Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Айвазо'вский Ива'н Константи'нович

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абстрактный экспрессионизм (англ. abstract expressionism), нью-йоркская школа — течение в абстрактной живопи­си, возникшее в США около 1942 г. Его особенность — предельная спонтанность, импровизационность творческого акта, нередко использование приёма дриппинга (разбрызгивания или выдавливания краски прямо на холст). Такой метод ис­ключает целенаправленно построенную форму, картина запечатлевает последова­тельность действий художника. Один из характерных признаков абстрактного экс­прессионизма — крупный масштаб работ (порой более пяти метров в длину).

Абстракционизм (от лат. abstractus — «отвлечённый») — общее название ряда течений в изобразительном искусстве XX в., отказавшихся от понимания искус­ства как подражания природе, воспроиз­ведения форм действительности.

Авангардизм, авангард (франц. avantgarde — «передний край», «передовой от­ряд»), — общее название ряда течений в искусстве XX в., демонстративно порыва­ющих с установившимися художественны­ми традициями (фовизм, кубизм, футу­ризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм и др.).

Акварель (франц. aquarelle, от лат. aqua — «вода») — прозрачные краски, разводимые в воде (обычно с клеем) и легко смываемые ею; техника графики и живописи этими красками; произведение, выполненное в та­кой технике.

Антаблемент (франц. entablement) — часть ордера, горизонтальная несомая часть архитектурной конструкции.

Анфилада (франц. enfilade, от enfiler — «нанизывать на нить») — ряд сообщаю­щихся помещений, дверные проёмы кото­рых находятся на одной оси.

Апсида (от греч. «апсидос» — «свод», «арка») — выступающая часть здания, пе­рекрытая полукуполом или полусводом; в христианских храмах располагается в восточной (алтарной) части.

Аркада (от франц. arcade) — ряд одина­ковых арок, опирающихся на столбы, ко­лонны или пилоны.

Атлант (от греч. «Атлас», «Атлантос») — вертикальная опора в виде скульптурной мужской фигуры, поддерживающей пере­крытие здания.

Аттик (от греч. «аттикос» — «аттиче­ский») — стенка над карнизом, венчаю­щим сооружение, обычно украшенная рельефом или надписями.

База (от лат. basis — «шаг», «ступня», «ос­нование») — основание колонны.

Базилика (от греч. «базилике» — «царский дом») — прямоугольное в плане здание, разделённое внутри столбами или колон­нами на продольные части — нефы; сред­ний (главный) неф при этом, как прави­ло, выше и шире боковых.

Балюстрада (франц. balustrade) — ограж­дение, состоящее из ряда фигурных стол­биков (балясин), соединённых перилами.

Барабан — венчающая часть здания, име­ющая цилиндрическую или многогранную форму, несущая на себе купол.

Барбизонская школа, барбизонцы — группа французских живописцев, работав­ших в 30—60-х гг. XIX в. преимуществен­но в жанре пейзажа (часто на пленэре в деревне Барбизон близ Парижа).

Барокко (итал. barocco — «странный», «причудливый») — стиль в европейском ис­кусстве конца XVI — середины XVIII в. Для барокко характерно тяготение к ансамблю и синтезу искусств, большая степень взаи­мопроникновения архитектуры, скульп­туры, живописи. Искусство барокко отли­чается пышностью, экзальтацией образов; ему свойственны контрастность, напря­жённость, динамичность образов, стремле­ние к совмещению реальности и иллюзии.

Бельведер (итал. belvedere — «прекрас­ный вид») — возвышающаясянад кровлей часть здания в виде беседки или павильо­на; беседка или павильон, расположенные на возвышенности в парке.

Бисквит (франц. biscuit) — белый неглазурованный матовый фарфор.

Болонский академизм направление, возникшее в конце XVI в. и занявшее в XVII в. значительное место в итальянской живописи. По мнению академистов — чле­нов «Академии вступивших на правильный путь», — вечный идеал красоты воплощён в искусстве античности, Возрождения; со­вершенство формы, композиции, высокий уровень техники важнее содержания. В «Академии вступивших на правильный путь» были разработаны принципы обуче­ния художников, которые легли в основу академической системы образования, суще­ствующей до сих пор.

