Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние различных научных направлений на развитие арт-терапии

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРТ-ТЕРАПИИ

Теоретическая база арт-терапии первоначально была весь­ма слабой. Арт-терапевтическое направление в течение не­скольких десятилетий формировалось, главным образом, как эмпирическая область деятельности. Немаловажное зна­чение имело то, что многие пионеры арт-терапии были ху­дожниками или арт-педагогами. Они не склонны были зани­маться теоретическим обоснованием своей работы с больны­ми, полагая, что основной лечебно-коррекционный эффект достигается за счет «отвлечения» пациентов от их пережи­ваний и проблем, связанных с болезнью, либо некого «катарсического» фактора, природу которого они не стремились анализировать.

Первые элементы будущей арт-терапевтической теории стали появляться в 40-60 гг. ХХ столетия благодаря развитию психодинамического подхода и попыткам осмысле­ния некоторых его понятий, таких, например, как понятия бессознательного, переноса и контрпереноса, символическо­го образа и некоторых других в контексте арт-терапевтической работы. Дальнейшее развитие теоретической базы арт-тера­пии в 60-80 гг. происходило путем синтеза положений клас­сического психоанализа, аналитической психологии Юнга, теории объектных отношений с представлениями гуманисти­ческой психологии и психотерапии, клинического подхода, психологической теории игр, теории систем, динамической психиатрии, групп-анализа, трансперсональной методологи­ей. В настоящее время можно говорить о том, что арт-терапия обладает достаточно солидной теоретической базой, которой, при некоторой ее эклектичности, свойствен явный мультидисциплинарный оттенок и тенденция к интеграции разнород­ных теоретических влияний.

 

