Деятельность учащихся с ЗПР
Обучение детей с ЗПР самоконтролю В период подготовки к обучению грамоте у учеников с ЗПР формируется и развивается умение контролировать себя в ходе выполнения работы, а также проверять правильность уже выполненного задания. Часто дети стремятся скорее закончить учебную работу, совершенно не заботясь о качестве ее выполнения. В представлении школьников, начинающих обучение, важен сам факт совершения учебных действий — написать, начертить, нарисовать, раскрасить и т.д. В правильности сделанного они обычно не сомневаются. Из-за особенностей своего развития они не могут самостоятельно, без специального обучения осознать, что именно подлежит проверке. Отсутствие потребности и навыков самопроверки препятствует усвоению учебного материала. Этим свойством определяется одно из важных направлений специального обучения. В частности, с первых уроков, на которых дети учатся последовательно выделять звуки из слова, следует обратить их внимание на соответствие количества выложенных ими фишек количеству клеток условно-графической схемы. Проверяя, правильно ли проанализировано слово, дети «читают» составленную ими графическую модель и, если заполненными оказываются не все клеточки, находят допущенную ошибку путем повторного звукового анализа. Помочь ребенку с ЗПР учиться проверять выполненную работу может, например, такое задание: учитель предлагает найти во всех проанализированных словах определенный звук, например, звук [и] в словах бинт, ноги, лицо. Далее назвать в них мягкие согласные; проверить, есть ли среди этих слов такие, в которых согласные следуют друг за другом; назвать эти согласные, указать их место в модели звукового состава слова.
При обучении самоконтролю имеет смысл сочетать коллективную и индивидуальную оценку выполненных заданий. Деятельность учащихся с ЗПР Рассмотрим несколько типичных заданий, требующих от ребенка с ЗПР активного освоения умения выделять последовательно звуки из слов. Придумывание слов по цветовой схеме звукового состава слова, данной учителем. Это упражнение проводится в виде игры «Какое слово спряталось». Учитель показывает одноцветную или цветную схему звукового состава слова и предлагает детям угадать, какие слова могли «спрятаться» в этой схеме. Например, Ученики должны доказывать правильность подобранных ими слов, соотнося их звуковой состав с графической схемой. Выигрывает тот ряд, который назвал большее количество слов и доказал правильность своих ответов. Эту же игру можно провести иначе: каждый ребенок получает карточку со схемой и к ней подбирает слова с соответствующим звуковым составом. По мере изучения программного материала структура слов усложняется. Учащимся предлагается несколько предметных картинок и одна схема звукового состава слова. Они должны выделить предметы, названия которых соответствуют схеме. Например, на магнитной доске укреплены картинки, на которых нарисованы: гуси, флаги, лук, козы, марка. Под ними начерчена схема слова, состоящего из четырех звуков. Ученики называют изображенные предметы. Учитель спрашивает, какие из названных слов состоят из четырех звуков. Учащиеся должны доказать правильность своего ответа, т.е. провести звуковой анализ этих слов. Задание усложняется, если дана цветная схема. Подобную работу можно проводить с любым набором слов, при условии, что будет варьироваться их структура, а следовательно, и схемы звукового состава. С целью формирования у учащихся умения самостоятельно выполнять учебные задания в период подготовки к обучению грамоте проводятся самостоятельные и проверочные работы. Например, каждый ученик получает несколько предметных картинок, названия которых соответствуют изученным слоговым структурам. Учащиеся без посторонней помощи чертят условно-графические модели звукового состава этих слов, в клеточки (или кружки), обозначающие гласные звуки, вписывают соответствующие буквы.
Большая роль в коррекционно-подготовительной работе отводится «звуковым диктантам», которые непосредственно готовят детей к письму под диктовку. Учитель диктует слова (как при проведении словарных диктантов в общеобразовательной школе). Учащиеся самостоятельно составляют условно-графические модели их звукового состава, «записывая» (без букв) цветными стержнями диктуемые слова, после чего вписывают в клеточки (кружки), обозначающие гласные звуки, соответствующие буквы. Для примера приводим 2 «звуковых диктанта», выполненных детьми. Ученики чертят цветные схемы, обозначая гласные звуки красным цветом, твердые согласные синим, мягкие — зеленым. В этот период обучения звуковому анализу подлежат лишь те слова, в которых все звуки отчетливо слышатся и произносятся. Слова: мир, усы, зубы, три, игла, книга, рот. Слова: ухо, кони, спорт, два, март, шашки, дыни. Слово и предложение В период подготовки к обучению детей с ЗПР грамоте предусмотрено практическое ознакомление с предложением и словами. Сюда входит: составление словосочетаний, нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их произнесение; понижение голоса в конце предложения; членение предложений на слова, последовательное выделение их из предложений, определение их числа; уточнение лексического значения слов; умение слышать отдельные предложения в общем потоке речи; овладение терминами «слово», «предложение»; дифференцированное употребление этих терминов; правильное употребление вопросительных слов и построение вопросительных предложений. Вычленению предложений из связной речи, отработке интонации конца предложений, а также дифференцированному употреблению терминов «предложение» и «слово» помогают разнообразные методические приемы. Одним из наиболее действенных является использование условно-графической схемы предложения. Каждое выделенное из связной речи предложение обозначается длинной полоской бумаги или линией в тетради. Затем вычленяются отдельные слова: проговаривая каждое слово, учащиеся обозначают его короткой полоской бумаги (картона) или чертят короткую линию. Предложения и составляющие их слова выделяются из устного рассказа учителя (из двух-четырех предложений), из предложений, составленных одноклассниками, из выученных наизусть загадок и стихотворений.
