В Таблице 2 мы представили результаты обработки теста К.Томаса, по каждой из форм поведения в конфликтных ситуациях мы посчитали среднее значение степени выраженности данных форм в каждом классе.
Таблица 2: Результаты экспериментальных исследований по тесту К. Томаса.
В таблице мы можем увидеть большую выраженность продуктивных форм поведения (таких, как сотрудничество) в экспериментальных классах. Это может зависеть от различных факторов, но одним из таких факторов по нашему мнению может являться наличие у учащихся экспериментальных классов продуктивных социальных умений и навыков более высокого уровня, чем у учащихся контрольных классов. Результаты обработки методики определения способности принятия решений и умений ориентироваться в новых условиях жизни, рассмотренной в статье И.С.Артюховой “Я и окружающий мир”, оказались следующими:
Данная методика оценивает такую группу умений, в которую можно отнести как общеучебные, так и социальные умения (см. 3.1). Результаты приведенные в таблице говорят о том, что в экспериментальных классах больший процент учащихся относящихся ко второй группе, для которой характерна нормальная приспособляемость и готовность к внезапным переменам. Большой процент учащихся во всех классах при резких изменениях в жизни склонны недооценивать всю серьезность новой для себя ситуации, и для контрольных классов такая особенность выражена в большей степени. Не в одном из классов нет учащихся относящихся к 4 группе, это может отражать специфику возраста.
Обработка данных опросника, разработанного нами на основе приведенных уровней развития общеучебных умений, представленных в пособии для учителя “Формирование у учащихся умений учиться” В.А. Кулько и Т.Д. Цехмистерова, позволил нам оценить степень сформированности у учащихся репродуктивных и продуктивных общеучебных умений и навыков. Данные приведенные в таблице (см. прил.6) показывают средний балл степени выраженности каждого умения в классах.. Следуюшим этапом обработки данных, стало вычисление среднего балла по уровням развития общеучебных умений, результаты представлены в следующей таблице:
По приведенным в таблице результатам, мы видим существенную разницу между экспериментальным и контрольным классами. На уровне репродуктивных умений эта разница не столь велика, но на продуктивном уровне умения в экспериментальных классах развиты в большей степени, чем в контрольных. Для проверки достоверности полученных нами результатов мы провели опрос учителей предметников, в котором им предлагалось оценить процентное количество учащихся каждом классе, у которых на продуктивном уровне сформированы те или иные общеучебные и социальные умения. Нами было опрошено 6 учителей по различным предметам. Полученные результаты опроса показывают, что разница между контрольными и экспериментальными классами составляет в среднем 20-25 % в пользу последних. Следовательно, можно сказать, что в экспериментальных классах общеучкебные и социальные умения сформированы в большей степени, чем в контрольных.
По всем полученным нами результатам мы можем сделать выводы: - общеучебные умения и навыки у учащихся экспериментальных классов стоят на более высоком уровне развития; - социальные умения и навыки также наиболее развиты в экспериментальных классах; таким образом можно сказать, что условия созданные в “Школе социальной деятельности подростка” и педагогические технологии применяемые в ней способствуют развитию общеучебных и социальных умений и навыков.
Заключение
Мы полагаем, что выдвинутая нами гипотеза о том, что использование в учебном процессе нетрадиционных активных методов обучения, способствует формированию у учащихся продуктивных общеучебных и социальных умений и навыков, подтвердилась путем последовательного выполнения задач исследования. Педагогические технологии внедряемые в “Школе социальной деятельности подростка” с целью обеспечения продуктивного проживания подростками своего возраста, способствуют развитию социальных умений и навыков и формируют у учащихся общеучебные умения. Цель - получить знания стала средством для развития умений и навыков способствующих самореализации, эффективного воплощения собственных возможностей учащихся. Организуя в школе пространство общения и возможностей совместной деятельности со взрослыми и детьми, внедряя методы активного обучения, создается возможность не только давать учащимся фактические и теоретические знания, но и формировать у них универсальные мобильные умения и навыки, которые помогут и найти и реализовать себя в любой жизненной ситуации.
Список литературы
1. Аверин В.А.Психология детей и подростков: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с. 2. Адамский А.И. Открытое образование и современная школа.//Школа и открытое образование: Сборник науч. Трудов по материалам 3-й Всероссийской конференции и региональных семинаров. - М.-Томск. 1999, 316 с. 3. Альманах психологических тестов. - М: “КСП”, 1995. - 400 с.