Направление Ключевые имена и идеи Период
1. Классический психоанализ (З. Фрейд). Психоаналити-ческое (психодинамичес-кое) направление Спон­танная изобразительная деятельность способна выражать неосознаваемые содержания психической жизни. З. Фрейд: Изобразительное творчест­во – частный аспект сублимации, имеет много общего с фантазиями и сновиде­ниями (подобно им выполняет компенсирующую роль и снимает психическое напряжение при фрустрации инстинктивных потребностей). Оно является компромиссной формой их удовлетворения, осуществляю­щегося не в прямом, а в опосредованном виде, а потому рас­сматривается Фрейдом как вариант невроза и связывается им с регрессией к инфантильным состояниям сознания. Такое понимание творчества исключало его из арсенала пси­хотерапевтических приемов классического психоанализа. Изобразительное искусство представляло для него интерес лишь с точки зрения возможности увидеть в продуктах твор­чества психические конфликты и патологические пережи­вания их авторов. Исследования: о Лео­нардо да Винчи (1910) и о «Моисее» Микеланджело (1914). Теория Фрейда, предложив новые концептуальные воз­можности для объяснения психологии изобразительного ис­кусства с позиций представлений о бессознательном и сублимации, оказалась малопродуктивной для объяснения его положительных онтогенетических и социальных моментов. Е. Kris (1975) пред­положил, что есть некие общие особенности, характеризующие творческое воображение. Они включают ограничение функций сознания, высокую эмоциональную заряженность образов, а также наличие механизма для разрешения проблем на визуальном уровне. Он также считает, что художник способен получить доступ к материалу Оно и влиять на протекание первичных психических процессов. Художники имеют определенные психологические характеристики, способствую­щие этому: способность к быстрым перемещениям от одного уровня психической деятельности к другому, а также к актив­ному контролю над первичными психическими процессами. Именно последнее отличает изобразительное творчество от фан­тазий и сновидений. Художник сам регулирует глубину релак­сации и регрессии своего сознания. Е. Kris подчеркивает взаи­мосвязь творчества и критических способностей, а также бо­лее активную и динамичную роль Я в творческом процессе, в отличие от спонтанных фантазий и сновидений. A. Ehrenzweig: глу­бокое понимание природы творческого процесса. Имея собст­венный опыт художественного творчества, он сделал удачную попытку пересмотреть взгляды классического психоанализа на изобразительное искусство. A. Ehrenzweig (1967), анали­зируя взаимодействие первичных и вторичных психических процессов в творчестве, отмечает высокую степень контроля над первичными процессами со стороны сознания, а также его высокодифференцированный и фокусированный характер. Бессознательные процессы синкретичны и охватывают пред­мет в целом. Сознание же позволяет художнику сфокуси­роваться на главном, а также на деталях, приводя их в соответ­ствие с целым. При этом сознание не «навязывает» бессозна­тельному свои законы, но позволяет зафиксировать и оттенить тот «скрытый порядок», который присутствует в бессозна­тельных процессах. Выделил три фазы в изобразительном творчестве. A. Freud (50-е г.г.) про­водит параллель между изобразительным творчеством и пси­хоаналитической работой. A. Storr (1978): исследование лично­сти художника. Личность художника харак­теризуется сильным, зрелым Я, что отличает его от личностей, склонных к фантазиям и уходу от реальности, с неясными гра­ницами самосознания. М. Klein (1948): Переживание утраты, связанное с разрушением цело­стного образа матери, ведет к его восстановлению на новом уровне развития, когда мать начинает восприниматься ре­бенком уже не как часть его самого, которую он способен кон­тролировать, а как независимое от него существо. М. Klein отмечает, что именно в этих ранних ярких переживаниях по­ложительного и отрицательного характера, связанных с пе­риодом отделения от материнской груди, коренятся чувства прекрасного и безобразного, являющиеся основой эстети­ческого опыта и столь важные для творчества. Художник, подобно ребенку, переживает сложные состояния, связанные с разрушением и восстановлением, направляющие и окра­шивающие творческий процесс. Е. Sharpe (50-е) полагает, что дос­товерная имитация объекта достигается также через его «ма­гическое поглощение». При этом художник должен быть спо­собен к живому, чувственному реагированию. Подобно тому, как в детстве, еще до появления членораздельной речи, ребе­нок общается посредством звуков и жестов, художник пере­дает свой опыт, основываясь, главным образом, на телесных ощущениях, однако бесконечно более изощренных и имею­щих символическую природу. М. Milner (1950,1955, 1969), художник-новатор. Важность взаимодействия тела и разума для творчества. занятия художественным творчест­вом необходимы каждому ребенку не только для формиро­вания его эстетических представлений, но и как инструмент психического развития. М. Milner одной из первых сформулировала понятие «безо­пасного пространства», обозначая им особую среду, создавае­мую матерью для ребенка в интересах его полноценного пси­хического развития. Такая среда, по мнению М. Milner, необ­ходима и для психоаналитической работы, а также творчества художника. D. Winnicott (1980, 1988). Идеи о «первичной материнской заботе», «игровой арене», «транзитных объ­ектах» и «транзитных феноменах» представляют особый ин­терес для арт-терапевтов, применяющих их для разработки тех представлений, которые характеризуют роль арт-терапевта как посредника в динамической коммуникации паци­ента с продуктами своего творчества и гаранта «безопасного психотерапевтического пространства», необходимого паци­енту для психотерапии, творчества и личностного «роста». Игровая деятельность является основой для накопления культурного опыта и развития навы­ков творческой деятельности. С начала ХХ в.
