Династия Романовых: 300 лет реформ
Русские монархи Введение Каждый век русской истории имеет свое неповторимое лицо. Эта неповторимость складывается не только из достижений материальной и духовной культуры и событий политической жизни. Экономическая история каждого столетия своеобразна. «Монархия - это государство, главой которого является монарх (с греческого - единоличный глава государства), получающий власть, как правило, в порядке наследования. Различают неограниченную монархию (характерную для рабовладельческих и феодальных государств) и ограниченную монархию, при которой власть монарха ограничена парламентом» Советский энциклопедический словарь Московское государство оставалось еще раннефеодальной монархией. В силу этого отношения между центром и местами строились первоначально на основе сюзеренитета-вассалитета. Однако с течением времени положение постепенно менялось. Московские князья, как и все другие, делили свои земли между наследниками. Последние получали обычные уделы и были в них формально самостоятельны. Однако фактически старший сын, приобретший «стол» великого князя, сохранял положение старшего князя. Со второй половины XIV в. вводится порядок, по которому старший наследник получал большую долю наследства, чем остальные. Это давало ему решающее экономическое преимущество. К тому же он вместе с великокняжеским «столом» обязательно получал и всю Владимирскую землю. Постепенно изменилась и юридическая природа отношений между великим и удельными князьями. Эти отношения основывались на иммунитетных грамотах и договорах, заключаемых в большом количестве. Первоначально такие договоры предусматривали службу удельного князя великому князю за вознаграждение, затем она стала связываться с владением вассалами и вотчинами. Считалось, что удельные князья получают свои земли от великого князя за службу. И уже в начале XV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому князю просто в силу его положения.
Главой Русского государства был великий князь, обладавший широким кругом прав. Он издавал законы, осуществлял руководство государственным управлением, имел судебные полномочия. Реальное содержание княжеской власти с течением времени меняется в сторону все большей полноты. Эти изменения шли в двух направлениях - внутреннем и внешнем. Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. Даже Москва делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями-братьями. В XIV-ХV вв. великие князья оставляли ее обычно своим наследникам на правах общей собственности. С падением власти, удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства. Иван III и Василий III не стеснялись бросать в тюрьму своих ближайших родственников - удельных князей, пытавшихся противоречить их воле. Централизация государства явилась внутренним источником усиления великокняжеской власти. Внешним источником ее усиления было падение власти Золотой Орды. В начале московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали право на великокняжеский «стол». После Куликовской битвы эта зависимость стала только формальной, а после 1480 г. московские князья стали не только фактически, но и юридически независимыми, суверенными государями. Новому содержанию великокняжеской власти были приданы новые формы. Начиная с Ивана III, московские великие князья именовали себя «государями всея Руси». Иван III и его преемник пытались присвоить себе и царский титул.
В целях укрепления международного престижа Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог - единственной наследнице уже не существующего константинопольского престола. Делались попытки идеологического обоснования притязаний Ивана III на самодержавие. Кроме брачных связей с Софьей Палеолог стараются установить, конечно, мифическое происхождение русских князей от римских императоров. Была создана теория происхождения княжеской власти. Дворянские историки, начиная с Н. М. Карамзина, считали, что с Ивана III в России устанавливается самодержавие. Это верно в том смысле, что Иван III, завершивший освобождение Руси от татар, «сам держал» свой княжеский стол, независимо от Орды. Однако говорить о самодержавии в полном смысле слова, т.е. о неограниченной монархии в XV и даже XVI в. еще не приходится. Власть монарха была ограничена другими органами раннефеодального государства, прежде всего Боярской думой. Важным органом государства являлась Боярская дума. Она выросла из совета при князе, существовавшего еще в древнерусском государстве. Оформление Думы следует отнести к XV в. Боярская дума отличалась от прежнего совета своей большей юридической, организационной оформленностью. Она была органом, собиравшимся не эпизодически, а действующим постоянно. Дума имела сравнительно стабильный состав. В нее входили так называемые «думные чины» - введенные бояре и окольничьи. Компетенция Думы совпадала с полномочиями великого князя, хотя формально это нигде не было зафиксировано. Великий князь юридически не был обязан считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, ибо любое его решение не проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через думу боярство осуществляло политику угодную и выгодную ему. Правда, с течением времени великие князья все больше подчиняют себе Боярскую думу, что связано с общим процессом централизации власти. Это особенно относится к княжениям Ивана III и Василия III. Значительная роль Боярской думы в системе государственных органов и господство в ней крупных феодалов являются одной из характерных особенностей раннефеодальной монархии.
