяйство возможна с учетом ряда тенденций развития современной мировой экономики, которые будут определять внешнеэкономическую политику государства в целом и субъектов РФ в XXI веке. Эти тенденции состоят в следующем

)   Глобализация экономической деятельности, выражающаяся во все большем расширении и углублении международных связей в сфере инвестиций, производства, обращения, снабжения и сбыта, финансов, научно-технического прогресса. Глобализация является одной из качественных особенностей конца XX столетия, сменив фазу интернационализации мировой экономики. Этот процесс ведет к формированию на базе транснациональных корпораций мощных международных хозяйственных комплексов, действующих во всеохватывающих, глобальных масштабах и ведущих конкурентную борьбу за рынки сбыта, ресурсы на мировой арене.

) Либерализация мировой экономики, международной экономической деятельности, выражающаяся в постепенном ослаблении или устранении препятствий на пути международного движения товаров, услуг, капиталов трудовых и финансовых ресурсов

) Регионализация мировой экономики, международной экономической деятельности, выражающаяся в формировании межгосударственных объединений (зон свободной торговли, таможенных союзов, «общих рынков», экономических сообществ и т. д.) предусматривающих создание благоприятных условий для развития экономических связей между странами-участниками.

4) Информатизация мировой экономики, выражающаяся во все более широком использовании компьютерных систем, телекоммуникаций, сети Интернет. Информационные технологии в современных условиях приобретают все большее значение для международной экономической деятельности.

Данные тенденции современной мировой экономики имеют исключительно важное значение для России и субъектов РФ, поскольку характеризуют мировое хозяйство, обозначают ориентиры и направления экономического развития хозяйствующих субъектов, интегрируемых в мирохозяйственное общение.

Внешнеэкономическая деятельность в федеральном Законе РФ «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» от 1995г. определена как «предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них». В современном законодательстве (Закон РФ «Об экспортном контроле» от 1999 г.), ФЗ РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.95 г. № 157 - ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации. № -12. 16.10.95г. - ст. 392 с учетом накопленного опыта в сфере международного сотрудничества, понятие внешнеэкономической деятельности уточняется и охватывает внешнеторговую, инвестиционную, а также другую деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальную собственность).

В самом общем виде в экономической литературе утвердилось следующее определение внешнеэкономической деятельности - это «определенная совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций экспортоориентированных предприятий и организаций с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера»

Наибольший интерес, на наш взгляд, заслуживает трактовка ВЭД «как подсистемы международных производственных отношений, обеспечивающей переход воспроизводственных процессов из национальной в мировую среду и реализацию факторов производства на основе принципа сравнительных преимуществ и более высокой эффективности производства». Такой подход к формулировке ВЭД исключительно важен при рассмотрении методических принципов реализации мирохозяйственных отношений. Анализ этих принципов будет проведен в следующем параграфе настоящей главы.

Исследование экономической литературы в сфере ВЭД показало, что внешнеэкономическая деятельность зачастую отождествляется с категорией «внешнеэкономические связи». При этом внешнеэкономические связи определяются как «совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, валютно-финансового, производственного и научно-технического сотрудничества» По мнению некоторых экономистов категории ВЭД и ВЭС не идентичны.

Само понятие внешнеэкономической деятельности, как отмечает Покровская В.В., появилось в России в 1987 г. в связи с необходимостью изменения системы управления и началом осуществления реформ в сфере внешнеэкономической политики государства. Внешнеэкономические преобразования предполагали децентрализацию внешней торговли и переход от межправительственных внешнеэкономических связей к ВЭД на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

В ходе осуществления реформ введенное в оборот новое понятие внешнеэкономической деятельности существенным образом повлияло на представление о характере международных экономических отношений России и изменило существовавшее ранее понимание и характер ВЭС. Внешнеэкономические связи, по определению автора, представляют собой формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного, торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений.

В содержательной же части они состоят в обеспечении экспортных поставок для федеральных государственных нужд и межгосударственных экономических, в том числе финансово-кредитных обязательств и межправительственных торговых соглашений России, как правило, в рамках международной специализации и кооперации. Внешнеэкономическая деятельность, как отмечает В.В. Покровская, в отличие от ВЭС, осуществляется на уровне отдельных производственных структур с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и зарубежного партнера, номенклатуры и ассортимента участвующего в обороте товара, стоимости, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности.

