Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание разработанного и проведенного лекционного занятия

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

Студента Тельнова Святослава Владимировича

с 10 февраля по 13 апреля 2016 г.

Срок выполнения Содержание выполняемой работы
10.02.2016 Введение в научно-педагогическую практику
11-12.02.2016 Подготовка и составление первоначального плана и целей лекций
13-21.02.2016 Выбор направления, разработка стратегии, подбор литературы для проведения лекции
22.02.2016 Согласование подготовленной лекции с руководителем
23.02.2016 Проведение лекции «Специфика групповой психокоррекционной работы с подростками. Профилактика девиантного поведения».
24.02.2016 Обсуждение проведенного занятия
25.02.-29.02.2016 Взаимопосещение
01-11.03.2016 Выбор направления, разработка стратегии, подбор литературы для проведения лекции
12-14.03.2016 Согласование подготовленной лекции с руководителем
15.03.2016 Проведение лекционного занятия по теме «Специфика групповой психокоррекционной работы с подростками Профилактика девиантного поведения».
16.03.2016 Обсуждение проведенного занятия
17-28.03.2016 Выбор направления, разработка стратегии, подбор литературы для проведения практического занятия
29.03. 2016 Проведение практического занятия «Специфика проведения групповой психокоррекционной работы с подростками».
30.03.2016 Обсуждение проведенного занятия
01.04-03.04.2016 Взаимопосещение
04-12.04.2016 Подготовка отчета по научно-педагогической практике
13. 04.2016 Сдача отчета по научно-педагогической практике

 


 

Отчет

о прохождении научно-педагогической практики

10.02.2016 -13.04.2016

От Тельнова Святослава Владимировича

Я, Тельнов Святослав Владимирович, студент магистратуры 2 курс

Проходил научно-педагогическую практику в «Южном федеральном университете», на кафедре общей психологии и педагогической психологии Академии психологии и педагогики в НОЦ «По противодействию идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде».

Подготавливала и проводил занятия: лекция: «Специфика групповой психокоррекционной работы с подростками», практическое занятие: «Специфика проведения групповой психокоррекционной работы с подростками».

При проведении занятий мною были использованы:

1. Образовательные технологии.

1) Объяснительно-иллюстративное обучение, с привлечением образных и наглядных средств обучения. Этот вид использовался при поведении лекции. Вид объяснительно-иллюстративного обучения существует продолжительное время и не утратил своей значимости благодаря своим несомненным достоинствам, а именно: системности в подаче и усвоении знаний, последовательности изложения материала, охвату большой аудитории, экономичному темпу и режиму при изложении знаний.

2) При проведении практического занятия использовалась технология учебной деловой игры, в ходе которой учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности. Учебная игра позволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. Игра создает потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную. Учебные игры обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия учащихся.

 

2. Методы работы с группой.

- Словесные, наглядные, практические.

- Объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские.

- Активный метод

- Интерактивный метод

 

В целом научно-педагогическая практика прошла успешно. В ходе научно-педагогической практики были приобретены умения и навыки планирования, учета учебно-воспитательной работы, ведения журналов
учебных занятий, написания отчетов, заполнения ведомостей, составления планов и конспектов отдельных учебных занятий. На собственном опыте ощутила особенности в организации учебного процесса студентов.

Преподаватели на кафедре оказались доброжелательными, готовыми

всегда оказать помощь и дать совет.

 

Магистрант ____________________________ Тельнов С.В.

 

Дата составления отчета 13.04.2016


 

Характеристика

На студента магистратуры АПП ЮФУ, 2 курса

Тельнов Святослав Владимирович

 

проходил научно-педагогическую практику на кафедре общей психологии и педагогической психологии АПП ЮФУ и в НОЦ «По противодействию идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде».

За период научно-педагогической практики с 10. 02 по 13.04.2016 г. он показал себя как специалист, хорошо владеющий навыками планирования и методикой проведения занятий.

Учебно-методическая работа организована грамотно. Все планы, задачи и цели проведения лекций и семинаров разрабатывались самостоятельно. Продемонстрировала добросовестное отношение к делу, пунктуальность, богатый творческий потенциал.

