Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. Маркшейдерские работы при строительстве подземных ГЭС через транспортные тоннели (к машинным залам ГЭС) и через подходные тоннели




30.02. Маркшейдерские работы при отработке припортальных врезок транспортных и подходных тоннелей, сооружаемых при строительстве подземных ГЭС, выполняются в соответствии с указаниями главы 27.

30.03. Транспортные тоннели проходятся на отметку сводовых частей подземных залов ГЭС и после окончания всех горнопроходческих работ по сооружению сводовых частей подземных машинных залов понижаются на отметки нижних ярусов.

30.04. В транспортных и подходных тоннелях создается и развивается подземная полигонометрия по схеме, приведенной на рис. 30.1. Маркшейдерские работы по определению подземной полигонометрии выполняются в соответствии с главой 8.

30.05. Маркшейдерские работы при проходке транспортных и подходных тоннелей выполняются в соответствии с указаниями главы 27.

30.06. Ось подземных машинных залов ГЭС выносится от знаков подземной полигонометрии по способам, описанным в главе 27, и закрепляется в своде (в породе или на арках) через 5 м. От знаков подземной полигонометрии задаются нормали, от которых устанавливается арочная крепь и контролируется перпендикулярность забоя к продольной оси.

Рис. 30.1. Схема сооружения подземных ГЭС через транспортные и подходные тоннели:

1 - отводящие тоннели; 2 - шинные шахты с кабельными коллекторами; 3 - дренажная штольня; 4 - подводящие

тоннели; 5 - подходные штольни к подводящим тоннелям; 6 - вентиляционная сбойка; 7 - подходный тоннель; 8 -

транспортный тоннель; 9 - подземный машинный зал

30.07. Проходка подземных машинных залов ГЭС по высоте осуществляется от высотных реперов (костылей), выносимых нивелиром от реперов подземного высотного геодезического обоснования. Высотные реперы (костыли) закрепляются в стенах через 3 м.

30.08. Для разметки шпуров при проходке сводовой части подземного машинного зала на лоб проходческого забоя выносится проектный контур сводовой части подземного машинного зала. Вынос проектного контура производится от створа оси подземного машинного зала и высотных реперов, вынесенных (перенесенных) в лоб проходческого забоя.

30.09. Уничтоженные точки, фиксирующие створ оси подземного машинного зала, и высотные реперы (костыли) на пройденных участках восстанавливаются.

30.10. Съемка поперечных сечений при проходке сводовых частей подземных машинных залов выполняется через 3 м от высотных реперов, привязанных к оси подземного машинного зала.

При съемке необходимо набрать количество точек, обеспечивающее детальное отображение очертания сводовой части машинного зала.

30.11. По результатам съемок составляются поперечные сечения и определяются площади сечений сводовой части подземного машинного зала в соответствии с указаниями главы 28. Поперечные сечения составляются в масштабе 1:100.

30.12. Установленная арочная крепь при проходке сводовой части подземного машинного зала заснимается, результаты съемок заносятся в книгу установленной формы (приложение 27-1).

30.13. При возведении монолитной обделки сводовой части подземного машинного зала сводовая часть разбивается на блоки бетонирования протяженностью 6 - 8 м.

30.14. При бетонировании обделок сводовой части подземного машинного зала опалубка устанавливается с точностью ± 20 мм от створа оси подземного машинного зала и высотных реперов.

30.15. По блокам бетонирования от установленной опалубки выполняется съемка заопалубочных пространств, по результатам съемок составляются и вычерчиваются поперечники в масштабе 1:100. По поперечникам определяются площади заопалубочных пространств для определения объемов бетонирования. На блок бетонирования составляется три поперечных сечения (начало, середина, конец).

30.16. При выполнении буро-взрывных работ для устройства предварительного откола (отрыва) по нижнему контуру подземного машинного зала скважины пробуриваются строго на проектном расстоянии от оси подземного машинного зала и на проектную отметку. Оси скважин закрепляются в натуре, на стенах машинного зала выносится и окрашивается высотный горизонт, указывается глубина скважины.

