Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи федеральных органов налоговой полиции

Федеральные органы налоговой полиции являются правоохрани­тельными органами и составной частью сил обеспечения экономи­ческой безопасности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 5238-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Фе­деральным законом от 17 декабря 1995 г. № 200-ФЗ) «О федераль­ных органах налоговой полиции» задачами федеральных органов налоговой полиции являются:

— выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступ­лений и правонарушений. О выявленных при этом других экономи­ческих преступлениях органы налоговой полиции обязаны проин­формировать соответствующие правоохранительные органы;

— обеспечение безопасности деятельности государственных на­логовых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных по­сягательств при исполнении служебных обязанностей;

предупреждение, выявление и пресечение коррупции в нало­говых органах.

На федеральные органы налоговой полиции не могут быть воз­ложены другие, не предусмотренные законом задачи.

На основе приведенных выше общих задач и имеющегося зако­нодательства определяются задачи отдельных подразделений феде­ральных органов налоговой полиции с учетом направлений их дея­тельности.

В частности, в задачи оперативных подразделений федеральных органов налоговой полиции входят выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие налоговых преступлений, а также выявле­ние и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от орга­нов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного нака­зания; добывание информации о событиях или действиях, создаю­щих угрозу экономической безопасности Российской.Федерации.

Основные задачи следственных подразделений федеральных орга­нов налоговой полиции включают: обеспечение экономической безо­пасности государства путем быстрого и полного производства рас­следования по уголовным делам, отнесенным законом к ведению фе­деральных органов налоговой полиции, привлечения к уголовной от­ветственности лиц, совершивших преступления; возмещение матери­ального ущерба, причиненного государству преступлениями; обеспе­чение законности при производстве предварительного следствия по уголовным делам; участие в профилактике преступлений и мероприя­тиях по повышению уровня правовой культуры населения; анализ налоговой преступности, разработка на их основе мероприятий и ре­комендаций по совершенствованию процессуальной деятельности; выполнение в пределах компетенции федеральных органов налоговой полиции следственных поручений, в том числе международных.

Деятельность федеральных органов налоговой полиции основы­вается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и иных законодательных актах Российской Федерации, а также правовых актах республик в составе Российской Федерации, правовых актах автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, регулирующих отношения в области налогообложения и правоохранительной деятельности, принимае-

мых в пределах их полномочий.

Деятельность федеральных органов налоговой полиции осущест­вляется на основе принципов: законности; уважения прав и свобод человека и гражданина; подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Фе­дерации; сочетания гласных и негласных форм деятельности. # 2 стр 15

Реформа налоговой службы

Ход экономической реформы обуславливает адек­ватные изменения не только налогового законодатель­ства и системы налогов, но и организации деятельно­сти Госналогслужбы России. В соответствии с поста­новлением Правительства РФ «Вопросы Государствен­ной налоговой службы Российской Федерации» от 11 марта 1997 г. № 269 осуществляется реформирование налоговой службы.

За пять лет реформ в России прошла массовая при­ватизация, появились десятки тысяч независимых пред­приятий и предпринимателей, тысячи коммерческих банков и страховых компаний, возник национальный рынок ценных бумаг, резко возросли объемы внеш­ней торговли,

В изменившихся условиях стало чрезвычайно акту­альным создание качественно новой системы сбора налогов, соответствующей глубине проведенных пре­образований и масштабам российской экономической системы. Сложившаяся ситуация показала, что и кон­тролирующие органы, и налогоплательщики оказались не вполне готовыми к такому развитию событий. Это стало особенно очевидным в период проведения жест­кой финансовой политики, когда печатный станок перестал быть основным источником пополнения бюджета.

К сожалению, за семьдесят с лишним лет в стране а значительной степени была утрачена налоговая культу­ра. Государство привыкло к тому, что налоговые плате­жи поступают в бюджет автоматически. Граждане утвер­дились во мнении, что налоги — это дело государства.