При проведении занятий практикантка показала хорошее знание фактического материала, методических приемов, основ педагогики и психологии. Ее лекции и практические занятия были тщательно спланированы, хорошо подготовлены, логично построены и проведены с творческой выдумкой. В общении с коллегами доброжелателен и тактичен. Поддерживает творческую атмосферу.

 

Оценка за практику: _______________________

 

Руководитель

научно-педагогической практики доцент, к.пс.н., доцент Кара Ж.Ю.

«___» _______________ 2016г.


 

Описание разработанного и проведенного лекционного занятия

 

Мною было разработано и проведено два лекционных занятия в соответствующей тематической области НОЦ «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде» и в рамках дисциплины «Психологическая коррекция эмоциональных состояний».Лекционное занятие на тему: «Специфика групповой психокоррекционной работы с подростками. Профилактика девантного поведения»

Цель: организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению спецификой групповой психокоррекционной работы с подростками, программным материалом учебной дисциплины.

Задачи:

- Обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине;

- Ознакомить с принципами построения коррекционных программ.

- Сформировать представление о целях групповой психокоррекционной работы с подростками.

- Сформировать представление об этапах реализации программы групповой работы с подростками.

- Сформировать представление о методах групповой психокоррекционной работы с подростками.

Методы и образовательные технологии, использованные в процессе проведения лекционного занятия: Объяснительно-иллюстративное обучение.

Основное содержание: Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Значительный этап работы с этими детьми и подростками – коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо исходить из специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребенка. При внутриличностном конфликте следует использовать игровые, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции.

Принципы построения коррекционных программ работы с детьми и подростками:

- принцип «нормативности» развития на ос­нове учета возрастно-психологических и индивиду­альных особенностей учащегося;

- принцип «коррекции сверху вниз» посредс­твом создания зоны ближайшего развития учащегося;

- принцип системности коррекционных, профи­лактических и развивающих задач;

- принцип единства диагностики и коррекции;

- принцип приоритетности коррекции каузаль­ного типа, направленной на устранение или ниве­лирование самих причин, порождающих эти нега­тивные явления в развитии учащегося;

- деятельностный принцип;

- принцип комплексности методов психологи­ческого воздействия;

- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения учащегося к участию в кор­рекционной работе.

Цель групповой психокоррекционной работы со­стоит в восстановлении психического единства лич­ности посредством нормализации ее межличност­ных отношений.

О. А. Карабанова указывает на ряд индика­торов неблагополучия развития, наличие которых позволяет положительно решить вопрос о целесообразности коррекционного воздействия. К этим индикаторам относятся:

  • нарушение коммуникации в системе отноше­ний «ребенок—взрослый» и «ребенок—сверстники», утрата взаимопонимания, дезинтеграция сложивших­ся ранее форм общения;
  • низкий уровень социальных достижений, зна­чительно расходящийся' с потенциальным уровнем развития ребенка;
  • поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований;
  • переживание ребенком состояния эмоцио­нального неблагополучия, эмоциональный стресс и депрессия;
  • наличие экстремальных, кризисных жизнен­ных ситуаций;
  • аномальные кризисы развития, которые в отличие от нормативных возрастных кризисов не связаны с завершением цикла развития, не огра­ничены во времени и носят исключительно раз­рушительный характер, не создавая условий и не содействуя формированию психологических ново­образований, знаменующих переход к новому воз­растному циклу.

 

В данном контексте групповая работа особен­но показана при характерологических нарушени­ях, обусловливающих проблемы в межличностных отношениях. К данным нарушениям относятся: неадекватный уровень притязаний, эгоцентризм, не­устойчивость самооценки, излишняя застенчивость, скованность и неуверенность в общении, тревож­но-мнительные черты характера, фобические реак­ции и т. д.

Групповая форма психокоррекционной работы на­ходит широкое применение в решении самых раз­личных трудностей психического развития учащегося, а также при профилактической и общеразвивающей работе. Однако особая специфика каждого мето­да определяет и спектр проблем, решение которых данным методом наиболее оптимально.