Брутализм (от англ. brutal — «грубый») — направление в архитектуре Западной Ев­ропы, США и Японии 50—60-х гг. XX в. Его представители стремились к обнажению конструктивной системы постройки, вы­явлению архитектоники простых и под­чёркнуто грубых архитектурных масс.

Витраж (франц. vitrage, от лат. vitrum — «стекло») — изображение либо орнамент из цветного стекла или другого материала, ко­торый пропускает свет (в окнах, дверях).

Воздушная перспектива — метод пе­редачи расстояния на плоскости путём смягчения очертаний, уменьшения ярко­сти цвета и т. д.

Волюта (лат. voluta — «завиток», «спи­раль») — архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка.

Гемма (лат. gemma) — драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными

(инталия) или выпуклыми (камея) изо­бражениями.

Гиперреализм (англ. hyperrealism, от греч. «гипер» — «сверх» и «реализм») — напра­вление в живописи и скульптуре, возник­шее в 60—70-х гг. в США. В его основе ле­жит детальное копирование фотографии, которая увеличивается при этом до разме­ров большого полотна. Стремясь сохра­нить все особенности фотоизображения, исключить влияние собственного видения, гиперреалисты использовали механиче­ские приёмы копирования: диапроекцию, масштабную сетку, аэрограф (пульвериза­тор) вместо кисти, шлифовку поверхности готовой картины.

Глазурь (от нем. Glas — «стекло») — стек­ловидное покрытие поверхности изде­лия керамики, закреплённое обжигом. Глиптика (от греч. «глифо» — «выре­заю») — искусство резьбы по драгоценно­му или полудрагоценному камню. Гобелен (франц. gobelin) — декоратив­ный тканый ковёр.

Гравюра (франц. gravure) — вид графи­ки, в котором изображение является от­тиском рисунка, нанесённого на дерево, металл, линолеум и другие материалы; произведение, выполненное в такой тех­нике.

Грунт (от нем. Grand — «основа») — по­крывающий основу картины (холст, дере­во, картон и т. д.) слой, на который нано­сятся краски.

Гуашь (франц. gouache) — непрозрачные краски, растираемые на воде с клеем и примесью белил; живопись такими крас­ками.

Дадаизм (происхождение неясно: франц. dada — «игрушечный конёк», или итал. dada — «мама», или рус. и румын. — «лад­но», или детский лепет) — литературно-художественное движение, возникшее во время Первой мировой войны. Движение было откровенно нигилистическим, не столько направлением в искусстве, сколько интеллектуальным бунтом, что нашло выражение главным образом в различных акциях, мистифицирующих публику и провоцирующих её на ответ­ную реакцию возмущения. Дадаисты от­вергали планомерное построение произ­ведении искусства, канонизировали случайность, прибегали к приёмам паро­дии на творчество и разрушения художе­ственной формы.

Декор (от лат. decoro —- «украшаю») — си­стема украшений сооружения или изделия.

Закомара — в средневековой русской ар­хитектуре полукруглое завершение верх­ней части стены церковного здания.

Замковый камень — клин, образую­щий середину арки.

Зернь — крошечные металлические ша­рики, напаянные на проволочный узор или гладкую поверхность ювелирного из­делия.

Изразец — плитка из обожжённой глины, часто покрытая росписью или глазурью.

Импрессионизм (от франц. impression — «впечатление») — направление в живопи­си второй половины XIX — начала XX в., зародившееся во Франции, представители которого стремились наиболее естест­венно и непредвзято запечатлеть окружа­ющий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Инкрустация (лат. incrustatio — «покры­тие корой») — изображение, орнамент из различных материалов (дерева, металла, мрамора и др.), которые врезаны в поверх­ность изделия или сооружения и отлича­ются от неё цветом или фактурой.

Инталия (итал. intaglio — «резьба») — ка­мень твёрдой породы (чаще драгоценный) с вырезанным углублённым рельефным изображением в противоположность камее.

Интерьер (франц. inte'rieur — «внутрен­ний») — внутреннее пространство здания.

Камея (франц. came'e) — драгоценный или полудрагоценный резной камень с выпуклым изображением.

Капелла (итал. capella — «часовня») — в католической и англиканской церковной архитектуре небольшое отдельное соору­жение или помещение для молитв одной семьи, хранения реликвий и т. д.; домаш­няя церковь.