Можно с уверенностью сказать, что простое «зак­ручивание гаек» при сборе налогов не дает сегодня ра­дикального результата. Оно приведет лишь к углубле­нию противостояния налогоплательщика и государства. Сегодня, вместе с реформой налогового законода­тельства, нужно провести и глубокую реформу нало­говой службы. Эта реформа должна затронуть не толь­ко налоговые органы, но, фактически, все российс­кое общество. Необходимо добиться, чтобы государство, предприниматели, граждане стали не противни­ками, а партнерами в налоговой деятельности.

Степень готовности граждан к добровольному и со­знательному выполнению налогового законодательства напрямую связана с тем, насколько беспристрастной, эффективной и действенной общественность считает налоговую службу. Иными словами, речь идет о новом ее образе в глазах населения России, который соответ­ствовал бы и новому характеру ее деятельности. Необ­ходимо превратить налоговую службу в орган, который:

· действует в интересах всего общества, отдель­ных граждан и работает во взаимодействии сними;

· обеспечивает соблюдение равенства всех граж­дан и предприятий перед налоговым законодательством,

· обеспечивает эффективное наполнение бюджета

· наряду со сбором и взысканием налогов, инфор­мирует и консультирует налогоплательщиков, помо­гает им в осуществлении финансовой деятельности и налогового планирования;

· принципиально, профессионально и бескомпро­миссно борется с сознательными нарушениями нало­говой дисциплины.

Для того, чтобы добиться этой цели, начата ко­ренная реорганизация всей системы Государственной налоговой службы. Она готовилась почти год. В приня­той концепции учтен не только собственный опыт, но и все то, что накоплено многолетней мировой прак­тикой налоговой деятельности.

Первая задача реорганизации — сосредоточить уси­лия профессионалов-налоговиков на тех сферах эко­номической деятельности, где особенно велики резер­вы увеличения налоговых поступлений. Не секрет, что 10-15% налогоплательщиков обеспечивают до 80% налоговых поступлений. К числу таких налогоплательщиковков относятся: интегрированные экономические структуры — промышленно-финансовые группы, транснациональные структуры, крупные корпорации; предприятия, занимающиеся производством и оборотом алкогольной продукции; финансово-банковские струк­туры; крупнейшие по масштабам своей деятельности предприятия общегосударственной значимости.   

с этими группами налогоплательщиков в системе налоговых органов создаются специализированные службы налогового контроля. Работники этих структур будут а деталях знать специфику соот-ветстпующего вида деятельности и оперативно конт­ролировать хозяйственную ситуацию. Они будут распо­лагать эффективными методами и средствами для на­логовою контроля и взыскания платежей с подконт­рольных им налогоплательщиков. Эти службы будут согласованно действовать на всех уровнях от район­ной налоговой инспекции до Госналогслужбы России.

· Вторая задача заключается в создании принципи­ально новых технологий налоговой деятельности, ос­нованных на применении компьютерных сетей и баз данных. Намечается оснастить органы налоговой сис­темы современной компьютерной техникой, связав их с действующими национальными и международными информационными сетями. Предполагается создать общегосударственную систему учета налогоплательщи­ков и контроля их деятельности, связав ее уже в бли­жайшей перспективе с базами данных МВД, налого­вой полиции, таможенного комитета, других органов. В дальнейшем эти связи будут расширены.

Решение этой задачи обеспечит не только точный учет, регистрацию налогоплательщиков и постоянный контроль за уплатой налогов. Возникает возможность одновременно обеспечить доступ налогоплательщиков к справочной информации по вопросам налогообложения, а в перспективе — перейти к компьютерной технологии подачи деклараций и внесения налоговых платежей.

· Третья задача — качественное совершенствование методики налоговой деятельности.

Чтобы обеспечить постоянную организационно-методическую поддержку налоговых инспекций, созда­ются зональные органы Госналогслужбы.

Предусматривается оперативное формирование ра­бочих групп специалистов для проведения комплексных налоговых проверок. Особое внимание будет уделено работе с нарушителями налоговой дисциплины. Все они будут подвергаться постоянному углубленному нало­говому контролю. Специальная служба создается для серьезного изучения методов уклонения от уплаты на­логов и принятия соответствующих контрмер.

