Выделяют два основных типа тактильных книг
Деление по возрасту. До 1 года – без текста. 2–4 года – могут быть с текстом, использованием шумовых эффектов, запахов, игровых моментов. 5–6 лет – книги-задания. Больше подробностей в изображении предметов. Материалы. дерево, пластик, различные ткани, мех, кожа, молнии, пуговицы, липучки, крупа, настоящие предметы – свистки, кошельки и т.д. Предметы на страницы можно пришить, привинтить, приклеить. Главное требование к материалам. Безопасность для ребенка. Используются только экологически чистые материалы и клей. Техника изготовления. Контрастные на ощупь материалы: контраст фона и предмета. Особо нужно подчеркнуть, что для слабовидящих необходимы еще и яркие, контрастные цвета. Малое количество предметов на одной странице. Не очень большой формат страниц, чтобы ребенку было удобно взять книгу в руки. Для обозначения низа страницы по его краю пришивается шнурок. Предметы можно прикрепить на шнурки, кнопки, липучки. Переплет. это либо страницы, сшитые различными способами из мягких материалов, либо связанные мягкой веревкой или шнурком. Очень важно сохранять точные пропорции деталей в каждом предмете, животном.
Обязательны в книге игровые моменты, например открывание и закрывание карманов для развития мелкой моторики. Лучше всего, чтобы при использовании книги было задействовано не только осязание, но и обоняние, слух. Книги могут сопровождаться крупным контрастным текстом (для слабовидящих). Можно увеличить или уменьшить количество мелких деталей, например пятнышек на спинке божьей коровки. Важно изображать предмет со всех сторон – спереди, сбоку, сзади (три изображения). Основные требования. прочность и безопасность книги для ребенка.
А вот отечественный опыт Методические указания для изготовления книг для тотально слепых детей, разработанные в Санкт-Петербургской библиотеке для слепых, основаны на рекомендациях их финских коллег. И поэтому у них много общего, хотя есть и некоторые уточнения и дополнения.
Тематика книг. Народные сказки («Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»), обучающие книги – счет, форма предметов и т.д.
Основные требования к тактильной книге:
– Книга не должна быть тяжелой.
– Страницы должны быть мягкими, приятными на ощупь.
– Цвета в изображении людей, животных, предметов должны соответствовать натуральным, несмотря на то что книжка адресована слепым.
– Четкий контраст фона и предмета и по цвету, и на ощупь.
– Предельно широко использовать карманы, клапаны, мешочки, которые можно открывать и закрывать, что-то в них класть для развития мелкой моторики.
Методы изготовления. различные аппликации. Материалы: ткань, дерево, мех, бумага и т.д., а также мягкая игрушка.
Если один и тот же предмет повторяется на нескольких страницах, необходимо сохранять его единый размер, конфигурацию, чтобы ребенок не перепутал его с другими.
Книга может сопровождаться брайлевским (для уже умеющих читать) или крупнокегельным текстом (для слабовидящих). Текст может располагаться либо внизу страницы, либо в виде отдельной книжки.
Если в книге много предметов, прикрепленных на шнурках, липучках и т.д., то лучше, чтобы книга закрывалась на завязки, липучки или кнопки.
На обратной стороне книги должен быть карман с выходными данными издания.
Мы хотели бы только напомнить тем, кто будет делать эти книги, что внутрь каждой шитой страницы лучше бы вложить слой ткани, чтобы страница была пухлой. Это, как сказали на практики, делает книжку для слепого ребенка тактильно более комфортной, а аппликации более выпуклыми и удобными для восприятия. И еще одно наблюдение практиков, которое следовало бы учесть. Приятнее всего для детских пальчиков материалы, которые тифлологи называют «мягкой наждачкой». Из тканей это вельвет, бархат, плюш. Дети очень любят байку и фланель, потому что она им знакома по их одежде. Но здесь есть и опасность. Ребенок может и не принять, например, фланелевую кошку, потому что «кошка не может быть платьицем».
Хорошо воспринимают дети мех, но только с коротким ворсом. Длинный ворс отвлекает внимание и мешает восприятию контуров предмета.
