Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологические аспекты проблемы.

Наряду с трудностями обеспечения автомобильного транспорта бензинами высокого качества в требуемых объемах остро встала проблема снижения загрязнения окружающей Среды вредными выбросами автомобилей. Для обеспечения четкой и эффективной работы автомобильных двигателей требуются топлива, обладающие высшими антидетонационными свойствами. Это достигается за счет вовлечения в состав топлив добавок типа алкилбензола, ароматических углеводородов, соединений свинца. Однако, топливные композиции, содержащие соединения свинца, обладают повышенной токсичностью и не соответствуют современным требованиям охраны окружающей Среды.

ВНИИ НП совместно с заинтересованными организациями разработаны технические требования к автомобильным неэтилированным бензинам с улучшенными экологическими свойствами, применение которых позволит снизить выбросы вредных веществ и токсичность отработавших газов.

Вот некоторые из них:

- детонационная стойкость:

октановое число

- по моторному методу - не менее 85,0

- по исследовательскому методу - не менее 95,0

- массовая концентрация свинца, г/куб. дм бензина - не

более 0,013

- содержание бензола,% об. - не более 5,0

- давление насыщенных паров бензина, кПа (мм рт.ст.) -

44,0-69,3 (330-520)

- кислотность, мг КОН/ 100 куб.см - не более 3,0

- массовая доля серы,% - не более 0,05

 

В АО “Ново-Уфимский НПЗ” организовано промышленное производство автомобильных неэтилированных бензинов АИ-91, АИ-93 и АИ-95 с улучшенными экологическими характеристиками. Содержание бензола составляет не более 3,5% об., общей серы - не более 0,03%; давление насыщенных паров - не более 79,9 кПа.

Повышение требований к качеству бензина: увеличение октанового числа, уменьшение дымносности выхлопных газов, уменьшение в них окислов азота, углерода, а также предотвращение самовоспламенения и обеспечение более четкой и эффективной работы двигателей обуславливает необходимость более широкого использования для компаундирования бензинов, соединений, содержащих кислород, например, алкиловых эфиров, спиртов.

За последние 2-3 года в АО НУНПЗ проведены исследовательские работы по оценке эффективности кислородосодержащих добавок, выпускаемых отечественной нефтехимической промышленностью: метилтретамиловый эфир (МТАЭ), метилтретбутиловый эфир (МТБЭ), диизопропиловый эфир (ДИПЭ) и фетерол.

В принятых уже стандартах стран Западной Европы есть несколько важных ограничений - содержание кислорода в бензине - не менее 2% мас., суммарное содержание ароматики - до 35-40% об., содержание бензола - до 1-2% об. Кроме законодательной существует еще и экономическая поддержка производителей реформулированных бензинов.

В России, к сожалению, дело обстоит не столь юлагополучно. С технической стороны больших препятствий нет. Главным препятствием, как и на Западе, являются вопросы экономики. Даже используя дорогую импортную этиловую жидкость, НПЗ получают бензин более дешевый, чем с кислородосодержащей добавкой. Это обусловлено значительно большим добавлением последней (10-12% мас.) в состав базового бензина для достижения требуемых октановых характеристик товарного автомобильного бензина.

Другим путем улучшения экологической ситуации в регионах страны с насыщенным автотранспортом является применение моющих присадок к бензину. Присадки предотвращают образование отложений на деталях системы питания в процессе эксплуатации автомобиля и таким образом препятствуют нарушению регулировок топливной аппаратуры, увеличению расхода топлива и выбросов вредных веществ с отработанными газами.

В 1995 г. в АО “Ново-Уфимский НПЗ” был разработан состав автомобильного бензина Евро-Супер-95 по вновь разработанным ТУ 38.401-58-99-94. Качество опытной партии, отправленной для оценки его эксплуатационных свойств и эффективности действия многофункциональной присадки SAP-9500 фирмы “Шелл”, представлено ниже:

- детонационная стойкость:

октановое число

- по моторному методу - не менее 85,6

- по исследовательскому методу - не менее 96,0

- массовая концентрация свинца, г/куб. дм бензина - не

более 0,0007

- содержание бензола,% об. - не более 4,6

- давление насыщенных паров бензина, кПа (мм рт.ст.) -

50,5 (380)

- кислотность, мг КОН/ 100 куб.см - не более 0,071

- массовая доля серы,% - не более 0,045

Присадка SAP-9500 представляет собой смесь полимерных материалов в высокоочищенном минеральном масле, ксилоле и ароматическом углеводородном растворителе.

На основании положительных результатов испытаний присадка SAP-9500 фирмы “Шелл” рекомендуется к применению в составе автомобильных бензинов, а бензин Евро-Супер-95 АО НУНПЗ с данной присадкой допущен к применению на автомобильной технике.

Производство неэтилированных бензинов в стране составляет примерно 47% всего объема выпуска этого “топлива номер один”; по сравнению с предыдущим годом оно возросло только на 2%.

Несмотря на то, что производство этилированных бензинов типа АИ-93,92 практически прекращено, с использованием пресловутого тетраэтилсвинца (ТЭС) выпускается основная масса бензина А-76, используемого в большей части отечественных автомобилей. Выбросы свинца в атмосферу через выхлопную трубу составляют около 3 тыс. т/год.

Американские и европейские медики давно проводят тесты на содержание в крови новорожденных детей и их матерей. Превышение содержания в крови ребенка этого тяжелого металла, как известно, не выводящегося из организма, служит первым признаком физического неблагополучия, с ним, по печальному опыту врачей, связано отставание умственного развития детей. В России же подобные тесты на содержание свинца в крови детей, да и взрослого населения, попросту запрещены. Почему? Возможно, срабатывает старое правило: нет информации - нет проблемы.

