Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль ТНК в международной политике.

Введение

1. Государственное регулирование внешне-торговых операций в Российской Федерации.

 

Система регулирования внешне- торговых операций начала формироваться в 1991г, с применением нетарифного регулирования: квотирование, лицензирование экспортных поставок (ограничение выдачи лицензий государственными квотами), регистрационный режим для экспортеров.

С 1992г начало действия экспортного таможенного тарифа. Происходит освобождение от квотирования, лицензирование охватывает только часть изделий. Импорт регулируется преимущественно тарифными и налоговыми мерами.

1993-1994гг частичная либерализация экспортного режима (сокращение перечня квотируемых товаров, товаров облагаемых пошлинами- снижение ставок). Импорт был дополнен этапом сертификации на соответствие российским стандартам.

1995г отмена количественных ограничений и особого режима экспорта. Вводится регистрация контрактов на отдельные виды товаров (ранее лицензирование), введение валютного контроля.

1995г важнейшие сдвиги: либерализация нефтяного экспорта, ограничение области применения нетарифного регулирования, введение новых ставок ввозных таможенных пошлин (снижение, отмена по частичным товарным группам)

1996г отмена таможенных пошлин практически по всем товарам.

вставка

    Одним из основных итогов либерализации внешней торговли (ВТ) является превращение таможенного режима в основной регулятор импорта.

    Теперь немного скажем об органах, регулирующих коммерческую деятельность в РФ, в том числе и внешне- торговую политику РФ. Данные органы представлены в единой системе, т.к. членами последней и являются.

В РФ создана федеральная и региональная инфраструктуры.

На федеральном уровне проблемами развития и поддержки предпринимательства в РФ занимаются:

- Министерство экономики РФ;

- Министерство внешнеэкономических связей (МВС) РФ;

- Министерство финансов РФ;

- Государственный таможенный комитет РФ;

- Государственная налоговая служба;

- Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства;

- Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства;

- Федеральный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Ведомства:

- Роскомторг;

- Роспатент;

- Росстрахнадзор;

- Федеральная комиссия по ценным бумагам;

- ЦБ РФ;

- Рабочий центр экономических реформ при правительстве РФ и т.д.

Значительная роль в регулировании коммерческой деятельности играет торгово-промышленная палата РФ и торгово-промышленная палата в регионах.

- Высшие законодательные и исполнительные органы (президент, правительство, государственная дума).

 

Государственные организационные структуры, участвующие в регулировании коммерческой деятельности РФ

Регулирующие Контролирующие
1. Президент РФ 1. Президент РФ
2. Правительство РФ 2. Правительство РФ
3.Министерство экономики РФ 3.Министерство финансов РФ
4.Министерство внешнеэкономических связей РФ 4.Государственный таможенный комитет
5.Государственный таможенный комитет 5.Государственная торговая инспекция РФ
6.Государственная налоговая служба 6.Государственная налоговая служба
7. Государственный комитет по антимонопольной политики 7. Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации
8. Совет по промышленной политике и предпринимательству при правительстве РФ 8. Государственный комитет по охране окружающей среды

Данные 27.10.1998 г.                                                                                                                Таблица 1

 

Подводя итог деятельности существующих государственных органов, осуществляющих регулирование коммерческой деятельности, можно сделать вывод, что направления этой деятельности следующее: а) создание и участие в разработке нормативных государственных актов по этим вопросам; б) сбор, обобщение информации о соблюдении законодательства; в) государственная финансовая поддержка субъектов предпринимательства; г) разработка федеральных и территориальных государственных программ поддержки предпринимательства, его развития.

1.1. Организация государственного регулирования торговли в зарубежных странах.

 

Любое государство является участников ВТ (внешняя торговля), так как является потребителем различных благ и некоторые из них имеются в изобилии, некоторые в недостатке. ВТ и базируется на взаимовыгодном обмене между государствами.

Три основных направления: Система государственного регулирования коммерческой деятельности.

× система государственных, центральных и региональных органов.

× законодательные и другие нормативные акты (местного, федерального и регионального уровня).

× система государственного налогообложения, которая регулирует и себестоимость продукции, размер прибыли, качество стимула к международной торговле и т.д. Кроме этого система сбора различных пошлин, сборов (таможенная система), которая регулирует экспорт/импорт- точнее их объемы.