В работе другого экономиста, Т.В. Ворониной, внешнеэкономическая деятельность, в сравнении с внешнеэкономическими связями, определяется как более емкая, обобщающая категория. Как отмечает автор, она выступает связующим звеном в международных и национальных производственных отношениях, а сами же международные производственные отношения как бы вбирают весь спектр отношений между субъектами национальных экономик. Соответственно, категория «внешнеэкономические связи» выступает как более узкое понятие - как часть отношений внешнеэкономической деятельности, представленная совокупностью «видов экономической деятельности, осуществляемых совместно партнерами по международному экономическому сотрудничеству с их специализацией на единый конечный результат в рамках юридически оформленного соглашения о правах и взаимной ответственности, отличительным признаком которой является межстрановое перемещение продукции, услуг и ресурсов», и, следовательно, рассматривается как подсистема внешнеэкономической деятельности.

Соглашаясь с мнением о необходимости разграничения категорий внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических связей, важно отметить, что в нашей работе, исходя из целей исследования, в рамках ВЭД отдельного региона особое внимание следует уделить принципам реализации внешнеторгового и инвестиционно-производственного сотрудничества, как основного направления включения России в мирохозяйственные связи на уровне регионов, при этом внешнеэкономические связи региона будут характеризовать конкретные направления, формы и методы реализации этого рода экономических отношений.

 

1.2 Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне региона

 

В современных условиях ход экономической реформы в России определяется тем, что центр тяжести все в большей степени переносится на места, т.е. в регионы. На региональном уровне, так же как и на государственном, происходит становление системы управления вообще и внешнеэкономической деятельности в частности.

В состав Российской Федерации входят 89 субъектов федерации: 21 республика, шесть краев, 49 территориальных областей, одна автономная область, десять автономных округов, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. В соответствии с общими принципами государственного устройства России федеральные законодательные акты, указы и распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти в установленном порядке действуют на всей территории РФ. Все это в полной мере относится к сфере внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем это не означает, что у субъектов федерации нет никаких прав в сфере внешних отношений с иностранными государствами, их субъектами и фирмами

Разграничение полномочий, относящихся к сфере внешних отношений, определяется Конституцией РФ, федеративным договором, двусторонними договорами между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, и, конечно, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Последние принимаются Федеральным Собранием, где, как известно, в обеих палатах интересы регионов представляют депутаты

Например, в ст. 72 Конституции РФ записано, что в совместном ведении РФ и субъектов РФ (наряду с другими вопросами) находится координация международных и внешнеэкономических связей РФ, выполнение международных договоров РФ. Это означает прежде всего, что без согласия региональных органов власти невозможно принятие серьезных односторонних решений в сфере внешнеэкономической деятельности на уровне государства, которые затрагивали бы интересы того или иного региона

Полномочия субъектов РФ в области внешнеэкономической деятельности в значительной степени определяются федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". В соответствии с этим законом в совместном ведении федерального центра и субъекта Российской Федерации находятся следующие вопросы:

• координация внешнеторговой деятельности субъектов РФ;

• формирование и реализация региональных и межрегиональных программ внешнеторговой деятельности;

• получение иностранных кредитов под гарантии бюджетных доходов субъектов РФ, их использование и погашение;

• выполнение международных договоров РФ в области внешнеторговой деятельности, непосредственно затрагивающих интересы соответствующих субъектов РФ;

• координация деятельности субъектов РФ по созданию и функционированию свободных экономических зон, регулированию приграничной торговли;

• информационное обеспечение внешнеторговой деятельности.

Вне пределов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. В частности, субъекты Российской Федерации имеют право в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством:

• осуществлять самостоятельную внешнеторговую деятельность, а также координацию и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц на своей территории;

• формировать и реализовывать региональные программы внешнеторговой деятельности;

• предоставлять дополнительные по отношению к федеральным финансовые гарантии и льготы участникам ВЭД, зарегистрированным на их территории, в части выполнения их обязательств перед бюджетными и внебюджетными фондами субъектов РФ. Указанные льготы не должны противоречить международным обязательствам Российской Федерации;

• создавать страховые и залоговые фонды в сфере внешнеторговой деятельности для привлечения иностранных займов;

• заключать соглашения с субъектами иностранных федеративных государств и с административно-территориальными образованиями иностранных государств в области внешнеторговых связей;

• содержать своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложена координация и регулирование внешнеторговой деятельности (МТ).