Перед взрывом определяются фактические глубины скважин, вычисляются отметки их забоев, фактические отметки забоев сравниваются с проектными.

30.17. Подходные тоннели к трассам подводящих и отводящих тоннелей на различных отметках (достигается за счет уклонов, которые в отдельных случаях могут достигать 12 процентов) могут проходиться из транспортных тоннелей к подземным машинным залам ГЭС.

Подземная полигонометрия в подходных тоннелях создастся и развивается от полигонометрии транспортных тоннелей (см. рис. 30.1).

30.18. Ввиду малых радиусов кривых, вписываемых в трассы подходных тоннелей, при закладке полигонометрических знаков стороны полигонометрии могут получаться короткими (см. рис. 30.1). Для уменьшения влияния погрешностей центрировок на участках коротких сторон полигонометрии угловые измерения выполняются по трехтеодолитному способу с применением однотипных теодолитов (ТБ-1, Theo-010 Цейса).

30.19. При наличии наклонных вентиляционных ходков (скважин), пройденных из конечных участков подходных тоннелей в начальные (см. рис. 30.1), выполняются маркшейдерские работы по связке подземной полигонометрии и ее отметок.

30.20. Оси подходных штолен к подводящим тоннелям (рис. 30.2) выносятся полярным способом от полигонометрии с точностью ± 2 мм и закрепляются в подходных тоннелях. Вычисляются координаты трех точек на трассе подходных штолен - одна точка на пересечении оси подходных штолен с осью транспортных тоннелей, две другие слева и справа от нее на 0,8 - 1 м от стен транспортных тоннелей (рис. 30.3). Из решений обратных геодезических задач получают исходные данные для выноса осевых точек в натуру. Осевые точки закрепляются в своде транспортных тоннелей (в пробуренные шпуры забиваются деревянные пробки, в пробках оси закрепляются маркшейдерскими гвоздями).

30.21. Одна из осевых точек (дальняя, см. поз. 1 рис. 30.3) подходных штолен одновременно бетонируется в подошве транспортных тоннелей.

Рис. 30.2. Разрез по оси подземной деривации (А - А):

1 -подводящий тоннель; 2 - подходный тоннель; 3 - дренажная штольня; 4 - машинный зал ГЭС; 5 - подходный тоннель; 6 - отводящий тоннель

Рис. 30.3. Схема выноса осей подходных штолен к подводящим тоннелям от полигонометрии подходных тоннелей:

1 - машинный зал ГЭС; 2 - горизонтальная часть подводящего тоннеля; 3 - подходная штольня; 4 - осевые точки, закрепленные в своде; 5 - подходный тоннель

30.22. Первоначальная проходка подходных штолен к трассам подводящих тоннелей осуществляется от трех осевых точек, закрепленных в транспортных тоннелях. После удаления проходческих забоев на 15 - 20 м на дальние осевые точки (см. поз. 1 рис. 30.3) подходных штолен передаются дирекционные направления, определяются координаты и отметки от знаков полигонометрии подходного тоннеля (см. рис 30.3). По полученным значениям координат осевых точек устанавливают их соответствие проектным значениям координат осей. Между осевыми точками измеряют фактические расстояния и сравнивают их с вычисленными.

Отклонения, установленные в процессе определения фактических координат осевых точек, учитываются при выносе осей подходных штолен и горизонтальных участков подводящих тоннелей.

30.23. Дальнейшее проведение подходных штолен осуществляется от осей, выносимых инструментально с осевых точек (см. поз. 1 рис. 30.3).

30.24. Горизонтальные участки подводящих тоннелей сооружаются от осей и высотных реперов, выносимых с осевых точек, для которых определены координаты и отметки (см. поз. 1 рис. 30.3).

По окончании проходческих работ в горизонтальных участках подводящих тоннелей в них закладываются и определяются полигонометрические знаки. Определение координат и отметок производится от осевых точек (см. поз. 1 рис.30.3). Полигонометрические знаки закладываются в местах, обеспечивающих выполнение с них разбивочных и съемочных работ при дальнейшем сооружении подземных машинных залов ГЭС и других подземных выработок.