Еще одно новшество — организация работы «учас­тковых» налоговых инспекторов, которые будут знать своих налогоплательщиков «в лицо». Единый комплекс четких регламентов, по которым будут работать все налоговые инспекторы страны, поможет исключить разночтения и недоразумения при трактовке налого­вого законодательства.

Создастся также система внутреннего инспектиро­вания и аудита для постоянного контроля за правиль­ностью действий налоговых органов.

Все эти меры позволят качественно изменить со­держание оперативной работы налоговых органов и значительно повысить ее эффективность..

Четвертая задача заключается в подготовке и реа­лизации Государственной программы пропаганды на­логовой культуры и налогового воспитания. Основные цели этой программы:

· поставить воспитание налоговой культуры и при­витие «налоговой грамотности» таким образом, что­бы они стали неотъемлемой составной частью систе­мы образования, начиная с первых классов школы;

· сделать доступной для каждого гражданина всю необходимую информацию о налоговом законодатель-стае, порядке исчисления и уплаты налогов;

· выработать принципиально новый стиль работы налоговых инспекций и других органов налоговой сис­темы, сделав их доступными для граждан, обеспечив четкий контроль обращений налогоплательщиков, изменив благоприятным образом имидж налогового инспектора;

· создать эффективную систему профессионального консультирования налогоплательщиков;

· использовать все возможные средства для посто­янного и повсеместного разъяснения гражданам по­ложений налоговой политики государства, убедить их в необходимости и выгодности добровольного и со­знательного соблюдения налогового законодательства.

Пятая задача состоит в резком повышении профессионального и кадрового потенциала налоговой служ­бы. Нужно резко повысить статус налогового служа­щего и сделать работу в органах налоговой службы со­циально престижной и профессионально привлека­тельной. Необходимо создать такие условия работы в налоговых органах, которые сводили бы к минимуму возможности для профессиональной недобросовестно­сти или коррупции.

Предполагается, в частности, значительно усилить кадровый потенциал налоговых органов за счет наиболее надежиых и опытных людей, покидающих ряды вооруженных сил в процессе военной реформы. В то же время налоговые органы будут решительно избавляться от некомпетентных работников и от тех, кто не хочет учиться работать по-новому.

Решение перечисленных задач уже осуществляется. Начата радикальная реорганизация Государственной налоговой службы. #4 стр 27

Реформа налоговой системы

Оценивая любую налоговую систему, следует исходить из того, что она представдяет собой слож­ный, эволюционный социальный феномен, тесно связанный с состоянием экономики.

Задачи налоговой системы меняются с учетом по­литических, экономических и социальных требова­ний, предьявдяемых к ней. Налоги из простого инст­румента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор всего воспроиз­водственного процесса, впияя на все пропорции, тем­пы и условия функционирования экономики.

Посредством налогов стала перераспределяться большая часть национального дохода в странах с развитой рыночной экономикой: от 10-15% в 30-х годах до 50% и более в последние десятилетия.Вот почему так важно на современном этапе развития обратить внимание на проблемы совершенствование налоговой системы России.

Одной из важнейших налоговых проблем явля­ется упрощение налоговой системы России. Конеч­но, простых налоговых систем в принципе нет ни в одной стране мира, везде они несовершенны, везде требуют их упрощения, но российская налоговая система, как нам кажется, наиболее сложна.

Наметилась в последние годы тенденция к опе­режающему росту региональных и местных нало­гов по сравнению с федеральными налогами. При­чиной явился поворот экономики развитых стран на социальную ориентацию, с передачей социаль­но-ориентированных отраслей местным органам управления. В настоящее время основным направле­нием деятельности в сфере налогообложения Рос­сии является приведение ее в соответствие с усло­виями развития общества и стоящими перед госу­дарством задачами.

 

Налоговая система РФ создана только в 1992 г., и строго говоря, в настоящее время находится только в процессее апробирования и создания первоначальных предпосылок для новой налоговой системы. Введение На­логового кодекса должно стать завершающим эта­пом в формировании налоговой системы Российс­кой Федерации.

