Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебное пособие по анатомии для художников. Издано не было. Сохранились лишь отдельные рисунки.

РУССКАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ

Академическая система обучения

Usual Clonazepam Adult Dose for Seizure Prophylaxis: board job. Viibryd could cause heart defects or serious lung problems within a newborn through the medication in pregnancy no rx cialis Avoid driving or operating hazardous machinery and soon you learn how the medications affect you, and employ caution when getting up from a sitting or lying position cialis discount.

argaiv1246

В 1758 году по инициативе И. И. Шувалова в Петербурге была основана академия трех знатнейших художеств — живописи, скульптуры и архитектуры, где впервые стали серьезно обучать изобразительному искусству русских художников. Здесь начала формироваться новая методика преподавания рисования. В меценатстве Шувалова была ясная, четкая идеология: развить в России науки и искусства и доказать миру, что русские люди, как и другие народы, могут достичь успехов во всем - только создайте им условия!

Основным учебным предметом в академии был рисунок!

Методика преподавания рисунка.

Занятия рисованием строились следующим образом: «Классы разделялись на утренние, от 9 до 11, и вечерние, от 5 до 7 ч. В течение утренних классов каждый занимался своей специальностью, а вечером все, кто бы в каком классе ни был, рисовали французским карандашом. По истечении месяца рисунки выставлялись в классах на рассмотрение профессоров; это было что-то вроде экзаменов. Кроме того, каждую неделю выставлялись фигуры, гипсовые головы, по отношению к которым требовалось, чтобы контуры с них делались бы самые верные, хотя тушевка при этом и не была окончена. На месячные рассмотрения, или экзамены, эти недельные работы могли не представляться учениками, так как их рассматривал профессор в течение недели, но некоторые работы, исключительно приготовляемые для месячного экзамена, уже выставлялись к назначенному сроку непременно».

Воспитанники академии разделялись на группы по возрастам:

1-я группа — с 6 до 9 лет,
2-я — с 9 до 12,
3-я — с 12 до 15 лет,
4-я — с 15 до 18 лет.

Я группа

В первой группе, помимо общеобразовательных дисциплин, практиковались рисунки с оригиналов, гипсов и с натуры. Рисование начиналось со знакомства с техникой и технологией. Карандаш требовалось держать дальше от очищенного конца, что давало большую свободу и подвижность руки. Образцами в оригинальных классах служили гравюры с рисунков выдающихся мастеров, рисунки преподавателей академии, а также и рисунки особо отличившихся учеников. Особой популярностью у преподавателей и воспитанников пользовались рисунки Греза. Выразительность линий в его рисунках помогала учащимся наглядно видеть и понимать пластику форм.

Я группа

Во второй группе рисовали с оригиналов, гипсов и с натуры. К концу года ученики начинали копировать с оригиналов рисунки голов, частей человеческого тела и обнаженные человеческие фигуры (академии), вначале гипсовые, а затем живые. С натуры рисовали орнаменты и гипсовые головы.

Я группа

В третьей группе изучались: перспектива, рисование с оригиналов, гипсов и с натуры, живопись, скульптура, архитектура, гравировальное искусство. С натуры рисовали гипсовые фигуры Антиноя, Аполлона, Германика, Геракла, Геркулеса, Венеры Медицейской.

Здесь ученик рисовал с гипсовых слепков до тех пор, пока у него не появлялись необходимые профессиональные навыки. После этого он мог перейти к рисованию живой натуры в натурном классе. Рисуя фигуру, ученик обязан был тщательно изучить не только схему ее построения, но и точный абрис той или иной модели.

Я группа

Воспитанники четвертой группы рисовали обнаженную живую натуру и изучали анатомию. Затем шел класс манекена и композиции, а также копирования живописных произведений в Эрмитаже.

Занятия в натурном классе проходили с 17 до 19 часов вечера. Пока рисовались рисунки во всех классах академии, учеников не выпускали из классов, чтобы они не давали оканчивать за себя работу другим воспитанникам, лучше их рисующим».