Капитель (лат. capitellum — «головка») — вершина колонны.

Караваджизм — направление в западно­европейской живописи XVII в. Караваджистами называют группу живописцев раз­ных европейских школ, выступивших последователями реалистических принци­пов творчества Микеланджело да Карава­джо, но воспринявших в его работах пре­жде всего сюжетные, бытовые мотивы, интерес к простонародной натуре, прин­ципы композиции крупнофигурных жан­ровых и евангельских сцен, живописные приёмы, основанные на напряжённости и резкости световых контрастов.

Кенотаф (греч. «кенотафион» — «пустая могила») — могила, не содержащая по­гребения и отмеченная знаком или памят­ником.

Керамика (греч. «керамике», от «керамос» —- «глина») — изделия и материалы из глин и их смесей с неорганическими соединениями, закреплённые обжигом.

Классицизм (от лат. classicus — «образ­цовый») — идейно-художественное на­правление и стиль в европейском искус­стве XVII в.; рассматривал античность как этическую и художественную норму. Ему свойственны гражданственность, героиче­ский пафос, пластическая гармония и яс­ность. Часто этот термин используют по отношению к искусству второй половины XVIII — начала XIX в., особенно к русско­му (см. неоклассицизм). Коллаж (франц. collage — «наклеива­ние») — приём в изобразительном искус­стве, когда на какую-либо основу наклеи­ваются материалы, отличающиеся от неё по цвету и фактуре; произведение, выпол­ненное с помощью этого приёма.

Колорит (итал. colorito, от лат. color — «цвет») — сочетание цветовых тонов в про­изведениях изобразительного искусства.

Конёк — в русском деревянном зодчестве скульптурное завершение (в виде головы коня или птицы) бревна (охлупня), венча­ющего крышу. В современном словоупо­треблении — верхнее ребро-гребень двух- или четырёхскатной крыши.

Консоль (франц. console) — архитектур­ная несущая конструкция: закреплённый в стене или столбе камень, конец балки и т. п. для поддержания карниза, колонны, балкона или предназначенный для уста­новки статуи, вазы.

Концептуализм (от лат. conseptus — мысль», «представление») — одно из на­правлений в искусстве авангарда, воз­никшее в 60-х гг. XX в. Его особенность со­стоит в принципиальном отказе от воплощения идеи в материале, т. е. в све­дении искусства исключительно к фено­менам сознания (принцип «искусства в голове»). Художники-концептуалисты осваивают знаковые системы, внедряются в поисках форм фиксации идеи в нехудо­жественные сферы (оперирование форму­лами, использование таблиц, чертежей, включение текстовых элементов и т. п.).

Крипта (греч. «криптэ» — «подземный тайник») — подземное или полуподземное помещение (преимущественно под хором) в западноевропейских католических цер­квах, использовавшееся как почётное мес­то погребения, иногда служившее часовней.

Ксилография (от греч. «ксилон» — «сруб­ленное дерево» и «графо» — «пишу», «ри­сую») — гравюра на дереве.

Кунсткамера (нем. Kunstkammer — «ка­бинет редкостей», «музей») — старинное название исторических, естественнонаучных, художественных коллекций, а также помещение для их хранения.

Курдонёр (франц. cour d'honneur — «по­чётный двор») — парадный двор дворца, особняка или усадьбы, заключённый меж­ду главным фасадом и симметрично рас­положенными выдвинутыми флигелями.

Лантерна (итал. lanterna — «фонарь») — небольшая башенка на верхушке купола, проёмы которой являются источником верхнего света.

Лессировка (нем. Lasierung) — тонкий слой прозрачной краски, который нано­сится на плотный слой живописи для уси­ления или ослабления цветового тона. За­ключительный этап работы над картиной.

Линейная перспектива — способ передачи трёхмерного пространства на плос­кости, при котором удалённые предметы изображаются уменьшенными по сравне­нию с находящимися ближе.

Литография (от греч. «литос» — «ка­мень» и «графо» — «пишу», «рисую») — гравюра на камне.

Лоджия (итал. loggia) — помещение, от­крытое с одной, двух или трёх сторон, где стену заменяют колоннада, аркада, па­рапет.