Они имели тот же характер, что и во времена Киевской Руси, но по мере укрепления централизации государства постепенно отмирали. Дворцово-вотчинная система управления продолжала оставаться раннефеодальной монархией. Московское государство унаследовало от предыдущего периода и органы центрального управления, построенные по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение территории государства и усложнение его деятельности приходят в столкновение со старыми формами управления, подготавливают постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового, приказного управления. Преобразование старой системы начинается с ее усложнения. Она подразделяется на две части. Одну составляет управление дворца, во главе которого стоит дворецкий (дворский), имеющий в своем распоряжении многочисленных слуг. Дворецкий ведал и пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые «пути», обеспечивающие специальные нужды князя и его окружения. О назначении путей красноречиво говорят сами их названия: Сокольничий, Ловчий, Конюший, Стольничий, Чашничий. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не ограничивались сбором тех или иных продуктов и всяких благ с выделенных мест. Они выступали и как административные и как судебные органы. Руководители их именовались путными боярами. Вслед за усложнением системы дворцово-вотчинных органов возрастала их компетенция и функции. Из органов, обслуживавших в первую очередь личные нужды князя, они все больше превращались в общегосударственные учреждения, выполняющие важные задачи по управлению всем государством. Так, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении торило прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную и достаточно определенную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца - дьяки - специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными придатками.
Все это подготавливало переход к новой, приказной системе управления, выраставшей из прежней. Такое перерастание началось в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин «приказ». Первыми учреждениями приказного типа были Большой дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь не только обслуживавший личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. В начале XVI в. сложился Разряд (Разрядный приказ), ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее по существу лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством. Русское государство подразделялось на уезды - наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы - на волости. Впрочем, полного единообразия и четкости в административно-территориальном делении еще не выработалось. Наряду с уездами кое-где сохранялись еще земли. Существовали также разряды - военные округа, губы, судебные округа. Во главе отдельных административных единиц стояли должностные лица - представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости - волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения - получали от него «корм», т. е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление, таким образом, было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за их военную и иную службу. Кормленщики были обязаны управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, т.е. содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.) и иметь свои военные отряды для обеспечения внутренней и внешней функций феодального государства. Присылаемые из центра, они не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, тем более что их назначение было обычно сравнительно краткосрочным - на год-два. Все интересы наместников и волостелей были сосредоточены преимущественно на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. Система кормления была не способна в условиях обостряющейся классовой борьбы обеспечить в должной мере подавление сопротивления восстающего крестьянства. От этого особенно страдали мелкие вотчинники и помещики, которые были не в состоянии самостоятельно обезопасить себя от «лихих людей». Поднимающееся дворянство было недовольно системой кормления и по другой причине. Его не устраивало, что доходы от местного управления шли в карман бояр и что кормление обеспечивает боярству большой политический вес.
