Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В Таблице 2 мы представили результаты обработки теста К.Томаса, по каждой из форм поведения в конфликтных ситуациях мы посчитали среднее значение степени выраженности данных форм в каждом классе.

 


Таблица 2: Результаты экспериментальных исследований по тесту К. Томаса.

Формы поведения в конфликтных ситуациях 7 “Б” эксп. 7 “В” эксп. 7 “А” контр. 7 “Г” контр.
Соперничество 5.7 5.85 6.26 6.4
Сотрудничество 6.5 6.15 5.8 5.3
Компромисс 5.2 5.45 6.13 5.8
Избегание 5.5 5.7 5.3 5.8
Приспособление 4.9 5.3 5.74 5.9

 

В таблице мы можем увидеть большую выраженность продуктивных форм поведения (таких, как сотрудничество) в экспериментальных классах. Это может зависеть от различных факторов, но одним из таких факторов по нашему мнению может являться наличие у учащихся экспериментальных классов продуктивных социальных умений и навыков более высокого уровня, чем у учащихся контрольных классов.

Результаты обработки методики определения способности принятия решений и умений ориентироваться в новых условиях жизни, рассмотренной в статье И.С.Артюховой “Я и окружающий мир”, оказались следующими:

 

Группы 7 “Б” эксп. 7 “В” эксп. 7 “А” контр. 7 “Г” контр.
1 группа 38.2 % 47.4 % 49.1 % 46.3 %
2 группа 56.3 % 41.6 % 36.3 % 37.5 %
3 группа 5.5 % 11 % 14.6 % 16.2 %
4 группа   0 0 0

 

Данная методика оценивает такую группу умений, в которую можно отнести как общеучебные, так и социальные умения (см. 3.1). Результаты приведенные в таблице говорят о том, что в экспериментальных классах больший процент учащихся относящихся ко второй группе, для которой характерна нормальная приспособляемость и готовность к внезапным переменам. Большой процент учащихся во всех классах при резких изменениях в жизни склонны недооценивать всю серьезность новой для себя ситуации, и для контрольных классов такая особенность выражена в большей степени. Не в одном из классов нет учащихся относящихся к 4 группе, это может отражать специфику возраста.

Обработка данных опросника, разработанного нами на основе приведенных уровней развития общеучебных умений, представленных в пособии для учителя “Формирование у учащихся умений учиться” В.А. Кулько и Т.Д. Цехмистерова, позволил нам оценить степень сформированности у учащихся репродуктивных и продуктивных общеучебных умений и навыков.

Данные приведенные в таблице (см. прил.6) показывают средний балл степени выраженности каждого умения в классах..

Следуюшим этапом обработки данных, стало вычисление среднего балла по уровням развития общеучебных умений, результаты представлены в следующей таблице:

 

Основные общеучебные навыки Уровни развития  7 “Б” эксп.  7 “В” эксп.  7 “А” контр.  7 “Г” контр.
Основные умения восприятия и осмысливания знаний. 1 репр. 2 репр. 3 пр. 4 пр. 4.5 4.2 4.45 4.35 4.65 4.3 4.55 4.15 4.3 4.15 4.15 3.85 4.4 3.9 4.5 3.65
Основные умения закреплять и применять знания. 1 репр. 2 репр. 1 пр. 2 пр. 4.5 4.25 4.05 4.25 4.65 4.5 4.15 4.35 4.35 4.25 3.95 3.9 4.55 4.3 3.65 3.3
Основные организационные умения. 1 репр. 2 репр. 1 пр. 2 пр. 4.35 4.4 4.75 4.65 4.2 4.25 4.6 4.45 4 4.1 4.05 3.65 3.9 3.85 3.8 3.7

 

По приведенным в таблице результатам, мы видим существенную разницу между экспериментальным и контрольным классами. На уровне репродуктивных умений эта разница не столь велика, но на продуктивном уровне умения в экспериментальных классах развиты в большей степени, чем в контрольных.