Рассмотрим организацию управления внешнеэкономической деятельности на примере Республики Башкортостан- одного из крупнейших индустриальных регионов России

• В республике, как и в других регионах России, действуют три ветви власти: законодательная - Курултай, являющаяся представительным органов власти; исполнительная - президент; судебная, представленная системой судов (общих, арбитражных.).

Наиболее важные функции в оперативном управлении внешнеэкономической деятельностью на уровне республики имеет президент и правительство республики и его структурные подразделения, созданные с этой целью. При правительстве республике уже около десяти лет действует Департамент международных и внешнеэкономических связей (МиВЭС), который наряду с другими структурными подразделениями правительства содействует интеграции производственного, финансового, интеллектуального потенциала республики, а также ресурсов и возможностей предприятий в сферу международной кооперации, обеспечивает защиту интересов и эффективность осуществления иностранных инвестиций на территории области.

Основные функции Департамента МиВЭС

• определение приоритетных направлений и разработка программ развития международных связей и внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан;

• координация деятельности областных государственных органов, кредитно-финансовых учреждений, организаций и предприятий, занимающихся международной и внешнеэкономической деятельностью, оказание им консультационных услуг;

• взаимодействие с представительствами иностранных дипломатических миссий, аккредитованных в Российской Федерации и в Республике Башкортостан, а также с дипломатическими и торговыми миссиями Российской Федерации и Республики Башкортостан в зарубежных странах;

• планирование и подготовка визитов президента республики и правительственных делегаций за рубеж и организация приема официальных иностранных делегаций;

• участие в работе по привлечению иностранных инвестиций в: экономику области и содействие развитию деятельности совместных предприятий;

• анализ внешнеэкономической деятельности, экспортного потенциала области и создание системы информационного обеспечения международной и внешнеэкономической деятельности;

• организация подготовки кадров и повышение их квалификации в сфере внешнеэкономических связей и международных отношений.

Внешнеэкономическая деятельность в Республики Башкортостан строится в соответствии с "Концепцией развития ВЭД Республики Башкортостан", которая определяет приоритеты развития в этой области до 2005 г. и средства достижения поставленных целей. Этот программный документ разработан правительством области совместно с научными и другими организациями, региональными отделениями федеральных органов исполнительной власти: Уральским таможенным управлением ГТК РФ, региональным Управлением уполномоченного МТ РФ, Уральским региональным центром федеральной службы валютного и экспортного контроля и др.

В соответствии с этим документом внешнеэкономическая деятельность области строится на следующих принципах:

1) проведение продуманной структурной промышленной политики с использованием мер либерализации и протекционизма, учитывающей уровень развития предприятий области;

2) проведение последовательной политики по формированию профиля международной специализации Республики Башкортостан, рассчитанного на использование возможностей мирового разделения труда;

3) оптимальное сочетание федеральных, региональных и предпринимательских интересов с целью удовлетворения потребностей региона;

4) усиление позиций региона в системе международных конкурентных связей.

башкортостан внешнеэкономический деятельноть


Глава 2. Республика Башкортостан в системе мирохозяйственных связей: основные способы организации внешнеэкономической деятельности и их региональные особенности

 

2.1 Классификация регионов РФ по участию во внешнеэкономической деятельности

 

По данным Минэкономразвития и торговли среди регионов России можно выделить около 30 субъектов, которые можно охарактеризовать сравнительно широкой открытостью экономики для внешнего рынка. На них приходится значительная, до 80%, часть экспорта и импорта.

В зависимости от различной степени открытости, степени рисков (от политических до инвестиционных), финансовой устойчивости, а также инвестиционной привлекательности, регионы России будут по-разному использовать внешние факторы для целей развития.

Ситуация во внешнеэкономической сфере будет зависеть от складывающейся конъюнктуры на мировых рынках для экспорта российских товаров. Влияние на экспорт будет оказывать рост спроса на ряд товаров со стороны внутреннего рынка, а также ограничительные меры в отношении российского экспорта со стороны стран торговых партнеров.

В структуре товарного экспорта по-прежнему будут доминировать топливно-сырьевые товары, причем доля энергоресурсов может несколько сократиться. Высокая доля этих товаров в общем экспорте будет поддерживаться как за счет некоторого увеличения физических объемов вывоза, так и за счет сохранения благоприятного уровня мировых цен.

В зависимости от экспортного потенциала регионы можно разделить на следующие группы.