В том, как связаны показатели неблагополучия здоровья населения с применением тетраэтилсвинца в бензинах можно убедиться, сравнивая кривые уровня свинца в крови и применения того же свинца в бензинах. Они практически повторяют друг друга! Данные эти взяты из американских исследований 15-20 летней давности. Подобные показатели, характеризующие обстановку в России, известны лишь узкому кругу специалистов, но ситуация в технической сфере у нас во многом схожа с той, что была в США 15-20 лет назад.

Как известно, наиболее перспективным путем увеличения производства неэтилированного бензина в силу технологических факторов является замена ТЭС на кислородосодержащие соединения.

За минувший год в России выпущено примерно 1 млн т кислородосодержащих присадок. Это - лишь треть потенциальной потребности в них, чтобы полностью заменить в бензине тетраэтилсвинец. Из-за высокой стоимости их выпуск весьма ограничен.И все же бросается в глаза то, что даже несмотря на реконструкцию, потребности в ТЭС будут снижаться крайне незначительно, а АО “Ангарская нефтехимическая компания” даже намечает увеличить его закупки. Такой расклад во многом объясняется перекосами конъюнктуры отечественного рынка: низкий платежеспособный спрос заставляет потребителя выбирать, что дешевле, а производственники вынуждены на этот спрос реагировать.

Преградой на пути прекращения выпуска этилированного бензина являются экономические трудности. Возьмем, к примеру, налоговую систему. Сейчас немало говорится о необходимости ее реформы для нефтедобывающих предприятий, о том, как из-за ее перекосов раньше времени становится нерентабельной эксплуатация скважин. Такого же дифференцированного подхода требует и налогообложение в нефтепереработке. Можно, например, установить различные ставки акциза на бензин, содержащий и не содержащий ТЭС. Экономисты считают целесообразными такие ставки налогов:

- при выпуске неэтилированного бензина установить ставку акциза в 10%;

- увеличить ставку акциза на этилированные бензины с 20 до 35%.

Более восприимчивым к экологическим проблемам оказываются в сегодняшней ситуации местные власти. Так, АО “НОРСИ” производит примерно половину бензина неэтилированным и намерено расширить его выпуск. Начато производство бензинов с моющей присадкой, обеспечиваещей снижение токсичности отработавших газов. Во многом это стало не только инициативой предприятия, но и следствием того, что областная администрация ужесточила требования к автомобильным выхлопам. Восемь заводов и объединений в России уже сегодня выпускают только неэтилированный бензин: Московский, Ачинский, Туапсинский и Ухтинский НПЗ, ПО “Салаватнефтеоргсинтез”, АО “Киришинефтеоргсинтез”, “ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез” и АО “Краснодарнефтеоргсинтез”. Намерены отказаться уже в ближайшие год-два от производства этилированных бензинов Новокуйбышевский и Рязанский НПЗ, “ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка”.

И все же инициатива на местах не изменит ситуацию коренным образом, нужны решительные меры на федеральном уровне. Состоявшийся недавно во ВНИИ НП российско-американский симпозиум “Предотвращение свинцового загрязнения в России: полный переход на неэтилированный бензин” в своих обращениях к правительству и всем заинтересованным ведомствам предложил конкретные меры по стимулированию производства неэтилированных бензинов. Среди них - ограничения по содержанию свинца в бензинах и обязательное оснащение выпускаемых автомобилей нейтрализаторами отработанных газов, а также прекращение импорта машин без нейтрализаторов. Такие меры должны быть, по мнению нефтепереработчиков, предусмотрены в готовящемся законе “Об атмосферном воздухе”.

 

 

Список литературы:

1. А.А.Гуреев, Ю.М.Жоров, Е.В.Смидович “ Производство высокооктановых бензинов ” М.,1981.

2. Г.Н.Маслянский, Р.Н.Шапиро “ Каталитический риформинг бензинов ” Л.,1985.

3. А.Д.Сулимов “ Каталитический риформинг бензинов ” М.,1973.

4. В.Е.Емельянов “ Автомобильные бензины с улучшенными экологическими свойствами ” - “Химия и технология топлив и масел”, 2-1995.

5. В.Е.Емельянов “ Улицам - воздух без свинца ” - “Нефть России”, 3,4-1996.

6. Н.Р.Сайфуллин и др. “ Автомобильный бензин Евро-Супер-95 АО “НОВОИЛ” ” - “Нефтепереработка и нефтехимия”, 7,8-1996.

7. В.Н.Можайко и др. “ Спектральный анализ бензинов в потоке - новое в технологии риформинга ” - “Химия и технология топлив и масел”, 2-1993.

8. К.А.Демиденко и др. “ Характеристика бензинов Б-95/130 и Б-100/130 с компонентом каталитического риформинга ” - “Химия и технология топлив и масел”, 10-1981.

9. А.А.Яковлев, Т.В.Карманова “ Влияние качества автомобильных бензинов на эффективность использования сырья ” - “Химия и технология топлив и масел”, 6-1984.

10. Р.Н.Шапиро и др. “ Эффективность производства ароматических углеводородов на установках каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора ” - “Химия и технология топлив и масел”, 1-1987.

11. Э.Л.Захарова и др. “ Присадки для улучшения антидетонационных и экологических свойств автомобильных бензинов ” - “Химия и технология топлив и масел”, 2-1994.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...