Упражнения, направленные на развитие скорочтения.
Художественный эстетический принцип. Определяет отбор произведений для чтения, поэтому в круг чтения младших Школьников вошли преимущественно художественные тексты, раскрывающие перед читателем богатство окружающего мира, человеческих отношений, красоту, формируют у ребенка собственное отношение к действительности. Литературоведческий принцип. Реализует анализ литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Программа охватывает все литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни. При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников нравственно-эстетической идеей. Коммуникативно-речевой принцип. Нацелен на развитие культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения предполагает на первом году обучения -формирование приемов чтения на уровне слова (чтение целыми словами), на втором году обучения - постепенное введение в чтение про себя; на третьем и четвертом годах обучения - наращивания скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков общения читателей с писателем и героями его произведений. Курс литературное чтение обеспечивается учебниками:
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение основных задач:
Вырастить грамотного читателя - совсем не простая задача для начальной школы. Среди общеучебных умений и навыков важное место для дальнейшего обучения занимает умение беглого чтения, которое формируется в начальной школе. Задача учителя – развить технику чтения у детей младшего школьного возраста. Жизнь показывает, если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он занимает в коллективе заметное место, верит в свои силы, и наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует ущербность теряет веру в свои силы, способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально такой ребенок будет переживать свой недостаток. Интерес к чтению возникает в том случае, когда юный читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книги ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее их развитие. Как научить ребенка осознанно правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определять уровень понимания прочитанного? Каждый учитель задумывается над этим вопросом и старается решить эту проблему, совершенствуя навык чтения. Как показывает опыт, обычно быстро читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивое внимание. Известный ученый педагог В.Н.Зайцев в своих исследованиях пришел к выводу, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту дает возможность ребенку успешно учиться в 5 классе. Тогда возникает вопрос, как выйти на этот уровень? Прежде всего, надо выявить факторы, мешающие быстрому чтению.
1. Малое поле зрения т.е поле видения в строке без передвижения зрачков. У не тренированного чтеца число фиксаций это несколько букв или отдельное слово. Он делает 12-16 фиксаций. А при тренировке число фиксаций сокращается до2-3. 2. Плохое развитие памяти у детей 7 лет. Это отражается на технике чтения. Если предложение большое ребенок забывает, о чем прочитал в самом начале. 3. Недостаточное использование смысловой догадки. У начинающего читателя понимание прочитанного идет не вместе с чтением, а после него. А у читающего ученика глаз постепенно получает возможность забегать вперед, и понимание осуществляется вместе с чтение. Поэтому работу над скорочтением надо начинать с развития зрительной памяти, внимания. Память человека устроена таким образом, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Вывод значит надо через определенные промежутки времени проводить упражнения, направленные на развития скороччтения. Прежде чем перейти к упражнениям я распределила их на группы. Итак, получилось 3 основные группы на 1 и 2 класс. Упражнения, направленные на развитие скорочтения. 1. Упражнения, связанные со зрительным восприятием. Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя. Класс Кто самый внимательный? Развивает зоркость внимание к слову. Слова, написание которых отличаются одной буквой:
город-горох-грохочет
Слова желательно печатать на доске или на плакатах и выбирать из разбираемых на уроках произведениях. Читай быстро целыми словами. Направлено на развитие «поля» и способа чтения. Начинать надо с простых слов, с малого «поля» чтения. Слоговые трудности надо наращивать постепенно.
ключ-родник
Класс Во втором классе в упражнения связанные со зрительным восприятием вводятся слова с наращиванием для быстрого чтения.
Наблюдает-соблюдает.
Зелень – зеленело - зазеленело.
Догореть – догорать - догонять.
Медведица с медвежатами.
Родной - родимый, знакомый, близкий. 2. Упражнения, совершенствующие произношения. Они направлены на работу над дикцией и в определенной последовательности орфоэпическим произношением. Эта группа упражнений способствует более правильному и выразительному чтению. Речь пришедших детей очень часто страдает недостатками. Дети не замечают своих ошибок, так как привыкают к своей повседневной речи. Упражнения в произношении делает речевой аппарат более подвижным четко произносятся слова, и темп чтения убыстряется. Класс
и, а, э, у, ы
э - е, а - я, о - е, у - ю, ы - и;
Ш - школа, шалаш, кувшин, карандаш
З-С Спасибо, мороз, что снегу нанес.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Во 2 классе произношение слов произносится с заданием:
Упражнения в произношении ряда слов и скороговорок произносятся с понижением и повышением голоса и в различных темпах:
3. Упражнения, направленные на синтез восприятия и понимания. Они направлены на быстрое овладение слов в процессе чтения. Понимание содержания произведения и его смысла раскрывается через понимание значения слов.
чиж, грач, сова, стриж, ласточка;
коза корова, соловей, овца, сорока;
Во 2 классе основная масса ребят уже читают целыми словами, понимание значение слова осуществляется в процессе чтения, часто возникает правильная догадка о значении последующего слова и вся работа переносится на содержание текста. На третьем и четвертом годах обучения идет наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения. Для формирования беглости чтения необходимо обеспечить на уроках многократное обращение к тексту с использованием различных видов работ с текстом:
На уроках я использую приемы и методы для развития скорочтения. Это чтение в парах, чтение за диктором, групповое чтение, жужжащее чтение и многие другие виды работ Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм, компьютерным играм. Поэтому мы учителя должны открыть детям целостность книги, чтобы ребята полюбили книгу, ведь книга прочитанная в детстве остается в памяти на всю жизнь. В 1 классе для стимулирования я читала детям интересные эпизоды из книг, а дальше ребята с большим интересом шли в библиотеку где их встречала библиотекарь и знакомила с рядом книг на полках красочно оформленных. Дети кто мог сразу продемонстрировать свои способности читать сразу становились читателями библиотеки. Работа с книгой тесно стала продолжаться во 2 классе, когда все ребята уже достаточно хорошо читали целыми словами. Чтобы как-то не ослабить читательский интерес и привлечь ребят, на протяжении всего учебного года я поддерживала тесную связь с городской детской библиотекой. Раз в 2 недели нам приносили книги на каждого ученика. В течении этого времени ребята с большим интересом обменивались каждый день книгами. Это позволило каждому ученику прочитать за 2 недели более 6 книг в течение года. Я наблюдала, как дети читали на переменах, после уроков, в ГПД, Читали в парах, задавали вопросы друг другу. В классе были заведены читательские дневники, где ребята заполняли информацию о прочитанной книге, рисовали рисунки, делали выставки. По субботам подводили итоги, прочитанных книг. Используя свой опыт работы на протяжении многих лет, хочется подчеркнуть, что только целенаправленная работа помогает достичь результатов чтения в начальной школе, когда на уроках вводятся специальные упражнения, направленные на совершенствование процесса чтения зрительного воспроизведения слова и его произношения. В 2006 уч.г. мои выпускники 4 класса читали выше нормы из 25 уч-ся 68%. Ребята в конце годы были награждены грамотой в школе «Самый читающий класс». В 2007 уч. г.на конец 2 класса административный контрольный срез показал, что 18 уч-ся читают выше нормы. В 2008уч.г. контрольный срез срез за 1 четверть показал, что из 22 уч-ся читают выше нормы 16 уч-ся. Чтение – вот лучшее учение. Наверно нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло и выразительно, понимать содержание прочитанного, зависит успех на протяжении всех школьных лет. Заканчивая, начальную школу, ребята должны согласно программе владеть навыком сознательного беглого правильного выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|