Описание разработанного и проведенного лекционного занятия
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ Студента Тельнова Святослава Владимировича с 10 февраля по 13 апреля 2016 г.
Отчет о прохождении научно-педагогической практики 10.02.2016 -13.04.2016 От Тельнова Святослава Владимировича Я, Тельнов Святослав Владимирович, студент магистратуры 2 курс Проходил научно-педагогическую практику в «Южном федеральном университете», на кафедре общей психологии и педагогической психологии Академии психологии и педагогики в НОЦ «По противодействию идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде».
Подготавливала и проводил занятия: лекция: «Специфика групповой психокоррекционной работы с подростками», практическое занятие: «Специфика проведения групповой психокоррекционной работы с подростками». При проведении занятий мною были использованы: 1. Образовательные технологии. 1) Объяснительно-иллюстративное обучение, с привлечением образных и наглядных средств обучения. Этот вид использовался при поведении лекции. Вид объяснительно-иллюстративного обучения существует продолжительное время и не утратил своей значимости благодаря своим несомненным достоинствам, а именно: системности в подаче и усвоении знаний, последовательности изложения материала, охвату большой аудитории, экономичному темпу и режиму при изложении знаний. 2) При проведении практического занятия использовалась технология учебной деловой игры, в ходе которой учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности. Учебная игра позволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. Игра создает потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную. Учебные игры обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия учащихся.
2. Методы работы с группой. - Словесные, наглядные, практические. - Объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские. - Активный метод - Интерактивный метод
В целом научно-педагогическая практика прошла успешно. В ходе научно-педагогической практики были приобретены умения и навыки планирования, учета учебно-воспитательной работы, ведения журналов
Преподаватели на кафедре оказались доброжелательными, готовыми всегда оказать помощь и дать совет.
Магистрант ____________________________ Тельнов С.В.
Дата составления отчета 13.04.2016
Характеристика На студента магистратуры АПП ЮФУ, 2 курса Тельнов Святослав Владимирович
проходил научно-педагогическую практику на кафедре общей психологии и педагогической психологии АПП ЮФУ и в НОЦ «По противодействию идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде». За период научно-педагогической практики с 10. 02 по 13.04.2016 г. он показал себя как специалист, хорошо владеющий навыками планирования и методикой проведения занятий. Учебно-методическая работа организована грамотно. Все планы, задачи и цели проведения лекций и семинаров разрабатывались самостоятельно. Продемонстрировала добросовестное отношение к делу, пунктуальность, богатый творческий потенциал. При проведении занятий практикантка показала хорошее знание фактического материала, методических приемов, основ педагогики и психологии. Ее лекции и практические занятия были тщательно спланированы, хорошо подготовлены, логично построены и проведены с творческой выдумкой. В общении с коллегами доброжелателен и тактичен. Поддерживает творческую атмосферу.
Оценка за практику: _______________________
Руководитель научно-педагогической практики доцент, к.пс.н., доцент Кара Ж.Ю. «___» _______________ 2016г.
Описание разработанного и проведенного лекционного занятия
Мною было разработано и проведено два лекционных занятия в соответствующей тематической области НОЦ «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде» и в рамках дисциплины «Психологическая коррекция эмоциональных состояний».Лекционное занятие на тему: «Специфика групповой психокоррекционной работы с подростками. Профилактика девантного поведения» Цель: организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению спецификой групповой психокоррекционной работы с подростками, программным материалом учебной дисциплины.