К первой группе относятся Башкирия, Татарстан, Белгородская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская и Челябинская области. В этих регионах экономика оказалась наиболее устойчивой к кризису, с достаточно диверсифицированным производством, развитой инфраструктурой, квалифицированным кадровым потенциалом. Спад в экономике этих регионов был незначительным, а спрос на продукцию основных отраслей - относительно высоким.

Вторую группу составляют сырьевые регионы - республики Коми, Саха (Якутия), Хакасия; Красноярский край; Иркутская, Кемеровская, Магаданская, Омская, Оренбургская, Томская и Тюменская области, для которых характерны высокий уровень производства. Однако благополучие этих регионов определяется в основном экспортом и подвержено сильному влиянию конъюнктуры мирового рынка.

Третью группу составляют 8 областей Центрального ФО - Владимирская, Ивановская, Курская, Московская, Смоленская, Тульская, Ульяновская и Ярославская. К началу реформ эти области располагали высоким производственным потенциалом, квалифицированными кадрами, развитой инфраструктурой.

Четвертую группу составляют 17 субъектов РФ - Республика Карелия, Архангельская, Вологодская, Воронежская, Калужская, Камчатская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Новороссийская, Орловская, Пензенская, Пермская, Рязанская, Сахалинская и Тверская области. Эти регионы не относятся ни к числу наиболее депрессивных, ни к благополучным. Для укрепления экспортного потенциала здесь нужны меры государственной поддержки, направленные на разрешение присущих этим регионам проблем. Это же относится и к трём важнейшим с/х регионам: Краснодарскому, Ставропольскому краям и Ростовской области.

Что касается остальных регионов, то по разным причинам (экономическим, политическим, географическим), их экспортный потенциал не бесперспективен, но экономический подъём требует целенаправленной государственной поддержки.


2.2 Характеристика потенциала Республики Башкортостан для развития внешнеэкономической деятельности

 

Внешнеэкономические связи продолжают играть важную роль в развитии экономики республики. Республика Башкортостан поддерживает внешнеторговые связи со 101 страной мира. Традиционно прочные связи сложились со странами Европы, особенно с Чехией и Нидерландами. Динамичное развитие получило внешнеэкономическое сотрудничество республики с Казахстаном, Турцией, Латвией, Украиной, Финляндией, Италией, США и Китаем. На эти страны приходится 74,8% внешнеторгового оборота республики. За прошедший год заметно расширилась география внешней торговли. Впервые на рынок республики вышли представители и компании таких стран как Бангладеш, Доминиканская Республика, Соломоновы острова. После некоторого перерыва возобновились торговые отношения с Анголой, Кенией, Норвегией, Панамой и Уругваем.

За 2008 год объем внешнеторговых операций составил 9,0 млрд. долларов США, что на 19,7% больше по сравнению с 2007 годом. Рост внешнеторгового оборота был достигнут за счет увеличения экспорта на 21,5% и импорта на 4,9%. На протяжении многих лет сальдо торгового баланса сохраняет положительное значение. За 2008 год показатель сальдо внешнеторгового баланса достиг 7,3 млрд. долларов США.

Среди субъектов Приволжского федерального округа Республика Башкортостан сохранила свои позиции, занимая по показателю внешнеторгового оборота 3-е место (с удельным весом 13,2% в общем объеме), в том числе по экспорту - 3-е место и по импорту - 5-е место (14,8% и 6,5% соответственно).

В структуре внешней торговли основной объем по-прежнему принадлежит странам дальнего зарубежья, на долю которых приходится 81,3% товарооборота. Торговый оборот республики со странами дальнего зарубежья составил около 7,4 млрд. долларов США с ростом на 16,8% к 2007 году. Экспорт в эти страны увеличился на 17,2% и составил 6,7 млрд. долларов США (81,4% общего объема экспорта), а импорт соответственно - на 13,5% и 696,2 млн. долларов США (80,1% общего объема импорта).

Товарооборот республики со странами СНГ за 2008 год составил 1,7 млрд. долларов США с ростом на 34,0% к 2007 году. Экспорт вырос на 45,0% и достиг 1,5 млрд. долларов США, а импорт уменьшился на 19,6% и составил 173,1 млн. долларов США. В целом по сравнению с предыдущим годом доля стран СНГ в товарообороте республики увеличилась до 18,7% от общего объема внешнеторгового оборота.