30.25. При устройстве сопряжений горизонтальных участков подводящих тоннелей с подземными машинными залами ГЭС выполняются маркшейдерские работы по увязке осей и высот.

30.26. Продольные оси горизонтальных участков подводящих тоннелей выносятся и закрепляются в стенах подземных машинных залов ГЭС. По вынесенным осям выполняется контроль - определяются фактические расстояния между осями горизонтальных участков подводящих тоннелей.

30.27. В процессе проходок горизонтальных участков подводящих тоннелей выносятся оси и высотные реперы (костыли), которые закрепляются в стенах через 3 м. Съемки выполняются через 3 м от заснятой арочной крепи или от высотных реперов (костылей), привязанных к оси тоннелей способом засечек по двум рулеткам.

30.28. По результатам съемок составляются и вычерчиваются поперечные сечения в масштабе 1:50 и определяются площади фактических сечений способами, изложенными в главе 27.

30.29. Металлическая облицовка горизонтальных участков подводящих тоннелей устанавливается от увязанных осей и отметок. Установка металлических секций может выполняться способом, описанным в главе 29.

30.30. Перед бетонированием установленные металлические секции заснимаются. Отметки лотка и свода дополнительно получают из непосредственного нивелирования. Результаты съемок заносятся в ведомости.

30.31. От окончательно установленных металлических секций выполняется съемка затрубного пространства через 3 м. По результатам съемок составляются и вычерчиваются поперечники в масштабе 1:50 и определяется площадь затрубного пространства в соответствии с указаниями главы 27.

30.32. Вертикальные участки подводящих тоннелей сооружаются через фурнели. Оси фурнелей выносятся от определенных осевых точек (см. поз. 1 рис. 30.3) в подходных тоннелях и полигонометрических знаков, заложенных непосредственно в горизонтальных частях подводящих тоннелей. Маркшейдерские работы по проходке фурнелей выполняются в соответствии с главой 28 и соответствующими пунктами главы 29.

30.33. По окончании проходческих работ по фурнелям оси фурнелей, вынесенные снизу вверх от подземной полигонометрии, проверяются от геодезического обоснования на дневной поверхности.

30.34. Маркшейдерские работы при сооружении вертикальных участков подводящих тоннелей выполняются в соответствии с указаниями главы 29.

30.35. Маркшейдерские работы при проходке подходных штолен из подходного тоннеля к отводящим тоннелям и обеспечение выноса осей и отметок при сооружении отводящих тоннелей выполняются в соответствии с пп. 30.20 - 30.24.

30.36. Отводящие тоннели имеют наклонные переменные сечения, и для обеспечения детальных разбивок по переносу проектов в натуру маркшейдерами «в две руки» по проектным чертежам выполняются дополнительные расчеты по сечениям, разбивается пикетаж по центральной оси, составляются и вычерчиваются проектные поперечные сечения через 1 м в масштабе 1:50. На проектных поперечных сечениях красной тушью показываются проектные отметки лотка, центра свода, проектные радиусы, центры, внутренний и внешний контуры бетонных обделок, вычисляются и выписываются площади сечений.

На детальных проектных поперечных сечениях показываются точки принятых смещений осей в плане и профиле, которые выносятся с маркшейдерских столиков для обеспечения разбивок и съемок при выполнении горнопроходческих работ. От точек смещенных осей указываются расстояния до центра отводящих тоннелей, до бетона и разработки (породы), до лотка и свода, до временной крепи.

30.37. Копии детальных проектных сечений обязаны иметь при себе все маркшейдеры, выполняющие разбивки и съемки в наклонных отводящих тоннелях, а также горные мастера.

30.38. Отводящие наклонные тоннели могут сооружаться на полное сечение и по частям - проходка и бетонирование сводовых частей (верхний уступ); разработка и бетонирование штросс, обратных сводов.

