Сосредоточьтесь на своем теле
Теперь сосредоточьте свое внимание на физическом теле. Переводите внимание с одной части тела на другую по схеме 61-точечной релаксации (стр. 27), раз за разом проходя по всем точкам. При этом отмечайте про себя, что чувствует ваше тело в каждой из них. Обращайте внимание на необычные ощущения, вибрации, смещения и т.п. Это предвестники сонного паралича. Рано или поздно вы испытаете подобные ощущения, которые быстро перейдут в полный паралич вашего тела. На этой стадии вам можно забыть о своем парализованном теле и войти в мир сна телом сновидения. Покиньте свое тело и войдите в сновидение Как только вы почувствуете, что ваше физическое тело находится в состоянии глубокого сонного паралича, вы готовы идти дальше. Помните, что образ тела, которое вы сейчас воспринимаете как парализованное физическое тело, не может передвигаться (в ментальном пространстве), потому что сенсорная информация говорит мозгу о том, что ваше физическое тело неподвижно. Когда же поступление сенсорной информации прекратится (когда вы глубже погрузитесь в REM-сон), ничто, кроме памяти, уже не будет напоминать о том, что ваше тело находится в прежнем положении. Теперь вы свободно можете перемещать образ своего тела, или тело сновидения, не вступая в противоречие с сенсорными системами. Образ вашего тела может перемещаться независимо от реального положения тела физического, как это обычно и бывает во сне. Более того, ощутив сонный паралич, вы можете быть уверены, что сенсорное восприятие скоро прекратится. Просто представьте себе, что образ вашего тела снова может двигаться. Вообразите себя не спящим в кровати, а в каком-либо другом месте или при других обстоятельствах. Как только почувствуете свое тело сновидения за пределами кровати, сигналы от парализованного физического тела перестанут вас беспокоить.
Комментарий При отработке как техники одного тела, так и техники двух тел, необходимо выполнять следующее условие: покинув постель, вы должны осознать, что спите. Помните, что вы находитесь в теле сновидения, и все вокруг вас – тоже сон. Все, что вы видите – это ваш сон. (Заимствовано из Толи и Рама) Одно тело или ни одного? Разумеется, даже одно тело (образ), которое мы оставили для последней техники, является продуктом наивного метафизического реализма. Ваше восприятие тела – это всего лишь результат его моделирования мозгом. В состоянии бодрствования, благодаря поступлению в мозг сенсорной информации, этот результат идентичен физическому телу. Этим объясняется ограниченность возможностей физического тела: мозгу необходимо постоянно иметь подробную модель, корректно отражающую взаимоотношения между телом и окружающим миром, и ваши действия не должны вступать в противоречие с этой моделью. Теперь рассмотрим совершенно иную ситуацию – REM-сон. В этом случае ваше физическое тело не поставляет мозгу практически никакой полезной сенсорной информации. В результате мозг не может набрать данных, чтобы построить законченную модель, похожую на физическое тело. В каком-то смысле он «теряет» спящее тело. Потому-то образ тела и гуляет по стране сновидений, в блаженном неведении, что будь у мозга необходимая сенсорная связь, оно бы и с места не сдвинулось! Теперь давайте зададим пристрастный вопрос: Если создаваемая мозгом модель уже не отражает объективно внешних условий, положения или рода деятельности физического тела, то почему она представляет в прежнем виде его внешность, функциональные особенности, топологию… или форму? Как сказал Толи, «ощущение кем-либо своего тела во сне является всего лишь феноменом, переносимым из состояния бодрствования, и от него можно избавиться»30. Это позволяет выбросить за борт остатки метафизического багажа и двигаться дальше совсем налегке. От техники двух тел мы перешли к технике одного тела. Теперь очередь за техникой без тела.
