Формирование нового права.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 О формление нового права происходило путем издания отдельных нормативных актов. В 1918 –1919 гг. была проведена некоторая системати- зация норм права. Правом издания законодательных актов обладали Все- российский съезд Советов, ВЦИК, СНК, а с 1919 г. - Президиум ВЦИК. Издавали правовые акты также центральные органы управления. Право- творческими правами были наделены и местные Советы. В выработке нормативных актов в ряде случаев принимали участие общественные организации трудящихся; профсоюзы в создании норм трудового права. На местах иногда принимались местные небольшие уголовные и процес- суальные кодексы.
З аконодательные акты назывались по-разному: обращения, воззвания, декреты, постановления, декларации. Нормативные акты РСФСР служили образцом для законодательства других республик.
Гражданское право. В собственность государства перешли земля, недра, леса, воды, пред- приятия крупной, а затем средней и даже мелкой промышленности, же- лезные дороги и т.д. В результате национализации сфера частной собст- венности граждан, основанную на личном труде, но всячески притесняло собственников, эксплуатировавших труд других. Сокращались договорные отношения. Отношения между национализированными предприятиями строились в основном на административном праве.
Д екрет ВЦИК «Об отмене наследования» отменил наследование как по закону, так и по духовному завещанию. После смерти владельца иму- щество, ему принадлежащее, как движимое, так и недвижимое, станови- лось государственным достоянием РСФСР. Нуждавшиеся и нетрудоспо- собные родственники умершего впредь до издания декрета о всеобщем социальном обеспечении. Имущество не превышавшее 10 тыс. руб., пере-
ходило пережившему супругу или ближайшим родственникам независимо от их трудоспособности и нуждаемости.
Д арение и всякое иное безвозмездное предоставление, передача, пере- уступка и т.п. имущества на сумму свыше 10 тыс. руб. признавались не- действительными. Пожертвование допускались без ограничения суммы, но на сумму, превышающую 10 000 руб., требовалось разрешение СНК.
Н есколько декретов в 1918 – 1919 гг. были посвящены авторскому и изобретательскому праву. Государство предоставлялось право на национа- лизацию авторских произведений. Нельзя было передавать авторские пра- ва по наследству. Изобретателям выдавались авторские свидетельства на изобретение. 20 Семейное право. С емейное право стало формироваться как самостоятельная отрасль права, а в прежних системах права семейно-брачные отношения являлись предметом регулирования гражданского права.
В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК принимают 2 декрета: «О граждан- ском браке, о детях и ведении книг актов состояния»» и «О расторже- нии брака». В декретах содержались важные, новые нормы о браке, се- мье, взаимоотношениях супругов, родителей и детей и т.д. Государство впредь признавало лишь гражданские браки. Церковный брак объявлялся частным делом брачующихся. Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия вступивших в брак. Для вступления в брак не требовалось согласия родителей, начальства, не имела значения принадлежность к сословию, расе, религии. Возраст для вступления в брак был установлен следующий: для мужчин – 18 лет, для женщин – 16 лет. Устанавливалась моногамная форма брака. Внебрачные дети уравни- вались с брачными относительно прав и обязанностей как родителей к детям, так и детей к родителям. Отцом и матерью ребенка записыва- лись лица, подавшие об этом заявление. Допускался судебный порядок установление отцовства. Акт о смерти лица составлялся органами загса по месту события.
У станавливается свободный развод по желанию одного из супругов или обоих. Этот вопрос рассматривался судом, но если было обоюдное согласие, развод мог быть оформлен и загсом. Если были дети, то суд решал, у кого остаются несовершеннолетние дети.
В декрете СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» было четко зафиксировано, что акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записей браков и рождений.