Лубок, народная картинка (название происходит от липового лубка, излюблен­ного материала народного искусства) — произведение народной графики (как правило, печатное), отличающееся про­стотой и доходчивостью образа.

Майолика (итал. maiolica, от Majolica — старое название острова Майорка) — вид керамики, изделия из обожжённой глины, покрытые глазурью, с яркой рос­писью.

Мансарда (франц. mansarde — «чердак», по имени французского архитектора XVII в. Франсуа Мансара) — жилое или хозяйственное помещение над верхним этажом под двухскатной, с изломом крышей.

Маньеризм (от итал. maniera — «мане­ра») — течение в европейском искусстве XVI в, отразившее кризис гуманистиче­ской культуры Возрождения. Внешне сле­дуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Основополагающим тезисом маньеризма является положение о «внутренней идее» (источником которой явля­ется воображение, личное творческое на­чало мастера) как основе художественного образа.

Марина (итал. marina, от лат. marinus — «морской») — морской вид, картина (ри­сунок, гравюра), изображающая море.

Масляная живопись — разновидность живописной техники, основанная на при­менении растительного масла в качестве основного связующего вещества, а также на определённых приёмах работы с крас­ками.

Медальон (франц. me'daillon, от итал. medaglione) — круглое либо овальное по­ле, окружённое бордюром, часто включа­ющее изобразительную или орнаменталь­ную композицию.

Модерн (франц. moderne — «новейший», «современный») — стиль в европейском и американском искусстве конца XIX — на­чала XX в. (другие названия — «ар нуво» во Франции и в Англии, «югендстиль» в Гер­мании, «Сецессион» в Австрии, «либерти» в Италии, «модернисмо» в Испании), ис­пользовавший новые технико-конструк­тивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчёркнуто инди­видуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнамен­тальному ритму и образно-символиче­скому замыслу. Изобразительное и деко­ративно-прикладное искусство модерна отличает поэтика символизма, декоратив­ный ритм гибких, текучих линий, стили­зованный растительный узор.

Модернизм (от франц. moderne — «новей­ший», «современный») — общее название течений в искусстве конца XIX—XX вв., по­рвавших с классической традицией, тради­циями реализма.

Модуль (лат. modulus — «мера») — в пла­стических искусствах условная исходная мера, принятая для выражения кратных отношений размеров целого и составля­ющих его частей.

Мозаика (франц. mosaique) — изображе­ние или орнамент, выполненные из цвет­ных камней, смальты (кусочков цветного непрозрачного стекла) и т. д.

Мольберт (нем. Malbrett — «полка для жи­вописи») — деревянный или металличе­ский станок для живописи, на котором на различной высоте (и часто с различным наклоном) укрепляются подрамник с хол­стом, картон, доска.

Монограмма (от греч. «монос» — «один» и «грамма» — «буква») — сплетённые в ви­де вензеля начальные буквы имени, фами­лии; условный знак, заменяющий подпись на произведении художника.

Нартекс (позднегреч. «нартекс» — «при­твор») — входное помещение, примы­кающее с западной стороны к христиан­скому храму, предназначенное для лиц, которые не допускаются на богослу­жение.

Натурализм (от лат. natura — «приро­да») — направление в литературе и искус­стве конца XIX в., стремившееся к упо­доблению художественного познания научному, к объективному и бесстрастно­му изображению реальности (прежде все­го человеческих характеров), их обуслов­ленности физиологической природой и средой.

Неоимпрессионизм (франц. neoimpressionisme) — течение в живописи, воз­никшее во Франции около 1885 г., придав­шее методический, научно обоснованный характер разложению сложных тонов на чистые цвета и приёмам письма отдельны­ми мазками.

Неоклассицизм (франц. neoclassicisme) — идейно-художественное напра­вление и стиль в европейском искусстве второй половины XVIII — начала XIX в.; направление в европейском искусстве начала XX в., считающие классические традиции искусства античности, Возрож­дения и классицизма высшей художест­венной нормой, идеалом и недосягаемым образцом.

Неопластицизм (от греч. «неос» — «новый» и «пластика») — доктрина «ис­кусства чистой пластики», выработанная голландским абстракционистом Питом Мондрианом в начале XX в., полагавшая первейшей задачей «денатурализацию форм», очищение природы от иллюзорно­го многообразия и обнажение таящейся в ней первичной схемы.