Из бумаг лучше всего воспринимаются бумаги с шершавой, бархатистой поверхностью, те, что используются в детском творчестве.
Любят многие дети и предметы из дерева, но оно должно быть самым тщательным образом отполировано или покрыто экологически чистым лаком, чтобы ребенок не занозил пальцы.
И еще. Конечно, в книжке нельзя изобразить в полную величину дом или собаку. Но если в одной книжке будет домик побольше, а в другой – такой же поменьше, то постепенно у ребенка можно сформировать понятие о пропорциях предметов.
И говорить о мягких книжках для маленьких слепых детей, и освещать опыт их создателей на страницах нашей газеты мы будем еще не раз. Но в заключение просто необходимо сделать первые, неотложные выводы. ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, И НЕМЕДЛЕННО
Очень надо, чтобы в ближайшее время появилось некое издательство, которое наладило бы выпуск мягких книжек для маленьких тотально слепых детей в соответствии с теми требованиями и нормативами, которые будут разработаны и рекомендованы учеными.
Нужна отработанная и проверенная методика изготовления таких книг плюс подробные, понятные всем рекомендации. Может быть, даже примеры правильных и неправильных изображений. Разработка этой методики должна быть профинансирована государством, поскольку слепые дети – инвалиды. Их постепенная адаптация в процессе роста и развития во взрослом мире – проблема общегосударственная.
Конечно, деньги издательство может получить и от спонсоров. Главное, чтобы решающее слово в изготовлении этих книжек принадлежало специалистам, ученым. Только в этом случае книжки для маленьких слепых детей будут действительно ими приняты и принесут пользу.
Книги эти должны храниться в библиотеках для незрячих. Они могут быть только штучными. Делать их долго. И потому пушистых книжек на всех маленьких слепых детей не хватит. А они должны быть доступны всем. Кроме того, вопросы хранения и реставрации этих книг – проблема достаточно сложная.
Для успешного решения проблемы нужна некая консолидация людей, которые будут теоретически и практически разрабатывать тематику и архитектонику книг для тотально слепых и слабовидящих детей, а затем изготавливать их.
Это конструкторы книги, художники, особенно художники-прикладники, аппликаторы, люди, которые знают, могут, умеют и понимают, насколько нужны мягкие, добрые и в то же время дающие знания книжки для любого, особенно слепого ребенка.
________________________________________________________________________________
Этапы создания тактильной книги
Первый этап «Придумать», представить книгу. Работая над художественным произведением, мы не можем сделать «видимым» каждое слово, поэтому необходимо отработать ключевые моменты действия, персонажей и предметы, которые станут осязаемыми. Исходя из этого, выбирается формат и вид книги. Необходимо также решить, из каких материалов будет сделана книга, каждый конкретный сюжет, персонаж. Материалы должны быть максимально приближены к действительности, чтобы дать ребенку реальное представление ощущений.
Второй этап Нарисовать каждую страницу, каждый предмет в натуральную величину, продумать размещение объектов и текста на странице.
Третий этап
Напечатать текст и распечатать его в плоскопечатном виде и по Брайлю
Четвертый этап Сделать выкройки страниц и предметов и изготовить их. Следует помнить о том, что фон и предметы должны быть контрастными.
Пятый этап
Пятый этап Прикрепить предметы к страницам. Предметы могут быть в виде аппликации из различных материалов, их можно пришить, приклеить нетоксичным клеем, даже привернуть на болты. А те предметы, которые изготовлены целиком, и которыми можно манипулировать, лучше прикрепить с помощью шнурков, липучек и др. так, чтобы они не потерялись.
Очень важен игровой момент. Детям нравится, когда предмет можно потрогать и поиграть. Для этого используются различные карманы, дверцы, отверстия и т.д.; молнии, пуговицы, кнопки, пищалки, крупа, которая пересыпается и звучит и т.п
Шестой этап Книга обязательно должна содержать сопровождающий текст. Его можно пришить, приклеить, положить в карман, записать на кассету. Внизу каждой страницы пришивается горизонтальная тесьма или шнур (можно приклеивать маленький треугольник, одним углом вверх) для обозначения низа страницы.
