Организация социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната
Основным направлением социальной защиты инвалидов является реабилитация. Всемирная Организация Здравоохранения трактует понятие реабилитации как систему, включающую в себя все меры, направленные на уменьшение воздействия инвалидирующих факторов и условий, приводящих к физическим и другим дефектам, а также на обеспечение возможности инвалидов достичь социальной интеграции. Сущностью социальной реабилитации является не только восстановление здоровья, но и создание возможностей для социального функционирования в обществе. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. По мнению Е.И. Холостовой [23], реабилитация - это процесс, включающий в себя меры и мероприятия медицинского, профессионального и социального характера. Целью разнообразных реабилитационных мероприятий является интегрирование инвалидов с недостатком интеллектуального развития в общество. Социальная реабилитация - это наиболее ёмкая и многогранная область реабилитации [24]. Социальная реабилитация получила в последние годы широкое признание. Этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база, с одной стороны, и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, реализующиеся научные положения - с другой. Социальная реабилитация инвалидов важна не только сама по себе. Она важна как средство интеграции инвалидов в социум, как механизм создания равных возможностей инвалидам, для того, чтобы быть социально востребованными. Социальная реабилитация - это комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе [23].
По мнению О.С. Андреевой [2], социальная реабилитация может рассматриваться как: - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности; - процесс, направленный на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам. Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход. Существуют 3 уровня реабилитации: 1. Микроуровень (самого инвалида). 2. Мезоуровень (инвалид среди других). 3. Макроуровень (в рамках всего социума). Этапы реабилитации: 1. Диагностика уровня развития, анализ имеющихся документов, беседы. 2. Разработка индивидуальных программ реабилитации. 3. Реализация реабилитационных мероприятий. Как считает О.А. Богданова [3], социальная реабилитация осуществляется в двух самостоятельных направлениях: а) приспособление окружающей среды к потребностям инвалидов (обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры, спорта, духовно-нравственного развития иных сфер жизни и т.д.) б) приспособление инвалида к своему дефекту, помощь в адаптации к окружающей среде, развитие навыков, обеспечивающих возможно независимое социальное функционирование. Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ею основных принципов, к которым относят: адресность, непрерывность, этапность, доступность, комплексность, дифференцированность, последовательность, добровольность, гуманность, преемственность, конфиденциальность [13,14].
Социальная реабилитация инвалидов - это комплекс мер, которые направлены на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойкими расстройствами организма, а также на максимально возможное восстановление социального статуса, развитие (формирование) социальных навыков и умений личного и общественного плана [11, 15]. Методы социальной реабилитации: - информационно-консультационная беседа (универсальный метод); - психологический тренинг; - направленное наблюдение; Методы социальной терапии: психотерапия, гарденотерапия, библиотерапия, арттерапия, иппотерапия, глинотерапия и пр. [2,24]. Социальная реабилитация в психоневрологическом интернате отличается своей спецификой, имеет свои цели и задачи, обусловленные особенностями психических заболеваний граждан, проживающих в учреждении. Н.Ф. Дементьева [6] выделяет основные цели социальной реабилитации в психоневрологическом интернате: - создание благоприятного социально-психологического климата (терапевтической среды); - организация жизнедеятельности инвалидов; - социальная адаптация и реабилитация инвалидов, поддержание и продление психической активности лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с основными целями, социальная реабилитация должна быть направлена на оказание помощи гражданам, проживающим в учреждении, на преодоление индивидуальных проблем, связанных с умственной и физической ущербностью; ориентирована на индивидуальные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, их возрастные, жизненные и социальные запросы. Направления социальной реабилитации в психоневрологическом интернате: - проведение социальной диагностики; - организация занятости инвалидов; - организация содержательного досуга; - защита личностных и имущественных прав инвалидов; - поддержание родственных связей и контактов; - организация трудовой деятельности [6,8]. По мнению Э.В. Устиновой, социальная реабилитация включает в себя социально-бытовую адаптацию и социально-средовую ориентацию. Социально-бытовая адаптация - это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов [24].
Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают в себя: - информирование и консультирование инвалида и его семьи; - адаптационное обучение инвалида и его семьи; - обучение инвалида персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности, овладению социальными навыками; - обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими; - адаптация жилья инвалида к его потребностям. Т.В. Зозуля [10], определяет, что социально-средовая ориентация - это система и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида общественной или семейно-общественной деятельности. Мероприятия по социально-средовой ориентации в себя включают: - социально-психологическую реабилитацию (психологическое консультирование, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию, психотерапевтическую помощь, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, экстренную психологическую и медико-психологическую помощь); - обучение общению; - обучение социальной независимости; - обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом; - оказание помощи в решении личных проблем; - социальный патронаж семьи [17]. Социально-бытовая реабилитация включает в себя: - социально-бытовую ориентацию (процесс ознакомления инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения и содержания); - социально-бытовое образование (восстановление, обучение или формирование навыков пользования приборами, оборудованием социально-бытового назначения с целью обеспечения относительной независимости, обучение навыкам хозяйственно-бытовой деятельности); - социально-бытовую адаптацию (процесс и результат приспособления к условиям ближайшего социума);
- трудовая и профессиональная реабилитация - направлены на профориентацию, трудовое и профессиональное обучение и трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья, квалификацией и личными склонностями инвалида; - психолого-педагогическая реабилитация - направлена на адаптацию в окружающей среде, в обществе, достижение морально-психологического равновесия (практические занятия, тренинги, индивидуальные беседы, консультации, психодиагностика) [10,17]. В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет инвалидам преодолевать страх, формировать отношения к еще более слабому, корректировать гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать инвалидов в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым. Таким образом, социальная реабилитация - это комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе. Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них - независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического общества, с третьей стороны - все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|