Неф (франц. nef, от лат. navis — «ко­рабль») — часть внутреннего помещения христианского храма, ограниченная с од­ной или с обеих продольных сторон ря­дом колонн или столбов.

Ордер (от лат. ordo — «ряд», «поря­док») — сочетание вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и горизонтальных несомых частей (антаблемента) архи­тектурной конструкции, их строение и ху­дожественное оформление.

Офорт (франц. eau forte — «крепкая вод­ка», т. е. азотная кислота) — вид гравюры на металле, где углубления печатной фор­мы создаются травлением металла кисло­тами; оттиск, полученный этим способом гравирования.

Палитра (от франц. palette — «пластин­ка») — небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы.

Палладианство — направление в евро­пейской архитектуре XVII—XVIII вв., раз­вивавшее принципы, заложенные в твор­честве итальянского архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио (1508— 1580).

Пандус (от франц. pente douce — «поло­гий склон») — наклонная поверхность, за­меняющая лестницу.

Панно (франц. panneau) — изображение (живопись, мозаика, рельеф) для украше­ния стен, потолков.

Партер (франц. parterre, от par — «по» и terre — «земля») — в садово-парковом ис­кусстве открытая часть парка с газонами и цветниками, водоёмами, бордюрами из кустарника, часто украшаемая скульпту­рой, фонтанами и т. д. Пастель (франц. pastel) — цветные каран­даши из красочного порошка без оправы; рисунок или живопись, выполненные ими.

Патина (итал. patina) — плёнка, образу­ющаяся с течением времени на поверхно­сти медных, бронзовых и латунных пред­метов под воздействием окружающей среды.

Пейзажный (английский) парк парк с живописной планировочной ком­позицией, созданной как подражание естественной природе. Растения в пей­зажном парке находятся в своём естест­венном состоянии. Важной чертой анг­лийского парка также является его органичное включение в окружающий пейзаж.

Перспектива (от лат. perspicio — «ясно вижу сквозь») — система изображения пространства и объёмных тел на плос­кости.

Пилон (греч. «ворота», «вход») — массив­ный столб, служащий опорой для пере­крытий либо установленный при парад­ном входе или въезде.

Пилястр, пилястра (итал. pilastro, от лат. pila — «столб») — плоский вертикаль­ный выступ стены в виде четырёхгранно­го столба, имеющий те же детали, что и колонна: основание (базу), ствол и венча­ющую часть (капитель).

Пинакотека (от греч. «пинакс» — «карти­на» и «теке» — «вместилище») — хранили­ще живописи, картинная галерея.

Плафон (франц. plafond — «потолок») — потолок или его центральная часть, украшенные живописным или скульптурным изображением, орнаментом.

Пленэр (франц. plein air — «открытый воз­дух») — передача в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в есте­ственных, природных условиях, т. е. под открытым небом, под воздействием сол­нечного света и воздуха. Пленэрной назы­вают живопись на открытом воздухе (вне мастерской). Пленэром — также группы, собранные для коллективной работы на открытом воздухе.

Подмалёвок — подготовительная стадия работы над картиной: проработка объёма изображённых предметов, фигур общим тоном или несколькими тонами в расчё­те на то, что они будут просвечивать сквозь верхние слои краски.

Поп-арт (англ. pop art, сокращение от popular art — «популярное, общедоступное искусство») — течение в искусстве 50— 60-х гг. XX в., для которого характерны использование и переработка образов массовой (популярной) культуры.

Портал (нем. Portal, от лат. porta — «вход», «ворота») — архитектурно оформ­ленный вход в здание.

Портик (от лат. porticus) — крытый про­ход, образованный колоннадой или арка­дой и расположенной параллельно им стеной, часто образует галерею с откры­той колоннадой, как правило на продоль­ной стороне (но может украшать и тор­цевую сторону) здания, иногда имеет фронтон или аттик. В античной архи­тектуре портики бывали отдельными со­оружениями.

Постимпрессионизм (франц. postimpressionisme, от лат. post — «после» и франц. impressionisme) — собирательное наименование нескольких направлений французского искусства конца XIX — начала XX в., декларировавших своё неприятие эстетики импрессионизма и хронологически следующих за ним напра­влений.