4. Биология в школе: Сборник нормат. Документов/ Сост. В.И. Сивоглазов. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с. . Биология в школе №2: Научно-теоретический и методический журнал. - М.: “Школа - Пресс”, 2001. - 80 с. . Биология в школе №5, №6: Научно-теоретический и методический журнал. - М.: “Школа - Пресс”, 1999. - 80 с. . Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.Г.Ц..1985.- 45 с. 8. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления./ Пер. с англ. Н.М. Никольский. - М.: Совершенство, 1997. - 208 с. 9. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе: Учебное пособие. - М: Просвещение, 1989. 380 с. 10. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей - М.: Просвещение, 1983. - 80 с. 11. Левин А.Я. Социализация: Учебно-методическое пособие по социальной психологии и конфликтологии для социального педагога. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. 1995. - 42 с. 12. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов высш. педагогических заведений, в 3 кн.. - М.: Просвещение “ВЛАДОС”, 1995. 13. Педагогика: учебн. пособие для студентов педагогич. учебных заведений./В.А. Сластенин и др. - 3-е изд. - М: Школа-Пресс, 2000. - 512 с. 14. Педагогика: Учебн. Пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./Под. Ред. П.И. Пидкасистого - М.: Российское педагогическое агенство,1996. - 604 с. . Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков./под ред. Кривцовой С.В.. - М: “Генезис”, 1997. - 288 с. . Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. - М.: Новая школа, 1996. - 160 с. 17. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл. - 2-е изд.,стареотип. - М.: Дрофа, 2000. - 224 с. 18. Психологические тесты (для деловых людей): сборник тестов/ составитель - Литвинцева Н.А. - М.: “Бизнес - школа “Интел-Синтез””, 1994 г. - 319 с. . Психологические тесты: т.1, т.2/ под ред. А.А. Карелина. - М.: Гум. Изд. Центр “Владос”, 1999.
. Пять испытанных инновационных концепций./под ред. Арно Й.. - Маарскал. Кервирд. Нидерланды. 1995. - 82 с. 21. Рэя Эшмор, Сообщество, которое учит и учится / Новые ценности образования, сборник №5 / ред. серии - Н.Б. Котчлова. - М.: Инноватор, 1996. - 143 с. 22. Социальная педагогика: Теория, методика и опыт исследования./ под ред. Даниловой А.В.. - Свердловск: Уральский ун-т, 1989. - 148с. 23. Теоретические основы содержания общего среднего образования./Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера - М.: Педагогика, 1983 - 352 с. . Филлипов А.В. и др. Производственная социология, психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Высш. школа, 1989. - 225 с. 25. Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. - Красноярск, 1998. - Красноярская краевая организация общества “Знание” России (проект “Создание системы демократического гражданского образования в Центральной Сибири”), 1988 - 240 с. 26. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие. - Красноярск: Изд-во КГПУ, 1998. - 196с.
Приложения
Приложение 1
Предлагаемый Вашему вниманию опросник состоит из двойных высказываний: А и Б. Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как Вы обычно поступаете и действуете (обведите его кружком).