1.1.1. Опыт США

Становление экономики США на прочные позиции происходило не сразу, и условно разделено на несколько этапов. Укажем некоторые изменения, произошедшие в государстве, благодаря которым сейчас США занимает безусловно лидирующее место в мире по большинству показателей: замедление инфляционных процессов, усилилась роль инвестиций в активные элементы основного капитала, рост долговременных приобретений граждан, увеличение производительности труда и многие другие. Особенности экономического подъема США:

- длительная фаза подъема в послевоенных циклах

- невысокие, но стабильные темпы экономического роста

Несмотря уверенные позиции США на мировом рынке, острота международной конкуренции требует усилий от властей в во внешне –экономической политике.

США имеет устойчивый дефицит торгового баланса (Япония, Китай, Тайвань), но покрытие этого дефицита не представляет серьезных проблем. поскольку ему соответствует чистый приток капитала в США. Благодаря тому, что доллар является ведущей резервной валютой всего мира, США может равнодушно относиться к состоянию торгового баланса. Емкость американского рынка привлекает к себе все без исключения страны, поэтому имеется возможность влияния на импортные потоки в МТ. Федеральное правительство выступает защитником собственных производителей в международных отношениях- в любом случае, пользуясь ограничениями на импорт.

Состав органов государственного управления США (13 министерств, в их составе: - государственный департамент, который ведает вопросами внешней политики; - министерство обороны; - министерство финансов; - министерство юстиции; - министерство внутренних дел; - министерство сельского хозяйства; - министерство торговли; - министерство труда; - министерство здравоохранения и социальной службы; - министерство образования, жилищного строительства; - государственного развития; - министерство транспорта; - министерство энергетики).

Кроме этого имеется приблизительно шестьдесят федеральных административных ведомств.

§ Функции министерства торговли в значительной степени отличаются от соответствующих функций министерства в РФ. Это функции: - организация информационного обеспечения исследований по внутренней торговле; - руководит государственной патентной службой и службой стандартов; - осуществляет подготовку различного рода переписей, цензов (переписи населения и пр.) данных социально-экономической статистики.

Министерству торговли подчинены: бюро экономических исследований, бюро внутренней торговли, бюро переписей (главный статистический орган США). Выпускает ежегодные статистический сборник. Проводит переписи добывающей промышленности, рыболовной промышленности, розничной и оптовой торговли, отраслей услуг, сельского хозяйства, транспорта и т.д. Бюро экономических исследований, подводит ежегодные итоги деятельности отраслей, цен прибыльности, перспективы развития и упадка, оценку деятельности отраслей.

§ Внештатная торговая комиссия, которая занимается сбором и опубликованием статистических данных по различным видам торговли, издают сборники и имеет наибольший контакт с предпринимателями. Воздействие, которое они осуществляют идет из прогнозов их анализа, информации, расчетов.

§ Министерство транспорта США действует с 1996 г., занимается планированием капиталовложений, ремонтом и строительством дорог.

 

1.1.2. Опыт Великобритании

   Великобритания стала участником ЕС в первом расширении, в 1973г. Однако для вступления в ЕС одних политических решений недостаточно, важен экономический уровень развития вступающей страны. Т.к. ЕС после вступления какой-либо страны потребуется производить дополнительные расходы, и следовательно отказ от каких-либо перспективных проектов внутри собственной территории. Создание ЕС привело к общему ускорению темпов экономического роста. Великобритания является третьей по уровню развития стран в ЕС.

Структура ЕС:

- Европейский совет (высший политический орган, определяющий стратегию ЕС)

- Совет министров (Состоит из глав государств, является создателем законодательных актов.)

- Комиссия ЕС (Является исполнительным и наднациональным органом, является участником разработки законодательства ЕС, управляет финансами ЕС)

- Европейский парламент (Представительный, избираемый орган. Контролирует работу комиссии, является участником выработки и принятия новых законодательных актов)

- Европейский суд (Обеспечивает примат прав ЕС над законодательством самих государств. Суд отслеживает единое толкование, исполнение, соответствие национальным законодательствам- законодательство ЕС, решает вопросы разногласий между участниками ЕС)

Для принятия решения в ЕС оно проходит все стадии «обработки», многоступенчатость и усложненность институциональной структуры ЕС по сравнению с национальными системами управления объясняется разнообразием и неординарностью вопросов, которые необходимо согласовывать со всеми странами, регионами и группами населения.

Особенности экономического подъема:

- долговременная экономическая политика экономического роста

- традиционная ориентация на экономику США

Министерство торговли создано в 1786 г. Занимается разработкой торговой и промышленной политики, оказывает содействие развитию предпринимательства и конкуренции, осуществляет антимонопольные меры, проводит совершенствование управления, правовое регулирование некоторых видов экономической деятельности.