Постмодернизм (англ. postmodernism) — в 70—90-х гг. XX в. направление в обще­ственной жизни и культуре современных индустриально развитых стран. Харак­терной особенностью постмодернизма является объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и художественных приёмов, заимствован­ных из арсенала разных эпох, регионов и субкультур.

Примитивизм, наивное искусство — направление в изобразительном искусст­ве конца XIX—XX вв.: программное, созна­тельное упрощение художественных обра­зов и выразительных средств.

Притвор — входное помещение, примы­кающее к западной стороне церкви, то же, что нартекс.

Пуантилизм (от франц. poimiller — «пи­сать точками») — художественный приём в живописи: письмо раздельными чётки­ми мазками (в виде точек или мелких квад­ратов), наносящими на холст чистые крас­ки в расчёте на их оптическое смешение в глазу зрителя.

Пуризм (от лат. purus — «чистый») — на­правление во французском изобразитель­ном искусстве 20-х гг. XX в, провозглашав-

шее необходимость создания искусства декоративного по своим задачам, а по форме предельно строгого, очищенного от деталей и усложнений.

Растушёвка — растирание на листе бу­маги линий и штрихов, проведённых ка­рандашом, пастелью и т. д.

Рационализм (от лат. rationalis — «ра­зумный») — совокупность архитектурных направлений первой половины XX в., стремившихся к соответствию архитекту­ры современным представлениям об об­ществе и искусстве и современным дости­жениям науки и техники.

Реализм (от лат. realis — «действитель­ный», «вещественный») — понятие, харак­теризующее познавательную функцию искусства: объективное отображение дей­ствительности, правда жизни, воплощён­ная специфическими средствами различ­ных стилей и видов искусства. Реализм, понимаемый как тенденция развития ми­рового искусства, предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-ис­торические формы: наивное жизнеподобие древних наскальных изображений, идеализация античного искусства, оду­хотворённость и одновременно «нату­рализм» поздней готики и т. д. В совре­менной эстетике и искусствознании отсутствует окончательное определение реализма, его хронологических рамок.

Рельеф (франц. relief, от лат. relevo — «поднимаю») — вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углублённым) по отношению к плоскости фона.

Рефлекс (от лат. reflexus — «отражён­ный») — отсвет, отражённый свет и цвет на какой-либо поверхности.

Ризалит (от итал. risalita — «выступ») — часть здания, выступающая за основную линию фасада.

Романтизм — идейно-художественное направление в европейской и американ­ской культуре конца XVIII — первой поло­вины XIX в. Основное в романтическом искусстве — чувства и фантазия автора. Единственное правило в искусстве для ху­дожника-романтика— это верность себе, искренность изобразительного языка. Нередко творения романтиков шокирова­ли общество полным неприятием гос­подствовавших вкусов, небрежностью, незавершённостью.

Ротонда (итал. rotonda — «круглая») — круглая в плане постройка, увенчанная ку­полом.

Руст (от лат. rusticus — «грубый», «неотё­санный») — тёсаный камень, лицевая по­верхность которого грубо околота, обыч­но с узким, более гладким кантом по краям.

Светотень — градации светлого и тёмно­го, распределение различных по яркости цветов, оттенков, позволяющее восприни­мать объём фигуры или предмета и окру­жающую их световоздушную среду. Светотень служит также важным средством эмоциональной выразительности. Символизм (от греч. «симболон» — «знак», «символ») направление в литературе и ис­кусстве Европы конца XIX — начала XX в. Особенностями его являются многознач­ность образов, игра метафор и ассоциа­ций. Представляя разные стили эпохи (поздний романтизм, академизм, постимпрессионшм, модерн), мастера этого напра­вления считали искусство символом непо­знаваемого, мира видений и грёз.

Скань (от древнерус. «скать» — «сучить», «свивать») — вид ювелирной техники: узор, выполненный из тонкой проволоки (золотой, серебряной и др.), гладкой или свитой в верёвочку.

Слепок — точная копия скульптурного оригинала, выполненная заливкой гипса или другого материала в снятую с ориги­нала форму (гипсовую, восковую, пласти­линовую).