Местные органы власти и управления не распространяли свою компетенцию на территорию боярских вотчин. Княжата и бояре, как и прежде, сохраняли в своих вотчинах иммунитетные права. Они были не просто землевладельцами, но я администраторами и судьями в своих деревнях и селах. Городское управление в Московском государстве изменилось по сравнению с киевскими временами. Города в данный период не имели самоуправления. В удельных княжествах управление городами осуществлялось наравне с сельской местностью. С присоединением удельных княжеств к Москве великие князья, сохраняя все земли уделов обычно за их прежними владельцами, всегда изымали города из юрисдикции бывших удельных князей, распространяли на них непосредственно свою власть. Это делалось исходя из значения городов не только как экономических центров, но, прежде всего, по военным соображениям. Города были крепостями. Обладание ими обеспечивало великим князьям и удержание бывшего удела в своих руках и оборону от внешних врагов. Первоначально великие князья управляли городами так же, как раньше удельные князья, т.е. не выделяя их из своих прочих земель. Наместники и волостели, руководя своим уездом или волостью, управляли в той же мере и городами, находящимися на их территории. Позже появляются некоторые специальные органы городского управления. Их возникновение связано с развитием городов в первую очередь как крепостей. В середине XV в. появилась должность городчика - своеобразного военного коменданта города. Он обязан был следить за состоянием городских укреплений, за выполнением местным населением повинностей, связанных с обороной. Уже в XV в. городчики использовались и для других великокняжеских дел, в частности земельных. Должность городчиков замещалась местными землевладельцами, преимущественно дворянами и детьми боярскими. Городчики, первоначально бывшие довольно малозначительными фигурами в государственном управлении, уже к концу XV в. стали играть серьезную роль. Сначала временно, а потом все более постоянно за ними закреплялись широкие полномочия в земельном, финансовом и других отраслях управления, причем не только в пределах города, но и прилегающего уезда. В соответствии с расширением функций изменилось и название этих должностных лиц. Их начинают именовать городовыми и приказчиками. Ведая рядом вопросов военно-хозяйственного и просто хозяйственного порядка, городовые приказчики подчинялись великокняжеским казначеям. На один город назначалось иногда два и больше таких приказчиков. В лице городовых приказчиков дворяне и дети боярские получили свой орган местного управления, а великий князь - надежных проводников политики централизации. В XVII век Россия вступала через тяжелые времена Смуты, начавшейся с того, что пресеклась ветвь русских государей – потомков Ивана Калиты. Соседние государства – Речь Посполитая и Швеция – активно вмешивались во внутриполитическую жизнь страны, и стремились возвести на русский престол своих ставленников. В результате гражданской войны и иностранной интервенции начала XVII века страна буквально запустела. В некоторых уездах исчезло от 50 до 90 % деревень, обрабатывалась лишь небольшая часть пашен. Немало городов были почти полностью разорены. И в последствии русское правительство освобождало их на несколько лет от уплаты государственных налогов (среди таких городов были Калуга, Руза, Вязьма, Можайск и другие). Резко сократилось количество сельского и городского населения: много людей погибло на полях сражений, а так же от голода и эпидемий. Вызванный Смутой политический кризис был в основном преодолен в 1613 – 18 гг. с восшествием на престол первого государя новой династии Романовых – царя Михаила Федоровича – и с урегулированием отношений с Речью Посполитой и Швецией. Династия Романовых: 300 лет реформ Смутное время, или, как говорили в старину, «великая разруха», окончилось с избранием на московский царский престол Михаила Федоровича Романова. Михаил Федорович 1613 – 1645 По выражению одного историка нашей старины, «мало в истории найдется примеров, когда бы новый государь вступил на престол при таких крайне печальных обстоятельствах, при каких избран был шестнадцатилетний Михаил». Война с Польшей и Швецией продолжалась. Только 27 февраля 1617 года последовал Столбовский мир со шведами, и через два года купленное ценой больших уступок со стороны Москвы Деулинское перемирие прекратило войну с Польшей. 14 июля 1619 года митрополит Филарет, отец царя, возвратился из Польши, где он был заложником, в Москву и вскоре был возведен в сан патриарха московского и всея Руси. Митрополит Филарет сделался наставником и руководителем сына во всех трудных и сложных делах государственной жизни, и в Москве началось, по выражению людей того времени, «двуглавое правительство». Хотя официально два лица, отец и сын, считались великими государями московскими и всея России, и бумаги скреплялись подписями их обоих, но в действительности сильная и яркая личность патриарха нередко заслоняла мягкого по характеру и слабого здоровьем сына. В стране, только что оправившейся от тяжелого Смутного времени, две важнейшие стороны государственной жизни были особенно слабы: качество лиц, состоящих на государственной службе (после метаний от законного правительства к самозванцам и обратно) и ничтожное поступление налогов. Для определения размера