Выделяют два основных типа тактильных книг
Ассоциативные издания – издания, формирующие связь между отдельными представлениями, при которой одно из них вызывает другое. Эти издания являются альтернативным вариантом плоскопечатных книг с цветными изображениями.
Дидактические издания – издания, предназначенные для помощи в обучении, развитии, воспитании, реабилитации детей.
Основные требования к безопасности тактильных книг
Нельзя использовать в иллюстративном материале острых, колющих, режущих деталей и предметов, которыми ребенок может поранить руку; *
Нельзя использовать токсичные, клеящие вещества и предметы, изготовленные из токсичных материалов; *
Не следует использовать мелкие предметы, которые ребенок может положить в рот
В тактильных рукодельных изданиях рекомендуется соблюдать ряд эргономических требований, позволяющих учитывать психологические особенности и физические возможности детей:
*
Легкость – обеспечивает возможность удержания издания без дополнительных усилий, то дает ребенку возможность полностью сосредоточиться на содержании книги/пособия; *
Прочность – исключает возможность деформации издания в результате физического воздействия на него при тактильном обследовании и его многократном использовании; *
Размер – влияет на комфортность осязательного восприятия ребенком. Оптимальные параметры для книжного издания/пособия находятся в пределах от 210Х250 мм до 230Х297/300 мм и являются наиболее удобными для обследования всей поверхности листа. Оптимальные размеры отдельных предметов/фигурок, используемых в качестве пособия при обучении ребенка, варьируют от 9 до 30 см. *
Объем – влияет на информационную нагрузку ребенка и не должен превышать 5-6 листов (10-12 стр.);
*
Материалы должны быть приятными для осязания и не вызывать негативных ощущений. Предпочтение отдается экологически чистым природным материалам
Основные требования к оформлению издания
Дизайн тактильных книг отличает ряд особенностей, которые направлены на оптимальное сочетание полезности и доступности восприятия отдельных элементов дизайна и художественного оформления издания в целом при тактильном обследовании. Они обусловлены рядом требований:
*
Не следует использовать различные декоративные элементы (рамки, виньетки и т.п.). которые не несут смысловой нагрузки и усложняют процесс тактильного обследования; *
Цвета расходных материалов, используемых для оформления издания, не должны быть яркими и резкими до боли в глазах. Не рекомендуется также использовать материалы темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков. Их дети со зрительной патологией путают с черным и темно-коричневым цветами. Кроме того, для лучшего восприятия иллюстративного материала (а значит, и его понимания) используемые цвета должны контрастировать между собой; *
НЕ рекомендуют использовать глянцевую бумагу или материалы, создающие блеск. Это вызывает неприятные, а порой и болевые ощущения в глазах.
Основные конструктивные особенности тактильных рукодельных изданий
Обложка
Для изготовления обложки рекомендуется использовать:
*
Легкий картон, обтянутый мягкой, приятной на ощупь тканью спокойных, не раздражающих и не перегружающих зрение ребенка тонов: белого, синего, серого, зеленого; *
Обычную плотную или брайлевскую бумагу; *
Лицевую сторону картонной канцелярской папки с кольцами. *
Углы обложки следует делать закругленными *
Надписи на обложке рекомендуется выполнять с применением технических средств ярким четким шрифтом без утончения полужирного прямого начертания кеглем не менее 20 пунктов; в технике аппликации. Бисероплетения. Буквы должны плотно крепиться и иметь четкий контур
Во избежание потерь съемных предметов рекомендуется создавать обложку, застегивающуюся на пуговицы, липучки, тесемки!
Страница
*
Страницы издания могут быть как бумажными, так и изготовленными из легкого цветного картона, обтянутого тканью; *
Уголки страницы следует делать закругленными; *
Внизу каждой страницы для распознания верха и низа издания прочно пришивается тесьма или шнурок; *
Не рекомендуется склеивать вместе отдельные страницы с воспроизведенным на них брайлевским текстом, так как под влиянием влажности и температурных факторов бумага может покоробиться, что затруднит процесс чтения текста.