Для проверки достоверности полученных нами результатов мы провели опрос учителей предметников, в котором им предлагалось оценить процентное количество учащихся каждом классе, у которых на продуктивном уровне сформированы те или иные общеучебные и социальные умения. Нами было опрошено 6 учителей по различным предметам. Полученные результаты опроса показывают, что разница между контрольными и экспериментальными классами составляет в среднем 20-25 % в пользу последних. Следовательно, можно сказать, что в экспериментальных классах общеучкебные и социальные умения сформированы в большей степени, чем в контрольных.

По всем полученным нами результатам мы можем сделать выводы:

-   общеучебные умения и навыки у учащихся экспериментальных классов стоят на более высоком уровне развития;

-   социальные умения и навыки также наиболее развиты в экспериментальных классах;

    таким образом можно сказать, что условия созданные в “Школе социальной деятельности подростка” и педагогические технологии применяемые в ней способствуют развитию общеучебных и социальных умений и навыков.

 


Заключение

 

Мы полагаем, что выдвинутая нами гипотеза о том, что использование в учебном процессе нетрадиционных активных методов обучения, способствует формированию у учащихся продуктивных общеучебных и социальных умений и навыков, подтвердилась путем последовательного выполнения задач исследования.

Педагогические технологии внедряемые в “Школе социальной деятельности подростка” с целью обеспечения продуктивного проживания подростками своего возраста, способствуют развитию социальных умений и навыков и формируют у учащихся общеучебные умения. Цель - получить знания стала средством для развития умений и навыков способствующих самореализации, эффективного воплощения собственных возможностей учащихся.

Организуя в школе пространство общения и возможностей совместной деятельности со взрослыми и детьми, внедряя методы активного обучения, создается возможность не только давать учащимся фактические и теоретические знания, но и формировать у них универсальные мобильные умения и навыки, которые помогут и найти и реализовать себя в любой жизненной ситуации.

 


Список литературы

 

1. Аверин В.А.Психология детей и подростков: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.

2. Адамский А.И.

Открытое образование и современная школа.//Школа и открытое образование: Сборник науч. Трудов по материалам 3-й Всероссийской конференции и региональных семинаров. - М.-Томск. 1999, 316 с.

3. Альманах психологических тестов. - М: “КСП”, 1995. - 400 с.

4. Биология в школе: Сборник нормат. Документов/ Сост. В.И. Сивоглазов. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с.

.   Биология в школе №2: Научно-теоретический и методический журнал. - М.: “Школа - Пресс”, 2001. - 80 с.

.   Биология в школе №5, №6: Научно-теоретический и методический журнал. - М.: “Школа - Пресс”, 1999. - 80 с.

.   Гальперин П.Я.

Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.Г.Ц..1985.- 45 с.

8. Дьюи Д.

Психология и педагогика мышления./ Пер. с англ. Н.М. Никольский. - М.: Совершенство, 1997. - 208 с.

9. Кларин М.В.

Педагогические технологии в учебном процессе: Учебное пособие. - М: Просвещение, 1989. 380 с.

10. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д.

Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей - М.: Просвещение, 1983. - 80 с.

11. Левин А.Я.

Социализация: Учебно-методическое пособие по социальной психологии и конфликтологии для социального педагога. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. 1995. - 42 с.

12. Немов Р.С.

Психология: Учебное пособие для студентов высш. педагогических заведений, в 3 кн.. - М.: Просвещение “ВЛАДОС”, 1995.

13. Педагогика: учебн. пособие для студентов педагогич. учебных заведений./В.А. Сластенин и др. - 3-е изд. - М: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

14. Педагогика: Учебн. Пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./Под. Ред. П.И. Пидкасистого - М.: Российское педагогическое агенство,1996. - 604 с.

.   Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков./под ред. Кривцовой С.В.. - М: “Генезис”, 1997. - 288 с.

.   Поляков С.Д.

Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. - М.: Новая школа, 1996. - 160 с.

17. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл. - 2-е изд.,стареотип. - М.: Дрофа, 2000. - 224 с.

18. Психологические тесты (для деловых людей): сборник тестов/ составитель - Литвинцева Н.А. - М.: “Бизнес - школа “Интел-Синтез””, 1994 г. - 319 с.

.   Психологические тесты: т.1, т.2/ под ред. А.А. Карелина. - М.: Гум. Изд. Центр “Владос”, 1999.