В 2008 году участниками внешнеэкономической деятельности являлись 498 предприятий республики, среди которых наибольший вклад в развитие внешнеторговой деятельности внесли ОАО «АНК "Башнефть"», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», ООО «Селена-Нефтехим», ОАО «Ново-Уфимский НПЗ», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Уфимский НПЗ», ОАО «УМПО», ОАО «Белорецкий металлургический комбинат», ОАО «Синтез-Каучук», ООО «УЗДЭУ Авто-Уфа», ОАО «Каустик», ОАО «Сода», ОАО «НефАЗ», ООО «Ласселсбергер», ОАО «Стерлитамакский нефтехимический завод», ОАО «Полиэф», ЗАО «Белорецкий завод рессор и пружин». Суммарный внешнеторговый оборот этих организаций составляет свыше 80%.

Показатель экспорта за 2008 год достиг уровня 8,2 млрд. долларов США.

Основными структурообразующими товарами экспорта были топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки - 77,8% от общего объема экспорта 2008 года против 75,0% в 2007 году, химические продукты и каучук 12,1% против 13,2% и другие (диаграмма 1). Одними из факторов роста группы "Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки" являлись увеличение объема поставок мазута и рост цен на все виды нефтепродуктов на мировом рынке в I полугодии 2008 года. Несмотря на то, что доля металлов и изделий из них изменилась незначительно и достигла уровня 3,4%, абсолютное значение экспорта данной товарной группы выросло на 27,2%. Рост обусловлен увеличением спроса на вторичный алюминиевый сплав и прутки горячекатаные из черных металлов.

 

Диаграмма 1

 

Среди машиностроительной продукции лидирующие позиции занимал экспорт авиационных турбореактивных двигателей, комплектов для модернизации двигателей, подъемников специальных тракторных, прицепов и установок самосвальных, автомобилей специального назначения. Продукция машиностроительного комплекса наиболее востребована в Индии, Китае. При этом в 2008 году произошло сокращение вывоза продукции машиностроения по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 4,7%, ее доля в общем объеме экспорта снизилась с 6,6% в 2007 году до 5,2% в 2008 году, что связано с уменьшением поставок транспортных средств и измерительного оборудования и приборов в 1,7 раза, вертолетов и частей к ним - в 3,4 раза.

Доля экспорта продукции предприятий деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности не изменилась по сравнению с 2007 годом и составила 0,8%. Сохранился спрос на клееную фанеру, лесоматериалы и обработанные лесоматериалы, бумагу для гофрирования, экспорт которых осуществлялся в Узбекистан, Египет, Туркменистан, Кыргызстан, Латвию, Казахстан.

В 2008 году импорт республики достиг 869,2 млн. долларов США, что обусловлено продолжающимся расширением внутреннего спроса населения, увеличением инвестиционной активности.

В структуре импорта произошли заметные изменения. Существенно снизилась доля товарной группы "Машины, оборудование, транспорт" с 75,5% в 2007 году до 64,0% в 2008 году. Значительно увеличился импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, химических продуктов и каучука. Доля импорта продовольственных товаров выросла с 4,7% в 2007 году до 7,0% в 2008 году, прирост в абсолютном значении составил 54,5%. За счет существенного увеличения импортных поставок поливинилхлорида из Китая более чем в 2 раза выросла доля химических продуктов, достигнув уровня 15,6% в 2008 году против 7,4% в 2007 году. Также произошло небольшое изменение в сторону увеличения по группе "Металлы и изделия из них" (диаграмма 2).

В 2008 году в Республику Башкортостан были импортированы в основном оборудование для производства керамической плитки, запасные части к оборудованию по производству полиэтилена высокой плотности и к оборудованию по производству сыра, задвижки клиновые из стали, используемые на трубопроводах, автомобили легковые, самосвалы, части тормозной системы, продукты неорганической химии и органические химические соединения, сахар-сырец тростниковый и солод ячменный.

 


Диаграмма 2

 

Произошло уменьшение доли минеральных продуктов и топлива с 2,1% в 2007 году до 1,9% в 2008 году в связи с сокращением поставок газового конденсата из Казахстана.

Стимулирование развития внешнеэкономических связей республики осуществлялось путем реализации мероприятий, предусмотренных Республиканской программой развития внешнеторговой деятельности в Республике Башкортостан на 2007-2008 годы. В рамках данной Программы проводилась планомерная работа по координации работы министерств и ведомств, а также хозяйствующих субъектов республики по разработке и реализации мер расширения внешнеэкономической деятельности.