Единые требования к оформлению титульного листа тактильной книги
*
В верхней части лицевой стороны титульного листа по центру строки размещаются сведения об издающей организации; *
По центру страницы указываются автор или авторы издания; заглавие издания, сведения, относящиеся к заглавию; *
В нижней части по центру располагаются выходные дынные (место, год издания)
_____________________________________________________________________________________
ОСОБЕННОСТИ ТАКТИЛЬНЫХ РУКОДЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ И НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИХ СОЗДАНИЯ
1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ ТАКТИЛЬНЫХ РУКОДЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ При создании тактильных рукодельных изданий следует учитывать ряд условий безопасности, при соблюдении которых создаваемые книги/пособия не будут оказывать отрицательного воздействия на процесс чтения и здоровье ребенка: • не допускается использование в иллюстративном материале острых, колющих, режущих деталей и предметов, которыми ребенок может поранить руки; • не допускается использование токсичных клеящих веществ и предметов, изготовленных из токсичных материалов; • с учетом возрастных особенностей ребенка не следует использовать в качестве съемных элементов иллюстрации мелкие предметы, которые ребенок может положить в рот; • необходимо предусмотреть возможность санитарной обработки издания.
2. ОСНОВНЫЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТАКТИЛЬНЫМ РУКОДЕЛЬНЫМ ИЗДАНИЯМ В тактильных рукодельных изданиях рекомендуется соблюдать ряд эргономических требований, позволяющих учитывать психологические особенности и физические возможности детей: • легкость — обеспечивает возможность удержания издания без дополнительных усилий, что дает ребенку возможность полностью сосредоточиться на содержании книги/пособия; • прочность — исключает возможность деформации издания в результате физического воздействия на него при тактильном обследовании и его многократном использовании; • размер — влияет на комфортность осязательного восприятия ребенком. Оптимальные параметры для книжного издания/пособия находятся в пределах от 210х250 мм до 230х297/300 мм и являются наиболее удобными для обследования всей поверхности листа. Оптимальные размеры отдельных предметов/фигурок, используемых в качестве пособия при обучении ребенка чему-либо, варьируют от 9 до 30 см; • объем — влияет на информационную нагрузку ребенка и не должен превышать 5–6 листов (10–12 страниц); • материалы, используемые для создания тактильных рукодельных изданий, должны быть приятными для осязания и не вызывать негативных ощущений. Предпочтение отдается экологически чистым природным материалам.
3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИЗДАНИЯ Дизайн тактильных рукодельных изданий, предназначенных для незрячих и слабовидящих детей, имеет ряд особенностей, которые направлены на оптимальное сочетание полезности и доступности восприятия отдельных элементов дизайна и художественного оформления издания в целом при тактильном обследовании. • Не следует использовать различные декоративные элементы (рамки, виньетки, и т. п.), которые не несут смысловой нагрузки и усложняют процесс тактильного обследования; • цвета расходных материалов, используемых для оформления изданий, не должны быть яркими и резкими до боли в глазах. Не рекомендуется также использовать материалы темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, которые дети со зрительной патологией путают с черным и темно-коричневым цветами. Кроме того, для лучшего восприятия иллюстративного материала (а значит, и его понимания) используемые цвета должны контрастировать между собой. Правильно выбранный цвет стимулирует зрительное восприятие и активизирует зрительные функции; • не рекомендуется использовать глянцевую бумагу или какой-либо другой материал, создающий блеск (в том числе золотистый или серебристый), вызывающий неприятные, а порой и болевые ощущения в глазах.
4. ТАКТИЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В РУКОДЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЯХ Иллюстрации в изданиях для детей способны не только удовлетворить любознательность ребенка, расширить его представление об окружающем мире, но и стать источником радости. Прежде чем приступить к созданию объемного/рельефного изображения, следует оценить степень его полезности для тактильного обследования и выбрать отвечающие поставленным задачам изобразительные средства.