Режим работы группы определяется возрастом ее участников, степенью трудностей (производится собственно коррекция или профилактически-развивающая работа).

В работе с под­ростками групповое занятие не должно превышать по продолжительности 90 минут.

Периодичность занятий составляет, как правило, 2-3 раза в неделю. А. Г. Лидере отмечает, что за­нятия, проводимые реже одного раза в неделю, те­ряют свою эффективность.

Реализация программы групповой работы с де­тьми и подростками, как и любая тщательно спла­нированная и организованная деятельность, прохо­дит определенные этапы.

Этап планирования. Собственно коррекционную работу предваряет диагностическая. Предваритель­ная психологическая диагностика и специальный подбор детей в группу необходимы по ряду при­чин. Во-первых, существует ряд детских проблем, для решения которых групповая работа малоэф­фективна и даже нежелательна на первых порах. Поэтому с детьми крайне агрессивными, эгоцент­ричными, конкурирующими со своими братьями и -сестрами или же с детьми, переживающими силь­ный стресс, кризис, лучше работать индивидуально и лишь после того, как большая часть проблем решена, можно включать их в групповую работу. Напро­тив, для детей замкнутых, малообщительных, пас­сивных, не владеющих элементарными навыками общения, или же для детей с нарушениями пове­дения, контролируемой агрессией, сверхзависимых, с заниженной самооценкой, страдающих страхами и фобиями, проведение пробной формы групповой ра­боты полезно и дает хорошие результаты. Во-вто­рых, проведение предварительной диагностики необ­ходимо для подбора оптимального состава группы, где дети сочетались бы по принципу дополнения (т. е. с противоположными синдромами), что обеспечи­вает более успешную идентификацию с альтернатив­ным образцом поведения. Кроме того, предваритель­ная диагностика позволяет выявить круг проблем у детей, участвующих в группе, и подобрать мак­симально «эффективные» упражнения и игры.

На этапе планирования производится разработка психокоррекционной программы, определяется форма работы, осуществляется подбор методик и техник. Организационный этап. На этом этапе произ­водится подбор детей в группу и информирование родителей и педагогов о предстоящей работе. Этап реализации коррекционной программы. Этапы реализации групповой работы с детьми тесно зависят от методов, применяемых психоло­гом. Так, в игровой психотерапии О. А. Карабанова выделяет четыре этапа, наиболее емко отражающих логику решения задач коррекции:

- ориентировочный этап;

- этап актуализации и объективирования ти­пичных трудностей развития детей и переживае­мых ими конфликтных ситуаций;

- конструктивно-формирующий этап;

- обобщающе-закрепляющий этап.

Отдельные занятия этапов представляют реа­лизацию отдельных методов коррекционной рабо­ты, которые, в свою очередь, имеют определенную структуру. Так, например, в арттерапии выделяют следующие этапы:

- ориентировочный — исследование обстановки и правил поведения на занятии, изучение возмож­ностей изобразительных материалов, а также лими­тов и ограничений в их использовании;

- выбор темы рисования — происходит эмоцио­нальное включение ребенка в процесс рисования;

- поиск адекватной формы выражения — пере­ход от первого, пока примитивного и упрощенного, выражения темы к поисково-исследовательской ак­тивности, возникает увлеченность самим поиском формы и активное экспериментирование!

- развитие формы осуществляется в направ­лении все более полного и глубокого самовыраже­ния, конкретизации проблемы и возможностей ее преодоления и, наконец, разрешения конфликтной травмирующей ситуации в символической форме.

Тренинг имеет также свою структуру:

1) ориентировочный этап, в ходе которого про­исходит эмоциональное объединение участников группы;

2) развивающий этап, в ходе которого решаются основные задачи тренинга;

3) закрепляющий этап, целью которого, как пра­вило, является повышение самопринятия для ук­репления самооценки и актуализации личностных ресурсов.

Само тренинговое занятие традиционно включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по по­воду данного занятия, ритуал прощания.

На завершающем и обобщающем этапе проис­ходит оценка эффективности проведенной работы, составляются психолого-педагогические рекоменда­ции для родителей по воспитанию и обучению де­тей, обсуждение итогов проведенной работы с ро­дителями и педагогами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...