В будущем Налоговом кодексе необходимо пре­дусмотреть отмену многих налогов, которые мож­но охарактеризовать как нерыночные или финансово малоэффективные. В проекте Налогового ко­декса по существу запрещены налоги, взимаемые с выручки: налог на пользование автомобильными порогами, на содержание сферы социального и культурного обеспечения. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов, а контроль за уплатой которых затруднен или невозможен.

Предполагается также объединить налоги, име­ющие сходную налоговую базу и аналогичный кон­тингент налогоплательщиков: например, в сфере налогообложения природных ресурсов действуют платежи эа право пользования этими ресурсами, акциэы на минеральные ресурсы, платежи за воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Ряд налогов подлежит принудительному рефор­мированию. К таким налогам относится налог на недвижимость.

При определении основных направлений феде­ральной налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производ­ства и его качественного параметра. В основе при­оритетов также должно быть заложено решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, тор­говли и бытового обслуживания населения.

Требуют дальнейшего глубокого осмысления и практического применения вопросы льгот по на­логу на прибыль, введения дифференцированных налоговых ставок для создателей и перераспределителей национального богатства: дальнейшего со­вершенствования подоходного налога в условиях инфляции; налога на имущество.

В продолжение налоговой реформы главное сей­час — усиление стимулирующей предприниматель­ство функции налогов, поощрение товаропроизво­дителей, осуществление региональной экономичес­кой политики и устранение противоречий в дей­ствующем законодательстве. Особо важным направлением в налоговой политике является ста­бильность налогового законодательства. Корректи­ровка налоговой системы, особенно в переходный период развития общества, — естественный и не­избежный процесс. Тем не менее осуществлять его нужно безболезненным для налогоплательщиков способом. Недопустимо вносить изменения в нало­говое законодательство каждые два-три месяца. Нужно анализировать ситуацию, накапливать не­обходимые изменения и дополнения, вносить их на рассмотрение вместе с бюджетом, вводить с пер­вого января следующего года и уж ни в коем слу­чае не задним числом, как это бьио неоднократно. Д в настоящее время ежегодно вносятся и пере­сматриваются на федеральном уровне десятки за­конодательных актов по налогам. Сроки изменения тех или иных налогов не соответствуют показате­лям утвержденного бюджета, поэтому нарушается главное требование, необходимое для эффектив­ного и бесперебойного функционирования налого­вого механизма: устойчивость и предсказуемость законодательства, касающегося налогообложения юридических и физических лиц, ибо нестабиль­ность налогового законодательства сдерживает как отечественных, так и иностранных инвесторов.

Для большой стабильности законодательства и упрощения налоговой системы необходимо приве­сти в порядок всю систему не только законода­тельных, но и подзаконных нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы. В настоящее вре­мя таких нормативных актов существует (по разным подсчетам) от 600 до 800. Причина этого — огромное число налогов и ведомств, имеющих право издавать документы, касающиеся налоговых законов и трак­тующих их по разному. Нередко даже инструкции по налогам подправляют налоговые законы,

Сложившаяся в стране экономическая ситуация требует принятия срочных мер по полной мобили­зации в бюджеты всех уровней налоговых поступ­лений. Особо важно подчеркнуть, что главным направлением совершенствования налогооблажения было и остается сохранение существующей и наращивание налогооблагаемой базы, что прямо зависит от экономической политики, проводимой государством. Первостепенное внимание при совершенствовании налогообложения должно быть уделено расшире­нию налогооблагаемой базы, в том числе и с по­мощью налогов, которые могут оказывая стимулирующее влияние на ее налогообложение. Налоговый механизм должен взаимодействовать с кредитно-банковской политикой, процентными ставками, предоставяять определенные преимущества финансовым, кредитным учреждениям и предприятиям, использующим долгосрочные ссуды на инвестиционные цели.

Особого внимания требует тактика перехода к усовершенствованной налоговой системе. Коренная перестройка имела бы для кашей налоговой систе­мы и экономики отрицательные последствия. Пе­риод адаптации к новой налоговой системе требует определенного времени. И, если даже новая налого­вая система будет превосходить старую, первый год ее применения будет сопровождаться колоссальными потерями для бюджетов всех уровней. Выдержать та­кой удар может только экономика, обладающая зна­чительными финансовыми резервами, какими наша экономика в настоящее время не обладает.