4.1. Виды изобразительных средств В практике специальных библиотек для создания иллюстраций к книгам и пособиям используются следующие виды изобразительных средств: • объемные модели, специально созданные или подобранные в качестве иллюстрации к тексту; • барельефные изображения; • аппликационные изображения; • рельефные изображения (силуэтные и контурные), а также различные комбинации перечисленных видов изобразительных средств.
4.2. Основные требования к объемной/рельефной иллюстрации/изображению • контраст фона и предмета по цвету и на ощупь должен быть предельно четким; • для более точного узнавания предметов (а также для формирования у ребенка адекватных представлений об этих предметах) изображения должны быть максимально реалистичными, чтобы у ребенка не складывалось искаженного представления об окружающей его действительности. Например, при создании образа собаки следует показать все четыре лапы, два уха, хвост и т. п. Все части тела человека или животного должны иметь правильное пропорциональное соотношение; • следует избегать сложных ракурсов в изображении предметов; • материал, используемый для создания объекта обследования, по своей фактуре должен соответствовать реальным предметам или быть максимально к ним приближен; • цвета в изображении людей, животных и предметов должны соответствовать естественным, т. е. природным; • при повторении какого-либо персонажа/предмета на нескольких листах/страницах издания следует сохранять единый размер изображаемого объекта, чтобы ребенок не путал его с другим предметом; • рекомендуется размещать на листе/странице небольшое количество предметов, чтобы ребенок мог сконцентрировать свое внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали; • при размещении на одном листе/странице двух и более предметов следует соблюдать естественные пропорции изображаемых объектов. Например, кошка и мышка не должны быть одного размера; • изображаемый объект не должен превышать размера детской ладони; • следует избегать мелких деталей, трудных для тактильного обследования ребенком; • в целях развития моторики и усиления игровой компоненты рекомендуется использовать съемные предметы, прикрепленные к странице с помощью шнурков, липучек, кнопок и т. п., а также всевозможные карманы, мешочки, кошельки, которые можно открывать и закрывать, что-либо в них класть и вынимать; • в ряде случаев целесообразно делать подвижными отдельные детали обследуемого объекта, что повышает ценность иллюстрации в смысле формирования у ребенка предметной деятельности и/или образов действия. Например, стихотворные строчки «Головой кивает слон. Он слонихе шлет поклон» или «Наш ослик, совсем как живой, умеет кивать головой» можно проиллюстрировать с помощью изготовления подвижного элемента — кивающей головы.
5. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТАКТИЛЬНЫХ РУКОДЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ
5.1. Обложка • Для изготовления обложки рекомендуется использовать легкий картон, обтянутый мягкой, приятной на ощупь тканью спокойных тонов, не раздражающих и не перегружающих зрение ребенка: белого, синего, серого, зеленого; обычную плотную или брайлевскую бумагу; • не рекомендуется изготавливать обложку издания из пестрых материалов (ткани, бумаги, картона), т. к. шумовой фон затрудняет прочтение необходимых титульных сведений; • надписи на обложке издания выполняются ярким четким шрифтом без утончений (например Arial) полужирного прямого начертания кеглем не менее 20 пунктов. При исполнении надписей в технике аппликации, вышивки, бисероплетения и т. п. буквы должны прочно крепиться и иметь четкий контур; • не рекомендуется в качестве материала для создания обложки использовать термобумагу с воспроизведенным на ней плоскопечатным текстом, т. к. полученное выпуклое буквенное изображение не имеет четкого контура и вызывает трудности при тактильном обследовании обложки; • во избежание потерь съемных предметов или деталей, использованных в иллюстрации, следует создавать обложку, застегивающуюся на пуговицы, липучки или завязывающуюся на тесемки; • на последней странице обложки следует поместить карман для методических, практических рекомендаций по использованию издания, аудиоматериала, записанного на кассетах или компакт-дисках, а также идентификационного листа, содержащего информацию об издании, и других необходимых материалов.