Возможен обратный ход анализа. Дается готовая схема предложения, которая показывает количество слов, входящих в него. По этой схеме ученики придумывают предложения, проговаривают их вслух и накладывают на схему короткие полоски, обозначающие слова. Выделение слов из предложения, составление его схемы, придумывание предложений по готовым схемам — все это требует активной мыслительной деятельности, работы речедвигательного аппарата, слуха, зрения. Кроме того, учащиеся производят практические действия с полосками —- условными заместителями предложений и слов: моделируют предложение, обозначают его начало и конец, количество и последовательность входящих в него слов. Осмысленное и правильное составление предложений в устной речи является основой для усвоения правил написания слов и предложений, выделения предложений при письме. А умение устанавливать взаимосвязи между словами в словосочетаниях будет содействовать выработке орфографических навыков. В этот период обучения начинается работа по коррекции неправильного употребления форм существительных творительного падежа единственного числа (любуюсь Москвой, кормлю зерном) и родительного падежа множественного числа (много тетрадей, коробка конфет). Речевым упражнениям можно придать игровой характер. Например, детям предлагают загадки в виде развернутых описаний: кем работает человек, который готовит обед (поваром), учит детей (учителем), растит телят (телятницей), доит коров (дояркой) и т. д. Ребенок должен ответить словосочетанием или предложением (работает почтальоном или Человек, который разносит письма и газеты, работает почтальоном). За каждый правильный ответ он получает какую-либо награду. Выигрывает тот ряд, который имеет больше наград.
Большой интерес вызывает игра «Один, много, нет». Школьники называют демонстрируемые им игрушки. Например, один шар, одна машина, много кукол, много мячей. Они должны запомнить все игрушки, закрыть глаза, а открыв их, определить, какие предметы убраны, и сказать, например, нет мячей. Можно составлять словосочетания и предложения по наглядно воспринимаемой ситуации, употребляя глаголы, числительные и существительные: повесили пять флажков, посадили шесть деревьев, вымыли пять чашек и т. д. Указанные упражнения играют не только коррекционную, но и пропедевтическую роль: школьники приобретают практический опыт изменения существительных по числам и падежам, т. е. начинают готовиться к усвоению материала последующих классов. Подготовка к обучению грамоте включает в себя работу по развитию речи. Развитие речи — не какой-либо специальный раздел курса, это методический принцип обучения родному языку. О своеобразии речи детей, поступающих в специальную школу или в класс, было сказано выше. Поэтому развитие словарного запаса, связной речи учащихся входит неотъемлемой составной частью в изучение любой темы школьного курса русского языка. Целенаправленное развитие речи школьников имеет принципиальное значение для нормализации их общения, усвоения всех учебных предметов и, наконец, овладения письменной речью. Необходимо активизировать устную речь учащихся, сделать предметом их внимания слово, словосочетание и предложение в целом, учить их говорить не торопясь, достаточно громко, литературно правильно, интонационно выразительно. В содержание подготовки детей к обучению грамоте входит и словарная работа. Школьники уточняют значение слов, узнают их смысловые оттенки, знакомятся с новыми словами, соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира. Одновременно уточняются и расширяются конкретные впечатления и представления об окружающем мире. Непосредственно решение этой задачи осуществляется по программе курса «Ознакомление с окружающим миром». На уроках по подготовке к обучению грамоте указанная работа также занимает значительное место, но в плане организации словесного высказывания. Школьники целенаправленно учатся давать полные ответы на вопросы учителя о виденном, о собственных впечатлениях, наблюдениях и практической деятельности. Они осваивают умение описывать какой-либо предмет, явление, событие в определенной последовательности, избирательно пользоваться языковыми средствами: употреблять точные наименования предметов, их признаков, действий, указывать место и время событий.