 

Мероприятия, направленные на совершенствование ВЭД в Республики Башкортостан

 

Для осуществления и развития международного, внешнеэкономического сотрудничества со странами Республика Башкортостан обладает естественными возможностями и потенциальными сравнительными преимуществами.

Потенциальные сравнительные преимущества республики заключаются в его ресурсном секторе экономики, что обеспечивает и в настоящее время, и в перспективе относительно стабильный внешний спрос на рынках стран. Перспективы развития инвестиционного сотрудничества и внешней торговли Республики Башкортостан со странами

Накопленный иностранный капитал в экономике республики на 1 января 2009 года составил с учетом поступлений и изъятий инвестиций 558,5 млн. долларов США (включая рублевые инвестиции), что на 6,3% больше, чем на начало предыдущего года.

Доля прямых инвестиций в накопленном иностранном капитале составляет 52,8%, портфельных инвестиций - 3,0%, прочих инвестиций, осуществляемых на возвратной основе (торговые и прочие кредиты), - 44,2%.

К основным странам-инвесторам по объему накопленных иностранных инвестиций в экономике республики относятся Великобритания, Австрия, Турция, Ирландия, Кипр, Германия и Чехия.

Объем привлеченного капитала из-за рубежа в экономику республики составил 178,0 млн. долларов США (включая рублевые инвестиции). Крупнейшими получателями иностранных инвестиций являются ООО "Ласселсбергер", ОАО "Салаватнефтеоргсинтез", Октябрьское ЗАО СП "Винка", ОАО "Белорецкий металлургический комбинат".

Кроме того, от резидентов Российской Федерации на ОАО "Салаватнефтеоргсинтез", МУП "Уфаводоканал", ООО "Икеа Мос", ООО "Сен-Гобен Строительная Продукция Рус" поступило иностранных инвестиций на сумму 276,1 млн. долларов США.

Накопленный иностранный капитал в экономике Республики Башкортостан (по состоянию на 1 января 2009 года)

 

В 2008 году 82,5% от общего объема иностранных инвестиций, поступивших в экономику республики, составили инвестиции из Австрии, Кипра, Великобритании, Германии и Швейцарии.

Особое внимание к прямым иностранным инвестициям определяется не только созданием новых рабочих мест, но и в большей степени открывающимися возможностями привлечения передовой техники и новых технологий.

Динамика объема иностранных инвестиций, поступивших в республику, представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 Объем иностранных инвестиций, поступивших в Республику Башкортостан за 2002-2008 годы (тыс. долларов США)

Наименование показателя

Годы

  2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего инвестиций 20547,9 40187,7 91073,2 242734,1 61276,6 319617,1 178004,6
в % к предыдущему году, 69,3 в 2,0 раза в 2,3 раза в 2,7 раза 25,2 в 5,2 раза 55,7
из общего объема инвестиций:              
прямые инвестиции 8995,0 766,0 89004,5 51464,9 32230,1 125154,5 105448,1
портфельные инвестиции 451,7 1,7 1528,5 3788,8 4548,9 3952,7 3605,9
прочие инвестиции 11101,2 39420,0 540,2 187480,4 24497,6 190509,9 68950,6

 

Структура иностранных инвестиций представлена в таблице 2.

 

Таблица 2 Структура иностранных инвестиций по видам инвестирования (в % к итогу)

Наименование показателя

Годы

  2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего инвестиций, 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе:              
прямые инвестиции 43,8 1,9 97,7 21,2 52,6 39,2 59,2
портфельные инвестиции 2,2 0,0 1,7 1,6 7,4 1,2 2,0
прочие инвестиции 54,0 98,1 0,6 77,2 40,0 59,6 38,8

 

В целях дополнительного стимулирования иностранной инвестиционной деятельности принят Закон Республики Башкортостан «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2008 год" и отдельные законодательные акты Республики Башкортостан», в соответствии с которым иностранным инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, льготы по налогу на имущество организаций продлеваются с 3 до 5 лет.

За 2007-2008 годы Республикой Башкортостан и иностранными инвесторами подписаны соглашения и протоколы на сумму около 1 млрд. долларов США.

В среднесрочной перспективе ожидается значительный приток иностранного капитала в сферу обрабатывающих производств, гостиниц и ресторанов, торговли, а также на развитие транспортной инфраструктуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...