Задачи: - Обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине; - Ознакомить с принципами построения коррекционных программ. - Сформировать представление о целях групповой психокоррекционной работы с подростками. - Сформировать представление об этапах реализации программы групповой работы с подростками. - Сформировать представление о методах групповой психокоррекционной работы с подростками. Методы и образовательные технологии, использованные в процессе проведения лекционного занятия: Объяснительно-иллюстративное обучение. Основное содержание: Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Значительный этап работы с этими детьми и подростками – коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции. При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо исходить из специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребенка. При внутриличностном конфликте следует использовать игровые, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции. Принципы построения коррекционных программ работы с детьми и подростками: - принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей учащегося; - принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития учащегося; - принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; - принцип единства диагностики и коррекции; - принцип приоритетности коррекции каузального типа, направленной на устранение или нивелирование самих причин, порождающих эти негативные явления в развитии учащегося;
- деятельностный принцип; - принцип комплексности методов психологического воздействия; - принцип активного привлечения ближайшего социального окружения учащегося к участию в коррекционной работе. Цель групповой психокоррекционной работы состоит в восстановлении психического единства личности посредством нормализации ее межличностных отношений. О. А. Карабанова указывает на ряд индикаторов неблагополучия развития, наличие которых позволяет положительно решить вопрос о целесообразности коррекционного воздействия. К этим индикаторам относятся:
В данном контексте групповая работа особенно показана при характерологических нарушениях, обусловливающих проблемы в межличностных отношениях. К данным нарушениям относятся: неадекватный уровень притязаний, эгоцентризм, неустойчивость самооценки, излишняя застенчивость, скованность и неуверенность в общении, тревожно-мнительные черты характера, фобические реакции и т. д. Групповая форма психокоррекционной работы находит широкое применение в решении самых различных трудностей психического развития учащегося, а также при профилактической и общеразвивающей работе. Однако особая специфика каждого метода определяет и спектр проблем, решение которых данным методом наиболее оптимально. Режим работы группы определяется возрастом ее участников, степенью трудностей (производится собственно коррекция или профилактически-развивающая работа). В работе с подростками групповое занятие не должно превышать по продолжительности 90 минут. Периодичность занятий составляет, как правило, 2-3 раза в неделю. А. Г. Лидере отмечает, что занятия, проводимые реже одного раза в неделю, теряют свою эффективность.
Реализация программы групповой работы с детьми и подростками, как и любая тщательно спланированная и организованная деятельность, проходит определенные этапы. Этап планирования. Собственно коррекционную работу предваряет диагностическая. Предварительная психологическая диагностика и специальный подбор детей в группу необходимы по ряду причин. Во-первых, существует ряд детских проблем, для решения которых групповая работа малоэффективна и даже нежелательна на первых порах. Поэтому с детьми крайне агрессивными, эгоцентричными, конкурирующими со своими братьями и -сестрами или же с детьми, переживающими сильный стресс, кризис, лучше работать индивидуально и лишь после того, как большая часть проблем решена, можно включать их в групповую работу. Напротив, для детей замкнутых, малообщительных, пассивных, не владеющих элементарными навыками общения, или же для детей с нарушениями поведения, контролируемой агрессией, сверхзависимых, с заниженной самооценкой, страдающих страхами и фобиями, проведение пробной формы групповой работы полезно и дает хорошие результаты. Во-вторых, проведение предварительной диагностики необходимо для подбора оптимального состава группы, где дети сочетались бы по принципу дополнения (т. е. с противоположными синдромами), что обеспечивает более успешную идентификацию с альтернативным образцом поведения. Кроме того, предварительная диагностика позволяет выявить круг проблем у детей, участвующих в группе, и подобрать максимально «эффективные» упражнения и игры. На этапе планирования производится разработка психокоррекционной программы, определяется форма работы, осуществляется подбор методик и техник. Организационный этап. На этом этапе производится подбор детей в группу и информирование родителей и педагогов о предстоящей работе. Этап реализации коррекционной программы. Этапы реализации групповой работы с детьми тесно зависят от методов, применяемых психологом. Так, в игровой психотерапии О. А. Карабанова выделяет четыре этапа, наиболее емко отражающих логику решения задач коррекции: - ориентировочный этап; - этап актуализации и объективирования типичных трудностей развития детей и переживаемых ими конфликтных ситуаций; - конструктивно-формирующий этап; - обобщающе-закрепляющий этап. Отдельные занятия этапов представляют реализацию отдельных методов коррекционной работы, которые, в свою очередь, имеют определенную структуру. Так, например, в арттерапии выделяют следующие этапы: - ориентировочный — исследование обстановки и правил поведения на занятии, изучение возможностей изобразительных материалов, а также лимитов и ограничений в их использовании; - выбор темы рисования — происходит эмоциональное включение ребенка в процесс рисования; - поиск адекватной формы выражения — переход от первого, пока примитивного и упрощенного, выражения темы к поисково-исследовательской активности, возникает увлеченность самим поиском формы и активное экспериментирование! - развитие формы осуществляется в направлении все более полного и глубокого самовыражения, конкретизации проблемы и возможностей ее преодоления и, наконец, разрешения конфликтной травмирующей ситуации в символической форме. Тренинг имеет также свою структуру: 1) ориентировочный этап, в ходе которого происходит эмоциональное объединение участников группы; 2) развивающий этап, в ходе которого решаются основные задачи тренинга; 3) закрепляющий этап, целью которого, как правило, является повышение самопринятия для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Само тренинговое занятие традиционно включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия, ритуал прощания. На завершающем и обобщающем этапе происходит оценка эффективности проведенной работы, составляются психолого-педагогические рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей, обсуждение итогов проведенной работы с родителями и педагогами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|