Поэтому в текущей ситуации акцент должен быть сделан на совершенствовании системы нало­гообложения предпринимателей, обеспечении тем­пов роста налогооблагаемой базы, изменение ста­вок и льгот.

Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отноше­нию к отдельным участникам экономической дея­тельности, не только составит дополнительные ба­рьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу.

Однако льготы, связанные со структурной пе­рестройкой экономики и стимулированием инвес­тиций, необходимо сохранить. В этих условиях льго­ты должны иметь временный и направленный ха­рактер, и, что особо важно, льготы должны да­ваться участникам экономической деятельности, а не отдельным регионам и территориям.

Объективное налоговое планирование не может не учитывать такой важный экономический фак­тор, как инфляция. Между налогами и инфляцией существует тесная многосторонняя связь, т.к. оба эти метода выступают в качестве основных инст­рументов перераспределения государством ВВП и НД, за счет которых оно формирует свои доходы.

С одной стороны, эта связь обратная: рост нало­гов приводит к сокращению платежеспособного спроса, что ослабляет инфляционных процесс. С другой стороны, рост налогов, особенно косвен­ных, может усилить инфляцию, так как ведет к росту цен потребительских товаров. А инфляция обесценивает не только доходы населения, но и государства, что усиливает налоговый гнет на на­селение.     

Налоговая система является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социаль­ного прогресса в стране. Совершенствование нало­говой системы Российской Федерации позволит быстро и надежно решить практически все вопро­сы, мешающие стране нормально и достойно раз­виваться. #9 стр 23

Заключение

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д.,несомненно,играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день-главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы:обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не удделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

 

 

Основные показатели контрольной работы Госналогслужбы РФ(составлено по :#8 стр 18)

Содержание показателей 1995 г. 1996 г. 1997 г-. к 1995 г.
Поступило в бюджет и государствеиныс внебюджетные фонды (млрд.руб.) 397 196 527497 в 1,3 рааа
Дополнительно начислено проверками налогов и других платежей (млрд.руб.) 53 338 165 100 в 3,1 раза
в % к сумме поступлений в бюджет 13,4% 31,3% +17,9 пункта
Из них: доначислено проверками (млрд.руб.)                                  уменьшено (млрд.руб.) 57 925  4 587 172000 6900 в 3,0 раза  в 1,5 раза
Из суммы дополнительно начисленных платежей: предъявлено финансовых санкций (млрд.руб.) 46 510 152600 в 3,3 раза
в% 80,3% 88,7% + 8,4 пункта
Из суммы доначисленных платежей юридическим лицам выявлено: документальными проверками (млрд.руб.)   31062   49400   в 1,6 раза
в% 53,6% 28,7% -24,9 пункта
камеральными проверками (млрд.руб.) 27292 122600 в 4,5 раза
в% 46,4% 71,3% +24,9 пункта
Из доначисленных платежейжей взыскано (млрд.руб.) 16692 22200 в 1,3 раза
в% 31,3% 13.4% -17,9 пункта
Количество плательщиков-юридическихлиц, поставленных на учет (тысяч) 2553 2 715 106%
из них проверено документально (тысяч) 927 843 91%
 в% 36,3% 31,1» -5,2 пункта
Доначислено платежей на одного документально проверенного плательщика (млн.руб.) 33,5 58,6 в 1,7 раза
Привлечено к административной ответственности: а) должностных лиц (тысяч)                                                                                    б) физических лиц (тысяч) 533 379 410 539 77% 142%
Сумма наложенных административных штрафов (млрд.руб.) 107,8 201 ц 1,9 раза
Количество случаев приостановления операций в финансово-кредитных учреждениях (тысяч) 461 431 93%
Количество материалов направленных в правоохранительные органы (тысяч) 101,2 148,9 в 1,5 рада

 

Список использованной литературы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...