Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Основные макроэкономические показатели системы национальных счетов

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

К практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Основы экономики»

ОЗЁРСК

Тема 1. Основные экономические проблемы. Рыночный механизм

Самостоятельная работа

Подготовка доклада по теме: «Экономические учения»

 

1. Экономические учения древнего мира

2. Экономические учения средневековья

3. Меркантилизм

4. Экономические учения У.Петти

5. Экономические учения Ф.Кенэ

6. Экономические учения А. Тюрго

7. Экономические учения А.Смита

8. Экономические учения Д.Рикардо

9. Экономические учения Ж.Б.Сея

10. Экономические учения Т.Мальтуса

11. Экономические учения Дж.С.Милля

12. Экономические учения К.Маркса

13. Экономические учения П.Прудона

14. Утопический социализм

15. Маржинализм

16. Экономические учения А.Маршала

17. Экономические учения В.Парето

18. Социальное рыночное хозяйство

19. Монетаризм

20. Экономические учения Кейнса

21. Неокейнсианство

22. Экономические учения Самуэльсона

 

Задача 1. Дана таблица спроса и предложения на товар Х

цена объем спроса объем предложения
     
     
     
     
     
     

Начертить кривые спроса и предложения. Обосновать уровень равновесной цены и объема. Что произойдет, если цена на товар увеличится с 17 до 19 единиц? При какой максимальной цене потребители откажутся от покупок данного товара?

Задача 2. При цене билета на хоккейный матч в 400 рублей на стадион пришло 30 тыс. человек. Когда цена поднялась до 600 рублей, число болельщиков сократилось до 5 тыс. человек. Сколько болельщиков придут на стадион при цене 200 рублей за билет?

Задача 3. Спрос и предложение на обеды в столовой описываются уравнениями:

Q d = 2400 - 10p,

Qs = 1000 + 25p,

где P- цена обеда (в рублях),

Q – количество обедов в день.

- Рассчитайте равновесную цену и количество проданных обедов.

- Если администрация установит цену в 30руб. за обед, то каковы будут последствия такого решения?

Задача 4. Функция спроса на штучный товар имеет вид Qd=2200-3P; предложения- Qs=3P-200.Правительство ввело дотацию 100 рублей за штуку, получаемую продавцом. Каким стало равновесное количество товара после мер правительства?

Задача 5. Нарисуйте график спроса и предложения видеокассет:

Цена, д.е.          
Спрос, млн. шт.          
Предложение, млн. шт.          

Какая ситуация сложится на рынке -возникнет излишек или дефицит видеокассет - при цене 8 д.е. за кассету. Определите объем излишков. Чему равна равновесная цена видеокассет на рынке.

Задача 6. Функция спроса на мясо имеет следующий вид: Qd = 30-Р, где Qd - величина спроса, а Р- цена в рублях за 1 кг. Функция предложения описывается следующим уравнением: Qs =15 +2Р.Найдите равновесный объем и равновесную цену на мясо. Покажите графически. Какая ситуация сложится на рынке мяса, если цена упадет до 3 рублей.

Задача 7. Спрос и предложение некоторого товара описывается уравнениями:

Q d = 620 - 25p,

Qs = 100 + 105p

А) Определите параметры равновесия на рынке данного товара.

В) Государство установило налог с продажи на единицу данного товара в размере 2,5 денежной единицы. Определите, сколько потеряют при этом покупатели, сколько продавцы данного товара.

Задача 8. Если коэффициент эластичности товара Х по цене составляет 2, что произойдет с объемом спроса при снижении цены с 30 до 20 рублей за единицу товара?

Задача 9. При доходе 2850 рублей в месяц семья потребляет 400 единиц товара Х.Эластичность спроса по доходу составляет -0,3. Сколько единиц товара Х будет потреблять домохозяйство, если доход возрастет на 7 %?

Задача 10. Используя приведенные в таблице данные, рассчитать коэффициент эластичности и выручку.

Цена товара Р (в руб.)        
Объем спроса Q(штук)        

 

Задача 11. Предложение товара описывается уравнением Q = 0,4 Р. При изменении цены с 5000 руб. до 10000 руб. Рассчитать коэффициент эластичности предложения.

Задача 12. При доходе 2850 рублей в месяц семья потребляет 400 единиц товара Х.Эластичность спроса по доходу составляет -0,3. Сколько единиц товара Х будет потреблять домохозяйство, если доход возрастет на 7 %?

Задача 13. Предложение товара описывается уравнением Q = 0,4 Р. При изменении цены с 5000 руб. до 10000 руб. Рассчитать коэффициент эластичности предложения.

Тема 2. Конкуренция и монополия

 

Самостоятельная работа

Решение кейса «Конкуренция и монополия»

 

1. Проведите анализ представленных утверждений и попытайтесь ответить на следующие вопросы:

а) Небольшое количество фирм производит однородную продукцию, осуществляя частный контроль над ценами;

б) большое количество компаний производит различную продукцию при очень слабом контроле над ценами;

в) однородная продукция производится на двух фирмах при частичном контроле над ценами;

г) определенный продукт изготовляется одной компанией с высокой степенью контроля над ценами;

д) в США 50 самых мощных компаний осуществляют 94% выпуска различных продуктов нефтепереработки;

е) в авиастроении США на дол. 8 крупнейших фирм приходится 81% продаж.

1. Какой тип рыночной структуры представлен в пунктах а) — г)?

2. Какую рыночную структуру отражает утверждение д)?

3. Характерные черты какой рыночной структуры представлены в утверждении е)?