Специальное внимание следует уделить употреблению предлогов, обозначающих пространственные отношения (на, над, под, за, между, перед). Рассматривая предметы и их изображения, осуществляя какие-либо действия с предметами, дети учатся различать их взаимное расположение и обозначать эти отношения с помощью соответствующих предлогов и наречий. Например, учитель выстраивает несколько учеников друг за другом. Остальные показывают и говорят: кто за, между и перед кем стоит. Аналогичную работу можно организовать по любой картинке, где четко воспринимается расположение персонажей или предметов в пространстве. (Подобные задания дети выполняют и на уроках ознакомления с окружающим миром, и на уроках математики.) На уроках родного языка они необходимы не только для организации речевого высказывания, но и в целях подготовки к звуковому анализу. (В слове сом первый звук [с], за ним — звук [о], за ним — [м]; гласный звук [о] между согласными [с] и [м] и т. д.). Развитию речи учащихся способствует заучивание наизусть образных словосочетаний, небольших предложений, стихотворений. В этот период обучения дети учатся слушать и пересказывать короткие сказки и рассказы, составлять рассказы по серии сюжетных картин или по отдельной сюжетной картине. При обучении русскому языку формируется умение слушать учителя и одноклассников, воспитывается внимательное и доброжелательное отношение к ответам и рассказам товарищей. Следует учитывать, что коррекционная работа эффективна только тогда, когда ученик имеет возможность развернуто высказывать свои мысли, когда его внимательно выслушивают, не перебивая. Важно, вслушавшись в ответ ученика, уловить погрешность его речи и организовать остальных учащихся на проверку задания, его содержательную оценку и исправление допущенных ошибок. Учитель не может быть удовлетворен одним-двумя верными ответами; необходимо убедиться в правильном понимании вопроса большинством учащихся. В случае затруднений не следует торопиться с подсказкой, а организовать работу так, чтобы дети сами подошли к необходимому решению. Грамматико-орфографическая пропедевтика В период подготовки к обучению грамоте школьники практически начинают усваивать довольно значительный материал по языку. На основе устных упражнений у первоклассников формируются речевые умения, накапливаются языковые наблюдения и практические обобщения, подготавливающие их к усвоению орфографических тем на более поздних ступенях обучения: во втором полугодии, в последующих классах. Естественно, что в этот период, как и во время обучения грамоте, пропедевтическая работа не может быть задачей целых уроков. Она лишь сопутствует основному содержанию этого периода обучения. Учащиеся практически знакомятся со словоизменением и словообразованием. Специальные упражнения, направленные на расширение и накопление «гнезд родственных слов», создают практическую основу для последующего усвоения состава слова, правил правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов. Первоначально учитель сам называет однокоренные слова (при этом термины, конечно, не используются) и предлагает учащимся вслушаться в них, обращая внимание на общность звучания и смысла этих слов. Например, после того, как дети выделили звук [ж] из слова пожарный, можно напомнить, что пожарные тушат пожар, машина, которая возит пожарных, называется пожарная машина. Внимание учеников обращается на то, что в словах пожар, пожарный, пожарная (машина) есть общая часть пожар. В дальнейшем дети по вопросам учителя сами образуют однокоренные слова. Так, например, после звукового анализа слова школа учащимся предлагается вспомнить, как называют обучающихся в школе мальчика (школьник) и девочку (школьница). Вслушавшись в слова школа, школьник, школьница, дети по подсказке учителя находят, что в каждом из них есть общая часть школ-. Составление предложений по сюжетной картинке также может быть связано с употреблением однокоренных слов. Например, рассмотрев картину, на которой изображена игра в футбол, учащиеся составляют предложения, используя слова футбол, футболист, футбольный (мяч), футбольное (поле). Безусловно, такая работа может идти успешно лишь в том случае, если решается основная задача этого периода обучения: развитие умений вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, последовательно вычленять звуки из слова, определять их точное место. В период подготовки к обучению грамоте учащиеся знакомятся с ударением: учатся способу произношения слов с подчеркнутым выделением ударного гласного, овладевают умением постановки знака ударения в схемах проанализированных ими слов. Подготовительная работа дает детям возможность лучше запомнить буквы. Предварительное ознакомление с буквами в подготовительный период, многократное повторение их в букварный период дают хорошие результаты. Указанные направления пропедевтической работы обеспечивают перспективность обучения. 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 2. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. «Русский язык. Звуки речи, слова, предложения». Часть 1. — М., Владос, 2012. 3. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. «Русский язык. Звуки речи, слова, предложения». Часть 2. — М., Владос, 2012.
Тригер, Р.Д. Особенности системы подготовки к обучению грамоте детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Р.Д. Тригер // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2017. – Альманах №29. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-30/features-of-the-training-system-for-literacy-of-children-with-mental-retardation
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|