Социалистический реализм — теоре­тический принцип и официальное худо­жественное направление, господствовав­шее в СССР с середины 30-х до начала 80-х гг. Его основными принципами были провозглашены правдивое изображение действительности в её революционном развитии, сочетание исторической кон­кретности образов с их героикой и ро­мантикой. Сложилась жёсткая и безапел­ляционная программа социалистического реализма, основанная на прославлении революционной борьбы народа и его во­ждей, советского строя, социалистическо­го строительства и трудового энтузиазма. Художественное творчество определяли лозунги коммунистической идейности, партийности и народности.

Стека (итал. stecca) — деревянная, костя­ная или металлическая палочка с расши­ренными в виде лопатки концами, инст­румент скульптора при лепке из глины, воска и других мягких материалов.

Стела (греч. «стеле» — «столбы») — верти­кально стоящая каменная плита с вырезан­ной надписью или изображением.

Стиль революции — вызванный к жиз­ни Великой Французской революцией (1789— 1799 гг.) стиль декоративно-при­кладного искусства Франции, отказав­шийся от бесполезной роскоши и обра­тившийся к простым, часто даже простонародным формам бытовых пред­метов.

Стиль Реставрации — во Франции стиль декоративно-прикладного искусства, полу­чивший распространение после Реставра­ции (1815—1830 гг.), унаследовавший многое от ампира, но полностью утратив­ший присущую ему строгость пропорций и форм. Украшения стиля Реставрации стали чрезмерно тяжеловесными и пыш­ными.

Супрематизм (от лат. supremus — «наи­высший») — направление в авангардист­ском искусстве России, основанное в 1913 г. К С. Малевичем. Композиции су­прематизма организуются из разноцвет­ных плоскостей, имеющих форму квадра­та, прямоугольника, круга, треугольника, креста. Такие комбинации должны были выразить абсолютные, «высшие» начала

реальности, постигнутые интуицией ху­дожника.

Сюрреализм (франц. surrealisme — «сверхреализм») — направление в искус­стве XX в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его мето­дом — разрыв логических связей, заменён­ных субъективными ассоциациями.

Темпера (итал. tempera, от temperare —-«смешивать краски») — краски, растёртые на яичном желтке или на клее, смешанном с маслом, разведённые в воде; техника жи­вописи такими красками.

Тёплые и холодные цвета — цвета, рас­положенные в тёплой (красный, жёлтый, оранжевый) и холодной (синий, фиолето­вый, зелёный) частях спектра.

Терракота (итал. terracotta — «обож­жённая глина») — вид керамики, неглазурованные изделия из обожжённой цвет­ной глины с пористым черепком.

Тон (от греч. «тонос» — «напряжение, «уда­рение», «сила») — 1) световой тон — про­стейший элемент светотени, степени свет­лоты, насыщенности светом отдельного видимого участка — части формы, теневой или освещенной части предмета и т. п.; 2) цветовой тон — исходный, простейший элемент как цвета в действительности, так и колорита в произведениях искусства: ка­чество каждого цветового оттенка, который соответствует отдельному участку натуры или изображения, по отношению к основ­ным цветам спектра. Тон выражает специ­фичность оттенка (например, лимонно-жёлтый, огненно-красный и т. д.) и фиксирует изменения определённого цве­та в сторону большей или меньшей светло­ты, большей или меньшей затемнённости, не затрагивая самой сущности цвета пред­мета; 3) общий тон — цветовой строй ху­дожественного произведения, основной оттенок, обобщающий или подчиняющий себе все цвета картины. Краски в такой «то­нальной живописи» объединены общим то­ном (например, серебристым, золотистым, тёплым, холодным и т. д.).

Фактура (лат. factura — «обработка») — характер поверхности произведения изо­бразительного искусства, её обработки.

Фарфор (от перс. «фегфур») — материал, получаемый спеканием глины, каолина (белой глины) и минеральных добавок, имеющий белый плотный (непористый) черепок; изделия из этого материала.

Фасад (от итал. faccia — «лицо») — внеш­няя сторона, внешний вид, вертикальная поверхность здания или его части.

Фаянс (от названия итальянского города Фаэнца) — материал, получаемый спека­нием глины с минеральными добавками, имеющий мелкопористый (в отличие от фарфора) черепок и стекловидное покры­тие, закреплённое обжигом — глазурь;из­делия из этого материала.