БЕСТЕЛЕСНАЯ ТЕХНИКА Полностью расслабьтесь Лежа на кровати, прикройте глаза и расслабьте голову, шею, плечи, спину, руки и ноги. Устраните все умственные и мышечные зажимы, дышите медленно и спокойно. Получите удовольствие от расслабления, дайте уйти всем своим мыслям, заботам и планам. Если вы только что проснулись, этого должно быть достаточно для расслабления. Если нет – попробуйте применить последовательную релаксацию (стр. 27) или 61-точечную релаксацию (стр. 27). Пусть все утихает, становится все медленнее, все расслабленнее, пока ваш ум не станет спокойным, как море в безветренную погоду. Подумайте, что вскоре вы уже не будете ощущать свое тело Засыпая, сосредоточьтесь на мысли, что с наступлением сна вы перестанете воспринимать свое тело. Свободно парите во сне как точка эго Перестав ощущать свое тело, вообразите, что вы – точка сознания, которая может воспринимать, чувствовать, думать и действовать в мире сна. Свободно парите в мире сна, как пылинка на свету. Комментарий Некоторые, возможно, почувствуют, что им пока не хочется существовать в виде бестелесной искры. Не волнуйтесь, во сне у вас есть широкий выбор вакантных тел. Толи описал комбинированную процедуру, называемую «техникой образов и точки эго», которая отличается от бестелесной техники только в одном: кроме всего прочего, вы должны концентрироваться на гипнагогических видениях. Он пишет: «Если наблюдаемый сценарий сна установился, то можно в него включиться. При определенных обстоятельствах, точка эго может войти в тело другого персонажа сна и овладеть его «моторной системой». (Заимствовано из «Техники точки эго» Толи) КУДА НАМ ИДТИ ДАЛЬШЕ? В последних двух главах были описаны и объяснены техники вхождения в осознанное сновидение. Попробуйте каждую из них и остановитесь на той, которая лучше всего у вас получается. Практикуйте ее почаще, и вы увидите, как будет расти ваше мастерство. Чем больше вы переживете осознанных сновидений, тем легче они будут у вас получаться. Но тогда возникнет вопрос: куда идти и что делать дальше?
Следующие две главы подготовят вас к практическому использованию осознанных сновидений, снабдив сведениями и техниками для их продления и показав, как работать с образами сна. ГЛАВА 5. СНЫ – МОДЕЛЬ МИРА Эта глава дает общее представление о процессе сновидений. Пока во сне ваша голова витает в облаках, обратите внимание на ноги, стоящие на земле. Главная задача мозга, как обсуждалось во второй главе, предсказывать и воздействовать на результаты действий во внешнем мире. Для этого он строит модель мира. Свою версию происходящего в мире мозг основывает на информации, постоянно поступающей от наших органов чувств. А наиболее доступной является уже имеющаяся у нас информация, которая воплощена в воспоминаниях, ожиданиях, страхах, желаниях и т.д. Я считаю, что сны – это результат обработки этой внутренней информации с целью создания модели мира, результат тех же самых процессов восприятия и осмысления, с помощью которых мы воспринимаем мир в состоянии бодрствования. Поэтому чтобы понять процесс сновидения, необходимо разобраться в процессе восприятия в процессе бодрствования и в происходящих в нем изменениях. СТРУКТУРА ВОСПРИЯТИЯ Процесс восприятия представляет собой сложную и изначально бессознательную оценку сенсорной информации, а также другие факторы, распадающиеся на два основных вида: ожидания и мотивации. Восприятие и ожидание Восприятие (то, что мы видим, слышим, осязаем и т.д.) в значительной степени зависит от наших ожиданий. То есть в первую очередь, мы воспринимаем то, чего больше всего ожидаем. Ожидания принимают различные формы, и одними из наиболее важных являются обстоятельства. Чтобы понять, насколько мощно влияет обстановка на восприятие, заметьте, сколько времени у вас уйдет, чтобы прочитать вслух следующие два предложения:
Образуют расставленные их случайно же быстро но примере правильно слова легче осмысленное гораздо поэтому слова предложение эти в как чем прочитать самые предыдущем те.