.   Пять испытанных инновационных концепций./под ред. Арно Й.. - Маарскал. Кервирд. Нидерланды. 1995. - 82 с.

21. Рэя Эшмор, Сообщество, которое учит и учится / Новые ценности образования, сборник №5 / ред. серии - Н.Б. Котчлова. - М.: Инноватор, 1996. - 143 с.

22. Социальная педагогика: Теория, методика и опыт исследования./ под ред. Даниловой А.В.. - Свердловск: Уральский ун-т, 1989. - 148с.

23. Теоретические основы содержания общего среднего образования./Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера - М.: Педагогика, 1983 - 352 с.

.   Филлипов А.В. и др.

Производственная социология, психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Высш. школа, 1989. - 225 с.

25. Фрумин И.Д.

Введение в теорию и практику демократического образования. - Красноярск, 1998. - Красноярская краевая организация общества “Знание” России (проект “Создание системы демократического гражданского образования в Центральной Сибири”), 1988 - 240 с.

26. Шилова М.И.

Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие. - Красноярск: Изд-во КГПУ, 1998. - 196с.

 


Приложения

 

Приложение 1

 

Предлагаемый Вашему вниманию опросник состоит из двойных высказываний: А и Б. Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как Вы обычно поступаете и действуете (обведите его кружком).

 

1. а.) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б.) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а.) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б.) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.

3. а.) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б.) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. а.) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б.) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. а.) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку другого.

б.) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а.) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

б.) Я стараюсь добиться своего.

7. а.) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

б.) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а.) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б.) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. а.) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за какких-то возникающих разногласий.

б.) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.а.) Я твердо стремлюсь достичь своего.

б.) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

.а.) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

б.) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

.а.) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б.) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне на встречу.

13.а.) Я предлагаю среднюю позицию.

б.) Я настаиваю, чтобы было сделано по - моему.

14.а.) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б.) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.а.) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

б.) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16.а.) Я стараюсь не задеть чувства другого.

б.) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.а.) Я обычно настойчиво стараюсь добиться своего.

б.) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.а.) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

б.) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне на встречу.

19.а.) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все незатронутые интересы и спорные вопросы.

б.) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.а.) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б.) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21.а.) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

б.) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.а.) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и позицией другого.

б.) Я отстаиваю свои желания.

23.а.) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б.) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.а.) Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти на встречу его желаниям.

б.) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.а.) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

б.) Ведя переговоры я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.а.) Я предлагаю среднюю позицию.

б.) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворять желания каждого из нас.

.а.) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б.) Если это сделает другого счастливым я дам ему возможность настоять на своем.

.а.) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б.) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

.а.) Я предлагаю среднюю позицию.

б.) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

.а.) Я стараюсь не задевать чувств другого.

б.) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

 


Приложение 2

 

Обведите кружком те утверждения которые, как вы считаете, относятся к вам.

. Когда я выполняю какое-либо дело, я устаю.

. Я с огромным трудом сосредотачиваюсь на чем-нибудь одном.

. Я беспокоюсь по всякому поводу.

. Часто я чувствую себя так плохо, что тошнота поступает к горлу.

5. Нередко, когда я делаю что-нибудь ответственное, мои руки трясутся.

6. Вообще я часто волнуюсь.

.   Мне частенько снятся кошмары.

.   Я, честно говоря, потею даже в холодную погоду.

.   Мне все время хочется взять в рот что-нибудь съестное.

.   Часто бывает, что я чувствую боль в животе.

.   Случается, что я просыпаюсь среди ночи и долго не могу заснуть.

.   Я знаю, что я человек крайне раздражительный.

.   Наверняка я обладаю большей чувствительностью, чем другие люди.

.   В моей жизни постоянно случается что-нибудь волнующее, поэтому я все время о чем-нибудь беспокоюсь.

.   Жаль, конечно, что мне достается не так много счастья, как другим.

.   По правде говоря, я довольно легко могу заплакать.

.   Я теперь не могу ждать кого-то или чего-то. Тут я всегда начинаю нервничать.

.   Периодами я чувствую, что чересчур суетливо веду себя, просто на месте у седеть не могу.

.   Я терпеть не могу преодолевать трудности.

.   Временами я чувствую полную свою беспомощность и ненужность никому вообще.