30.39. При сооружении наклонных отводящих тоннелей на полное сечение разбивки и съемки при проходке, бетонировании выполняются от проектного центра, выносимого с маркшейдерского столика, устанавливаемого по оси тоннеля и на высоте, обеспечивающей постановку теодолита (пересечение визирной и горизонтальной осей трубы теодолита) на отметке проектного центра тоннеля. Маркшейдерский столик закрепляется на специальных фермах (каркасах), подвешиваемых к анкерам в своде и надежно раскрепляемых. В зависимости от местных условий на высоте проектного центра (с учетом высоты инструмента) могут закрепляться два маркшейдерских столика - слева и справа от оси тоннеля и на одинаковых расстояниях.

30.40. Проектный центр наклонного отводящего тоннеля выносится теодолитом с маркшейдерского столика в лоб проходческого забоя перед каждой операцией по разметке и обуриванию проходческого забоя. От вынесенного центра производится съемка сечения и размечается проектный контур отводящего тоннеля.

По результатам съемок составляются поперечные сечения.

30.41. Ось наклонного отводящего тоннеля выносится и закрепляется в своде через 5 м.

30.42. При бетонировании обделок наклонных отводящих тоннелей на полное сечение опалубка устанавливается по радиусам от проектных центров тоннеля. Проектные центры выносятся с маркшейдерских столиков в деревянные расстрелы, раскрепляемые в тоннеле через 10 - 15 м. При установке кружал необходимо строго на проектное положение установить плоскость первого кружала. Установка и проверка правильности плоскости первого кружала выполняются от точки, лежащей на оси тоннеля (рис. 30.4). Плоскости последующих кружал проверяются путем определения горизонтального и вертикального опережения с помощью рулетки от плоскости первого кружала.

Рис. 30.4. Схема установки и проверки плоскости первого кружала:

1 - кружало; 2 - поперечный брус для закрепления физической оси; 3 - тальреп; 4 - физическая ось; 5 - марка на физической оси

30.43. От установленных опалубок через 1 м выполняется съемка заопалубочного пространства. По результатам съемок составляются и вычерчиваются поперечные сечения в масштабе 1:50. Составление и содержание поперечных сечений, определение площади заопалубочных пространств аналогично указаниям главы 27.

30.44. При сооружении наклонных отводящих тоннелей способом верхнего и нижнего уступов (по частям) проходка верхних уступов осуществляется от высотных реперов и смещенных осей. Высотные реперы и смещенные оси выносятся теодолитом с маркшейдерских столиков, которые устанавливаются и бетонируются по нормали слева и справа от оси наклонного отводящего тоннеля (на расстоянии 0,5 - 0,7 м от стен тоннеля и выше проектной отметки подошвы верхнего уступа).

30.45. Высотные реперы закрепляются через 3 м маркшейдерскими гвоздями в деревянных пробках или на арках. Высотные реперы привязываются к оси отводящего тоннеля (теодолитом по рейке определяется расстояние до высотного репера от смещенной оси). Левый и правый высотные реперы должны иметь одинаковый пикетаж.

30.46. Смещенные оси закрепляются в своде через 5 м или на арках. Для точек смещенных осей и высотных реперов определяется пикетаж от нормали маркшейдерских столиков.

Рис: 30.5. Разметка контура выработки отточек наклонных лучей:

1 - точка наклонного луча; 2 - горизонт наклонного луча

30.47. Перед обуриванием проходческого забоя маркшейдером производится съемка поперечного сечения и разметка проектного контура верхнего уступа. Для съемки и разметки проектного контура в лоб проходческого забоя с маркшейдерских столиков теодолитом выносятся точки смещенных осей в плане и профиле. Разметка контура выполняется с помощью шаблонов или по способу, изображенному на рис. 30.5.

30.48. Съемка поперечных сечений верхних уступов наклонных отводящих тоннелей производится от заснятых арок или от высотных реперов способом засечек по рулеткам, а также с помощью транспортиров (рис. 30.6).

30.49. При бетонировании обделок верхних уступов наклонных отводящих тоннелей устанавливаются и бетонируются бонтины (направляющие) на проектных отметках пят кружал. Бонтины (направляющие) устанавливаются на проектные отметки и проектные расстояния от оси с помощью теодолитов, устанавливаемых на маркшейдерских столиках.