Эти слова образуют осмысленное предложение поэтому прочитать их быстро и правильно гораздо легче чем те же самые слова, но расставленные случайно как в предыдущем примере. Очевидно, что чтение первого предложения у вас заняло больше времени, чем второго. Произошло это потому, что во втором предложении слова расставлены с определенным смыслом. Каждое слово входит в разумный контекст, который помогает вам это слово увидеть, прочитать и понять. В первом же предложении вы лишены поддержки контекста и поэтому на осмысление слов у вас уходит больше времени. Легче также воспринимается все более привычное. Попробуйте идентифицировать все три элемента на рис. 5.1. Сколько времени вы потратили на каждую из фигур? Первой вы, вероятно, узнали собачку, потом – корабль, и последним – слона. Это соответствует степени их близости нам в нашей жизни. То есть ожидаешь привычного. Другим важным фактором, влияющим на восприятие, является недавний опыт, связанный с объектом восприятия. По данным Стейнфелда, испытуемые, которым была рассказана история об океанском круизе, узнали на рисунке 5.1.в пароход менее чем за 5 секунд. У тех же, кому предлагался рассказ на другую тему, на это уходило 30 секунд. Мы предполагаем, что текущие события будут похожи на то, что было недавно.
Рисунок 5.1. Неполные изображения
На восприятие человека могут сильно повлиять также и личные интересы, род занятий и особенности характера. Этот факт используется в тестах типа «клякс Роршаха», в которых на основе интерпретации фигур неправильной формы производится оценка личности. Бартлет заметил, что испытуемые, которых просят истолковать кляксы, в свои объяснения часто вкладывают информацию о роде своих занятий и интересах. Например, одна и та же клякса напомнила женщине «шляпку с перьями», министру «раскаленную Вавилонскую печь Навуходоносора», а физиологу – «снимок поясничного отдела пищеварительной системы». Посмотрите на рисунок 5.2. Что напоминает эта клякса вам?
Рисунок 5.2. Клякса или…
Различия в восприятии обусловленные профессиями людей проявляются и более непосредственно. Клиффорд и Булл в течение нескольких часов показывали полицейским и гражданским лицам киносъемку городских улиц. Задачей испытуемых было искать беглых преступников (по фото) и следить за переменами в обстановке (от легальной к криминальной и т.п.). Хотя в целом обе группы отметили одинаковое количество людей и событий, полицейские заподозрили больше краж, чем граждане, поскольку ожидали увидеть криминал. Ожидание изменяет восприятие в соответствии с вашим представлением о предмете восприятия.
Восприятие и мотивация Другим важным фактором, влияющим на восприятие, является мотивация. Мотивации – это причины, побуждающие нас делать то или иное. Существует множество типов мотивации, от наиболее примитивных, например, голода, жажды, полового влечения, до психологических потребностей – любви, признания, уважения, и в конце концов, высших побуждений, таких как альтруизм, а также того, что Абрахам Маслоу назвал самореализацией – потребности осуществить то уникальное, что заложено в каждом человеке природой. На процессы восприятия влияют мотивации всех уровней. Влияние мотивации низших уровней осуществляется непосредственно. Например, в одном эксперименте детей попросили оценить размеры монет. При этом одна и та же монета бедным детям казалась больше, чем богатым. В другом эксперименте школьникам показывали одни и те же неправильные фигуры до и после еды. При этом до еды они ассоциировались с видом пищи в среднем в два раза чаще, чем после. Как гласит пословица: «What bread looks like depends upon whether you are hungry or not» (каким вам видится хлеб, зависит от того, голодны вы или нет). Определенное влияние на поведение и восприятие оказывают сильные эмоции. Известно, что рассерженный человек склонен везде видеть врагов. Робкий всегда преувеличивает опасность, принимая порой муху за слона. Влюбленные, подогреваемые стремлением видеть предмет своего обожания, могут ошибочно принять за него постороннего человека. В общем, мотивации направляет действия людей на удовлетворение их потребностей. Мотив или эмоция изменяет ваше восприятие событий в сторону желаемого их исхода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|