Анализ и полученные результаты практической реализации программы «ОПК» в условиях МАОУ СОШ №3 г-к Анапа п. Витязево
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Хороший духовный рост заметен у учащихся 5-х классов, начавших изучение модуля в 2012 году. Дети стали активными участниками в проведении православных праздников в храме и школе, школьных научно-практических конференциях. На уроках ребята знакомятся с нравственными и духовными основами православия. Умения в области православной культуры предполагают творческое применение полученных знаний в повседневной жизни: например, знания о детстве преподобного Сергия Радонежского и семейных взаимоотношениях из житий других святых позволят ребенку развивать у себя умение послушания старшим, почитания каждого члена своей семьи, умение выполнять свои обязанности по отношению к близким, товарищам и т.п. Традиционно в круге детского чтения изучаются такие события как: Рождество Христово, Крещение, Пасха - православные праздники и их традиции. Учащиеся читают сюжеты из детской Библии, например сюжеты о сотворении мира, о Боговоплощении. Также учащиеся знакомятся, как и при помощи чего учил Иисус Христос. Им предоставляется возможность слушать, читать и обсуждать сюжеты из притч. Они делают выводы и сами для себя учатся жить правильно. Завершается уроки проверочными вопросами и предложением: «Сядем в кружок». Например, тема № 4 «Православие» предлагает ученику в числе прочего выбрать правильный вариант в вопросе: «Главное сокровище России - это ее леса, нефть, машины, алмазы, люди». «Основы православной культуры» учат ребенка, что в данном случае верный ответ может быть только один - «Люди». В рубрике «Сядем в кружок» школьникам предлагается обсудить то, о чем они узнали на занятии. Во время учебной работы мы опираемся на интеграцию различных областей знания: истории, географии, изобразительного искусства, музыки и др. Можно предположить, что дети постараются использовать на уроке все знания, которые они приобрели, изучая учебные дисциплины, почерпнули из художественной литературы, фильмов и собственного опыта. Повествования из Священного писания предлагаются детям ради того впечатления, которое они могут произвести на душу ребенка.
Уроки по основам православия по опросу детей названы наиболее интересными, находят высокий эмоциональный отклик в сердцах детей. К основным методам работы в данном направлении можно отнести рассказ учителя, работу с иллюстративным, аудио- и видео материалом, с текстами. Большое место занимает эвристическая беседа, в основе своей восходящая к сократическому диалогу. Ребята выполняют много самостоятельных творческих заданий, с удовольствием посещают храм Святого Георгия, расположенный в нашем посёлке Витязево, умеют и знают как нужно вести себя в храме; знают наизусть праздничные тропари Рождества и Пасхи, а пасхальный тропарь многие ребята могут петь на греческом языке, что отрадно, так как Витязево считается греческим посёлком, и дети тянутся к своим культурным истокам. По итогам муниципальной Олимпиады по «Основам православной культуры» в 2012-2013 учебном году наиболее высокие результаты показали учащиеся 4А, 4Б и 4В классов. Итогами года изучения курса явились выступления обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг», и т. д. Была проведена большая и интересная работа, дети активно включены в воспитательную и учебную деятельность, что дало возможность каждому ребёнку самореализоваться. Следует отметить, что курс «ОПК» прекрасно дополняет единую воспитательную систему нашей школы «Мир народной культуры» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России), таким образом, воспитательные возможности основ православия ещё полнее проявляются в рамках данной воспитательной системы школы.
Родители отмечают, что дети стали духовно грамотнее их, многое из православной культуры они узнают от своих детей, и поведение ребят стало лучше. Порадовал и 100% выбор родителями 3 класса модуля «Основы православной культуры» из курса ОРКЭС. Заместителем директора по внеклассной работе, психологом и учителем систематически проводилось отслеживание уровня воспитанности учащихся, изучающих основы православия. В исследовании эффективности уровня воспитанности классов, изучающих ОПК применялись диагностические приёмы и методы; социометрия. Критериями функционирования воспитательной системы данных классов являются: воспитанность школьников; защищённость и комфортность ребёнка в классе; удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью класса; сформированность классного коллектива; репутация класса; проявление индивидуальности классной общности; оценка поведения детей. Показатели: «примерное» - поведение служит примером для всех; «удовлетворительное» - ребёнок выполняет основные правила поведения, но допускает отдельные нарушения; «неудовлетворительное» - не выполняет правила поведения, наложенные на него обязанности. В качестве изучения методов результативности воспитательной системы в соответствии с названными критериями использовалась следующие методика М.И. Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»; Проведенная диагностика показала, что воспитанность в данных классах выше, чем в других параллелях. Практически все ребята стремятся к высоким показателям, более того, даже родители это заметили. Таким образом, налицо большие воспитательные возможности православия, потенциал его неисчерпаем, как безгранична вера в сердце человека.
Заключение Несмотря на большое количество литературы по православному воспитанию, опыт воспитательной работы в современных православных учебных учреждениях не получил научного обобщения, не исследованы возможность и эффективность проведения такой воспитательной работы в условиях общеобразовательных учреждений. Рассматриваемый нами подход к организации воспитания с использованием духовно-нравственных ценностей православия не является, конечно, единственным, это лишь один из возможных вариантов, мало изученный в настоящее время, но вызывающий большой интерес и неоднозначные оценки в современном обществе.
Хотелось бы, чтобы данный учебный курс находил продолжение в среднем звене. К сожалению, в учебном плане на 2013-2014 г. изучение данной дисциплины не нашло продолжение в 5-х классах. Духовно-нравственное воспитание на основах православной культуры даёт положительные результаты в духовно-нравственном и патриотическом росте подрастающего поколения. Самое главное, что требуется от педагога - любовь к детям; духовная грамотность и жажда знаний; «горение» педагога и его интерес, который «заразит» окружающих его детей. Отличные результаты даёт совместная работа школы и семьи. Ведь «ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Поэтому только педагог, школа смогут посеять в души детей из неблагополучных семей ростки веры добра, надежды на будущее и любви к ближнему. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. Известный нам всем великий педагог, христианин Константин Дмитриевич Ушинский призывал: «Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, а в человеке цель воспитания составляет душа. Христианство даёт жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию». В этом заключаются его огромные воспитательные возможности.
Литература 1. Бим-Бад Б.М./ Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 238.
2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н./ Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 312. . Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. /Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. с. 97. . Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).- Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000. . Кураев А. Школьное богословие. - М., 1997. - С. 5. . Алексий II. Духовное образование и духовное воспитание /Православное слово. - 2001. - № 11. - С. 1. . Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С.365. . Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 1999. . Протоиерей Сергей Вогулкин. Будьте как дети: Сборник статей. Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 2009. - С.176 . Погорелов С.Т. Воспитательное значение подвига новомучеников // Просветитель. 2009. №4 С. 4. . Бородина Е.Н. Воспитательный потенциал православной педагогики [Текст] / Е.Н. Бородина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 12-16. . Данелюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А./Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. . Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Из Доклада на Епархиальном собрании города Москвы 23 декабря 2011 г. . Информация пресс-службы Министерства образования и науки Российской Федерации о реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» // 22.pravoslavnoe-obrazovanie.ru, 09.12.2009. . Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». . Кураев А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» М.: Просвещение, 2011. . Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». . Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 416с. . Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
Приложение православный культура образование предмет Диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника: Отношение к обществу, патриотизм. Отношение к умственному труду. Отношение к физическому труду. Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности). Саморегуляция личности (самодисциплина). По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист (см. файл "Сводный лист диагностики изучения УНВ младших школьников.doc"). Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции. Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована. Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции. Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами. Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|