5.2. Страница • Страницы издания могут быть как бумажными (обычная плотная или брайлевская бумага), так и изготовленными из легкого картона, обтянутого тканью; • цвет ткани, используемой при изготовлении страниц, должен отвечать тем же требованиям, что и для изготовления обложки; • уголки страницы следует делать закругленными; • для укрепления страницы следует использовать кант, желательно более яркого или темного, чем основной фон, цвета, контрастирующего с основным фоном. Такое оформление облегчает использование дефектного зрения при восприятии иллюстрации и повышает качество этого восприятия; • внизу каждой страницы для распознавания верха и низа издания прочно пришивается выпуклая тесьма или шнурок; • не рекомендуется склеивать вместе отдельные страницы с воспроизведенным на них брайлевским текстом, т. к. под влиянием влажности и температурных факторов бумага может покоробиться, что затруднит процесс чтения текста.
5.3. Переплет Основным условием для любого вида переплета, используемого при создании тактильных рукодельных изданий, является его прочность, а также возможность перелистывания и удержания страниц в удобном для чтения положении без дополнительных усилий. Наибольшее распространение в практике издательских комплексов специальных библиотек получили пружинные переплеты, прошивные корешки с бумажными/картонными покровными сторонками, прошивные корешки с тканевыми покровными сторонками и картонно-тканевые переплеты с петлями для крепления страниц из тесьмы или шнура. Некоторые библиотеки используют также архивные папки-файлы для хранения документов в качестве готовых обложки и переплета.
5.4. Футляр Для некоторых изданий, состоящих из отдельного предмета или набора предметов, создаются футляры/коробки, где хранятся все входящие в состав издания предметы, в т. ч. методическое, практическое пособие/руководство и т. п. Параметры футляра/коробки определяются для каждого конкретного издания отдельно. Материал для его изготовления выбирается прочный, приятный на ощупь, спокойных тонов, не раздражающих и не перегружающих зрение ребенка. На крышке футляра располагается этикетка, где четким шрифтом воспроизводятся основные сведения об издании. Подробные сведения об издании размещаются на идентификационном листе, вложенном в футляр/коробку.
6. ТЕКСТ В ТАКТИЛЬНЫХ РУКОДЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЯХ В зависимости от объема издания и выбранного для его оформления вида иллюстративного материала текст может быть расположен: • на отдельной странице издания; • на странице, где расположен иллюстративный материал, и строго соответствовать тому, что изображено на этой странице; • в виде отдельной книжки, а также звукозаписи на аудиокассетах или компакт-дисках (в комбинированных и комплексных изданиях). Не рекомендуется: • в художественных текстах (в т. ч. сказках) искажать и сокращать текст оригинала; • в подписях к иллюстрациям опускать слова, важные для формирования у детей правильного представления об окружающих предметах; • многоколонный набор текста (кроме стихов). Основные правила работы с текстом, записанным по системе Брайля, подробно описаны в методическом пособии «Издание литературы специальных форматов в библиотеках для слепых» (М., 2004).
7. ТРЕБОВАНИЯ К ШРИФТОВОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ИЗДАНИЙ Для шрифтового оформления изданий используется комплекс параметров, определяющих удобочитаемость текста с целью предупреждения отрицательного воздействия процесса чтения на здоровье ребенка. В зависимости от задач, поставленных перед создателями тактильных рукодельных изданий, текст может быть записан: • рельефно-точечным шрифтом; • укрупненным шрифтом; • параллельно рельефно-точечным и укрупненным шрифтами.
7.1. Рельефно-точечный шрифт При создании изданий для детей, начинающих читать по системе Брайля, рекомендуется: • устанавливать бóльшее расстояние между строками (7,3 или 9,8); • использовать одностороннюю печать.
7.2. Укрупненный шрифт Издания для слабовидящих детей печатаются четким, контрастным и ярким шрифтом на однотонном поле без шумового эффекта. Рекомендуется использовать: • шрифты без утончений (например Arial) нормального или полужирного прямого начертания; • кегль шрифта не менее 18 пунктов. Не рекомендуется использовать: • цветные и рисованные шрифты; • выворотку шрифта (белый шрифт на черном, сером или цветном поле); • укрупненный шрифт на термобумаге, т. к. получаемое объемное изображение буквенных символов не имеет четкого контура и не пригодно ни для тактильного, ни для зрительного прочтения.
8. ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА Содержание текста титульных сведений и выходных данных должно соответствовать ГОСТу 7.4-95. Обязательным требованием для всех тактильных рукодельных изданий является оформление титульного листа в плоскопечатном и рельефно-точечном вариантах.
8.1. Лицевая сторона титульного листа В верхней части лицевой стороны титульного листа по центру строки размещаются сведения об издающей организации. Далее по центру страницы указываются: • автор или авторы издания; • заглавие издания; • сведения, относящиеся к заглавию. В нижней части лицевой стороны по центру строки располагаются выходные данные (место, год издания). В изданиях для слабовидящих в правом верхнем углу лицевой стороны титула размещается знак целевого назначения — «Издание для слабовидящих».
8.2. Оборотная сторона титульного листа На обороте титульного листа в последовательном порядке указываются следующие сведения об издании: • источник, с которого печатается издание (автор, заглавие, место, издательство, год); • авторы-составители, составители, редакторы, и т. п. с указанием конкретных лиц; • оформители, художники и т. п. с указанием конкретных лиц или учреждений/организаций; • кем выполнен компьютерный набор с указанием конкретных лиц; • объем (брайлевские листы, страницы); • формат; • материалы, использованные для создания иллюстраций; • тираж. Ниже перечисленных основных сведений об издании через пустую прогонную строку располагается информация об издающей организации. Индекс ББК и авторский знак ставятся в левом верхнем углу на обороте только плоскопечатного титульного листа.
9. ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО ЛИСТА В ряде изданий, созданных на матерчато-картонной основе, титульный лист может быть заменен идентификационным листом, который располагается в кармане на последней странице обложки. Идентификационный лист содержит все основные сведения об издании (см. п. 8. Единые требования к оформлению титульного листа), воспроизведенные плоскопечатным и рельефно-точечным шрифтами. Идентификационный лист можно заменить каталожной карточкой, содержащей полную библиографическую запись издания, напечатанную плоским и рельефно-точечным шрифтами. Центральное место в рукодельных изданиях занимает иллюстративный материал. Виды иллюстраций: В тактильных рукодельных книгах, возможно, использовать все виды иллюстраций из самых разных материалов и техник изготовления. Для того чтобы рукотворная книга для детей была не только красивой, но и полезной необходимо соблюдать следующие требования к их изготовлению: 6. Контраст фона и изображения предмета по цвету и на ощупь должен быть предельно четким; 7. Изображения должны быть максимально реалистичными. Все части тела человека или животного должны быть изображены в правильном пропорциональном соотношении; 8. Следует избегать сложных ракурсов в изображении предметов; 9. Материал, используемый для создания объекта обследования, по своей фактуре должен соответствовать реальным предметам или максимально - но к ним приближен; 10. Цвета при изображении людей, животных, и предметов должны соответствовать естественным т.е. природным; 12. При повторении изображения какого – либо персонажа / предмета следует сохранять его единый размер по всему изданию; 13. Рекомендуется размещать на листе/странице небольшое количество изображений предметов; 14. При размещении на одном листе/странице двух и более изображений предметов следует соблюдать соотношение из естественных пропорций. Например, кошка и мышка не должны быть одного размера; 15. Изображаемый объект не должен превышать размера детской ладони; 16. Следует избегать мелких деталей, трудных для тактильного обследования ребенком; 17. В целях развития моторики и усиления игрового компонента рекомендуется использовать съемные предметы, прикрепляемые к странице с помощью шнурков, липучек, кнопок и т. п., а так же всевозможные карманы, мешочки, кошельки, которые можно открывать и закрывать, что-либо в них класть и вынимать; 18. В ряде случаев целесообразно делать подвижными отдельные детали обследуемого объекта, что повышает ценность иллюстрации в процессе формирования у ребенка предметной деятельности и/или образов действия. Например, стихотворные строчки «…Наш ослик, совсем как живой, умеет кивать головой» можно проиллюстрировать с помощью подвижного элемента – кивающей головы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|