налогов, которыми можно было обложить население, почти по всей стране была произведена точная опись поместных земель. Затем стали составлять подробные росписи государственных доходов и расходов, учредили особый приказ для приема и разбора жалоб «на обиды сильных людей» и значительно улучшили личный состав служилых людей – местных чиновников, исполняющих распоряжения царской власти в отдельных областях и городах. Почти все царствование Михаила Федоровича прошло в упорной борьбе с внешними врагами, покушавшимися на целостность московского царства и московский престол. В октябре 1632 года скончался патриарх Филарет и, хотя при дворе снова начались интриги из-за патриаршего престола и влияния на царя, с этого времени и до самой смерти в 1645 году Михаил Федорович оставался вполне единовластным государем. Алексей Михайлович 1645 – 1676 Государственная деятельность Алексея Михайловича была направлена, во-первых, к окончательному устранению старых неурядиц народной жизни, еще остававшихся после Смутного времени и междуцарствия, а во-вторых, к преобразованию управления страной сообразно новым потребностям. Во многих отношениях царствование Алексея Михайловича было подготовительным к реформам Петра Великого, т.к. во второй половине XVII века жизнь России уже вступила на тот путь, по которому впоследствии ее стремительно повел император Петр I. Второму царю дома Романовых досталось от отца тяжелое государственное наследство: не было прочного мира ни внешнего, с соседними государствами, ни внутреннего, среди населения страны, то и дело проявлявшего свое недовольство мятежами и восстаниями. Крестьяне бросали земли и толпами бежали в привольные степи по берегам Дона и Волги, где можно было спастись от тяжелых государственных налогов и повинностей. Размещенные на окраинах служилые люди оставляли свои места и поступали в кабалу к богатым и сильным людям или же, примкнув к шайкам бродивших по стране многочисленных разбойничьих атаманов, занимались грабежами мирного населения. Наконец, торговый класс страдал от конкуренции иностранцев, не плативших пошлин, и от разорительности постоянно возраставших поборов и налогов на «торги и промыслы». Правительство царя Алексея Михайловича направило свою деятельность прежде всего на внутреннее «устроение» государства. Этого настоятельно требовали события, особенно народный мятеж в 1648 году, разразившийся в столице главным образом по вине царского любимца, боярина Бориса Ивановича Морозова. Вскоре после этого мятежа был созван земский собор, который в следующем же 1649 году издал свод законов под именем «Соборного Уложения». В него было внесено много нового, сравнительно с прежним законодательством. По государственным соображениям, «Уложение» окончательно закрепило крестьян-земледельцев за их помещиками-землевладельцами. Важные перемены были внесены и в законодательство о землевладении. «Уложение» Алексея Михайловича стало приравнивать временное пользование землей за службу к постоянному и полному владению ей, т.е. «поместье» стало переходить в «вотчину». Торговлю и всякого рода промыслы «Уложение» сделало исключительным занятием «посадских и торговых людей». Конкуренция иностранцев была уничтожена отменой их права вести в московском государстве беспошлинную торговлю. Все указанные коренные реформы 1649 года не улучшили состояния государства настолько, чтобы предотвратить новые проявления народного недовольства и брожения. В 1653 году, в процессе подготовки к войне с Польшей, были установлены новые таможенные правила: вместо прежних мелких пошлин, взимавшихся с товаров чуть не в каждом городе, и сильно стеснявших развитие торговли, была введена «рублевая пошлина» - по десяти денег с рубля, половина платилась при покупке и половина при продаже товара. Позже, в 1667 году, таможенные правила были еще раз переработаны в «Новоторговом Уставе». Вообще, правительству Алексея Михайловича очень часто приходилось заниматься финансовыми реформами. Главной причиной этого было стремление найти источники для пополнения «государевой казны», сильно истощавшейся от частых военных действий, которые велись очень широко и требовали от государства огромных расходов. Чтобы получить средства, почти полностью отсутствовавшие в казне после войн с Польшей и Швецией в 1654 – 61 гг., для уплаты жалования служилым людям правительство заменило серебряные деньги медными с «принудительным» курсом 1:1. Через короткое время медные деньги упали в цене (1:15-20), что привело к «медному бунту» в 1662 г. После его усмирения медные деньги были выведены из обращения. Самые последние годы царствования Алексея Михайловича прошли спокойно (после подавления бунта Степана Разина). Царю оставалось лишь наслаждаться с таким трудом достигнутым умиротворением страны. Но его здоровье стало ухудшаться, и 28 января 1676 года, предчувствуя близкую кончину, Алексей Михайлович благословил на царство сына Федора, а малолетнего царевича Петра поручил заботам и попечению деда – Кирилла Нарышкина. 