.   Я знаю, что отличаюсь довольно большой застенчивостью.

.   Мне все дается с трудом.

.   Большую часть времени я нахожусь в напряжение.

.   Временами у меня бывает состояние полнейшей разбитости и апатии.

.   Трудности следует не преодолевать, а по возможности обходить или избегать их. Это мое глубокое убеждение.

 


Приложение 3.

 

О цените по пяти бальной шкале в какой степени вы обладаете ниже перечисленными умениями.

 

Умения 1 2 3 4 5
1. Выполнять задание по инструкции учителя. 2. Выполнять лабораторные работы на уроке. 3. Решать задачу несколькими способами. 4. Делать выводы по лабораторной работе. 5. Вместе с учителем или в группе решать проблему. 6. Построить теорию решения какой - то проблемы вместе с группой. 7. Самостоятельно построить теорию решения проблемы и обозначить пути ее решения. 8. Самостоятельно при помощи изученного материала и дополнительных источников увидеть проблему. 9. Заучивать наизусть стихотворения, писать изложения, делать пересказ. 10. Делать упражнения по образцу. 11. Методом проб и ошибок самостоятельно подобрать способ решения задачи. 12. Уметь приготовить реферат, доклад. 13. Приготовить сообщение на научную конференцию. 14. Решать знакомую задачу в новой ситуации. 15. Дискутировать, защищать свой доклад на научной конференции. 16. Разрабатывать оригинальные способы решения задач в самых различных ситуациях. 17. Составлять и реализовывать план по инструкции. 18. Распределять свое время. 19. Распределять свое время в новой или критической ситуации (во время экзаменов или в трудных личных ситуациях). 20. Уметь выполнять задание в группе по указанию учителя. 21. Самостоятельно ставить себе цели и задачи учебной деятельности. 22. Оценивать свои неудачи и успехи. 23. Видеть в целом свои проблемы и самостоятельно разрабатывать пути их решения. 24. Эффективно работать в группе и вести ее за собой.          

Приложение 4

 

Отметьте те утверждения, которые как вы считаете относятся к вам

1. (А) Я умею справляться с трудностями.

2. (С) Когда необходимо принимать важные решения о моей жизни, я действую решительно.

3. (F) Я часто придумываю что - нибудь новенькое и пробую сделать это.

4. (К) Я могу организовать обсуждение в группе, могу руководить ходом групповой работы.

5. (А) Я забочусь о своем здоровье.

6. (Е) Я умею самостоятельно решать учебные и личные проблемы.

7. (F) Я люблю перемены.

8. (С) Я действую ради достижения своих целей.

9. (А) Я умею распределять свое время.

10.(К) Я могу создать дружеские отношения и приятную атмосферу в группе.

11.(Е) Я хорошо составляю планы.

12.(К) Если бы я был капитаном команды, и мне бы нужно было наладить сотрудничество с другой командой, я сумел бы договориться.

13.(А) Я не позволяю себе перенапрягаться в учебе или работе.

14.(С) Для меня очень важно чувство успеха.

15.(Е) Я регулярно оцениваю свои успехи и промахи.

16.(F) Я уверен в себе.

17.(С) У меня хорошие отношения с моими одноклассниками.

18.(Е) Я умею организовать других для решения общих проблем.

19.(К) Я смогу, если нужно, объяснить группе цели ее работы.

20.(С) Я обсуждаю с окружающими (друзьями, родителями) свои планы.

21.(F) Я спокойно отношусь к своим ошибкам не расстраиваюсь из-за них.

22.(А) Я умею сдержать себя, если нужно.

23.(Е) У меня сейчас не больше проблем и они не более сложны, чем год назад.

24.(F) Мне нравиться решать задачи по своему.

25.(К) Я уверен, что в группе можно достичь больше, чем порознь.

 


Приложение 5.

 

Обозначьте на шкале какой процент учеников 7 “ ” класса обладают следующими умениями.