Итак, система и методика обучения рисунку в России в XVIII веке была отличной от многих академий Западной Европы и современных художественных учебных заведений. Если в современных учебных заведениях студент обязан выполнить программу курса в течение года, невзирая на успехи, то в академии XVIII века, а также в первой половине XIX века воспитанник мог переходить из одного класса в другой, например из гипсофигурного в натурный, только достигнув определенных успехов. Поэтому не удивительно, что в 14 лет Ф. Бруни уже рисовал сложные двухфигурные постановки с обнаженных натурщиков, оставаясь в третьей возрастной группе.

Такой метод преподавания рисунка заключал многие положительные моменты.

Во-первых, он заставлял каждого педагога более целенаправленно вести занятия с каждым учеником, более внимательно следить за его успехами, учитывать его индивидуальные возможности и способности. Во-вторых, такое обучение рисунку создавало благоприятную почву для усовершенствования методики преподавания и поиска новых, более эффективных методов и приемов обучения.

Антон Павлович Лосенко

С 1769 года в академии начинает преподавать прекрасный рисовальщик и замечательный педагог А. П. Лосенко, уделявший много внимания не только практике, но и теории рисунка. Его яркая педагогическая деятельность очень скоро завоевала всеобщее признание. Начиная с Лосенко, русская академическая школа рисунка получила свое особое направление.

Лосенко поставил своей задачей дать научно-теоретическое обоснование каждому положению академического рисунка и прежде всего при рисовании фигуры человека. Для этой цели он начал основательно изучать пластическую анатомию, искать правила и законы пропорционального членения фигуры на части, вычерчивать схемы и таблицы для наглядного показа своим ученикам. С этого времени метод преподавания рисунка стал основываться на серьезном изучении анатомии, пропорций человеческой фигуры, перспективы. Все эти научные знания, необходимые художнику, Лосенко с большой убедительностью и ярким педагогическим талантом умел передавать своим ученикам.

Заслуга Лосенко состоит не только в том, что он хорошо поставил дело преподавания рисования в Академии художеств, но и в том, что он позаботился о дальнейшем его развитии. В этом свою роль должны были сыграть его теоретические труды и учебные пособия. Среди них особо следует отметить следующие:

1. «Изъяснение краткой пропорции человека или начертание академической фигуры». Работа состояла из трех разделов. В первом и во втором разделах идет речь о размерах мужской фигуры по высоте и ширине; третий раздел посвящен профильному изображению.

Пособие Лосенко помогало решать важную задачу — вооружать молодых художников объективными знаниями о закономерностях строения человеческого тела, учить их правильно измерять и улавливать разницу в размерах частей фигуры. Это пособие было направлено на развитие глазомера. Не математическими расчетами должен заниматься художник, не с помощью линейки и циркуля он должен измерять натуру, а на глаз - «циркуль должен быть в глазу». И в этом плане пособие Лосенко служило совершенствованию художественного образования.

Учебное пособие по анатомии для художников. Издано не было. Сохранились лишь отдельные рисунки.

2. Руководство, как увеличить и уменьшить фигуру человека.
Это пособие также не было издано и сохранилось в копии, выполненной Ястребиловым. Оно представляет собой альбом большого формата, содержащий таблицы-рисунки с пояснительным текстом. На рисунках.

В двух отделах пособия раскрываются пропорциональные и конструктивно-анатомические закономерности строения человеческого тела и методы использования контурных линий.

Метод членения фигуры на части Лосенко сохраняет прежний — части и доли, однако принципы расчета и построения значительно усложняет. На помощь художнику приходят линейка и циркуль, опорные промежуточные точки.
Первый раздел посвящен изображению головы. Объяснение начинается с разбора головы в фас и профиль. Здесь указываются правила построения изображения формы головы и закономерности ее пропорционального членения. Затем следует пояснение этих закономерностей на особенностях строения черепа. Далее раскрываются закономерности перспективного видоизменения формы головы в зависимости от наклона и поворота головы, показываются характерные особенности положения головы в пространстве.