16. 09. 1918 г. ВЦИК принимает «Кодекс законов об актах гражданско- го состояния, брачном, семейном, и опекунском праве. Это был первый кодекс в истории советского права. В нем появилось важное положе- ние о том, что церковные и религиозные браки заключенные до 20 декабря, имели силу зарегистрированных браков. Подробно регламентиро- вались права и обязанности супругов. Брак не создавал общности иму- щества супругов. Супруги могли вступать между собой во все дозволен- ные законом имущество - договорные отношения. Нуждавшийся супруг имел право на содержание от другого супруга, если последний был в состоянии оказать ему поддержку. Забеременевшая и не состоявшая в браке женщина не позднее 3 месяцев до родов ребенка подавала заяв- ление в местный отдел записи актов гражданского состояния по месту жительства, указывая время зачатия, имя и место жительства отца. В 2-х недельный срок, лицо указанное в заявлении отцом, мог возбудить судебный спор против матери о неправильности ее заявления. Суд, 21 признавший лицо отцом, определял т.ж. его участие в расходах, связан- ные с расходами на ребенка.
В кодексе было записано, что родительские права осуществляются ис- ключительно в интересах детей, и если этого не делалось, суд может лишить родителей этих прав. Родители обязаны заботиться о несовер- шеннолетних детях, а дети, должны содержать нетрудоспособных и нуж- дающихся родителей, если они не получали содержания от государства. Кодекс не допускал усыновления. Над несовершеннолетними и больными устанавливалась опека.
Трудовое право.
Ф ормируется как самостоятельная отрасль новой системы права. Та- кой отрасти права не было в прежних системах права.
П ервым нормативным актом нового государства о труде было поста- новление советского правительства «О восьмичасовом рабочем дне, про- должительности и распределении рабочего времени». Это постановление распространялось на всех лиц, занятых работой по найму. Рабочее вре- мя в течение недели не должно было превышать 46 часов. Не позднее 6 ч. после начала работы должен быть установлен перерыв для отдыха и принятия пищи продолжительностью не менее 1 ч. Запрещался ночной труд женщин и подростков до 16 лет. Не допускались к работе по найму лиц, не достигшие 14 лет. Рабочее время лиц, не достигших 18 лет, не должно было превышать 6 ч. При односменной дневной работе наименьшая продолжительность воскресного и праздничного отдыха оп- ределялась в 42 часа. При работах в особо вредных производствах ра- бочее время подлежало сокращению. К подземным работам женщины и подростки до 18 лет не допускались. Сверхурочные работы оплачивались в двойном размере, но женщины и подростки до 18 л. к ним не допус- кались.
«Д екларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», ввела всеобщую трудовую повинность, в целях уничтожения паразитических слоев общества. Декларация эта вошла в Конституцию РСФСР 1918 г. Конституция признавала труд обязанностью всех граждан республики и провозглашала лозунг: «Не трудящийся да не ест».
В водилось страхование по болезни. В стране была безработица. Для решения этой проблемы создавались биржи труда. Безработным государ- ство оказывало помощь. Постановлением СНК от 14.06.1918 г. вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска рабочим и служащим, проработав- шим на государственном или частном предприятии не менее 6 мес.
В декабре 1918 г. принимается Кодекс законов о труде (КЗоТ). В него вошли принципиальные положения ранее изданных законов о труде. Кодекс содержал 137 статей, которые составляли 9 разделов: * о трудовой повинности, * право на применение труда,
* порядок предоставления труда, * о предварительном испытании, 22 * о переводе и увольнении трудящихся, * о вознаграждении за труд, * о рабочем времени, * об охране труда, * об обеспечении надлежащей производительности труда. Кроме этого было 5 приложений: * правила о порядке установления нетрудоспособности, * о выдаче пособий трудящимся во время их болезни, * о безработных и выдаче им пособий, * о трудовых книжках; * о еженедельном отдыхе и праздничных днях.
