Место жестикуляции и мимики в речевом поведении учителя
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Жест и мимика естественны, необходимы в устном общении людей, они во многом создают то своеобразие звучащей речи, которое отличает ее от речи письменной. Ведущую роль невербальные средства общения приобретают при контакте учителя с классом. Ведь детская аудитория очень тонко чувствует соответствие или несоответствие содержания речи и сопровождающих ее телодвижений. Поэтому цель речевого поведения учителя можно определить следующим образом: демонстрировать доброжелательность, спокойствие и дружелюбие не только на словесном уровне (т.е. содержанием речи), но и на уровне выражения лица, манеры жестикуляции. Условимся называть жестами такие несущие информацию движения, которые человек в процессе речи делает руками и головой. Чем свободней чувствует себя говорящий, чем эмоциональнее его речь, тем более часты и отчетливы его жесты. Жест чаще всего появляется в такие моменты речи, когда говорящий эмоционально выделяет слово или оборот. Жест либо сопровождает слово, дополняя или подчеркивая его смысл, либо замещает какой-то элемент высказывания. Он служит выразителем недоумения, утверждения, вопроса, намека, огорчения, радости, насмешки и других человеческих чувств. Но не всегда жест соединен со словом, выступает в тесном взаимодействии с ним. Даже в тех случаях, когда жест заменяет целое выражение (слово), он ориентирован на определенный смысл, на сообщение чего-то такого, что актуально для собеседника. Этим речевые жесты отличаются от жестов действия: протянул руку к лежащему на столе яблоку; вскинул локоть, защищаясь от удара, - в этих и подобных им жестах не содержится никакого сообщения, то есть они не выражают ни смысла, ни эмоций, которые могли бы быть переданы словесно.
Для наиболее распространенных, типичных речевых жестов в языке существуют устойчивые обозначения: РАЗВЕЛ РУКАМИ в знак удивления; ПОЖАЛ ПЛЕЧАМИ ("не знаю") ПОКАЧАЛ ГОЛОВОЙ (знак отрицания) ВЫТАРАЩИЛ ГЛАЗА (от изумления) и т. д. Жест, уместный в одной ситуации общения, не используется в других: по своей непринужденности жест контрастирует с атмосферой большей или меньшей официальности, которая характеризует ситуацию "учитель - класс". Жест "чесания в затылке" как символ недоумения, поиска решения, загадки и т.п., допустимый в общении друзей, воспринимается как признак невоспитанности или чудачества в поведении преподавателя. Все жесты в речевом общении играют разную роль. Одни служат для изображения предмета, с помощью других говорящие указывают на предмет, без третьих не обойтись при выражении чувств, четвертые представляют собой устойчивые обозначения ритуальных или вообще этикетных действий. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ передают представление о форме, размерах, местоположении предмета: - Малюсенький такой пузырек, - жест указательным и большим пальцами на уровне лица: расстояние между ними обозначает высоту пузырька. Вот такой арбузище купил вчера, килограммов на 10! – при этом говорящий как бы обнимает руками нечто круглое и большое. Там течение! Вот так все крутится! – круговое движение кистью, согнутой в локте руки (обычно в горизонтальной плоскости. Изобразительные жесты не только служат для сообщения о форме предмета, его движения и т.д., но и могут передавать отношения между людьми, взаимные чувства, интеллектуальные действия: Они вот так друг с другом (во вражде), - произнося эту фразу, говорящий ударяет друг об друга плотно сжатые кулаки. Исследователи современной русской разговорной речи выделяют следующие типы жестов, сочетающихся с абстрактными значениями:
жест предельности или категоричности: сабельная отмашка кистью руки в сочетании со словами НИКТО, НИКОГДА, НИЧТО, НЕ и др.: НЕБУДУ Я ЭТОГО ДЕЛАТЬ! – жест приходится как раз на "отрицательную" часть высказывания, она выделяется логическим ударением; Жест объединения: плавное горизонтальное движение рукой от себя: ВСЕМ-ВСЕМ ЧИТАТЕЛЯМ РАЗДАЙ ЭТОТ ЛИСТОК; Жест отчуждения, неприятия чего-либо: рука резко движется от груди в сторону: НЕ НУЖНО МНЕ ЛЕКАРСТВА! Жест неопределенности: возвратно-вращательное движение кистью руки с разведенными пальцами: ТАК, КОЕ-ТО НАЦАРАПАЛ… Это – более или менее общепринятые изобразительные жесты. Но в процессе речи могут возникать такие движения рук, которые обусловлены только данным высказыванием, связаны с конкретной ситуацией. Такие жесты либо уточняют сказанное, либо подкрепляют созданный словесными средствами образ. УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ – указывают на предмет и тем самым часто заменяют собой имя предмета, описание его свойств, положения в пространстве и т.п. Указательные жесты широко используются в устной речи. Обычно они сопровождаются местоимениями и указательными словами ВОТ, ЭТОТ, ТОТ, ТУДА и др. Указательные жесты делают и головой. Например, однократное движение головой снизу вверх (вариант: снизу вверх в сторону) и возврат в обычное положение означает указание на то, что находится рядом с говорящими, у них на виду: - Вот это стол придется убрать. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ очень разнообразны. При удивлении разводят руками; в случае предвкушения чего-либо приятного – потирают ладонями друг о дружку. Изумление или сомнение выражают поднятием плеч. При обращении к собеседнику с настойчивым вопросом часто подчеркивают настойчивость вопроса жестом: ладонь полусогнутой в локте руки обращена вверх и к собеседнику (на уровне груди). Особую и очень важную роль в системе средств общения играют жесты, выражающие согласие и несогласие, и жесты, принятые в качестве символов при приветствии, прощании, обращении и других коммуникативных актах, обусловленных этикетом. Жест чаще всего накладывается на слово, подчеркивая, усиливая смысл, передаваемый им, или же замещает слово, выступает вместо него и в его функции. Но и в том, и в другом случае жест – дополнительное, а не основное средство общения.
Понять человека, который говорит не жестикулируя, можно, хотя при этом надо будет преодолевать некоторое ощущение неестественности, которое возникает в его речи. Тем не менее жест – важный компонент речевого акта: он сообщает речи динамизм, усиливая главное и отсекая само собой разумеющееся, придает ей естественность с точки зрения принятых в данном обществе традиций человеческого общения. Если учитель как оратор заинтересован в успехе своей речи, то и его мимика не может быть невыразительной. Ученики всегда по лицу могут догадаться, насколько учитель сам заинтересован в своем выступлении. И если у него будет "тупой взгляд" и "каменное лицо", такое равнодушие к происходящему обязательно "заразит" класс. Мимика должна быть в тесной взаимосвязи с жестами, а значит, "живой", изменяющейся в процессе речи, во взаимодействии с аудиторией. Лишь если учитель владеет своей речью, сопровождает ее уместными жестами и мимикой лица, если он "владеет своим телом", ему гарантирована речевая и психологическая победа над слушателями, успех за работу над собой, признание за нелегкий труд. БАСНИ
Пример внутреннего монолога исполнителя стихотворного или прозаического произведения, по стилю и структуре максимально приближенный к внутренней речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|