1. а.) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. б.) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. 2. а.) Я стараюсь найти компромиссное решение. б.) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных. 3. а.) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б.) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 4. а.) Я стараюсь найти компромиссное решение. б.) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 5. а.) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку другого. б.) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 6. а.) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. б.) Я стараюсь добиться своего. 7. а.) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. б.) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. 8. а.) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б.) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. 9. а.) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за какких-то возникающих разногласий. б.) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.а.) Я твердо стремлюсь достичь своего. б.) Я пытаюсь найти компромиссное решение. .а.) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. б.) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. .а.) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. б.) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне на встречу. 13.а.) Я предлагаю среднюю позицию. б.) Я настаиваю, чтобы было сделано по - моему. 14.а.) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. б.) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. 15.а.) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. б.) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. 16.а.) Я стараюсь не задеть чувства другого. б.) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 17.а.) Я обычно настойчиво стараюсь добиться своего. б.) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 18.а.) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. б.) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне на встречу. 19.а.) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все незатронутые интересы и спорные вопросы. б.) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. 20.а.) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. б.) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 21.а.) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. б.) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 22.а.) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и позицией другого. б.) Я отстаиваю свои желания. 23.а.) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. б.) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24.а.) Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти на встречу его желаниям. б.) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. 25.а.) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов. б.) Ведя переговоры я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. 26.а.) Я предлагаю среднюю позицию. б.) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворять желания каждого из нас. .а.) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. б.) Если это сделает другого счастливым я дам ему возможность настоять на своем. .а.) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б.) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого. .а.) Я предлагаю среднюю позицию. б.) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. .а.) Я стараюсь не задевать чувств другого. б.) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Приложение 2
Обведите кружком те утверждения которые, как вы считаете, относятся к вам. . Когда я выполняю какое-либо дело, я устаю. . Я с огромным трудом сосредотачиваюсь на чем-нибудь одном. . Я беспокоюсь по всякому поводу. . Часто я чувствую себя так плохо, что тошнота поступает к горлу. 5. Нередко, когда я делаю что-нибудь ответственное, мои руки трясутся. 6. Вообще я часто волнуюсь. . Мне частенько снятся кошмары. . Я, честно говоря, потею даже в холодную погоду. . Мне все время хочется взять в рот что-нибудь съестное. . Часто бывает, что я чувствую боль в животе. . Случается, что я просыпаюсь среди ночи и долго не могу заснуть. . Я знаю, что я человек крайне раздражительный. . Наверняка я обладаю большей чувствительностью, чем другие люди. . В моей жизни постоянно случается что-нибудь волнующее, поэтому я все время о чем-нибудь беспокоюсь. . Жаль, конечно, что мне достается не так много счастья, как другим. . По правде говоря, я довольно легко могу заплакать. . Я теперь не могу ждать кого-то или чего-то. Тут я всегда начинаю нервничать. . Периодами я чувствую, что чересчур суетливо веду себя, просто на месте у седеть не могу. . Я терпеть не могу преодолевать трудности. . Временами я чувствую полную свою беспомощность и ненужность никому вообще. . Я знаю, что отличаюсь довольно большой застенчивостью. . Мне все дается с трудом. . Большую часть времени я нахожусь в напряжение. . Временами у меня бывает состояние полнейшей разбитости и апатии. . Трудности следует не преодолевать, а по возможности обходить или избегать их. Это мое глубокое убеждение.
Приложение 3.
О цените по пяти бальной шкале в какой степени вы обладаете ниже перечисленными умениями.
Приложение 4
Отметьте те утверждения, которые как вы считаете относятся к вам 1. (А) Я умею справляться с трудностями. 2. (С) Когда необходимо принимать важные решения о моей жизни, я действую решительно. 3. (F) Я часто придумываю что - нибудь новенькое и пробую сделать это. 4. (К) Я могу организовать обсуждение в группе, могу руководить ходом групповой работы. 5. (А) Я забочусь о своем здоровье. 6. (Е) Я умею самостоятельно решать учебные и личные проблемы. 7. (F) Я люблю перемены. 8. (С) Я действую ради достижения своих целей. 9. (А) Я умею распределять свое время. 10.(К) Я могу создать дружеские отношения и приятную атмосферу в группе. 11.(Е) Я хорошо составляю планы. 12.(К) Если бы я был капитаном команды, и мне бы нужно было наладить сотрудничество с другой командой, я сумел бы договориться. 13.(А) Я не позволяю себе перенапрягаться в учебе или работе. 14.(С) Для меня очень важно чувство успеха. 15.(Е) Я регулярно оцениваю свои успехи и промахи. 16.(F) Я уверен в себе. 17.(С) У меня хорошие отношения с моими одноклассниками. 18.(Е) Я умею организовать других для решения общих проблем. 19.(К) Я смогу, если нужно, объяснить группе цели ее работы. 20.(С) Я обсуждаю с окружающими (друзьями, родителями) свои планы. 21.(F) Я спокойно отношусь к своим ошибкам не расстраиваюсь из-за них. 22.(А) Я умею сдержать себя, если нужно. 23.(Е) У меня сейчас не больше проблем и они не более сложны, чем год назад. 24.(F) Мне нравиться решать задачи по своему. 25.(К) Я уверен, что в группе можно достичь больше, чем порознь.
Приложение 5.
Обозначьте на шкале какой процент учеников 7 “ ” класса обладают следующими умениями.
Приложение 6.
Таблица 5: Результаты экспериментального исследования общеучебных умений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|