К ЗоТ действовал как на государственных, так и на частных пред- приятиях. Подтверждалась всеобщая трудовая повинность для лиц от 16 до 50 лет. Кодекс уделил большое внимание профсоюзам, им предос- тавлялись значительные полномочия в регулировании оплаты труда, най- ма и увольнения и т.д. Кодекс заменял социальное страхование социаль- ным обеспечением из фондов государства. Однако в чрезвычайных усло- виях гражданской войны и иностранной военной интервенции многие по- ложения КЗоТ не смогли быть реализованы.
Уголовное право.
П ервое время новая власть издавала отдельные нормативные акты, имевшие отношение к уголовному праву. К апрелю 1918 г. было приня- то 17 специальных уголовно – правовых декретов и 15 актов об отдель- ных преступлениях, к концу июля 1918 г. их было соответственно 40 и 69. Большое внимание государство уделяло борьбе с контрреволюционны- ми преступлениями.
П ервым специальным нормативным актом нового государства в об- ласти уголовного права было постановление II Всероссийского съезда Со- ветов «Об отмене смертной казни», согласно которому «восстановленная Керенским смертная казнь на фронте отменялась». До 16.06.1918 г. смер- тную казнь как меру не применяли.
И нструкция НКЮ революционным трибуналом от 19.12.1917 г. кон- кретизировала положение Декрета о суде №1 о подсудности революцион- ных трибуналов, согласно которому им подлежали дела о лицах, органи- зующих восстания против власти рабоче – крестьянского правительства, ак- тивное противодействие правительству, неподчинение ему, саботаж, прекра- щение и сокращение выпуска предметов массового потребления, скупку, сокрытие, порчу и т.д.; нарушение декретов, приказов, обязательных пос- тановлений и др. опубликованных распоряжений правительства, если в них предусмотрено предание за нарушение их суду революционного три- бунала; злоупотребление властью. Это была первая попытка дать нормы Особенной части уголовного права в отношении дел, подсудных трибу- налам. Инструкция давала перечень мер наказания применяемых револю- ционными трибуналами: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской Республики, объявление общественного порицания, объявление виновного врагом наро-
23 да, лишение виновного всех или некоторых политических прав, секвестр или конфискация (частичная или общая) имущества, присуждение к обяза- тельным общественным работам.
С озданные революционные трибуналы печати применяли следующие наказания: денежный штраф, выражение общественного порицания, о кото- ром привлеченное произведение печати доводит до всеобщего сведения способами, указанными трибуналом, опровержение ложных сведений, вре- менная или навсегда приостановка издания или изъятие его из обраще- ния, конфискация в общенародную собственность типографий или иму- щества издания печати, лишение свободы, удаление из пределов столиц, отдельных местностей и пределов Российской Республики.
В связи с обострением обстановки в стране 16.06.1918 г. было опуб- ликовано постановление НКЮ, наделившее революционные трибуналы правом применения высшей меры наказания.
В 1919 г. НКЮ подготовил важный документ по общей части уго- ловного права, обобщивший законодательство, а т.ж. судебную практику общих судов и революционных трибуналов. «Руководящие начала по уго- ловному праву РСФСР» были изданы в качестве постановления НКЮ. «Руководящие начала…» включали введение и 8 разделов: * об уголовном праве, * об уголовном правосудии, * о преступлении и наказании, * о стадиях осуществления преступ- ления, * об условном осуждении, * о соучастии, * о видах наказания, * о пространстве действий уголовного права. Во введении дана оценка классовой сущности буржуазного права, кото- рое, как и буржуазный аппарат, подлежало слому. Уголовное право имело своим содержанием правовые нормы, которыми система общест - венных отношений данного классового общества охраняется от нарушения (преступления) посредством репрессии (наказания). Содержалось важное по- ложение о том, что советское правосудие осуществляется народными су- дами и революционными трибуналами. Преступление определялось как нарушение общественных отношений, охраняемых уголовным правом. Наказание определялось как мера принудительного воздействия, посред- ством которой власть обеспечивает сохранение данного порядка общест- венных отношений от нарушителей последнего (преступников). Задача на- казания раскрывалась как охрана общественного порядка от совершивше- го преступление или покушавшегося на совершение такового и от бу- дущих возможных преступлений, как данного лица, так и др. лиц, т.е. как задача общего предупреждения. При определении меры наказания суд должен был оценивать степень и характер опасности для общества как самого преступника, так и совершенного им деяния. Перечислялись обсто- ятельства, которые должны были учитываться судом при определении меры наказания.