29 января 1676 года Алексей Михайлович «Тишайший» скончался. Федор Алексеевич 1676 – 1682 Как и все сыновья Алексея Михайловича от первой супруги, Милославской, царевич Федор был «хилого телосложения и слабого здоровья». При таком здоровье царя, верховная власть у него была номинально, а реально все управление государством находилось в руках его приближенных: многочисленных родственников матери царя, Милославской, и родные и близкие мачехи, Натальи Кирилловны, урожденной Нарышкиной. С первого года правления Федора Алексеевича эти партии оказались в положении, приведшем их к еще более ожесточенной борьбе за власть: «царствовал представитель одной семейной партии, управлял же представитель другой [воспитатель Нарышкиной, боярин Артамон Сергеевич Матвеев]». После ряда интриг почти все Нарышкины были удалены от двора и доступ к управлению государством получили Милославские. Главной опорой партии Милославских была царевна Софья Алексеевна. По описанию современника, царевна была «великого ума и самых нежных проницательств, более мужеска ума исполнена дева». Лишенная возможности устроить себе семейное счастье, Софья обратила свои помыслы к политической жизни. Для достижения власти ей нужны были союзники и преданные друзья, которым стал к концу царствования Федора Михайловича князь Василий Васильевич Голицын. Он не только глубже других усвоил западноевропейское образование («иноземную мудрость»), но и от природы имел широкий и многосторонний ум. У Голицына рождались идеи, например, о создании регулярной армии, проекты освобождения крестьян от крепостного права с наделением их землей, о широком распространении народного образования и другие, которые были осуществлены только 200 лет спустя. При жизни царя Софья старалась усилить свое значение при дворе, но это не всегда удавалось: приближенные Федора Алексеевича Иван Максимович Языков и Юрий Алексеевич Долгорукий во второй половине царствования Федора Алексеевича почти полностью отстранили Милославских от власти и начали выдвигать опальных Нарышкиных. Как ни кратковременно было царствование Федора Алексеевича, его вполне можно назвать первым звеном в длинной цепи преобразований русской государственной и народной жизни. Правда, при царе Федоре Алексеевиче больше строили разные проекты реформ, нежели занимались действительным преобразованием государства, но все же именно в это царствование была осознана безусловная необходимость такого преобразования. По плану и при непосредственном участии князя В.В. Голицына было предпринято новое устройство военных сил государства. Комиссия, на которую было возложено преобразование армии, не только установила общее управление ею и ввела новое деление войсковых частей, но и, самое главное, поставила возвышение по службе в зависимость только от личных заслуг и способностей каждого, а не от знатности происхождения, как было раньше. Для уничтожения «местничества» в январе 1682 года был созван особый собор, постановивший не только навсегда отменить самый обычай, но и сделать совершенно невозможным возвращение к нему когда-либо. Это значительно облегчало выбор и улучшало состав должностных лиц во всех областях государственного управления. В заботах о распространении просвещения в царствование Федора Алексеевича был выработан проект высшего учебного заведения в Москве, принадлежащий Симеону Полоцкому. Имелся и еще целый ряд нововведений в государственной и народной жизни, но царю Федору уже не удалось их осуществить. Слабое от природы здоровье его ухудшалось с каждым днем, и 27 апреля 1682 года царь скончался. Петр I Великий 1682 - 1725 Эпоха Петра Первого в истории России, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке. Русский абсолютизм во всем, что касается его роли и воздействия на жизнь русского общества, занимал совершенно иную позицию, чем абсолютизм большинства стран Европы. В то время как в Европе правительственную и административную структуру государства определял общественный строй, в России имел место обратный случай - здесь государство и проводимая им политика формировали социальную структуру. Эпоха Петра характеризуется как ранняя фаза зарождения капитализма, когда торговый капитал начинает создавать новую экономическую основу русского общества. Купцам необходим был эффективный государственный аппарат, который мог бы служить их целям как в России, так и за рубежом. Именно по этому административные реформы Петра, войны и экономическая политика в целом, объединяются интересами торгового капитала. Архивные исследования позволяют сделать вывод, что в области реформ именно царь Петр, и никто иной, был побудительной и движущей силой. Петр часто действовал без учета мнений своих советников; более того, после смерти царя его ближайшие прижизненные помощники зачастую вели себя как принципиальные противники реформ. Согласно общепринятому мнению, император использовал большую часть своего времени и энергии именно на то, чтобы изменить отношения России и окружающего мира В деятельности Петра невозможно выделить однозначно положительные или отрицательные стороны, ибо то, что одни считают величайшим благом, другие считают непоправимым злом. Возвышение России осуществлялось в необычайно короткий срок. Петровские реформы резко усилили ее развитие. Петровская дипломатия обеспечила важнейшие условия для преобразования России - включала ее в европейскую систему. Она устанавливала более тесные, близкие отношения со странами, обогнавшими Россию на пути промышленного, торгового, культурного развития. Дипломатия помогала получать от них новейшую для того времени технологию, более современное орудие - от линейного корабля до штыка, средства для их производства - станки, оборудование, материалы. Все это дало толчок огромным творческим возможностям, дремавшим в массе русского народа, связанного цепями отсталой социально-политической структуры, узами духовно-церковного консерватизма. Россия получила сильный импульс к независимому развитию во всех областях жизни: от производства от производства материальных продуктов и предметов жизненной необходимости до создания духовных ценностей. Большие достижения во многих областях общественной и государственной жизни, превращение России из расположенной на задворках Европы страны в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют устойчивый повышенный интерес к эпохе Петра в мировой исторической науке. Немаловажным фактором экономического развития была внешняя торговля, которая способствовала втягиванию России в систему складывавшегося мирового капиталистического рынка. На фоне экономических изменений происходил процесс сословной консолидации феодалов (боярства и поместного дворянства). При безусловных разногласиях между "родовитыми" и "подлыми людьми" стирались ощутимые грани в их политическом положении, имущественных и личных правах. Все категории частновладельческих крестьян сливались в основную массу крепостного зависимого крестьянства. Важнейшие социальные предпосылки абсолютизма в России выразились в росте феодального землевладения, в привлечении посадских торговых людей в качестве дьяков в вещевую казну, в различных привилегиях российских купцов на внутренних рынках страны. Главной классовой опорой в становлении абсолютизма в России, несмотря на заинтересованность в нем высших слоев посадского населения, являлись дворяне-крепостники. Преобразования, проводимые Петром I в XVII - XVIII вв., не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период. Историки выделяют три этапа в реформах Петра I. Первый (1699-1709/10 гг.) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление рекрутской системы. Второй (1710/11-1718/19 гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики, широкое строительство флота, учреждение законодательства, перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург. Третий (1719/20-1725/26 гг.) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы налогообложения и нового порядка государственной службы. Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу. 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула соответствовало юридическому оформлению неограниченной монархии. Монарх не был ограничен в своих полномочиях и правах никакими высшими административными органами власти и управления. Власть императора в такой мере была широка и сильна, что Петр I преступал сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны монарха. В толковании к 20 артикулу Воинского устава 1716 г. и в Морском уставе 1720 г. провозглашалось: "Его величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять". В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника "признавая удобного" и имел право, видя "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного". Указом 22 февраля 1711 г. был учрежден новый государственный орган - Правительствующий сенат. Все его члены были назначены царем из числа его непосредственного окружения (первоначально - 8 человек). В состав Сената входили крупнейшие деятели того времени. Учреждение института фискалов и прокуратуры в системе органов государственной власти в 1 четверти XVIII в. было одним из явлений связанных с развитием абсолютизма. 1717-1719 годы были подготовительным периодом становления новых учреждений - коллегий. Были созданы Коллегия иностранных дел, Военная коллегия, Адмиралтейская коллегия, Малороссийская коллегия, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия. Ревизион-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур коллегия, Коммерц-коллегия, Тайная канцелярия. Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Проводились реформы местного управления с целью укрепления власти дворянства путем создания на местах бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями. Главной особенностью органов местного управления I четверти XVIII в. было то, что они наряду с административными исполняли и полицейские функции. Военные преобразования XVIII в. имели целью создать новую организацию армии. К этому периоду правительство вооружило войска однообразным оружием, армия успешно применяла линейную тактику ведения боя, производилось вооружение новой техникой, проводилась серьезная военная подготовка. Судебная реформа, проведенная в 1719 г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы - отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Определяя историческую значимость реформ Петра I, историки отмечают две стороны его деятельности: государственную и реформативную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Деятельностью второго рода Петр привнес "величайший вред будущности России". Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут на иностранный лад. Хотя в целом русские историки положительно относились к государственной деятельности Петра I: он резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию через несколько этапов. Обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, - все это дает полное основание считать Петра I великим государственным деятелем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|