Рис. 30.6. Съемка сечения от высотных реперов с помощью транспортиров:

1 - контур выработки; 2 - рулетка; 3 - шест; 4 - полукруг из фанеры или плексигласа; 5 - высотный репер; 6 - свод выработки; 7 - рулетка; 8 - шест; 9 - отвес; 10 - клин

30.50. Маркшейдерские разбивки и съемки при разработке нижних уступов наклонных отводящих тоннелей выполняются от точек смещенных осей в плане (от оси наклонных отводящих тоннелей) и соответствующих высоте проектных центров наклонных отводящих тоннелей. Смещенные точки выносятся теодолитом с маркшейдерских столиков в лоб проходческого забоя или в специально установленные расстрелы.

30.51. При бетонировании нижних уступов наклонных отводящих тоннелей кружала опалубки устанавливаются от проектного центра наклонных отводящих тоннелей в соответствии с указаниями п. 30.42.

30.52. Сооружение наклонных отводящих тоннелей может осуществляться через пилот-штольни. Проходка пилот-штолен производится по смещенной оси, выносимой теодолитом с маркшейдерского столика.

30.53. При наличии пройденных пилот-штолен разработка отводящих наклонных тоннелей производится сверху вниз. Для обеспечения маркшейдерских разбивок и съемок при разработке наклонных отводящих тоннелей маркшейдерские столики бетонируются в верхних участках наклонных отводящих тоннелей. Для бетонирования и определения маркшейдерских столиков в верхние участки наклонных отводящих тоннелей через пилот-штольни передаются координаты и отметки.

30.54. Разбивки, съемки, составление поперечных сечений и т.п. при сооружении отводящих тоннелей способом верхнего и нижних уступов через пилот-штольни выполняются в соответствии с пп. 30.40 - 30.50.

30.55. Во всех случаях для маркшейдерских столиков определяются координаты, отметки, передаются направления на них (не менее двух) со знаков полигонометрии осевых точек (для которых определены координаты и отметки в подходных тоннелях и непосредственно в подходных штольнях к отводящим тоннелям).

30.56. При устройстве сопряжений вертикальных торцовых частей отводящих тоннелей с подземными машинными залами ГЭС выполняются маркшейдерские работы по увязке осей и отметок.

30.57. Маркшейдерские работы по проходке верховых и низовых дренажных штолен вокруг подземных машинных залов (см. рис. 30.1) выполняются от подземной полигонометрии, которая создается и развивается от полигонометрии транспортных или подходных тоннелей.

30.58. При сооружении кабельных коллекторов и шинных шахт из подземных машинных залов в подземные машинные залы прокладываются полигонометрические и нивелирные ходы от полигонометрии и подземного высотного обоснования транспортных тоннелей. От полигонометрии подземных машинных залов ГЭС задаются направления кабельных коллекторов, выносятся отметки и развивается полигонометрия и высотное обоснование непосредственно в кабельных коллекторах.

30.59. От полигонометрии и высотного обоснования кабельных коллекторов выносятся отметки и оси фурнелей шинных шахт. Разбивки и съемки при проходке фурнелей и шинных шахт выполняются в соответствии с главой 29.

30.60. В готовых подземных гидротехнических сооружениях выносятся и закрепляются увязанные оси и отметки, которые обеспечат выполнение разбивок и съемок при монтаже оборудования. В транспортных тоннелях и подземных машинных залах в монолитных обделках (лотках) закладываются и определяются полигонометрические знаки. По полигонометрии составляются схемы, каталоги координат, высот, смещения знаков от оси подземных машинных залов транспортных тоннелей и пикетаж.

30.61. В процессе выполнения горнопроходческих работ по подземному комплексу выполняются наблюдения за деформациями. Все наблюдения выполняются в соответствии с главой 27.

30.62. По готовым подземным сооружениям выполняются съемки от увязанных осей и отметок. Съемки поперечных сечений выполняются:

а) по подводящим и отводящим тоннелям через 3 м;

б) по подземным машинным залам ГЭС - через 5 м;

в) по шинным шахтам, кабельным коллекторам - через 10 м.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...