 

2. а) Компания впервые вышла на рынок с новой продукцией, не позаботившись о специальных мерах защиты от конкуренции;

б) автор научного открытия, зарегистрировав его, позаботился о своем творческом приоритете, прибегнув к институту авторских прав;

в) фирма функционирует в отрасли, где максимальная эффективность достигается лишь путем выпуска объема продукции, удовлетворяющего целиком рыночный спрос.

Поразмышляйте над предлагаемыми утверждениями и постарайтесь ответить на следующий вопрос:

К какому виду монополии относится каждое из предложенных (а—в) утверждений: естественному, открытому или закрытому? Приведите примеры монополий этих типов в странах СНГ.

 

3. а) В С ША необходимо получить лицензию от органов власти на открытие частной практики в медицине и юриспруденции;

б) в России собственность на природные ресурсы является государственной, кроме того, многие из этих ресурсов являются

невоспроизводимыми;

в) при развитом законодательстве в области авторского права фирма, как правило, защищает свою новую продукцию патентом, а также исключительным правом для себя на копирование.

Проанализируйте предложенные примеры и сформулируйте ответы на следующие вопросы:

1. Что такое входные барьеры к вступлению в отрасль?

2. В чем состоит проблема входных барьеров?

3. Как можно классифицировать входные барьеры?

 

4. Вы стали обладателем большого состояния, доставшегося Вам в наследство, и решили открыть собственное дело: создать завод (фирму) по производству автомобилей. Какие барьеры для вступления в эту отрасль Вам придется преодолеть:

а) эффект масштаба;

б) финансовые барьеры;

в) лицензии;

г) связи с исполнительной или законодательной властью;

д) необходимость дачи взятки;

е) рекламная кампания;

ж) нечестная конкуренция со стороны уже функционирующих автомобильных фирм.

Одинаково ли значение этих пунктов для Вас в России и в стране с развитой рыночной экономикой, например, ФРГ, США, Франции?

 

5. Как бы Вы прокомментировали следующее высказывание: «Отождествлять абсолютный размер фирмы с монопольной властью — это все равно, что путать ожирение с беременностью!»?

6. Наверняка каждому человеку приходилось сталкиваться с такой ситуацией на рынке: «Почем лимоны?» — спрашиваете Вы. —«10 рублей». Когда Вы отходите на несколько шагов от прилавка, Вам вслед несется крик: «Давай за 9!» Еще два-три шага в сторону, и продавец выкрикивает: «Ну, давай за 8!» Вернувшись к прилавку, Вы можете купить лимоны на 2 рубля ниже первоначально объявленной цены. Что пытается определить продавец (в терминах микроэкономической теории)? Зависит ли первоначально названная продавцом цена от внешнего вида покупателя, в частности, от того, как он

одет? Если Вы вернулись и купили лимоны за 8 рублей, означает ли это, что торговец теперь всем другим покупателям будет предлагать лимоны за 8 рублей?

 

7. Можно ли осуществлять ценовую дискриминацию:

а) при продаже яблок одинакового качества в Елисеевском гастрономе?

б) при продаже учебников по курсу «Экономическая теория» для студентов старших и младших курсов?

в) при продаже трикотажных женских платьев одинакового качества в престижном супермаркете в центре Лондона и в маленьком магазинчике на его рабочей окраине?

 

8. Продавцы любят раскладывать свой товар на рынке в разные кучки: яблоки покрупнее, помельче, совсем мелкие, и, соответственно, назначать разные цены. Какое отношение имеет данный пример к ценовой дискриминации?

 

9. Заинтересованы ли Вы как член картеля в честной игре, т. е., твердом следовании условиям сговора? Или у Вас есть какие-либо стимулы нарушить соглашение? В какой ситуации Вы склонны его нарушить?

 

10. Острое соперничество характеризовало ситуацию, сложившуюся в 1992 г. на рынке газа, импортируемого ФРГ из России. Две фирмы — «Рургаз» и «Винтерсхалл» — два конкурирующих субъекта этого олигополитического рынка. В журнале «Gas Matters» приведено высказывание председателя правления «Винтерсхалла»: «Рургаз» объявил нам ценовую войну. Воевать мы будем по колено в крови, но это будет кровь «Рургаза». Как Вы думаете, что подразумевалось под «кровью», которая прольется в этой войне? Чем опасна ценовая война для конкурирующих фирм? Подумали ли Вы всерьез о физическом устранении конкурента?

 

11. Часто можно слышать утверждение, что так называемый «мелкий бизнес» — это и есть субъект монополистической конкуренции с дифференциацией продукта. Насколько корректно это утверждение? Что общего, например, у следующих фирм:

а) мелкая сельскохозяйственная семейная ферма, выращивающая пшеницу;

б) малое предприятие по изготовлению пуговиц из весьма оригинального и не столь широко распространенного материала — сброшенных оленями рогов в сибирской тундре;

в) крохотная норвежская компания «Ка Me Ba», покрывающая 30% мировой потребности в гребных винтах для военных

кораблей;

г) рисковое (венчурное) предприятие?

 

12. Целесообразно ли, с Вашей точки зрения, проводить ликвидацию монополии на услуги кабельного телевидения, газо- и теплоснабжения населения?

 

 

Практическая работа

Круглый стол «Развитие экономики в России» на основе докладов

 

  1. Производство в России: современное состояние
  2. Новые формы торговли
  3. Развитие банковской сферы

 

 

Тема 3. Основные макроэкономические показатели системы национальных счетов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...