Социально-педагогические типы семей и их воспитательный потенциал
В нашей стране воспитание детей в семье рассматривается как важнейшее государственное дело и гражданский долг родителей [5]. Однако родительская ответственность не сводится только к юридической. И не закон является главным гарантом ее становления и укрепления. Родители выполняют свои обязанности, прежде всего потому, что это является их нравственным долгом. Родительская ответственность представляет собой особое нравственно-психологическое состояние личности родителя, характеризующееся сознанием и чувством долга по отношению к детям. Как нравственно-психологический феномен, родительская ответственность включает в себя эмоциональную и рациональную сторону. Если эмоциональная сторона родительской ответственности складывается преимущественно под влиянием родительской любви, то ее рациональная сторона в основном формируется вследствие осознания объективного содержания родительской ответственности, которая представляет собой комплекс требований к родителям, обусловленных общественными потребностями, а также конкретной ситуацией, складывающейся в рамках семьи. Именно от чувства и осознания родительской ответственности зависит мера педагогической активности родителей. В зависимости от состояния, уровня развития рассмотренных и других компонентов воспитательного потенциала выделяются различные в социально-педагогическом отношении типы семей: 1) воспитательно-сильная семья; 2) воспитательно-устойчивая; 3) воспитательно-неустойчивая 4) воспитательно-слабая с утратой контакта с детьми и контроля за ними; 5) воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой; 6) воспитательно-слабая с агрессивно-негативной атмосферой;
7) маргинальная; с алкогольной, сексуальной деморализацией и т.д.; 8) правонарушительская 9) преступная; 10) психологически отягощенная Воспитательные возможности в семьях первого типа близки к оптимальным. Структурная и материально-бытовая характеристики таких семей не являются определяющими. В неполной или менее обеспеченной семье могут возникать серьезные воспитательные трудности, но на первый план выступают, прежде всего, атмосфера семьи, воспитательная позиция родителей, характер их взаимодействия с детьми, степень доверия, влияния, контроля Второй тип обеспечивает в целом благоприятные возможности для воспитания, несмотря на определенные трудности и конфликты в семейном взаимодействии, затруднения в выборе средств общения, в сохранении психологической близости, которые преодолеваются с помощью других социальных институтов, и, прежде всего школы Третий тип определен по признаку наличия неправильной педагогической позиции родителей (гиперопека, авторитарность, попустительство и т.д.), которая в то же время замыкается и корректируется Поэтому воспитательный потенциал подобных семей довольно высок, но результаты семейного воспитания требуют коррекции, как в отношении родителей, так и в отношении детей. Четвертый тип стал выделяться сравнительно недавно. Речь идет о семьях, в которых родители по разным причинам (плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической ку льтуры) не в состоянии правильно воспитывать детей. И хотя конфликты в таких семьях обычно не наблюдаются, постоянно происходит фактическая утрата влияния семьи на ребенка (особенно в подростковом возрасте), контроля за его интересами, планами, времяпрепровождением, контактами, В силу этого продуктивное взаимодействие с детьми минимально, поэтому «чем больше ослаблено влияние семьи... тем больше места в жизнедеятельности подростка и его развитии занимает стихия неформальных групп» [3].
Остальные типы семей, характеристики которых, как и уровень воспитательного потенциала, отчетливо видны в их названиях, также нередко встречаются в социально-педагогической действительности Воспитательный потенциал семьи, определяя её педагогические возможности, реализуется посредством ряда педагогических и социально-психологических механизмов. К таким механизмам относятся: • инпринтинг - запечатление, фиксирование ребенком, преимущественно в младенческом возрасте, на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него объектов, прежде всего родителей; • подражание - следование какому-либо предмету, образу, посредством чего происходит чаще всего непроизвольное усвоение ребёнком социального опыта; • экзистенциальный нажим - овладение языком и усвоение поведенческих норм в процессе взаимодействия со значимым лицом; • идентификация - процесс отождествления ребёнком себя с родителями или одним из них; • рефлексия - внутренний диалог, в котором подросток оценивает, принимает или отвергает те или иные семейные ценности, нормы, традиции. Указанные механизмы действуют с различной степенью интенсивности в различные периоды жизни ребёнка в родительской семье. Вместе с тем, все эти механизмы объединяет то, что они реализуются в процессе межличностного взаимодействия родителей и детей - в их общении и сотрудничестве в различных видах бытовой, игровой, познавательной, трудовой, культурно-досуговой и другой совместной деятельности, как в семье, так и за её пределами. Результатом этой деятельности выступает формирование определённого стиля взаимодействия, который определяет воспитательный эффект семьи в виде взаимного влияния родителей и детей друг на друга Проводимые в начале 90-х годов реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности, повлекшим за собой и изменения ее воспитательного потенциала Для большинства россиян ценность семьи и семейного образа жизни остается очень высокой (87%). Вместе с тем изменение социальных условий жизнедеятельности семьи привело к появлению негативных тенденций
Снижается интенсивность заключения браков и одновременно повышается уровень окончательного внебрачья. Повышается уровень разводимости. Уменьшается степень компенсации разводов повторными браками. Происходит снижение интенсивности рождения Как показали исследования для определенной части российских семей (не более 10%) социально-экономические реформы, насыщение рынка товаров и услуг, в том числе и в сфере физической культуры и спорта, означают расширение их воспитательных возможностей, т.к. позволяют лучше удовлетворять многообразные потребности детей, расширять их образовательный кругозор, больше времени уделять общению с ними и другим семейным делам. Однако в семьях, не адаптировавшихся к изменившимся социальным и экономическим условиям, накапливается психологическая усталость, переходящая в депрессию, раздражение и агрессивность. Большинство семей испытывает на себе масштабное явление недостаточности ресурсов (духовных и материальных), необходимых для выживания, полно ценного развития и социализма детей. Ведущим методом воспитания в семье, как известно, является метод подражания. Родители являются образцом для подражания, поэтому, чтобы предвидеть траекторию развития личности ребенка, важно учитывать личностные качества родителей. Качества личности родителей во многом определяют воспитательный потенциал семьи. Негативные качества родителей снижают способность семьи как педагогической системы к самоорганизации, самостабилизации, синтезогенезу, повышают ее чувствительность к негативным явлениям общества или приводят к закрытости, что ограничивает доступ культуры, снижает уровень образованности и воспитанности членов семьи, вследствие чего возникают сложности с социальной адаптацией у самих родителей и их детей. Выводы
Таким образом, в качестве важнейших составляющих воспитательного потенциала семьи можно выделить внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей и их личностные качества, состав и структура семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей.
Семья во все века нуждалась в помощи государства, его воспитательных и образовательных институтов в воспитании своих детей. Сегодня эта помощь необходима, как никогда. Поэтому поддержка семьи со стороны школы сегодня не может ограничиваться сообщением необходимых знаний родителям о том, как правильно воспитывать детей. Она должна реализоваться как общая заинтересованность учителей и родителей в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка, в оптимизации педагогического взаимодействия родителей с детьми при участии и с помощью школы и педагогов. Литература
1. Макаренко А. С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев]. - М.: Просвещение, 1969. - 359 с. 2. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. - М.: Учпедгиз, 1955. - 320 с. 3. Миньковский Г.М. Неблагополучная семья и противоправное поведение подростков//Социологические исследования. - 1982. - № 2. - С. 105-113. 4. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 1981. 5. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|