У головная ответственность наступала с 14 лет. Содержалось положе- ние о необходимой обороне. Не подлежали суду и наказанию лица, со- 24 вершившие деяние в состоянии душевной болезни. В специальном разде- ле давались примерные виды наказаний: внушение, выражение обществен- ного порицания, принуждения, принуждение к действию и т.д. Расстрел являлся исключительной мерой наказания. Народные суда не применяли смертной казни, ее могли применять лишь революционные трибуналы.
П редусматривалось условное осуждение к совершившим преступление впервые и притом при исключительно тяжелом стечении обстоятельств его жизни, когда опасность осужденного для общежития не требует его изоляции.
У головное право РСФСР действовало на всем пространстве респуб- лики в отношении как ее граждан, так и иностранцев, совершивших на ее территории преступления, а т.д. в отношении граждан РСФСР и инос- транцев, совершивших преступления на территории другого государства, но уклонившись от суда и наказания в месте совершения преступления и находящихся в пределах РСФСР.
4. Конституция РСФСР 1918 г.
Д о принятия Конституции РСФСР 1918 г. советское государство из- дает целый ряд актов, имевших конституционное значение. II Всероссий- ский съезд Советов провозгласил переход всей власти в руки Советов как в центре, так и на местах. Устанавливался принцип единовластия и полновластия Советов, закрепленный затем в Конституции. Этот съезд принял т.ж. декреты «О мире», «О земле», основные положения которых впоследствии вошли в Конституцию. 2.12.1917 г. была опубликована «Декларация прав народов России», законодательно закрепившая нацио- нальную политику Советской власти. Принимается Декрет о рабочем кон- троле. 1.12.1917 г. создается ВСНХ. Декретом от 14.12.1917 г. национализиро- вались банки. По декрету от 15.01.1918 г. создавалась Красная Армия.
Д ля укрепления диктатуры пролетариата, правопорядка, законности в стране, успешной реализации социалистических идей необходимо было создание основного закона - Конституции.
В первые шаги по созданию первой Конституции были осуществлены III Всероссийским съездом Советов, поручившим ВЦИК разработать ос новные положения Конституции РСФСР, но поручение не было выполне- но т.к. произошло резкое обострение международной обстановки. IV Всероссийский съезд Советов решил этот вопрос, ратифицировав Брестский мирный договор.
III Всероссийский съезд Советов принял акты имевшие непосредст- венное значение для выработки впоследствии проекта Конституции. Это: -- «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». -- «О федеральных учреждениях Российской Республики». После заключения Брестского мира появилась возможность практически приступить к созданию проекта Конституции. 30.03.1918 г. ЦК РПК (б) 25 принял решение о создании комиссии для разработки Конституции. Про- ведение в жизнь этого решения было поручено Я.М.Свердлову. Уже 1.01.1918 г. стала создаваться конституционная комиссия. В комиссию вошли пропорционально их составу во ВЦИК представители следующих партий: от большевиков – Я.М.Свердлов, М.Н.Покровский, И.В.Сталин, от фракции левых эсеров – Д.А.Магеровский и А.А.Шрейдер, от эсеров – макси- малистов – А.И.Бедерников. с совещательным голосом. В комиссию вошли т.ж. представители следующих наркоматов: по делам национальностей, финансов, по военным делам, юстиции, внутренних дел и ВСНХ. Комис- сию возглавил Я.М.Свердлов. Материалы комиссии публиковались в “Из- вестиях ВЦИК”, на страницах которых велось обсуждение проектов раз- делов Конституции.