Филигрань (итал. filigrana, от лат. fllum — «нитка» и «granum» — «зерно») —

витые узоры из тонкой металлической проволоки, то же, что скань.

Фовизм (от франц. fauve — «дикий») — те­чение во французской живописи начала XX в., для которого характерно предельно интенсивное звучание открытых цветов, сопоставление контрастных окрашенных плоскостей, заключённых в обобщённый контур, сведение формы к простым очер­таниям при отказе от светотеневой моде­лировки и линейной перспективы.

Фонарь — то же, что эркер; то же, что лантерна.

Фреска (от итал. fresco — «свежий», «сы­рой») — живопись по сырой штукатурке темперой.

Фриз (франц. frise) — декоративная ком­позиция (изображение или орнамент) в виде полосы на стене, ковре, паркете и т. д.

Фронтон (франц. fronton) —- завершение фасада здания (обычно треугольной формы), образованное скатами крыши и карнизом.

Функционализм (от лат. functio — «ис­полнение») — направление в архитектуреXX в., утверждающее главенство практиче­ских функций, жизненных человеческих потребностей в определении планов и форм сооружений.

Футуризм (от лат. futurum — «буду­щее») — литературно-художественное на­правление начала XX в. в Италии и Рос­сии. Футуристы с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее — наступающую эпоху индустриализма, тех­ники, высоких скоростей и темпов жиз­ни. Для живописи футуризма характерны «энергетические» композиции с раздроб­ленными на фрагменты фигурами, в ней преобладают вертящиеся, мелькающие, взрывоподобные зигзаги, спирали, эл­липсы, воронки. Один из основных прин­ципов футуристической картины — симультанность (одновременность), т. е. со­вмещение в одной композиции разных моментов движения.

Хор (греч. «хорос») — в западноевропей­ских церквах первоначально место перед алтарём, предназначенное для певчих; позднее вся восточная (алтарная) часть храма.

Хоры — верхняя (на втором ярусе) от­крытая галерея, балкон внутри церкви или зала. На хорах располагались певчие, музыканты, а также орган.

Центрическое здание — здание в фор­ме круга, квадрата или многоугольника, симметричное относительно вертикаль­ной оси.

Цоколь (итал. zoccolo) — нижняя, обыч­но несколько выступающая часть наруж­ной стены здания, сооружения, памятни­ка, лежащая на фундаменте.

Шатёр — завершение центрических по­строек (колоколен, башен, храмов и др.) в виде четырёхгранной или многогранной пирамиды либо конуса.

Шпалеры (нем. Spalier, от итал. spalliera) — безворсовые ковры, вытканные вручную по красочным картонам, соз­данным живописцами.

Эклектизм (от греч. «эклектикос» — «вы­бирающий») — условное собирательное название периода в развитии архитекту­ры и прикладного искусства европейских

стран и США середины и второй полови­ны XIX в., отличающегося нередко меха­ническим соединением элементов раз­ных стилей.

Экспрессионизм (от лат. expressio — «выражение») — течение в литературе и искусстве начала XX в., особенно ярко проявившееся в Германии и Австрии, про­возгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусст­ва. Иногда этому понятию придаётся бо­лее широкий смысл — им обозначают со­вокупность явлений в искусстве конца XIX—XX вв., выражающих тревожное, бо­лезненное мироощущение, присущее пе­риодам социальных кризисов и беспо­койств.

Эмаль (франц e'mail, от франк. smeltan — «плавить») — техника, применяемая в юве­лирном искусстве: прочное стекловидное покрытие, наносимое на металлическую поверхность и закрепляемое обжигом. Существует и холодная эмаль (без обжига). Эмалью называют также непрозрачную глазурь на керамике, белую или цветную, особенно характерную для майолики.

Эркер (нем. Erker) — прямоугольный, полукруглый, треугольный в плане, реже многогранный выступ в наружной стене здания, вынесенный за его пределы и освещаемый окнами. Эркер охватывает один или несколько этажей, обычно не опускается до земли.

Эскиз (франц. esquisse) — художествен­ное произведение вспомогательного ха­рактера, являющееся

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...