2. Аналитическая психология (К.Г.Юнг и последователи) К.Г.Юнг. Его теория, хотя и связанная с психоанализом фун­даментальным понятием бессознательного, существенно отли­чается от него. Отличия психологии Юнга от психоанализа в ее подходе к объяснению механизмов и природы изобразительного творчества: Если Фрейд рассматривал изобразительное творчество как область проявления психической патологии и психологических про­блем автора, как компромиссный способ удовлетворения его инстинктивных потребностей через использование инфантиль­ных форм психической деятельности, то для Юнга изобрази­тельное творчество — чрезвычайно важный инструмент для реализации самоисцеляющих возможностей психики. Творче­ство связывается им не столько с личным бессознательным в том смысле, который свойствен Фрейду, сколько с коллектив­ным бессознательным. Контакт с архетипическими энергиями и содержаниями посредством изобразительного творчества ак­тивизирует компенсаторные процессы в психике, которые не только приводят к разрешению внутрипсихических конфлик­тов, но и способствуют развитию личности. «Самое важное в изобразительном искусстве,— пишет Юнг,— это умение под­ниматься над личной жизнью и говорить от лица духа, от сердца поэта — для духа и сердца человечества. Личное ограничивает и является даже грехом в изобразительном искусстве» (Jung, 1970, с. 194). Юнг считал, что изобразительное искусство явля­ется внутренней потребностью, своего рода инстинктом, кото­рый превращает человека в инструмент для выражения опыта коллективного бессознательного. Имея высший смысл, связан­ный с динамикой коллективного бессознательного, изобрази­тельное творчество может быть источником конфликта между личным и общечеловеческим. Формой же преодоления этого конфликта выступает процесс индивидуации, ведущий ко псе большему взаимопроникновению личного и общечеловеческо­го и максимальной социальной самореализации человека. Поэтому творчество выступает не только как инструмент само исцеления, ной как важный фактор в достижении всеобщей гармонии и духовного баланса той или иной эпохи. Известно, что сам Юнг активно занимался изобразительным творчеством и по­буждал своих пациентов заниматься этим. Другое важное от­личие Юнга от Фрейда касается различного понимания ими сим­волов и их роли в изобразительном творчестве. I. Champernowne: важность социальной роли изобразительного искусства, реализующего общечеловеческий опыт, основанный на прояв­лениях коллективного бессознательного, благодаря тому что личность художника переживает процесс индивидуации. Она подчеркивает компенсирующую роль изобразительного искус­ства не только по отношению к психике самого художника, но и по отношению к существующему порядку вещей в западной культуре с характерным для нее главенством логики и вербаль­ной коммуникации. Она характеризует отношения арт-терапии и традиционных вербальных форм психотерапии как отноше­ния «напряженного партнерства» (Champernowne, 1971), в чем также проявляется диалектика взаимодействия коллективно­го бессознательного и форм массового сознания. 70-е г.г.
3. Гуманистическое направление Сознательный отказ от структурированных, завершенных теоретических моделей, которые могут помешать проникновению в изменчивый мир психики. Акцент внимания – не пациент (больной), а личность, стремящаяся к самоактуализации и расширению диапазона своих возможностей, через приобретение индивидуального опыта. Доверие и ценностное отношение к неповторимо-индивидуальным проявлениям мироощущения клиента. Выход арт-терапии из «стен клиники», превращение ее из лечебно-реабилитационного метода в инструмент психопрофилактики и личностного развития, ориентация на самый широкий круг клиентов (работа с семьей, разл. этническими и культурными сообществами, меньшинствами, обогащение подходов к работе с детьми и подростками; инструмент разрешения конфликтов разного рода). Развитие групповых форм работы – появление тематически-ориентированной группы. Краткосрочная работа («здесь и сейчас»), группы однократных встреч («выходного дня»), группы-интенсивы («с погружением»). Внимание к понятию творчества как реализации потенциала личности в разных видах деятельности. К.Роджерс: движущее начало всякого творчества – стремление к актуализации (и как частный ее аспект – актуализация своего Я – самоактуализация). Расширение понятия арт-терапии: включение различных форм терапии творчеством – драма-, музыко-, танцедвигательной и др. Þ понятие «экспрессивной терапии». Гуманистическая арт-терапия по К.Роджерсу – арт-терапия, центрированниая на клиенте. Гуманистическая арт-терапия по Ф.Перлзу включает достижения гештальт-терапии – акцент на постановке игрового психологического «эксперимента» средствами творческой работы, моделирование ситуации и исследование альтернатив поведения в ней, изучение собственных реакций, работа с субличностями. Пик – 60-70 г.г. ХХ века
4. Трансперсональное направление Влияние более характерно для американской арт-терапии (наряду с полярным директивным подходом). Расширение понятия нормы, диапазона «приемлемых» состояний (состояние измененного сознания, мистические, религиозные, перинатальные, трансперсональные и др. переживания). Преодоление границ «обыденного сознания». Существенное снижение значимости психотерапевтических отношений (клиент – терапевт). Опасность спекуляций и притока непрофессионалов. Появление в арсенале арт-терапевтов медитативных приемов, техник направленной визуализации (в состоянии глубокой релаксации), сочетание с музыкальным воздействием, двигательной активностью, др. С 70-х г.г. ХХ в.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...