Во втором отделе пособия внимание автора сосредоточено на рисунке фигуры человека. Объяснение начинается с показа условного членения фигуры на пропорциональные части. Затем анализируются особенности построения в фас и в профиль. После этого Лосенко переходит и к изображению фигур в свободных движениях.

4. Альбом таблиц-оригиналов.
Это пособие состояло из рисунков голов и фигур и было предназначено для учащихся оригинального класса.

Лосенко рассматривал рисование с оригиналов не как механическое дело, а как важный момент в развитии координации движений рук и глаза, а следовательно, и в профессиональной подготовке рисовальщика и художника. Н. М. Молева справедливо отмечает:

«Один из исходных моментов академической системы заключался в том, что ученику прежде всего сообщали определенное ремесленное умение, технические навыки, предшествовавшие, как считалось, занятиям собственно искусством. Сюда относилось развитие глазомера, твердости и точности руки, что достигалось многолетним копированием так называемых оригиналов — рисунков мастеров и гравюр. В результате вырабатывалось полное подчинение глаза руке, что составляло основу академической методики XVIII века: глаз следовал за натренированной рукой, рисовавшей предметы почти на память и не привыкшей подчиняться зрительным впечатлениям».


Недостаточное внимание к вопросам методики преподавания, неумение сочетать теорию с практикой часто приводят к тому, что ученики медленно достигают успехов. Более того, считает Урванов, вследствие этого педагог не успевает уделить внимание всем ученикам. «От сего недостатка правил учители художествам всегда находят при обучении учеников трудность, когда хотят, по усердию к должности и по любви к подражанию природе, им подавать свои наставления, так что при случае погрешности ученической могут показать оную только поправкою; но как часто, по множеству учеников, недостает времени каждому поправить, то и успехи их бывают медлительны». Обучение рисунку должно строиться так, чтобы ученик, рисуя с натуры, не пассивно копировал, а сознательно изучал модель, приобретал новые знания.

К концу XVIII — началу XIX века русская школа академического рисунка уже полностью сформировалась. Была выработана четкая система художественного образования и эстетического воспитания молодых художников, были найдены удачные формы и методы обучения рисунку. Анализируя академическую систему методов преподавания рисования этого периода с позиций современной педагогической науки, мы видим, что она строилась на четких дидактических принципах. Здесь придерживались принципа научности, который предъявлял строгие требования как к учащимся, так и к преподавателям, принципа воспитывающего обучения (идейной направленности) и принципа систематичности и последовательности в изучении материала. Академия художеств стала научно-методическим центром по всем вопросам художественной жизни России.

Бруни Федор Антонович — российский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля. Кроме исторических и религиозных картин он писал портреты, впрочем, немногочисленные. Главная его сила была в композиции и правильности рисунка; в его картинах видно много академического знания, которое было пополняемо художественностью содержания, а часто и чувством.

Фёдор в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева.

В 1840 г. своё большое произведение: «Медный змий», которое произвело в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца. Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далеко не блестящему, но соответствующему содержанию грозного библейского события. В этой картине Бруни показал в полной силе все своё глубокое, академическое знание рисунка.

 

Бруни, Федор Антонович

(Fedelio Bruni) — сын швейцарского плафонного живописца; род. в Москве 23 июня 1800. Ученик Акад. худож.; по окончании курса отправился на свой счет в Рим. В 1834 г. за картину: "Смерть Камиллы", сделан академиком. В 1840 кончил "Медного змия", с 1845 исполнял образа для Исакиевского собора. С 1855 по 1871 состоял ректором живописи и ваяния; с 1866 заведовал Мозаическим отделением. Ум. 1875 в Петербурге. Бруни много занимался гравированием крепкой водкой в картонной манере (Cartonstich), т. е. с полутенями. Портреты Ф.А. Бруни гравированы: им самим, Козловым, Шевченкой, Шамшиновым и по способу Колласа. Писанный Яковлевым находится в Академии художеств. Там же и гипсовый бюст его, работы Каменского. — Гравюры его работы:

1. Св. Семейство и Св. Елизавета, с его собственного рисунка. Фигуры поколенные; грав. крепкой водкой (без всякой подписи), в Риме в 1824 г. Доска находится y г. Бруни (сына); в 1879 г. делали с нее новые отпечатки. 8 х 7.10½*.