10. 07.1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию. 19.07.1918 г. с момента опубликования в «Известиях ВЦИК» Конституция РСФСР вступила в действие.
К онституция РСФСР 1918 г. состояла из 6 разделов: 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2. Общие положения Конституции Российской Советской Федеративной Со- циалистической Республики; 3. Конструкция Советской власти; 4. Активное и пассивное избирательное право; 5. Бюджетное право; 6. О гербе и флаге Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
К онституция закрепила политическую основу – Советы рабочих, солдат- ских и крестьянских депутатов; диктатуру пролетариата в форме Респуб- лики Советов (ст 1, 9). В ней нашли отражения важнейшие мероприятия советского государства в области экономики: национализация земли, бан- ков, лесов, недр, вод; введение рабочего контроля и ВСНХ как первых шагов к национализации фабрик, заводов, рудников, транспорта; аннулиро- вание внешних займов, заключенных до революции (ст. 3). Конституция отразила федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст.11).
Р аздел третий «Конструкция Советской власти» посвящен организа- ции и деятельности центральных и местных органов власти и управле- ния. В основу построения и деятельности советского государственного аппарата был положен принцип демократического централизма. Высшим органом власти в стране являлся Всероссийский съезд Советов, а в пе- риод между съездами - ВЦИК. ВЦИК образовывал Совет народных комис- саров для общего управления страной. Конституция определила компетен- цию этих органов, они наделялись законодательными полномочиями.
Н а местах власть принадлежала областным, губернским, уездным, во- лостным съездам Советов; городским и сельским Советам, которые избирали исполнительные комитеты. 26 К онституция провозгласила новую, классовую, пролетарскую демок- ратию, демократию только для трудящихся. Трудящимся предоставлялись следующие политические права: избирать и быть избранными в органы Советской власти; свобода слова, собраний, митингов, шествий, свобода союзов. Ставилась задача предоставить трудящимся «полное, всестороннее и бесплатное образование» (ст. 17). Признавались равные права «за граж-данами независимо от их расовой и национальной принадлежности» (ст. 22). Конституция предоставляла право политического убежища всем иностранцам, подвергавшимся преследованиям за политические и религи-озные преступления. (ст. 21). В целях обеспечения за трудящимися дей- ствительной свободы совести церковь отделялась от государства и шко- ла от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавались за всеми гражданами. Конституция записала лишь те права, осуществление которых гарантировалось в тех условиях. Поэтому в ней нет права на труд, отдых, образование и др.
П олитические права предоставлялись лишь трудящимся. Эксплуата- торские элементы были лишены политических прав, в т.ч. и избиратель- ных прав. Эти ограничения вызывались конкретной исторической обста- новкой того времени в России, необычайно острой классовой борьбы в стране.
К онституция закрепила не только права, но и обязанности, признав труд обязанностью всех граждан и провозгласив лозунг: «Не трудящийся да не ест». Обязанностью всех граждан являлась защита социалистичес- кого Отечества. Причем почетное право защищать революцию с оружи- ем в руках предоставлялось только трудящимся; на нетрудовые же эле- менты возлагалось отправление иных военных обязанностей.
Р абочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Это давало возможность закрепить руководящую роль рабочего класса в мелкокрестьянской стране, каковой являлась РСФСР.
В ыборы во все звенья Советов, кроме городских и сельских, были многостепенные, непрямые. Правом избирать и быть избранными в Сове- ты пользовались трудящиеся, достигшие ко дню выборов 18 лет, незави- симо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и т.п. Этим правом пользовались и военнослужащие. Избиратели имели право отзы- вать избранного депутата.
К онституция наметила задачи на переходный период от капитализ- ма к социализму: уничтожение эксплуатации человека человеком, беспо- щадное подавление сопротивления эксплуататоров, устранение деления общества на классы, построение социализма (ст. 3).
К онституция послужила в известной степени базой для последующе- го законодательства. Она оказала большое влияния на формирование кон- ституций других советских республик.
27
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|