Основным является сбор, обработка и опубликование статистических данных. Министерство торговли публикует ежегодные отчеты о количестве компаний, их слиянии, банкротстве, доходах, состоянии отдельных отраслей, инвестициях, о состоянии внутренней и внешней торговли, о коммерческих условиях в других странах, издают журнал.

 

Роль ТНК в международной политике.

Образование ТНК (транснациональные корпорации) неотделимо от межгосударственного перемещения и вывоза капитала. Создание филиалов, дочерних обществ, представительств, совместных предприятий- это есть прямые иностранные инвестиции. ТНК имеют ряд преимуществ перед национальными предприятиями: ресурс одного предприятия выступает фактором для другого; технология разрабатывается в одной стране, а применяется в другой; управление зарубежными предприятиями осуществляется из одного центра; материнские компании финансируют филиалы; имеются выгодные контакты с другими предприятиями. Очень важным фактором развития (к чему стремится все вся) является порядок в экономической среде. Тем более для отлаженного взаимодействия таких крупных экономических единиц как государств. Для координации взаимодействующих частиц- необходим экономический порядок.

Международный экономический порядок основан на либерализме международной торговли между государствами. В связи с этим большое значение приобретают международные экономические организации. Их работа и будущие соглашения по поиску разрешения противоречий, достижения компромиссных решений между государствами. Таким образом происходит ускорение и развитие международной торговли.

 

ТНК зарубежом

В качестве прямых инвесторов чаще всего выступают ТНК. На их долю в основном приходится основная часть вывоза капитала и МТ.

Крупнейшие промышленные компании мира по величине

оборота и прибыли

Компания

Страна

Основное

производство

Оборот

Прибыль

1995 1996 1995 1996
G. Motors США Автомобили 152,2 168,4 5,7 5,0
Ford motor США Автомобили 128,4 147 5,3 4,4
R.shell Британия/Нидерланды Нефть 94.8 134,3 10,2 9,3
Exxon США Нефть 99,7 116,7 51 7,5
Toyota Япония Автомобили 92,4 105 2,3 3,3
G.electric США Конгломерат 59 80 6 7,3
IBM США Компьютеры 72 76 4,2 6
Mobil США Нефть 60 71 2 3
Hitachi Япония Электротехника 76 73 3 0,8
Nissan Япония Автомобили 57 57 -1 1
Siemens Герман Электротехника 58 55 1,4 1,3

Таблица 2

Мировое хозяйство формируется и развивается под влиянием множества факторов. Научно0технический прогресс и быстрое распространение новейших технологий, защита окружающей среды, массовое перемещение населения, зависимости экономического развития страны от степени взаимодействия с другими странами. В настоящее время, на современном этапе связи приобретают качественно новые черты, связанные с развитием международного научно-технического сотрудничества и производственной кооперации, ведет превращение транснациональных компаний (ТНК) в основную ячейку мировой торговли.

 

Крупнейшие экспортеры и импортеры товаров (млд.долларов)

Страна

1995г

Доля в мировом экспорте

экспорт импорт
США 578 750 11,9
Германия 511,5 445,5 9,9
Япония 429 297 7,9
Франция 268 256 5,5
Британия 240 259 5
Китай 128 110 2,9
Италия 231 187 4,8
Канада 190 167,5 3,8
Гонконг 173,8 192,8 3,4
Сингапур 12,7 117,4 2,4
Россия 81,6 59 1,3

Таблица 3

 

В данной таблице приведены далеко не все страны, не включены такие как: Нидерланды, Бельгия, Южная Ккорея, Тайвань, Испания, Мексика, Швеция, Швейцария, Малайзия. Россия здесь на последнем месте. Таблица приведена для небольшого сравнения участия каждой страны в МТ.

    В качестве ТНК понимают крупные международные компании, представляющие объединение предприятий, расположенных на территории ряда государств, но подчиненных единому руководству. (и естественно необходимость- это осуществление международных торговых операций). Основная доля крупных ТНК базируется в индустриальных странах.

    ТНК являются фактически основными участниками международных экономических отношений (МЭО). ТНК- это возможность объединить возможности крупной дифференцированной организации с мощными производственными мощностями в единое целое. Соединяя преимущества своих зарубежных филиалов. Выгоду такие компании извлекают создавая научно-емкое производство в Европе, и трудоемкое в странах с дешевой рабочей силой. Особенность в том, что ТНК не привязана к экономике одной страны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...