 

Умения Шкала в процентах
 Вместе с учителем или в группе решать проблему. Построить гипотезу вместе с группой. Самостоятельно строить гипотезу и найти пути ее доказательства. Самостоятельно при помощи изученного материала и дополнительных источников увидеть проблему. Приготовить сообщение на научную конференцию. Решать знакомую задачу в новой ситуации. Дискутировать, защищать свой доклад на научной конференции. Разрабатывать оригинальные способы решения задач в самых различных ситуациях. Самостоятельно ставить себе цели и задачи учебной деятельности. Оценивать свои неудачи и успехи. Видеть в целом свои проблемы и самостоятельно разрабатывать пути их решения. Эффективно работать в группе и вести ее за собой.  I____________I____________I 0%                  50%                100% I____________I____________I 0%                50%                      100% I____________I____________I 0%                 50%                 100% I____________I____________I 0%                  50%                100% I____________I____________I 0%                 50%             100% I____________I____________I 0%                50%                  100% I____________I____________I 0%                  50%               100% I____________I____________I 0%           50%             100% I____________I____________I 0%               50%          100% I____________I____________I 0%              50%           100% I____________I____________I 0%              50%         100% I____________I____________I 0% 50% 100%

Приложение 6.

 

Таблица 5: Результаты экспериментального исследования общеучебных умений.

Умения  7 “Б” эксп.  7 “В” эксп.  7 “А” контр.  7 “Г” контр.
 1. Выполнять задание по инструкции учителя. (репр. 1 ур.) 2. Выполнять лабораторные работы на уроке. (репр. 1ур.) 3. Решать задачу несколькими способами. (репр. 2 ур.) 4. Делать выводы по лабораторной работе. (репр.2 ур.) 5. Вместе с учителем или в группе решать проблему. (пр. 3 ур.) 6. Построить теорию решения какой - то проблемы вместе с группой. (пр. 3 ур.) 7. Самостоятельно построить теорию решения проблемы и обозначить пути ее решения. (пр. 4 ур.) 8. Самостоятельно при помощи изученного материала и дополнительных источников увидеть проблему. (пр. 4 ур.) 9. Заучивать наизусть стихотворения, писать изложения, делать пересказ. (репр. 1 ур.) 10. Делать упражнения по образцу. (репр. 1 ур.) 11. Методом проб и ошибок самостоятельно подобрать способ решения задачи. (репр. 2 ур.) 12. Уметь приготовить реферат, доклад. (репр. 2 ур.) 13. Приготовить сообщение на научную конференцию. (пр. 3 ур.) 14. Решать знакомую задачу в новой ситуации. (пр.3 ур.) 15. Дискутировать, защищать свой доклад на научной конференции. (пр. 4 ур) 16. Разрабатывать оригинальные способы решения задач в самых различных ситуациях. (пр. 4 ур.) 17. Составлять и реализовывать план по инструкции. (репр. 1 ур.) 18. Распределять свое время. (репр. 1 ур.) 19. Распределять свое время в новой или критической ситуации (во время экзаменов или в трудных личных ситуациях). (репр. 2 ур.) 20. Уметь выполнять задание в группе по указанию учителя. (репр. 2 ур.) 21. Самостоятельно ставить себе цели и задачи учебной деятельности. (пр. 3 ур.) 22. Оценивать свои неудачи и успехи. (пр. 3 ур.) 23. Видеть в целом свои проблемы и самостоятельно разрабатывать пути их решения. (пр. 4 ур.) 24. Эффективно работать в группе и вести ее за собой. (пр. 4 ур.) 4.8 4.2 4.3 4.1 4.9 4 4.2 4.5 4.5 4.5 3.8 4.7 3.6 4.5 4.3 4.2 4.7 4 4.2 4.6 4.7 4.8 4.5 4.8 4.5 4.8 4.1 4.5 4.6 4.5 4 4.3 4.6 4.7 4.3 4.8 4.1 4.2 4.2 4.5 4.1 4.3 4 4.5 4.6 4.6 4.4 4.5 4.4 4.2 3.9 4.4 4.5 3.8 3.7 4 4.2 4.5 4 4.9 3.8 4.1 3.8 4 4.2 3.8 4 4.2 4.4 3.7 3.3 4 4.5 4.3 3.8 4 3.9 4.2 3.7 3.6 4.5 4.6 4.1 4.2 3.5 3.8 3.2 3.4 4 3.8 3.9 3.8 3.7 3.9 3.6 3.8

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...