2. Св. Семейство; другой лист, меньшего размера. Младенец Хр. стоит и гладит агнца, Божия Матерь поддерживает Христа, Иоанн стоит, преклонив колено, Иосиф вдали читает; в облаках 5 ангелов. 3.7 х 5.3½. На экземпляре Е. Тевяшова в левом углу монограмма Ф.А. Бруни, a в экземпляре Е.Е. Рейтерна против нее в правом углу видна вся подпись его.

3. Троица; на экземпляре Е.Н. Тевяшова, в правом углу доски сделана подпись пером рукою Бруни (Ф. Бруни). 7.1½ х 9.6.

4. Два римских воина; первый в каске, стоя на одном колене, правою рукою бросает вверх ядро, a левою прикрывается щитом; другой воин, в простом колпаке, тоже стоя на коленах, поддерживает руками первого. Грав. крепкой водкой, без всякой подписи; 7.7½ х 7.6½.

5—14. Десять листов, исполненных по заказу Общества Поощрения Художников, с заглавным листом: "Очерки событий из Российской Истории Сочиненные и Гравированные Профессором Живописи Ф. Бруни, С пояснительным Текстом Соч. М. Резвого. Изданы Обществом Поощрения Художников. В С.-Петербурге 1839"; две тетради по 5 рисунков, посвящены императору Николаю I; текст приложен на 10 отдельных листах; рисунки в большой лист в длину, гравированы в очерках, с легкими тенями (Cartonstich). Медные доски с гравированными самим Бруни рисунками были переданы бывшему казначею Общества Поощрения Художников Савину, для вырезания на них подписей; после смерти Савина они исчезли неизвестно куда (Ваулин).

Тетрадь 1-я: 1. Заглавный рисунок изображает самого Бруни, сидящего на стуле, читающего книгу, которая лежит y него на коленях; слева открытая папка и бюст Карамзина; события и богатыри мчатся перед ним "воздушными полками". — 2. Призвание варяжских князей. — 3. Гибель русского флота под Цареградом. — 4. Прибытие в Киев епископа. — 5. Смерть Аскольда и Дира.

Тетрадь 2-я: 6. Поход Олега в Царьград по реке Днепру. — 7. Олег прибивает щит свой к вратам Цареграда. — 8. Кончина Олега. — 9. Действие огня греческого при осаждении Константинополя Игорем. — 10. Мщение Ольги против послов древлянских.

Следующие 18 листов этой серии остались не изданными:

15. Первый воинский подвиг Святослава II

16. Убиение Игоря древлянами

17. Молодой киевлянин извещает Претича об опасности Киева, осажденного печенегами

18. Свидание Святослава с имп. Цимисхием

19. Крещение Ольги

20. Крещение Руси

21. "Владимир, пылая мщением убить Бориславу, бросает меч свой при трогательном действии своего сына. Бруни. Рим". Надпись эта сделана собственноручно Бруни на офорте.

22. Первые христианские мученики в Киеве

23. Убиение Бориса

24. Любический съезд князей под председательством Владимира Мономаха

25. Нестор летописец

26. Ослепление Василька

27. Убиение Андрея Боголюбского

28. Плен Игоря Северского

29. Игорь Северский и Всеволод Трубчевский на Каяле-реке

30. Битва на Сале, где Владимир Мономах разбил половцев

31. Гибель Олега, растоптанного конями Владимира

32. Избиение половецкого посольства при Мономахе

Все эти листы без подписи и без легенд. Литография Бруни:

33. А.С. Пушкин. Погрудное изображение его на смертном одре с иконою на груди. Без подписи; сделано в 1837 г.; печатано на большом листе (перечень работ Бруни сделан Е.Е. Рейтерном).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...